Уголок природы, главная особенность которого – непосредственная близость его к детям, что позволяет организовать деятельность педагога на весь учебный год, где дети могут наблюдать за ростом растений и ухаживать за ними. Так же находится аквариум с рыбками, наблюдение за рыбками успокаивает детей, а также они становятся более ответственными (кормление рыб). В уголке природы есть календарь наблюдений, где заполняется наблюдение за посадками, место, где стоят ящики с рассадой, так же стоит столик, на котором располагаются различные баночки с кормами и т.д. Такое место приучает детей к аккуратности, порядку, выполнению правил. Дежурства детей в уголке природы – это и есть форма проявления их самостоятельности, где воспитатель выступает в роли помощника.
Экологические пространства на территории детского сада. Вдоль забора растут разные деревья (ель, лиственница, береза, рябина, яблоня). На участке находятся клумбы с цветами. Дети не только изучают названия тог, что растет на участке, но и ухаживают.
Экологическая тропа- выход детей в природу, что позволяет увидеть многообразие растений и животных.
Попимо живых объектов зеленой зоны детского сада, важным условием успешной работы с детьми по программе, является наличие книг, пособий, игрушек, наглядного материала и другого оборудования, необходимого для ведения эколого-воспитательного процесса в детском саду.
Необходимые книги и наглядные пособия: справочные, методические, детские. В детском саду должно быть достаточно обширное собрание детской художественной и познавательной литературы о природе.
Находятся изделия народных промыслов в целях экологического воспитания детей.
3. Дети с воспитателем выходят на улицу.
Воспитатель:
- Ребята, нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.
«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!
Ваш друг – старичок – Лесовичок.
- Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
- А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз («Мы в любое время года ходим тропами природы!»)
II. - Где начинается наша экологическая тропинка?
- Пойдемте туда.
(Дети с воспитателем подходят к ели, находят послание от старичка – Лесовичка.)
- «Отгадайте загадку:
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает.
(Дерево)
- Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке.
- Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними.
- Молодцы, много вы знаете о весне. Старичку-Лесовичку, я думаю, понравится.
- А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:
Русская красавица
Стоит в желтой кофточке
В белом сарафане.
(Береза)
- Где растет береза на нашей экологической тропе?
- Давайте к ней подойдем.
- Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)
- Давайте обнимем её.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)
- Посмотрите, какая береза? (Большая: высокая, толстая)
- Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
- Что её так крепко удерживает в земле? (Корни)
- Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)
- Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).
- Давайте поиграем
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками.
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх.
Далее игра «Тропинка» и т.д.
Анализ уголка природы
Одним из важнейших условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
По мнению С.Н. Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей.
Н.А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образования и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: познавательного развития, эколого-эстетического развития, оздоровления, формирование нравственных качеств, воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, формирования экологически грамотного поведения, экологизации различных видов деятельности.
Практическая работа № 8
Психолого – педагогическая диагностика как процедура оценки результатов экологического образования детей
1.В диагностических исследованиях широко используются математические методы: они позволяют установить количественные характеристики, дают основания для теоретических обобщений, повышают надежность выводов.
Регистрация - выявление наличия определенного качества у каждого члена труппы и подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует.
Ранжирование - расположение собранных данных в ряд по степени проявления (в порядке нарастания или убывания каких-либо показателей) и определение места в этом ряду каждого исследуемого.
Шкалирование — присвоение цифровых показателей исследуемым характеристикам. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам. Составленные шкалы оценки позволяют математически обработать результаты исследования.
Диагностические показатели:
1. Полнота знаний - объем, количество знаний, мера соответствия стандарту и программе.
2. Понимание - степень осмысленности в усвоении знания, умение последователь Fro решать учебные задачи.
3. Доказательность - способность обосновать истинность суждения, умение аргументированного решать учебные задачи и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
4. Гибкость знаний - способность высказывать многообразие идей, умение оперировать знаниями в новых условиях, умение менять направление анализа, находить новые способы решения задач.
5. Практическое применение знаний - владение способами действий, основанными на базе выработанных знаний.
Варианты заданий
Показатели | Ключевые слова и фразы |
Полнота знаний | Расскажи... Опиши.. Перечисли |
Понимание | Расскажи своими словами... Объясни смысл.. Покажи взаимосвязь... Опиши явление... |
Доказательность | Докажите... Что является причиной... Изобрази... Какова последовательность... С чем связи но... |
гибкость | Расскажи об одном признаке… Придумай…Раздели.. Как ещё… Объедини… Какие признаки.. |
практическое применение знаний | Продемонстрируй… Воспользуйся этим, чтобы… Проведи…как бы ты показал…Отбери.. |
Оценка показателей
показатель | балл | Критерии, оценки |
полнота знаний | 1 | Отсутствие знаний |
2 | Знания до 1/3 требуемого объема | |
3 | Знания до 1/2 требуемого объема | |
4 | Знания в соответствии с эталоном, возможны ошибки | |
5 | Знания в соответствии с эталоном | |
понимание | 1 | Не понимает материал |
2 | Не может оперировать знаниями | |
3 | Слабое владение смыслом, единичное и случайное оперирование знаниями | |
4 | Владеет смыслом, оперирует знаниями с ошибками | |
5 | осмысленно усваивает знания, последовательно решает учебные задачи | |
доказательность | 1 | отсутствие аргументов, неумение устанавливать причинно-следственные связи |
2 | Аргументация на несущественном основании, смена направления аргументации, устанавливает прямые связи, не определяет причину и следствие | |
3 | Последовательная аргументация на несущественном основании, случайное оперирование связями, устанавливает промежуточную связь | |
4 | Аргументация на существенном основании, оперирование причинно-следственными связями, устанавливает промежуточные связи, допускает ошибки | |
5 | Аргументация на существенном основании, установление связей на уровне эталона, определяет причину и следствие, оформляет их в схеме | |
гибкость | 1 | Отсутствие |
2 | «Близкий» перенос в пределах конкретных знаний с ошибками, не высказывает идей | |
3 | «Близкий» перенос в пределах вида с конкретного на конкретное, высказывает | |
4 | перенос с конкретного на обобщённое, высказывает 2-3 идеи | |
5 | «Дальний перенос, свободный в пределах эмпирического и теоретического знаний, высказывает 2-3 идеи | |
практическое применение знаний | 1 | пассивность, не включает в деятельность, равнодушие к учёбе, исполнительская деятельность |
2 | активен только по требованию не доводит дело до конца, равнодушен ко многим предметам | |
3 | внешняя активность, выбирает наиболее лёгкий путь, поисковая деятельность только по заданию | |
4 | Активен не всегда. Демонстрирует знания на природных объектах, поиск по заданию и по собственной инициативе. часто безрезультатно | |
5 | Активен всегда, устойчиво инициативен, самостоятелен в поиске, экспериментирует, предпочитает творческую и исследовательскую деятельность |
Методика изучения уровня развития
экологического мышления
Диагностические показатели:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей и решений экологических задач за минимальный срок.
2. Оригинальность - способность высказывать нестандартные экологические идеи.
3. Обобщение - переход от фактов к их отождествлению в свойствах, от мысли об индивидуальном к мысли об общем.
4. Анализ - нахождение причин наблюдаемых явлений, разделение объекта на составные части.
5. Сравнение - умение находить общее и различное в объектах и явлениях.
6. Синтез - соединение частей объектов или отдельных объектов в систему на основе абстрагирования.
7. Классификация - разделение объектов на группы по определенному признаку.
показатели | Ключевые слова и фразы |
Быстрота | Назови еще... Предложи ...Объясни |
Оригинальность | Придумай... Предложи другой способ... Выскажи свои идеи... Назови то, что никто не называл ... |
Обобщение | Объедини..-. Докажи.,. Какие общие признаки |
Анализ | Какие свойства... Объясни причины... Назови части... Разложи по порядку |
Сравнение | Сравни... Найди отличия... Что общего... Разложи по порядку... |
Синтез | Придумай... Опиши... Что произойдет, если... Что было бы... Объедини... Создай... Есть ли другая причина... |
Классификация | Раздели на группы... Раздели по другому признаку... Как еще... |
Оценка показателей
показатели | балл | Критерии опенки |
Быстрота | 1 | Не отвечает на вопросы, не предлагает идей |
2 | медленно формулирует ответы на вопросы, ошибается | |
3 | медленно мыслит, предлагает идеи с ошибками | |
4 | быстро мыслит, предлагает идеи, часто ошибочные | |
5 | быстро и четко формулирует ответы, предлагает идеи | |
оригинальность | 1 | Не может предлагать какие- либо идеи |
2 | предлагает одну традиционную идею | |
3 | предлагает традиционные идеи (более 1) | |
4 | предлагает 1-2 нестандартные идеи | |
5 | предлагает более 3 нестандартных идей | |
обобщение | 1 | отсутствие обобщённого взгляда на вещи |
2 | оперирует конкретными единичными знаниями | |
3 | первичное обобщение типа «вид- род» до 0,5 возможного объёма материала, эмпирическое обобщение | |
4 | обобщение «вид-род» более 0,5 объёма материала, отдельные случаи более высокого уровня обобщения | |
5 | обобщение на уровне понятий эмпирического и теоретического характера | |
Анализ | 1 | не может установить причины, не разделяет на части |
2 | делает попытки установить связи или разделить на части | |
3 | выделяет отдельные части, устанавливает только прямые связи | |
4 | выделяет все части, устанавливает промежуточные связи с ошибками | |
5 | владеет на уровне эталона | |
сравнение | 1 | не владеет сравнением |
2 | сравнивает по одному несущественному основанию, называет только отличия | |
3 | сравнивает, пытается определить сходство | |
4 | сравнивает на существенном основании, с ошибками | |
5 | сравнивает в соответствии с эталоном | |
абстрагирование и синтез | 1 | не может абстрагировать, не обладает вариативным мышлением |
2 | абстрагирует на несущественном основании, не владеет вариативным мышлением | |
3 | абстрагирует на существенном основании, на конкретном уровне, не владеет вариативным мышлением | |
4 | абстрагирует на существенном основании. Обобщает, допуская ошибки, владеет вариативным мышлением | |
5 | абстрагирует на существенном основании на обобщённом уровне, владеет вариативным мышлением | |
классификация | 1 | не может классифицировать |
2 | классифицирует непоследовательно | |
3 | классифицирует по 1 несущественному признаку | |
4 | классифицирует по 1 существенному признаку | |
5 | свободно классифицирует по нескольким признакам |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 314.