Диагностические показатели:
X. Трудовая экологически направленная деятельность. 2. Природоохранная деятельность.
Варианты заданий
Диагностические показатели | Ключевые слова и фразы |
Активность трудовой деятельности | Что нужно растению (животному) для жизни... Что нужно сделать, чтобы растение (животное) чувствовало себя хорошо... Покажи основные способы ухода за растением (животным)... Чему можно научиться, ухаживая за растениями (животными) проводится наблюдение за трудом детей в природе и анализ трудовых навыков |
Самостоятельность трудовой деятельности | |
Сформированность трудовых умений | |
Участие в природоохранной деятельности | Что ты сделал... Как ты охраняешь... Зачем ты это делаешь... |
Оценка показателей
Показатели | Оценка показателей. | |
Баллы | Критерии оценки. | |
Активность | 1 | Уклоняется от дежурства, передает свои обязанности другим. |
2 | Активность и отношение к дежурству неустойчивы, делает только то, что входит в обязанности. | |
3 | Активно трудится вне дежурства; хорошо выполняет свои обязанности. | |
4 | Выполняет не только то, что делал раньше, но и то, что необходимо в данный момент. | |
5 | Постоянно стремиться активно участвовать в трудовой экологически направленной деятельности, хорошо добросовестно работает. | |
Самостоятельность | 1 | Необходим систематический внешний контроль. |
2 | Трудится без контроля, но постоянно обращается за помощью. | |
3 | Выполняет трудовые операции самостоятельно или с помощью товарища, но обязательно стремиться получить одобрение взросльгх. | |
4 | Выполняет трудовые операции по своей инициативе, без напоминания взрослых. | |
5 | Помогает другим, интересуется тем, хорошо ли выполнено дело. | |
Сформированность трудовых навыков | 1 | Не соблюдает последовательности действий и трудовых операций. |
2 | Часто нарушается последовательность трудовых операций, действия выполняются медленно, с отвлечениями. | |
3 | Соблюдает последовательность трудовых операций, но при выполнении много лишних движений. | |
4 | Последовательность трудовых операций правильная, действия выполняются быстро, четко. | |
5 | Стремится усовершенствовать прудовой процесс, действия целесообразны и продуманы. |
Практическая природоохранная деятельность | 1 | Уклонение от практической природоохранной деятельности, Несформированность мотивов этой деятельности |
2 | Эпизодическое участие, ведущий мотив - утилитарный | |
3 | Практическая природоохранная деятельность носит ситуативный характер, ведущим является утилитарный мотив | |
4 | Под руководством учителя работает з сфере охраны природы, ведущим является эстетический мотив | |
5 | Активно участвует в природоохранной деятельности, ведущим является нравственный или познавательный мотив |
2.Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
Существующие программы содержат разделы, в рамках которых осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
3.Содержание диагностического инструментария:
Представления о природе.
А) Живая природа.
Задание 1.
Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.
Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагалось из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задавались вопросы:
- Как ты догадался, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Б) Неживая природа.
С ребёнком проводилась беседа по следующим вопросам:
О воде:
- Какого цвета может быть вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)
- Зачем нужна вода?
О песке:
- Чем отличается сухой песок от влажного?
- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?
- Зачем нужен песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?
- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?
- Зачем нужен дождь в природе?
- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?
- Что появляется после дождя на городских улицах?
- Как меняется небо весной, летом, зимой?
- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?
- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
Оценка деятельности:
1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
2. Отношение к природе.
Задание 1.
Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводилось наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Были созданы специальные условия, в которых ребенок должен был осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находились некоторые из живых существ, которые нуждались в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего были приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашалось двое детей, и каждому из них предлагалось заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывался о необходимости помощи живому, его внимание привлекалось с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Как ему можно помочь?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.
3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребенка спрашивали, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагали ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагалось:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.
2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.
3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 363.