Лекция 1.1 Тема: «Психология управления как наука»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФИТ И.А.Рычка

____________________

«___»_________ 2017 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

Направление 27.03.04 «Управление в технических системах»

 

 

 

16 УСб

 

Факультет информационных технологий

 

Форма обучения Семестр Лекции Лабораторные работы Практические (семинарские) работы Самостоятельная работа Курсовой проект (работа) Контрольная работа, РГР Экзамен Зачет Итого в часах Итого в зачетных единицах
очная 4 18 - 18 36 - - - + 72 2
заочная 3 курс 4 - 4 60 - - - + 72 2

 

 

г. Петропавловск-Камчатский,

2017

 

 

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВО направление 27.03.04 «Управление в технических системах»и учебного плана ФГБОУ ВО «КамчатГТУ».

 

 

 

Составитель рабочей программы

старший преподаватель кафедры «История и философия» _____________ Безуглая Г.В.

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «История и философия»

08.06.2017 г., протокол № 9

 

 

Заведующий кафедрой 

«___»__________2017 г.                                                        _____________ Агафонов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе

       Психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий. Психология управления – сложная система знаний, касающихся следующих сторон управленческой деятельности:

- психологических факторов, обеспечивающих успешную и эффективную деятельность менеджера;

- психологии мотивации людей в процессе их деятельности;

- особенности группового поведения и межличностных отношений;

- психологических аспектов лидерства, особенностей принятия решений;

- психология власти в организации;

- вопросов психологического климата в коллективе;

- психологической конфликтологии.

       Психология управления изучает влияние организации и менеджеров на личность работника и взаимоотношения людей, объединённых задачами и ценностями совместной деятельности в организации.

       Целью преподавания дисциплины «Психология управления» является разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

Основными задачами курса являются:

− психологический анализ деятельности специалистов-управленцев;

− изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;

− исследование психических особенностей лидерства;

− разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;

− изучение процессов группового взаимодействия;

− исследование механизмов мотивации человека.

Методика преподавания данной дисциплины предполагает чтение лекций, проведение

практических занятий, индивидуальных консультаций по отдельным (наиболее сложным) специфическим проблемам дисциплины.

Целью проведения практических занятий является закрепление знаний студентов,

полученных ими в ходе изучения дисциплины на лекциях и самостоятельно. Практические занятия проводятся в форме семинаров; на них разбираются конкретные ситуации из практики управленческой деятельности, проводится тестирование, обсуждаются доклады, проводятся опросы.

По итогам изучения курса «Психология управления» студент  должен:

1. Знать:

− психологическую природу управленческих процессов;

− знать основы организационно-управленческой структуры;

− стили управления и руководства;

− способы эффективного управления;

− информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом;

− творческие методы решения управленческих задач и повышения мыслительной активности сотрудников;

− особенности организационного поведения, структуру малых групп, мотивы и механизмы их поведения.

2. Уметь:

− устно и письменно выражать свои мысли;

− использовать информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом;

− компетентно управлять людьми, осуществлять подбор, подготовку и расстановку специалистов, устанавливать формальные и неформальные отношения среди сотрудников;

− адекватно оценивать собственную деятельность, самосовершенствоваться в соответствии с современными требованиями и прогнозируемыми изменениями;

− планировать и прогнозировать деятельность организации.

3. Владеть:

− риторическими приёмами как в устной, так и в письменной речи;

− методами эффективного управления;

− технологиями и средствами коммуникации при управлении персоналом;

− методами решения управленческих задач.

1.2 Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе

 

Дисциплина «Психология управления» определена ФГОС ВО как дисциплина по выбору.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Общекультурные (ОК):

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

2. Связь с предшествующими и последующими дисциплинами

Дисциплина «Психология управления» базируется на теоретических и практических знаниях студентов о различных видах деятельности в рамках организации. При изучении дисциплины необходимо учитывать связь с другими учебными дисциплинами Государственного стандарта: «Психология и педагогика», «Социология».

- «Психология» - специфика и методологические основы осмысления психики и сознания людей, значимость в жизни и деятельности людей; сущность и своеобразие проявления мотивационных, познавательных, эмоциональных, волевых и коммуникативно-поведенческих явлений и процессов; представление в обобщенном виде психологии личности и различных групп общества и характеристика своеобразия их проявления во взаимодействии, общении и взаимоотношении людей;

- «Социология» – мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Методы социологического исследования.

- «Социальная психология» - отрасль психологического знания, изучающая аспекты поведения социальных систем (групп людей), законы, определяющие взаимодействия внутри этих систем и между ними самими.

- «Менеджмент» - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Теоретические знания и практические навыки, сформированные у студентов в процессе изучения дисциплина «Психология управления», являются базовыми при изучении следующих дисциплин Государственного стандарта в части:

- «Управление персоналом» - история труда и управление занятостью, методология управления персоналом и формирование системы управления персоналом организации, стратегия управления персоналом и планирование кадровой работы в организации, технология управления персоналом и его развитием, управление мотивацией персонала и его поведением, оценка результативности деятельности персонала и экономической эффективности проектов совершенствования управления персоналом организации.

- «Организационное поведение» - изучает поведение различных социальных групп и индивидов в этих группах, влияние окружающей социальной обстановки на психику людей, их отношения между собой, а через отношения ‑ и на результаты их деятельности.

3. Содержание дисциплины

       3.1. Распределение учебных часов по модулям дисциплины

Таблица 1 – Распределение учебных часов по модулям дисциплины очной формы обучения

Наименование видов учебной нагрузки Модуль 1

Модуль 2

Итого Лекционные занятия 9

9

18 Практические занятия 9 9 5 18 СРС

36

Итого часов 72          

Таблица 1 – Распределение учебных часов по модулям дисциплины заочной формы обучения

Наименование видов учебной нагрузки Модуль 1

Модуль 2

Итого
Лекционные занятия 2

2

4
Практические занятия 2 2 1 4
СРС

60

Итого часов 72
         

3.2. Содержание дисциплины по модулям

Дисциплинарный модуль №1 (продолжительность изучения модуля 9 недель)

 

 

Практическое занятие 1.1

Практическое занятие 1.2

Тема: «Модели управления»

Вопросы, выносимые обсуждение:

1. Сущность традиционной модели управления – модель Х.

2. Сущность модели Y, предложенной Д. Макгрегором.

3. Сущность модели управления Z.

4. Стратегии японского менеджмента.

5. Специфические особенности управленческой деятельности.

6. В чем различие между моделями Х и Y?

7. В чем сущность модели Z?

8. В чем состоит функция модели (парадигмы) управления?

9. Психологические закономерности управленческой деятельности.

 

Задания по теме практического занятия:

Задание 1. Продумайте и подготовьте выступление на тему «Я как руководитель». При подготовке используйте следующий план: а) вижу ли я себя руководителем (менеджером), кем и где я мог бы руководить; б) какая из теорий управления мне ближе и почему; в) какая модель управления мне ближе и почему.

Задание 2. Поделитесь на 2 микрогруппы: сторонников теорий Х и Y. Каждая микрогруппа выписывает как можно больше доказательств своей точки зрения. Затем проводится дискуссия по следующей схеме: одна группа предлагает свой довод, другая выбирает из своего списка контрдовод и т.д. Побеждает та группа, которая имеет большее количество доказательств, не опровергнутых оппонентами.

 

Литература: [1], [2], [3], [11], [15], [25], [26], [29], [31], [32], [39], [40], [43], [62]

 

Практическое занятие 1.3

Практическое занятие 1.4

Тема: «Имидж руководителя»

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Цели деловой карьеры руководителя.

2. Виды карьеры.

3. Субъекты имиджа.

4. Виды имиджа.

5. Этапы формирования имиджа.

6. Что такое имидж?

7. Какие функции выполняет имидж в деятельности руководителя?

8. Как имидж соотносится с личностью руководителя?

9. Каковы механизмы построения имиджа (имиджирования)?

10. Чем различаются имидж, ориентированный на восприятие, и имидж, ориентированный на самоощущение?

11. Каковы этапы формирования имиджа?

12. Какие техники используются для формирования позитивного имиджа?

13. Какие техники следует использовать для возвышения имиджа?

14. Какие техники используются для создания яркого и узнаваемого образа?

 

Задания по теме практического занятия:

Задание 1. Вопросы для дискуссии в группе.

1. Почему руководителю нужно заботиться о своем имидже? В каких ситуациях это особенно необходимо? Приведите примеры из своей настоящей или будущей профессиональной деятельности, когда вам необходимо заботиться о своем имидже.

2. Какова роль самопрезентации в построении имиджа?

3. Как влияет аттракция на имидж? Приведите примеры из своей жизни, когда проявлялось действие этих механизмов и эффектов?

4. Выделите основные составляющие имиджа руководителя. Запишите на доске получившуюся в результате дискуссии схему составляющих имиджа.

5. Кто занимается созданием имиджа?

Задание 2. Напишите ответ на вопрос: «Кем я хочу быть в глазах других людей?» Это ваш идеальный имидж. Проанализируйте текст, проведите «инвентаризацию»: чем из того, что вы написали, вы уже обладаете, чего вам не хватает, от чего вам необходимо избавиться.

Задание 3. Исследуйте свой реальный имидж в данной группе. Студентам раздаются листки бумаги в количестве (n – 1) каждому (n – число студентов в группе). Каждый член группы пишет пять качеств, которые он видит в каждом другом. Преподаватель собирает и отдает соответствующему члену группы. Для успешного проведения этого задания необходимо обеспечить в группе атмосферу доброжелательности, доверия, безопасности: повторить, что подписываться под листками не надо, что это только восприятие «здесь и сейчас», что результаты не будут оглашаться, и их узнает только адресат. По окончании – обсуждение: студенты высказывают свои впечатления. Запрещается вопрос «кто написал».

Задание 4. По той же методике изучите самостоятельно свой имидж в значимой для вас группе.

       Вариант этого задания – исследование первого впечатления, которое вы производите на людей. Попросите коллегу или преподавателя провести такое исследование в группе людей, которых вы никогда не видели. Сравните описания вас по первому впечатлению и описания, данные знакомыми вам людьми.

Задание 5. Сравните полученные реальные имиджи с вашими ответами на задание 2. Составьте программу самоизменения и коррекции своего имиджа.

Литература: [6], [8], [17], [22], [25], [30], [33], [34], [39], [59]

 

Практическое занятие 1.5

Практическое занятие 2.1

Практическое занятие 2.2

Практическое занятие 2.3

Образовательные и информационные технологии

Таблица 5 – Виды учебных занятий в активных и интерактивных формах

Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Лекции Демонстрация презентационного лекционного материала 4
Практические занятия Дискуссия, ролевые игры, кейс-задания и др. 6

Итого

10

6. Курсовой проект (работа)

Выполнение курсового проекта (работы) не предусмотрено учебным планом.

7. Перечень планируемых результатов

Талица 6 – Планируемые результаты обучения при изучении дисциплины

№ п/п Наименование раздела (этапа) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения
1 Предмет психологии управления»   ОК-6     Знать: − психологическую природу управленческих процессов; − знать основы организационно-управленческой структуры; − стили управления и руководства. Уметь: − устно и письменно выражать свои мысли; − использовать информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом. Владеть: − риторическими приёмами как в устной, так и в письменной речи;
2 Руководитель как субъект управления ОК-6     Знать: − психологическую природу управленческих процессов; − знать основы организационно-управленческой структуры; − стили управления и руководства. Уметь: − устно и письменно выражать свои мысли; − использовать информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом; − компетентно управлять людьми, осуществлять подбор, подготовку и расстановку специалистов, устанавливать формальные и неформальные отношения среди сотрудников; − адекватно оценивать собственную деятельность, самосовершенствоваться в соответствии с современными требованиями и прогнозируемыми изменениями. Владеть: − риторическими приёмами как в устной, так и в письменной речи.
3 Управление группой в организации   ОК- 6     Знать: − психологическую природу управленческих процессов; − знать основы организационно-управленческой структуры; − стили управления и руководства; − способы эффективного управления; − особенности организационного поведения, структуру малых групп, мотивы и механизмы их поведения. Уметь: − устно и письменно выражать свои мысли; − использовать информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом; − компетентно управлять людьми, осуществлять подбор, подготовку и расстановку специалистов, устанавливать формальные и неформальные отношения среди сотрудников; − адекватно оценивать собственную деятельность, самосовершенствоваться в соответствии с современными требованиями и прогнозируемыми изменениями; − планировать и прогнозировать деятельность организации. Владеть: − риторическими приёмами как в устной, так и в письменной речи; − методами эффективного управления.
4 Управленческое общение ОК- 6  Знать: − психологическую природу управленческих процессов; − знать основы организационно-управленческой структуры; − стили управления и руководства; − способы эффективного управления; − информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом; − творческие методы решения управленческих задач и повышения мыслительной активности сотрудников; − особенности организационного поведения, структуру малых групп, мотивы и механизмы их поведения. Уметь: − устно и письменно выражать свои мысли; − использовать информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом; − компетентно управлять людьми, осуществлять подбор, подготовку и расстановку специалистов, устанавливать формальные и неформальные отношения среди сотрудников; − адекватно оценивать собственную деятельность, самосовершенствоваться в соответствии с современными требованиями и прогнозируемыми изменениями; − планировать и прогнозировать деятельность организации. Владеть: − риторическими приёмами как в устной, так и в письменной речи; − методами эффективного управления; − технологиями и средствами коммуникации при управлении персоналом; − методами решения управленческих задач.

 

 

Текущий рейтинг по модулю проводится в форме коллоквиума.

Показатели, критерии оценки сформированности компетенции, шкала оценивания результатов освоения компетенций по уровням освоения представлены в табл. 7

 

Таблица 7 – Показатели, критерии оценки сформированности компетенции, шкала оценивания результатов по уровням

Уровень освоения Критерии освоения

Показатели и критерии оценки сформированности компетенции

Шкала оценивания
Продвинутый Компетенция сформирована Демонстрируется высокий уровень самостоятельности, высокая адаптивность практического навыка Обучаемый демонстрирует способность к полной самостоятельности (допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий в рамках учебной дисциплины с использованием знаний, умений и навыков, полученных как в ходе освоения данной учебной дисциплины, так и смежных дисциплин.   76-100 баллов.

«отлично»

Базовый Компетенция сформирована.   Демонстрируется достаточный уровень самостоятельности устойчивого практического навыка Способность обучающегося продемонстрировать самостоятельное применение знаний, умений и навыков при решении заданий, аналогичных тем, которые представлял преподаватель при потенциальном формировании компетенции, подтверждает наличие сформированной компетенции, причем на более высоком уровне.   61-75 баллов.

«хорошо»

Пороговый Компетенция сформирована.   Демонстрируется недостаточный уровень самостоятельности практического навыка Если обучаемый демонстрирует самостоятельность в применении знаний, умений и навыков к решению учебных заданий в полном соответствии с образцом, данным преподавателем, по заданиям, решение которых было показано преподавателем, следует считать, что компетенция сформирована, но ее уровень недостаточно высок.   46-60 баллов

«удовлетворительно»

Низкий Компетенция не сформирована Демонстрируется отсутствие самостоятельности и практического навыка Неспособность обучаемого самостоятельно продемонстрировать наличие знаний при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с образцом их решения, отсутствие самостоятельности в применении умения к использованию методов освоения учебной дисциплины и неспособность самостоятельно проявить навык повторения решения поставленной задачи по стандартному образцу свидетельствуют об отсутствии сформированной компетенции.   Менее 45 баллов.

«неудовлетворительно»

         

 

Дополнительный рейтинг

Дополнительный рейтинг представляет собой оценку результатов самостоятельного выполнения студентами (курсантами) индивидуальных творческих работ различных уровней сложности, не входящий в суммарное количество баллов, определенное для всего курса. Этот бонус-рейтинг предназначен для активации студентов на освоение курса дисциплины или для студентов (курсантов), пропустивших по уважительной причине учебные занятия.

Дополнительный рейтинг (10 баллов) можно получить путем выполнения контрольной работы (выбор темы контрольной работы студент (курсант) согласовывает с ведущим преподавателем).

Контрольные работы:

 Тема 1. Управленческая деятельность как предмет психологического анализа.

 Тема 2. Целеполагание и управленческая деятельность.

 Тема 3. Планирование и решение управленческих задач: психологические аспекты.

 Тема 4. Мотивация и стимулирование труда: психологические аспекты.

 Тема 5. Делегирование в системе управленческих действий.

 Тема 6. Психологические аспекты контроля как управленческого действия.

 Тема 7. Общение и управленческая деятельность: психологическая характеристика.

 Тема 8. Коммуникативная культура менеджера. Коммуникативные умения и навыки в управ-

           ленческой деятельности.

 Тема 9. Коммуникативное взаимодействие: структура и техника построения.

 Тема 10.Руководитель и его команда.

 

9. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации (вопросы к зачету)

  1. Основные направления исследований в психологии управления.
  2. Модели управления Х, Y , Z , и их характеристики.
  3. Социально-психологические механизмы и методы управления поведением людей.
  4. Составляющие и функции деятельности руководителя.
  5. Стили руководства. Области эффективного применения различных стилей руководства.
  6. Руководитель и лидер. Теории происхождения лидерства.
  7. Личность руководителя. Социально-психологические характеристики личности руководителя и личностные типологии менеджеров.
  8. Ограничения личностной эффективности руководителя.
  9. Имидж руководителя. Методы управления личным имиджем.
  10. Исполнительская деятельность и ее социально-психологические характеристики.
  11. Психологические типы исполнителей. Методы управления исполнителями различных психологических типов.
  12. Мотивация работников. Теории мотивации персонала.
  13. Организация как группа. Типы групп в организации.
  14. Управление процессами групповой динамики в организации.
  15. Механизм группового давления. Типы реакций на групповое давление.
  16. Понятие и виды организационной культуры.
  17. Управление организационной культурой.
  18. Эффективность группового и индивидуального решения.
  19. Этапы выработки индивидуальных решений.
  20. Процесс принятия группового решения: этапы и механизмы.
  21. Методы повышения эффективности процесса принятия группового решения.
  22. Формы и принципы управленческого общения.
  23. Психологический контакт в управленческом общении.
  24. Невербальные средства общения, их применение в управленческом общении.
  25. Психология эффективного переговорного процесса.
  26. Технология проведения совещаний.
  27. Технология публичного выступления.
  28. Деловая беседа как форма управленческого общения.
  29. Стили общения и их использование в управленческом общении.
  30. Манипуляция в управленческом общении.
  31. Понятие коммуникативной компетентности. Уровни коммуникативной компетентности.
  32. Межличностный конфликт в управленческом общении.

10 . Рекомендуемая литература

10.1. Основная литература

1. Антонова Н.В. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Высшая школа экономики (Государственный Университет), 2016. – 272 с.

2. Захарова Л.Н. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Логос, Университетская книга, 2016. – 376 с.

 

10.2. Дополнительная литература

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

5. Бородкин Ф.М., Коряк П.М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 1989.

6. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб.: Питер Пресс, 1996.

7. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.

8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.

9. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

10. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 1996.

11. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001.

12. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.: ЧеРо, 1997.

13. Емельянов Е.Н., Поварицына С.Е. Психология бизнеса. М.: АРМАДА, 1998.

14. Журавлев А.Л. Стиль руководства по управлению социально-психологическим климатом производственного коллектива // Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979.

15. Занковский А.И. Организационная психология. М.: Флинта, 2000.

16. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Дубна: Феникс, 1997.

17. Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. СПб.: Речь, 2005.

18. Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. Введение в психологию бизнеса. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.

19. Кабаченко Т.С. Психология управления. М.: Пед. О-во России, 2000.

20. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.

21. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.

22. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

23. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Изд-во МГУ, 1991.

24. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996.

25. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М.: Дело, 1995.

26. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М.: Перспектива, 1997.

27. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.

28. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологические описания. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.

29. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002.

30. Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

31. Морита А. Сделано в Японии. М.: Прогресс, 1990.

32. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте / под ред. Ю.Н. Каптуневского. СПб.: Питер, 2000.

33. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М.: дело, 1998.

34. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002.

35. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.

36. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг. Избранные труды. М.: Смысл, 2007.

37. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

38. Почебут Л.Г. Чикер В.А. Организационная социальная психология: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2002.

39. Психология управления. Практикум / под ред. Н.Д. Твороговой. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001 (2008).

40. Розанова В.А. Психология управления: учеб. пособие. М.: Альфа-Пресс, 2008.

41. Романов К.М. Гаранина Ж.Г. Пратикум по общей психологии. М.: Воронеж: МОДЭК, 2002.

42. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 1997.

43. Свенцицкий А.П. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

44. Скотт ДжГ. Способы разрешения конфликтов. Киев: Верзилин и Ко, 1991.

45. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2000.

46. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001.

47. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению. М.: Институт психологии, РАН, 1993.

48. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск: Изд-во АО «Фолиум», 1996.

49. Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

50. Урбанович А.А. Психология управления. Минск: Харвест, 2007.

51. Фаст Дж. Язык тела. М.: Вече-Персей-АСТ, 1995.

52. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.: наука, 1990.

53. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. 1980. Т.1.№3. С.33-46.

54. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

55. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: Логос, 1996.

56. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза деятельности. М.: Логос, 2007.

57. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера, Успех. М.: Прогресс, 1995.

58. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.

59. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1994.

60. Шмидт Р. Искусство общения. М.: Интерэксперт, 1992.

61. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006.

62. Якокка Л. Карьера менеджера. М.: Пргресс, 1991.

 

11 Методические указания по дисциплине

В рамках освоения учебной дисциплины «Психология управления» предусмотрены следующие виды учебных занятий:

- лекционного типа;

- семинарского типа;

- групповых консультаций;

- индивидуальных консультаций;

- самостоятельной работы,

- а также прохождение аттестационных испытаний промежуточной аттестации.

В ходе лекций студентам следует подготовить конспекты лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины; проверять термины, понятия с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь; обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание понятиям, которые обозначены обязательными для каждой темы дисциплины.

На учебных занятиях семинарского типа студенты выполняют проработку рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины; конспектирование источников; работу с конспектом лекций; подготовку ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работу с текстами официальных публикаций; решение практических заданий.

В ходе групповых и индивидуальных консультаций студенты имеют возможность получить квалифицированную консультацию по организации самостоятельного управления собственной деятельностью на основе анализа имеющегося у студента опыта обучения, используемых учебных стратегий, через обсуждение сильных сторон и ограничений стиля учения, а также поиск ресурсов, предоставляемых вузом для достижения намеченных результатов; для определения темы и проблемы исследования, выполнения мини-проектов по дисциплине, обсуждения научных текстов и текстов студентов, решения учебных задач, для подготовки к интерактивным занятиям семинарского типа, для подготовки к контрольным точкам, в том числе итоговой; детально прорабатывать возникающие проблемные ситуации, осуществлять поиск вариантов их решения, определять преимущества и ограничения используемых средств для решения поставленных учебных задач, обнаруживать необходимость изменения способов организации своей работы и др.

Самостоятельная работа студента по дисциплине включает такие виды работы как:

- изучение материалов, законспектированных в ходе лекций;

- изучение литературы, проработка и конспектирование источников;

- подготовка к публичному выступлению;

- подготовка к промежуточной аттестации

- подготовка мини-проектов.

В ходе освоения дисциплины «Психология управления» студенты набирают максимально 100 баллов посредством выполнения предусмотренных видов учебно-познавательной деятельности.

Раздаточный материал

 Тесты для контроля знаний на практических занятиях по темам текущего контроля знаний и промежуточного контроля знаний.

 

Тесты

1. Управленческая психология изучает следующие проблемы:

1) соответствие работника конкретной организации;

2) соответствие работника его профессии;

3) анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива;

4) изучение личности работника в организации;

5) профессиональный отбор;

6) профориентация.

2. Психология – это:

1) наука о поведении;

2) наука о душе;

3) научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний;

4) наука о сознании;

5) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и индивидов человеческого рода.

3. Объектом управленческой психологии является:

1) закономерности развития трудовых навыков;

2) организованная деятельность людей;

3) люди, включённые в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно-полезные цели;

4) изучение наиболее эффективных способов улучшения условий в населённых пунктах, где протекает деятельность человека.

4. Назовите объективные и описательные методы психологических исследований:

1) идентификация;

2) наблюдение;

3) эмпатическое слушание;

4) беседа;

5) эксперимент.

Тест для самоконтроля

1. Объектом психологии управления является:

1) закономерности развития трудовых навыков;

2) организованная деятельность людей;

3) люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно-полезные цели;

4) изучение наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека.

 

2. Укажите вид эксперимента, проводимого с целью развития у работников профессиональных навыков и умений:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) функциональный тест;

4) проективный тест.

 

3. Что из перечисленных характеристик относится к понятию «руководитель» и не относится к понятию «лидер»?

1) выдвигается неофициально;

2) выполняет несколько социальных ролей;

3) назначается официально;

4) имеет психологическую природу;

5) даны права и полномочия законом.

 

4. Что из перечисленных характеристик относится к понятию «лидер» и не относится к понятию «руководитель»?

1) не является обладателем права полномочий;

2) несет перед законом ответственность за деятельность группы;

3) выдвигается неофициально;

4) имеет психологическую природу;

5) имеет организационную природу.

 

5. Какому стилю руководства соответствуют перечисленные методы управления?

1 – авторитарный;

2 – демократический;

3 – анархический

1) попустительский;

2) коллегиальный;

3) директивный.

 

6. Какие из перечисленных полномочий руководитель может делегировать в условиях дефицита времени?

1) принятие стратегических решений;

2) подготовительные операции;

3) частные вопросы;

4) контроль результатов;

5) установление целей.

 

7. Какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к собственно мотивационным (непосредственно связанным с процессом труда)?

1) зарплата;

2) трудовые успехи;

3) условия труда;

4) степень ответственности;

5) служебный и профессиональный рост.

 

8. Укажите последовательность стадий процесса принятия решения:

1) рассмотрение вариантов;

2) принятие решения;

3) изучение проблемы;

4) анализ и контроль выполнения решения;

5) выработка и постановка цели;

6) доведение решения до исполнителя;

7) выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;

8) выбор и окончательное формулирование решения.

 

9. Укажите характерные особенности интуитивных решений:

1) просты и оперативны в принятии;

2) выполнение действий, которые были успешны в прошлом в аналогичной ситуации;

3) велик риск ошибок;

4) основываются на общих знаниях, здравом смысле;

5) являются исключением, а не правилом;

6) принимаются в условиях дефицита времени;

7) в основе имеют способность руководителя предугадывать, предвидеть, предполагать.

 

10. Укажите характеристики рабочей группы, отличающие ее от других социальных групп:

1) постоянное общение, взаимодействие ее членов друг с другом;

2) наличие органов управления и руководства;

3) наличие общественно значимых целей деятельности;

4) чувство принадлежности к данной группе;

5) наличие общих потребностей, интересов и мотивов.

 

11. В чем проявляется сходство рабочей группы с другими социальными группами?

1) чувство принадлежности к данной группе;

2) наличие общественно значимых целей деятельности;

3) постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом;

4) наличие общих потребностей, интересов и мотивов;

5) наличие органов управления и руководства.

 

12. К какому признаку классификации можно отнести группы?

1 – формальные и неформальные;

2 – официальные и неофициальные;

3 – производственные, торговые, научные, учебные;

4 – постоянные и временные;

5 – государственные, смешанные, частные

1) по характеру деятельности;

2) по времени действия;

3) по формам собственности;

4) по характеру внутренних связей;

5) по статусу.

 

13. Назовите внешние (объективные) факторы развития групп:

1) площадь;

2) фонд заработной платы;

3) система общественных отношений;

4) техническая оснащенность;

5) качества личности руководителя.

 

14. Назовите внутренние (субъективные) факторы развития групп:

1) значимость производства;

2) взаимодействие с другими коллективами;

3) качества личности руководителя;

4) фонд заработной платы;

5) система общественных отношений.

 

15. На какой стадии развития коллектива (1, 2, 3) происходят следующие процессы?

1 – знакомство коллектива с целями и задачами организации;

2 – понимание коллективом требований руководителя;

3 – образование малых групп;

4 – стимулирование роста руководителя;

5 – изучение личного состава

1) стадия первичного синтеза;

2) стадия дифференциации;

3) стадия интеграции.

 

16. На какой стадии развития коллектива (1, 2, 3) происходят следующие процессы?

1 – формирование идеологии, психологии и культуры коллектива;

2 – сближение людей в соответствии с их интересами, складом характера;

3 – создание условий для творческого роста каждого члена коллектива;

4 – адаптация к условиям труда;

5 – распределение ролей с учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий

1) стадия первичного синтеза;

2) стадия дифференциации;

3) стадия интеграции.

 

17. На какой стадии развития коллектива (1, 2, 3) происходят следующие процессы?

1 – завершение взаимного изучения;

2 – понимание коллективом требований руководителя;

3 – адаптация членов коллектива друг к другу;

4 – изменение стиля руководства с авторитарного на демократический;

5 – определение режима работы

1) стадия первичного синтеза;

2) стадия дифференциации;

3) стадия интеграции.

 

18. На какой стадии развития коллектива (1, 2, 3) происходят следующие процессы?

1 – сближение людей в соответствии с их интересами;

2 – образуется общность установок и интересов;

3 – формируется идеология, психология и культура коллектива;

4 – образуются малые группы;

5 – адаптация к руководителю, его требованиям

1) стадия первичного синтеза;

2) стадия дифференциации;

3) стадия интеграции.

 

19. Укажите последовательность стадий протекания конфликтов:

1) конфликтные действия;

2) переход потенциального конфликта в реальный;

3) снятие или разрешение конфликта;

4) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм.

 

20. Укажите причины:

1 – внутреннего конфликта;

2 – межличностного конфликта;

3 – межгруппового конфликта;

4 – организационного конфликта

1) недостаточно четкое распределение властных полномочий и ответственности;

2) конфликт между советом трудового коллектива и администрацией;

3) фрустрация;

4) нарушение последовательности в деятельности групп при решении задач, стоящих перед организацией в целом.

 

Ключ к тесту по дисциплине «Психология управления»

1) 2, 3                                                          11) 1, 3, 4

2) 2                                                              12) 1-4, 2-5, 4-2, 5-3

3) 2, 3, 5                                                      13) 1, 2, 3

4) 1, 3, 4                                                      14) 2, 3, 5

5) 1-3, 2-2, 3-1                                            15) 1-1, 2-3, 3-2, 4-3, 5-1

6) 2, 3                                                          16) 1-3, 2-2, 3-3, 4-1, 5-1

7) 2, 4, 5                                                      17) 1-2, 2-3, 3-1, 4-3, 5-1

8) 5, 3, 7, 1, 8, 2, 6, 4                                  18) 1-2, 2-3, 3-3, 4-2, 5-1

9) 3, 5, 6, 7                                                  19) 4, 2, 1, 3

10) 2, 3                                                        20) 1-3, 2-1, 3-4, 4-2

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФИТ И.А.Рычка

____________________

«___»_________ 2017 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

Направление 27.03.04 «Управление в технических системах»

 

 

 

16 УСб

 

Факультет информационных технологий

 

Форма обучения Семестр Лекции Лабораторные работы Практические (семинарские) работы Самостоятельная работа Курсовой проект (работа) Контрольная работа, РГР Экзамен Зачет Итого в часах Итого в зачетных единицах
очная 4 18 - 18 36 - - - + 72 2
заочная 3 курс 4 - 4 60 - - - + 72 2

 

 

г. Петропавловск-Камчатский,

2017

 

 

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВО направление 27.03.04 «Управление в технических системах»и учебного плана ФГБОУ ВО «КамчатГТУ».

 

 

 

Составитель рабочей программы

старший преподаватель кафедры «История и философия» _____________ Безуглая Г.В.

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «История и философия»

08.06.2017 г., протокол № 9

 

 

Заведующий кафедрой 

«___»__________2017 г.                                                        _____________ Агафонов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе

       Психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий. Психология управления – сложная система знаний, касающихся следующих сторон управленческой деятельности:

- психологических факторов, обеспечивающих успешную и эффективную деятельность менеджера;

- психологии мотивации людей в процессе их деятельности;

- особенности группового поведения и межличностных отношений;

- психологических аспектов лидерства, особенностей принятия решений;

- психология власти в организации;

- вопросов психологического климата в коллективе;

- психологической конфликтологии.

       Психология управления изучает влияние организации и менеджеров на личность работника и взаимоотношения людей, объединённых задачами и ценностями совместной деятельности в организации.

       Целью преподавания дисциплины «Психология управления» является разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

Основными задачами курса являются:

− психологический анализ деятельности специалистов-управленцев;

− изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;

− исследование психических особенностей лидерства;

− разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;

− изучение процессов группового взаимодействия;

− исследование механизмов мотивации человека.

Методика преподавания данной дисциплины предполагает чтение лекций, проведение

практических занятий, индивидуальных консультаций по отдельным (наиболее сложным) специфическим проблемам дисциплины.

Целью проведения практических занятий является закрепление знаний студентов,

полученных ими в ходе изучения дисциплины на лекциях и самостоятельно. Практические занятия проводятся в форме семинаров; на них разбираются конкретные ситуации из практики управленческой деятельности, проводится тестирование, обсуждаются доклады, проводятся опросы.

По итогам изучения курса «Психология управления» студент  должен:

1. Знать:

− психологическую природу управленческих процессов;

− знать основы организационно-управленческой структуры;

− стили управления и руководства;

− способы эффективного управления;

− информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом;

− творческие методы решения управленческих задач и повышения мыслительной активности сотрудников;

− особенности организационного поведения, структуру малых групп, мотивы и механизмы их поведения.

2. Уметь:

− устно и письменно выражать свои мысли;

− использовать информационные технологии и средства коммуникации при управлении персоналом;

− компетентно управлять людьми, осуществлять подбор, подготовку и расстановку специалистов, устанавливать формальные и неформальные отношения среди сотрудников;

− адекватно оценивать собственную деятельность, самосовершенствоваться в соответствии с современными требованиями и прогнозируемыми изменениями;

− планировать и прогнозировать деятельность организации.

3. Владеть:

− риторическими приёмами как в устной, так и в письменной речи;

− методами эффективного управления;

− технологиями и средствами коммуникации при управлении персоналом;

− методами решения управленческих задач.

1.2 Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе

 

Дисциплина «Психология управления» определена ФГОС ВО как дисциплина по выбору.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Общекультурные (ОК):

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

2. Связь с предшествующими и последующими дисциплинами

Дисциплина «Психология управления» базируется на теоретических и практических знаниях студентов о различных видах деятельности в рамках организации. При изучении дисциплины необходимо учитывать связь с другими учебными дисциплинами Государственного стандарта: «Психология и педагогика», «Социология».

- «Психология» - специфика и методологические основы осмысления психики и сознания людей, значимость в жизни и деятельности людей; сущность и своеобразие проявления мотивационных, познавательных, эмоциональных, волевых и коммуникативно-поведенческих явлений и процессов; представление в обобщенном виде психологии личности и различных групп общества и характеристика своеобразия их проявления во взаимодействии, общении и взаимоотношении людей;

- «Социология» – мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Методы социологического исследования.

- «Социальная психология» - отрасль психологического знания, изучающая аспекты поведения социальных систем (групп людей), законы, определяющие взаимодействия внутри этих систем и между ними самими.

- «Менеджмент» - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Теоретические знания и практические навыки, сформированные у студентов в процессе изучения дисциплина «Психология управления», являются базовыми при изучении следующих дисциплин Государственного стандарта в части:

- «Управление персоналом» - история труда и управление занятостью, методология управления персоналом и формирование системы управления персоналом организации, стратегия управления персоналом и планирование кадровой работы в организации, технология управления персоналом и его развитием, управление мотивацией персонала и его поведением, оценка результативности деятельности персонала и экономической эффективности проектов совершенствования управления персоналом организации.

- «Организационное поведение» - изучает поведение различных социальных групп и индивидов в этих группах, влияние окружающей социальной обстановки на психику людей, их отношения между собой, а через отношения ‑ и на результаты их деятельности.

3. Содержание дисциплины

       3.1. Распределение учебных часов по модулям дисциплины

Таблица 1 – Распределение учебных часов по модулям дисциплины очной формы обучения

Наименование видов учебной нагрузки Модуль 1

Модуль 2

Итого Лекционные занятия 9

9

18 Практические занятия 9 9 5 18 СРС

36

Итого часов 72          

Таблица 1 – Распределение учебных часов по модулям дисциплины заочной формы обучения

Наименование видов учебной нагрузки Модуль 1

Модуль 2

Итого
Лекционные занятия 2

2

4
Практические занятия 2 2 1 4
СРС

60

Итого часов 72
         

3.2. Содержание дисциплины по модулям

Дисциплинарный модуль №1 (продолжительность изучения модуля 9 недель)

 

 

Лекция 1.1 Тема: «Психология управления как наука»

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Психология управления как отрасль практической психологии.

2. Предмет, объект современной психологии управления. 

3. Основные отрасли психологии.

4. Уровни управления: институциональный; управленческий уровень; технический уровень.

5. Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

6. Структура управления: субъект управления; объект управления; управленческие воздействия; цель.

7. Формирование психологии управления как самостоятельной науки.

8. Школы управленческой деятельности: 1) Школа научной организации труда; 2) Административная школа; 3) Школа «человеческих отношений»; 4) «Наука управления».

 

Практическое занятие 1.1

Дата: 2019-04-23, просмотров: 242.