Много своих работ С.Н. Николаева посвятила изучению методики ознакомления детей дошкольного возраста с неживой природой. Автор предлагает проводить работу с ребятами по темам: «Песок», «Камни», «Глина», «Вода», «Воздух».
Работа с детьми среднего возраста осенью.
Используя теплую погоду во время прогулок в сентябре, воспитатели организуют игры с песком во всех возрастных группах. При этом знакомят детей со свойствами и особенностями этого природного материала.
Воспитатель показывает детям песочницу, напоминает, что в ней песок, обращает внимание ребят на его свойства: сухой и влажный; сухой – светло-желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой – по цвету значительнее темнее, лепится в комки, не сыплется, в него легко играть.
На прогулке проводятся игры «Угощения», «Булочная» с использованием готовых изделий из песка. В начале прогулки взрослый подводит детей к песочнице, предлагает определить самостоятельно, какой в ней песок (сухой или влажный), можно ли в него играть. Предлагает наблюдать, как меняются свойства песка, когда его поливают из лейки, просит их называть все словами. В играх взрослый помогает детям лепить хорошие куличи, делать красивые торты, строить горку, дом для собачки, гараж для машин.
В конце прогулки воспитатель собирает песок в песочницу, просит детей помочь ему, говорит при этом: «Песок нам нужен для игры, не следует его разбрасывать. Если песок не собирать в песочницу, он разойдется весь по участку. Во что тогда играть будем?!»
В октябре воспитатель предлагает детям собрать коллекцию камней, просят их принести любые камни (речные, морские). Вместе рассматривают камни - сравнивают камни по форме, размеру, цвету, по округлости, гладкости, по тяжести. Вместе придумывают сказку, например «Как камень из моря в детский сад попал», или «Что сказал речной камень рыбкам в аквариуме?». (Воспитатель заранее сам придумывает несложный сюжет сказки, включает в нее предложения и высказывания ребят). Воспитатель просит детей придумать игру с камнями (поощряет безопасные игры).
В ноябре воспитатель учит детей сравнивать глину и камни. В свободное вечернее время всех желающих вокруг общего стола, каждому ребенку дает дощечку для лепки, кусок глины, камень (лучше речной неровный). Предлагает детям пальчиком нажать по очереди на глину и на камень, выяснить, где остается ямка от пальца, а где ее нет ( проделывает это с детьми несколько раз). Называет свойства материалов, которые обнаружили дошкольник: камень сухой и твердый, глина влажная и мягкая, в ней можно делать разные ямки. Просит ребят взять камень в руки, помять его, покатать в ладонях, потянуть в разные стороны, посмотреть - может быть он стал другой, изменил форму, разорвался. Уточняет: камень очень твердый, не меняется, из него ничего нельзя лепить, его нельзя разделить на два куска – он крепкий.
Затем воспитатель предлагает детям взять глину в руки, помять ее, потянуть в разные стороны и разделить на два куска. Уточняет свойства: глина не такая, как камень – мягкая, ее можно разорвать, она меняет форму, из нее можно что-то слепить. Дети катают из одного куска шарик, дают ему обозначение (яблоко, помидор, яичко, картошка и пр.), из другого – колбаску, которую тоже обозначают «продуктом». Воспитатель организует игру в «угощение кукол». Деятельность может быть повторена 2-3 раза в разные дни со всеми желающими детьми.
Практическая работа № 5
1.Составить картотеку экологических игр по одному из разделов программы. Заполнить таблицу.
Название игры | Цель игры | Формируемые
| Краткое содержание | Технология проведения | |
Знания | Умения | ||||
«Что бывает осенью?» | Закрепить понятие об осенних явлениях, формирование представлений о растительном мире, активизация словаря по теме. | Об осенних явлениях | Правильно отбирать сюжетные картинки | Картинки с изображениями различных сезонных явлений. Нужно выбрать картинки, на которых изображены только осенние явления природы. | Воспитатель предлагает детям сюжетные картинки с изображением различных времен года. Далее воспитатель перемешивает все картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки, на которых изображены только осенние явления природы. |
«Прогулка в лес» | Сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков. | Знания детей о правилах поведения в лесу | Хорошее отношение к лесным обитателям | Групповая игра. Планшет с изображением лесной поляны с тропинками, со знаками, с перемещающимися фигурками. | В игре может участвовать группа детей, кот. Отправляются в лес на прогулку. На 1 этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу. На 2 этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экол. знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ-фишка. Победа – максимальное кол-во фишек. |
2.Подготовить разработки дидактических игр для использования в работе с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах.
Дидактические игры по экологии
Дата: 2019-04-23, просмотров: 299.