Ознакомление дошкольников с неживой природой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Много своих работ С.Н. Николаева посвятила изучению методики ознакомления детей дошкольного возраста с неживой природой. Автор предлагает проводить работу с ребятами по темам: «Песок», «Камни», «Глина», «Вода», «Воздух».

Работа с детьми среднего возраста осенью.

Используя теплую погоду во время прогулок в сентябре, воспитатели организуют игры с песком во всех возрастных группах. При этом знакомят детей со свойствами и особенностями этого природного материала.

Воспитатель показывает детям песочницу, напоминает, что в ней песок, обращает внимание ребят на его свойства: сухой и влажный; сухой – светло-желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой – по цвету значительнее темнее, лепится в комки, не сыплется, в него легко играть.

На прогулке проводятся игры «Угощения», «Булочная» с использованием готовых изделий из песка. В начале прогулки взрослый подводит детей к песочнице, предлагает определить самостоятельно, какой в ней песок (сухой или влажный), можно ли в него играть. Предлагает наблюдать, как меняются свойства песка, когда его поливают из лейки, просит их называть все словами. В играх взрослый помогает детям лепить хорошие куличи, делать красивые торты, строить горку, дом для собачки, гараж для машин.

В конце прогулки воспитатель собирает песок в песочницу, просит детей помочь ему, говорит при этом: «Песок нам нужен для игры, не следует его разбрасывать. Если песок не собирать в песочницу, он разойдется весь по участку. Во что тогда играть будем?!»

В октябре воспитатель предлагает детям собрать коллекцию камней, просят их принести любые камни (речные, морские). Вместе рассматривают камни - сравнивают камни по форме, размеру, цвету, по округлости, гладкости, по тяжести. Вместе придумывают сказку, например «Как камень из моря в детский сад попал», или «Что сказал речной камень рыбкам в аквариуме?». (Воспитатель заранее сам придумывает несложный сюжет сказки, включает в нее предложения и высказывания ребят). Воспитатель просит детей придумать игру с камнями (поощряет безопасные игры).

В ноябре воспитатель учит детей сравнивать глину и камни. В свободное вечернее время всех желающих вокруг общего стола, каждому ребенку дает дощечку для лепки, кусок глины, камень (лучше речной неровный). Предлагает детям пальчиком нажать по очереди на глину и на камень, выяснить, где остается ямка от пальца, а где ее нет ( проделывает это с детьми несколько раз). Называет свойства материалов, которые обнаружили дошкольник: камень сухой и твердый, глина влажная и мягкая, в ней можно делать разные ямки. Просит ребят взять камень в руки, помять его, покатать в ладонях, потянуть в разные стороны, посмотреть - может быть он стал другой, изменил форму, разорвался. Уточняет: камень очень твердый, не меняется, из него ничего нельзя лепить, его нельзя разделить на два куска – он крепкий.

Затем воспитатель предлагает детям взять глину в руки, помять ее, потянуть в разные стороны и разделить на два куска. Уточняет свойства: глина не такая, как камень – мягкая, ее можно разорвать, она меняет форму, из нее можно что-то слепить. Дети катают из одного куска шарик, дают ему обозначение (яблоко, помидор, яичко, картошка и пр.), из другого – колбаску, которую тоже обозначают «продуктом». Воспитатель организует игру в «угощение кукол». Деятельность может быть повторена 2-3 раза в разные дни со всеми желающими детьми.

 

 

Практическая работа № 5

1.Составить картотеку экологических игр по одному из разделов программы. Заполнить таблицу.

Название игры

Цель игры

Формируемые

 

Краткое содержание

Технология проведения

Знания Умения
«Что бывает осенью?» Закрепить понятие об осенних явлениях, формирование представлений о растительном мире, активизация словаря по теме. Об осенних явлениях Правильно отбирать сюжетные картинки Картинки с изображениями различных сезонных явлений. Нужно выбрать картинки, на которых изображены только осенние явления природы. Воспитатель предлагает детям сюжетные картинки с изображением различных времен года. Далее воспитатель перемешивает все картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки, на которых изображены только осенние явления природы.
«Прогулка в лес» Сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков. Знания детей о правилах поведения в лесу Хорошее отношение к лесным обитателям Групповая игра. Планшет с изображением лесной поляны с тропинками, со знаками, с перемещающимися фигурками. В игре может участвовать группа детей, кот. Отправляются в лес на прогулку. На 1 этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу. На 2 этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экол. знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ-фишка. Победа – максимальное кол-во фишек.

2.Подготовить разработки дидактических игр для использования в работе с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах.

Дидактические игры по экологии

Дата: 2019-04-23, просмотров: 299.