Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Определение понятия «коммуникативная компетентность».
2. Компоненты коммуникативной компетентности.
3. Тактика общения. Уровни общения.
4. Формы делового общения.
5. Основные характеристики конфликта.
6. Виды конфликтов.
7. Этапы динамики конфликта.
8. Способы разрешения конфликтов различного типа.
9. Что такое коммуникативная компетентность?
10. Что необходимо знать, чтобы быть коммуникативно компетентным руководителем?
11. Какие уровни общения выделяются в психологии?
12. Чем отличается деловое общение от манипуляции?
13. Какие формы делового общения существуют?
14. Каковы этапы проведения переговоров?
15. Какие существуют методы проведения совещаний?
16. Что надо учитывать при публичном выступлении?
17. Всегда ли конфликт – зло для организации?
18. Какие выделяют типы конфликтов?
19. В чем состоит объективная основа конфликта?
20. Опишите структуру организационного конфликта.
21. Какая стратегия поведения в конфликтной ситуации наиболее эффективна? Почему?
22. В чем состоит сущность интегративного подхода к разрешению конфликта?
23. Какие позитивные функции может выполнять организационный конфликт?
24. Перечислите наиболее частые препятствия к эффективному разрешению конфликта?
25. Что такое конфликтная компетентность?
Задания по теме практического занятия:
Задание 1. Отработка техник слушания. Студенты работают в парах. Задание: один из партнеров, «рассказчик», излагает любую ситуацию. Второй партнер, «слушатель», слушает, используя техники слушания: невербальное отзеркаливание, «угу-ага», «эхо», парафраз (набор техник преподаватель может варьировать). Затем участники меняются ролями. По окончании упражнения студенты обмениваются впечатлениями, рассказывают о возникавших трудностях.
Задание 2. Предложите свою конфликтную ситуацию, в которой стратегией поведения одного из участников было бы:
а) доминирование;
б) уход;
в) сотрудничество;
г) уступчивость;
д) компромисс.
Задание 3. Вспомните ситуации, по поводу которой в вашей группе имеются разногласия. Попробуйте провести обсуждение этой ситуации, используя правила конструктивных переговоров: а) прояснить позиции сторон; б) переформулировать позиции сторон в терминах их интересов; в) найти решение, удовлетворяющее интересы обеих сторон.
Литература: [5], [9], [10], [12], [19], [22], [26], [35], [36], [39], [42], [44], [48], [50], [51], [52], [60]
Самостоятельная работа студента по модулю 2
Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения | Виды самостоятельной работы студентов | Сроки выполнения |
1 | 2 | 3 |
Управление малой группой в организации | Подготовка к практическому занятию | 9-10 неделя |
Психологическое воздействие в процессе общения | Круглый стол по теме лекции. Подготовка рефератов к защите | 11-12 неделя |
Виды и формы управленческого общения | Подготовка выступлений и презентация по теме | 13-14 неделя |
Способы разрешения конфликтов различного типа. | Дискуссия по проблеме сознания | 15-17 неделя |
Тематика рефератов по модулю 2:
1. Личность подчиненного как объект управления.
2. Социализация личности как социальный феномен.
3. Характеристика процесса адаптации подчиненного к условиям организации.
4. Система регуляции поведения и деятельности личности.
5. Социальная организация как объект управления.
6. Механизмы групповой динамики.
7. Феномены групповой жизнедеятельности.
8. Распределение групповых ролей в организации.
9. Управление социально-психологическим климатом организации.
1. Общение как социальный феномен. Особенности управленческого общения.
2. Проблемы межличностного восприятия в управленческом общении.
3. Общение руководителя с подчиненными как обмен информацией.
4. Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении.
5. Проблема уверенности в процессе управленческого общения и пути ее формирования.
6. Межличностный конфликт как социальный феномен.
7. Причины и условия, вызывающие межличностные конфликты.
8. Управление конфликтными ситуациями в условиях совместимой деятельности.
9. Коммуникационная структура. Слухи и меры противодействия им.
4. Рейтинг-план дисциплины
Рейтинг-план дисциплины «Психология управления» представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Рейтинг-план дисциплины
Модуль 1 | Модуль 2 | Промежуточная аттестация | Итого | |
Семестр 4 | 50 | 50 | 0 (зачет) | 100 |
Образовательные и информационные технологии
Таблица 5 – Виды учебных занятий в активных и интерактивных формах
Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Лекции | Демонстрация презентационного лекционного материала | 4 |
Практические занятия | Дискуссия, ролевые игры, кейс-задания и др. | 6 |
Итого | 10 |
6. Курсовой проект (работа)
Выполнение курсового проекта (работы) не предусмотрено учебным планом.
7. Перечень планируемых результатов
Талица 6 – Планируемые результаты обучения при изучении дисциплины
№ п/п | Наименование раздела (этапа) учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения |
1 | Предмет психологии управления» | ОК-6 | Знать: − психологическую природу управленческих процессов; − знать основы организационно-управленческой структуры; − стили управления и руководства. Уметь: − устно и письменно выражать свои мысли; − использовать информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом. Владеть: − риторическими приёмами как в устной, так и в письменной речи; |
2 | Руководитель как субъект управления | ОК-6 | Знать: − психологическую природу управленческих процессов; − знать основы организационно-управленческой структуры; − стили управления и руководства. Уметь: − устно и письменно выражать свои мысли; − использовать информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом; − компетентно управлять людьми, осуществлять подбор, подготовку и расстановку специалистов, устанавливать формальные и неформальные отношения среди сотрудников; − адекватно оценивать собственную деятельность, самосовершенствоваться в соответствии с современными требованиями и прогнозируемыми изменениями. Владеть: − риторическими приёмами как в устной, так и в письменной речи. |
3 | Управление группой в организации | ОК- 6 | Знать: − психологическую природу управленческих процессов; − знать основы организационно-управленческой структуры; − стили управления и руководства; − способы эффективного управления; − особенности организационного поведения, структуру малых групп, мотивы и механизмы их поведения. Уметь: − устно и письменно выражать свои мысли; − использовать информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом; − компетентно управлять людьми, осуществлять подбор, подготовку и расстановку специалистов, устанавливать формальные и неформальные отношения среди сотрудников; − адекватно оценивать собственную деятельность, самосовершенствоваться в соответствии с современными требованиями и прогнозируемыми изменениями; − планировать и прогнозировать деятельность организации. Владеть: − риторическими приёмами как в устной, так и в письменной речи; − методами эффективного управления. |
4 | Управленческое общение | ОК- 6 | Знать: − психологическую природу управленческих процессов; − знать основы организационно-управленческой структуры; − стили управления и руководства; − способы эффективного управления; − информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом; − творческие методы решения управленческих задач и повышения мыслительной активности сотрудников; − особенности организационного поведения, структуру малых групп, мотивы и механизмы их поведения. Уметь: − устно и письменно выражать свои мысли; − использовать информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом; − компетентно управлять людьми, осуществлять подбор, подготовку и расстановку специалистов, устанавливать формальные и неформальные отношения среди сотрудников; − адекватно оценивать собственную деятельность, самосовершенствоваться в соответствии с современными требованиями и прогнозируемыми изменениями; − планировать и прогнозировать деятельность организации. Владеть: − риторическими приёмами как в устной, так и в письменной речи; − методами эффективного управления; − технологиями и средствами коммуникации при управлении персоналом; − методами решения управленческих задач. |
Текущий рейтинг по модулю проводится в форме коллоквиума.
Показатели, критерии оценки сформированности компетенции, шкала оценивания результатов освоения компетенций по уровням освоения представлены в табл. 7
Таблица 7 – Показатели, критерии оценки сформированности компетенции, шкала оценивания результатов по уровням | ||||
Уровень освоения | Критерии освоения | Показатели и критерии оценки сформированности компетенции | Шкала оценивания | |
Продвинутый | Компетенция сформирована Демонстрируется высокий уровень самостоятельности, высокая адаптивность практического навыка | Обучаемый демонстрирует способность к полной самостоятельности (допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий в рамках учебной дисциплины с использованием знаний, умений и навыков, полученных как в ходе освоения данной учебной дисциплины, так и смежных дисциплин. 76-100 баллов. | «отлично» | |
Базовый | Компетенция сформирована. Демонстрируется достаточный уровень самостоятельности устойчивого практического навыка | Способность обучающегося продемонстрировать самостоятельное применение знаний, умений и навыков при решении заданий, аналогичных тем, которые представлял преподаватель при потенциальном формировании компетенции, подтверждает наличие сформированной компетенции, причем на более высоком уровне. 61-75 баллов. | «хорошо» | |
Пороговый | Компетенция сформирована. Демонстрируется недостаточный уровень самостоятельности практического навыка | Если обучаемый демонстрирует самостоятельность в применении знаний, умений и навыков к решению учебных заданий в полном соответствии с образцом, данным преподавателем, по заданиям, решение которых было показано преподавателем, следует считать, что компетенция сформирована, но ее уровень недостаточно высок. 46-60 баллов | «удовлетворительно» | |
Низкий | Компетенция не сформирована Демонстрируется отсутствие самостоятельности и практического навыка | Неспособность обучаемого самостоятельно продемонстрировать наличие знаний при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с образцом их решения, отсутствие самостоятельности в применении умения к использованию методов освоения учебной дисциплины и неспособность самостоятельно проявить навык повторения решения поставленной задачи по стандартному образцу свидетельствуют об отсутствии сформированной компетенции. Менее 45 баллов. | «неудовлетворительно» | |
Дополнительный рейтинг
Дополнительный рейтинг представляет собой оценку результатов самостоятельного выполнения студентами (курсантами) индивидуальных творческих работ различных уровней сложности, не входящий в суммарное количество баллов, определенное для всего курса. Этот бонус-рейтинг предназначен для активации студентов на освоение курса дисциплины или для студентов (курсантов), пропустивших по уважительной причине учебные занятия.
Дополнительный рейтинг (10 баллов) можно получить путем выполнения контрольной работы (выбор темы контрольной работы студент (курсант) согласовывает с ведущим преподавателем).
Контрольные работы:
Тема 1. Управленческая деятельность как предмет психологического анализа.
Тема 2. Целеполагание и управленческая деятельность.
Тема 3. Планирование и решение управленческих задач: психологические аспекты.
Тема 4. Мотивация и стимулирование труда: психологические аспекты.
Тема 5. Делегирование в системе управленческих действий.
Тема 6. Психологические аспекты контроля как управленческого действия.
Тема 7. Общение и управленческая деятельность: психологическая характеристика.
Тема 8. Коммуникативная культура менеджера. Коммуникативные умения и навыки в управ-
ленческой деятельности.
Тема 9. Коммуникативное взаимодействие: структура и техника построения.
Тема 10.Руководитель и его команда.
9. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации (вопросы к зачету)
10 . Рекомендуемая литература
10.1. Основная литература
1. Антонова Н.В. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Высшая школа экономики (Государственный Университет), 2016. – 272 с.
2. Захарова Л.Н. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Логос, Университетская книга, 2016. – 376 с.
10.2. Дополнительная литература
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
5. Бородкин Ф.М., Коряк П.М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 1989.
6. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб.: Питер Пресс, 1996.
7. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.
8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.
10. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 1996.
11. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001.
12. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.: ЧеРо, 1997.
13. Емельянов Е.Н., Поварицына С.Е. Психология бизнеса. М.: АРМАДА, 1998.
14. Журавлев А.Л. Стиль руководства по управлению социально-психологическим климатом производственного коллектива // Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979.
15. Занковский А.И. Организационная психология. М.: Флинта, 2000.
16. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Дубна: Феникс, 1997.
17. Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. СПб.: Речь, 2005.
18. Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. Введение в психологию бизнеса. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.
19. Кабаченко Т.С. Психология управления. М.: Пед. О-во России, 2000.
20. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.
21. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.
22. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
23. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Изд-во МГУ, 1991.
24. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996.
25. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М.: Дело, 1995.
26. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М.: Перспектива, 1997.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
28. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологические описания. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.
29. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002.
30. Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.
31. Морита А. Сделано в Японии. М.: Прогресс, 1990.
32. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте / под ред. Ю.Н. Каптуневского. СПб.: Питер, 2000.
33. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М.: дело, 1998.
34. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002.
35. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.
36. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг. Избранные труды. М.: Смысл, 2007.
37. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
38. Почебут Л.Г. Чикер В.А. Организационная социальная психология: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2002.
39. Психология управления. Практикум / под ред. Н.Д. Твороговой. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001 (2008).
40. Розанова В.А. Психология управления: учеб. пособие. М.: Альфа-Пресс, 2008.
41. Романов К.М. Гаранина Ж.Г. Пратикум по общей психологии. М.: Воронеж: МОДЭК, 2002.
42. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
43. Свенцицкий А.П. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
44. Скотт ДжГ. Способы разрешения конфликтов. Киев: Верзилин и Ко, 1991.
45. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2000.
46. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001.
47. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению. М.: Институт психологии, РАН, 1993.
48. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск: Изд-во АО «Фолиум», 1996.
49. Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
50. Урбанович А.А. Психология управления. Минск: Харвест, 2007.
51. Фаст Дж. Язык тела. М.: Вече-Персей-АСТ, 1995.
52. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.: наука, 1990.
53. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. 1980. Т.1.№3. С.33-46.
54. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
55. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: Логос, 1996.
56. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза деятельности. М.: Логос, 2007.
57. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера, Успех. М.: Прогресс, 1995.
58. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.
59. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1994.
60. Шмидт Р. Искусство общения. М.: Интерэксперт, 1992.
61. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006.
62. Якокка Л. Карьера менеджера. М.: Пргресс, 1991.
11 Методические указания по дисциплине
В рамках освоения учебной дисциплины «Психология управления» предусмотрены следующие виды учебных занятий:
- лекционного типа;
- семинарского типа;
- групповых консультаций;
- индивидуальных консультаций;
- самостоятельной работы,
- а также прохождение аттестационных испытаний промежуточной аттестации.
В ходе лекций студентам следует подготовить конспекты лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины; проверять термины, понятия с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь; обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание понятиям, которые обозначены обязательными для каждой темы дисциплины.
На учебных занятиях семинарского типа студенты выполняют проработку рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины; конспектирование источников; работу с конспектом лекций; подготовку ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работу с текстами официальных публикаций; решение практических заданий.
В ходе групповых и индивидуальных консультаций студенты имеют возможность получить квалифицированную консультацию по организации самостоятельного управления собственной деятельностью на основе анализа имеющегося у студента опыта обучения, используемых учебных стратегий, через обсуждение сильных сторон и ограничений стиля учения, а также поиск ресурсов, предоставляемых вузом для достижения намеченных результатов; для определения темы и проблемы исследования, выполнения мини-проектов по дисциплине, обсуждения научных текстов и текстов студентов, решения учебных задач, для подготовки к интерактивным занятиям семинарского типа, для подготовки к контрольным точкам, в том числе итоговой; детально прорабатывать возникающие проблемные ситуации, осуществлять поиск вариантов их решения, определять преимущества и ограничения используемых средств для решения поставленных учебных задач, обнаруживать необходимость изменения способов организации своей работы и др.
Самостоятельная работа студента по дисциплине включает такие виды работы как:
- изучение материалов, законспектированных в ходе лекций;
- изучение литературы, проработка и конспектирование источников;
- подготовка к публичному выступлению;
- подготовка к промежуточной аттестации
- подготовка мини-проектов.
В ходе освоения дисциплины «Психология управления» студенты набирают максимально 100 баллов посредством выполнения предусмотренных видов учебно-познавательной деятельности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 234.