В чём выражается содействие сотрудников полиции медицинским работникам?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о психиатрической помощи сотрудники полиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. В случаях необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого лица или других лиц, а также при необходимости розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации, сотрудники полиции действуют в порядке, установленном Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

 

Закон о полиции в п. 35 ч. 1 ст. 12 возлагает на полицию обязанность:

 

• оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации;

• участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений;

• оказывать содействие медработникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медработникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра.

 

Полиция в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции обязана осуществлять розыск:

 

✓ лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

✓ лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства.

 

Полиция согласно ч. 2 ст. 14 Закона о полиции имеет право подвергнуть задержанию:

 

– лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер (п. 7);

– лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом (п. 8);

– лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства (п. 11);

– лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, – до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение (п. 12).

 

Представленные формулировки Закона о психиатрической помощи и Закона о полиции существенно различаются в части правового регулирования (в т. ч. правовых оснований) оказания содействия медицинским работникам.

 

1. Норма Закона о полиции в отношении содействия при осуществлении недобровольной госпитализации вступает в явное противоречие с положениями ч. 3 ст. 30 Закона о психиатрической помощи, неправомерно сужая и фактически блокируя действие последних.

 

Госпитализация в психиатрический стационар в недобровольном порядке, т. е. по основаниям, установленным ст. 29 и ч. 41 ст. 28 Закона о психиатрической помощи, предварительного судебного решения не требует. В то же время, Закон о полиции предусматривает оказание содействия медработникам и обеспечение им безопасных условий для доступа к госпитализируемому больному только при наличии судебного решения. Рассчитывать на содействие со стороны полиции можно, следовательно, лишь в тех редких случаях, когда психиатрам потребуется осмотреть и вернуть в стационар сбежавшего из него пациента, да и то лишь в случае, если в отношении данного пациента уже принято судебное решение о его недобровольной госпитализации.

 

Без такого судебного решения, как следует из формулировок п. 12 ч. 1 ст. 12 и ч. 2 ст. 14 Закона о полиции, невозможны также розыск и задержание сбежавшего из стационара пациента, даже если он был помещён в стационар по основаниям ст. 29 Закона о психиатрической помощи и пробыл там менее 48 часов. Впрочем, задержание пациента, «предпринявшего попытку самоубийства либо имеющего признаки выраженного психического расстройства и создающего своими действиями опасность для себя и окружающих» все-таки предусматривается (п. 11 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции). Такое задержание является не обязанностью, а правом полиции и осуществляется отнюдь не в связи с побегом из стационара или уклонением лица от недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным п. «а» ст. 29 Закона о психиатрической помощи, и не связано с исполнением обязанности по «оказанию содействия» медицинским работникам.

 

Несовершенство российских законов, как известно, компенсируется их неисполнением. Как показывает практика, полицейские не торопятся в точности соблюдать букву Закона о полиции. При «оказании содействия» санитарам в проникновении в квартиры граждан, на имя которых выписываются путевки ПНД на стационирование, полицейских не заботит ни отсутствие санкции суда (которой, разумеется, как мы установили, к этому моменту быть ещё не может), ни безопасность самих госпитализируемых, обеспечение защиты их личности и сохранности их имущества.

 

Так, гр. З., представительство интересов которой осуществляет автор настоящего пособия, по направлению ПНД № 19 г. Москвы со ссылкой на п. «в» ст. 29 Закона о психиатрической помощи была необоснованно доставлена в психиатрическую больницу, откуда через 42 часа её выписали с формулировкой «признаков психического заболевания не выявлено». Её комната, дверь которой была взломана «при содействии» полиции, не была опечатана и осталась незапертой, что позволило иметь доступ в комнату З. лицам, находящимся с ней в конфликтных отношениях и инициировавшим недобровольную госпитализацию; представителю З. было отказано в праве сопровождать своего доверителя в больницу; сама З. со связанными руками, находясь по существу в беспомощном состоянии, была ограблена уверенным в своей безнаказанности санитаром в машине психиатрической перевозки. На её глазах он цинично обыскал принадлежащую ей сумку и похитил 10 тыс. рублей пенсионерки. Возбуждено уголовное дело.

 

Не соответствующим законодательству является также указание в п. 35 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции на то, что недобровольная госпитализация судом назначается. Назначаться судом (как и изменяться, прекращаться) могут принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, установленным УК и УПК РФ. На пребывание лица в психиатрическом стационаре в недобровольном порядке судья вначале даёт санкцию (ч. 3 ст. 33 Закона о психиатрической помощи) в виде постановления о продлении пребывания лица в стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления стационара (ч. 2 ст. 303 ГПК РФ), а затем после рассмотрения дела по существу судья выносит окончательное решение. Решение суда об удовлетворении заявления стационара не обязывает врачей держать пациента в стационаре, оно не является препятствием для немедленной выписки пациента (даже вскоре после принятия такого решения), если, по мнению врачей, основания для недобровольной госпитализации отпали.

 

Пункт 35 ч. 1 ст. 12 и другие статьи Закона о полиции, допускающие опасное бездействие со стороны полиции, должны быть, следовательно, приведены в соответствие с нормами Закона о психиатрической помощи.

 

2. Норма Закона о полиции, касающаяся оказания содействия органам здравоохранения в доставлении в медорганизации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации, наоборот, фактически дополняет Закон о психиатрической помощи.

 

Содействия полиции в доставлении таких пациентов, в частности в ПНД, Закон о психиатрической помощи не предусматривает. Важно поэтому принять во внимание положение п. 35 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, формулировка которого позволяет истолковать его таким образом, что органы здравоохранения могут прибегнуть к помощи сотрудников полиции для доставления в медицинскую организацию лица, в отношении которого суд принял решение о его недобровольном психиатрическом освидетельствовании по основаниям, предусмотренным п. «б» или «в» ч. 4 ст. 23 Закона о психиатрической помощи.

 

Закон о психиатрической помощи, так же как и Закон о полиции, не предусматривает, однако, оказания содействия работников полиции медработникам при осуществлении недобровольного психиатрического освидетельствования в рамках ч. 4 и 5 ст. 23 Закона о психиатрической помощи, проводимого вне медицинской организации, например, на дому у больного, хотя такое содействие, зачастую, бывает для врача-психиатра необходимо. Это касается в особенности психиатрического освидетельствования в случаях, предусмотренных п. «а» ч. 4 ст. 23 Закона, когда решение об освидетельствовании принимается врачом-психиатром самостоятельно без санкции судьи.

 

На практике, тем не менее, как до, так и после принятия Закона о полиции получили распространение случаи, когда сотрудники милиции (полиции) «оказывают содействие» в недобровольном освидетельствовании, причём отнюдь не только медработникам, но и любым другим гражданам по их просьбе.

 

Так, в 2010 г. гр. З., о которой уже рассказывалось выше, была из дома принудительно доставлена сотрудниками районного ОВД в ПНД № 19 г. Москвы по письменному заявлению её сына на имя начальника ОВД с просьбой «оказать содействие в медицинском осмотре» своей матери. Сын З. имел намерение не допустить таким образом участие матери в проводимом в тот день рассмотрении в суде дела о нанесении ей побоев сыном и снохой. Сотрудники ОВД не имели права на такие действия, поскольку «привод в учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи» согласно действовавшему на тот момент п. 22 ст. 10 Закона РФ «О милиции» мог быть осуществлён только, во-первых, по представлению медучреждения, в частности ПНД, а не по заявлению родственника, и, во-вторых, в случае, когда лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих (из заявления сына З. в ОВД следовало, что такая ситуация в тот момент отсутствовала). Такая опасность не была зафиксирована и сотрудниками милиции, прибывшими по месту жительства З. с целью её принудительного доставления в ПНД. После беседы с врачами-психиатрами диспансера, которым она дала устное согласие на освидетельствование, З. была отпущена домой.

 

Закон о полиции не содержит специальных указаний в отношении применения (запрета применения) к лицам с психическими расстройствами физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а значит они могут применяться в соответствии с общими правилами, установленными главой 5 Закона о полиции. Запрет на применение спецсредств предусмотрен, в частности, в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания данными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции (п. 1 ч. 1 ст. 22).

 

Применение огнестрельного оружия с производством выстрела на поражение запрещается в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев, сходных с вышеуказанными (ч. 5 ст. 23).

 

Закон о полиции ввёл некоторые не вполне обоснованные, с нашей точки зрения, ограничения в отношении прав граждан с психическими расстройствами при их задержании.

 

По общему правилу сотрудник полиции обязан, в частности, разъяснить задержанному его право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте задержания. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено УПК РФ, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких о своём задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного может сделать сотрудник полиции. В случаях же, если задержанными являются лица, совершившие побег из-под стражи, либо уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания; лица, уклоняющиеся от исполнения принудительных мер медицинского характера или лица, уклоняющиеся от следования в лечебные учреждения для исполнения указанных мер, а также лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, право на телефонный разговор им не предоставляется и уведомление не осуществляется (п. 11 ч. 2 ст. 14). В то же время, этого права не лишаются задержанные лица, предпринявшие попытку самоубийства либо имеющие признаки выраженного психического расстройства и создающие своими действиями опасность для себя и окружающих.

 

При установлении такой градации законодатель не учёл ряд немаловажных обстоятельств.

 

Во-первых, «сбежавшие», «скрывающиеся» и «уклоняющиеся» от госпитализации и лечения лица – это лица с психическими расстройствами, нуждающиеся в установлении особого уровня гарантий защиты их прав. Предусмотренный Законом о полиции запрет на предоставление данной категории граждан не только права на телефонный разговор, но даже права на уведомление сотрудником полиции их близких об их месте нахождения не отвечает критериям необходимости и соразмерности преследуемой цели, не обеспечивает уважение интересов граждан, причём не только самих больных, но и их близких.

 

Приведём пример. За юридической консультацией к нам обратилась дочь пациентки одной из загородных психиатрических больниц с довольно демократичными правилами внутреннего распорядка. Персонал больницы, недоглядев за пациенткой, имевшей склонность к бродяжничеству и находившейся в стационаре по основаниям п. «в» ст. 29 Закона о психиатрической помощи, допустил её побег. Её дочь, искренне и глубоко переживавшая за свою мать, в течение нескольких суток пребывания в неведении относительно места нахождения матери тщетно пыталась отыскать её. О том, что её мать удалось, наконец, обнаружить и вернуть в стационар, она узнала лишь на пятый день поиска от администрации больницы. Сотрудники правоохранительных органов, установив личность задержанной ими на вокзале женщины, не предоставили ей возможность связаться с близкими родственниками и сообщить им о своём месте нахождения.

 

Во-вторых, лица, «совершившие побег из психиатрического учреждения» или лица, «скрывающиеся от недобровольной госпитализации», – это в значительном проценте случаев лица, «имеющие признаки выраженного психического расстройства и создающие своими действиями опасность для себя и окружающих», недобровольная госпитализация для них неизбежна и является делом времени. Тем не менее, первых из них федеральный закон лишает права на телефонный разговор и уведомление близких, в то время как последним это право предоставляет.

 

Законодатель, по-видимому, счёл эти вопросы второстепенными и не требующими проработки и потому не обратился к мнению специалистов. Не смогло компенсировать допущенные огрехи и проведенное общенародное обсуждение законопроекта.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 207.