Перечень основных компонентов предметно-развивающей среды в ДОУ, их функциональное назначение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уголок природы, главная особенность которого – непосредственная близость его к детям, что позволяет организовать деятельность педагога на весь учебный год, где дети могут наблюдать за ростом растений и ухаживать за ними. Так же находится аквариум с рыбками, наблюдение за рыбками успокаивает детей, а также они становятся более ответственными (кормление рыб). В уголке природы есть календарь наблюдений, где заполняется наблюдение за посадками, место, где стоят ящики с рассадой, так же стоит столик, на котором располагаются различные баночки с кормами и т.д. Такое место приучает детей к аккуратности, порядку, выполнению правил. Дежурства детей в уголке природы – это и есть форма проявления их самостоятельности, где воспитатель выступает в роли помощника.

Экологические пространства на территории детского сада. Вдоль забора растут разные деревья (ель, лиственница, береза, рябина, яблоня). На участке находятся клумбы с цветами. Дети не только изучают названия тог, что растет на участке, но и ухаживают.

Экологическая тропа- выход детей в природу, что позволяет увидеть многообразие растений и животных.

Попимо живых объектов зеленой зоны детского сада, важным условием успешной работы с детьми по программе, является наличие книг, пособий, игрушек, наглядного материала и другого оборудования, необходимого для ведения эколого-воспитательного процесса в детском саду.

Необходимые книги и наглядные пособия: справочные, методические, детские. В детском саду должно быть достаточно обширное собрание детской художественной и познавательной литературы о природе.

Находятся изделия народных промыслов в целях экологического воспитания детей.

3. Дети с воспитателем выходят на улицу.

Воспитатель:

- Ребята, нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.

«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!

Ваш друг – старичок – Лесовичок.

- Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)

- А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз («Мы в любое время года ходим тропами природы!»)

II. - Где начинается наша экологическая тропинка?

- Пойдемте туда.

(Дети с воспитателем подходят к ели, находят послание от старичка – Лесовичка.)

- «Отгадайте загадку:

Весной – веселит,

Летом – холодит,

Осенью – питает,

Зимой – согревает.

(Дерево)

- Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке.

- Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними.

- Молодцы, много вы знаете о весне. Старичку-Лесовичку, я думаю, понравится.

- А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:

Русская красавица

Стоит в желтой кофточке

В белом сарафане.

(Береза)

- Где растет береза на нашей экологической тропе?

- Давайте к ней подойдем.

- Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)

- Давайте обнимем её.

- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)

- Посмотрите, какая береза? (Большая: высокая, толстая)

- Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?

- Что её так крепко удерживает в земле? (Корни)

- Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)

- Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).

- Давайте поиграем

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».

- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.

«ствол» - опустили вниз руки

«листья» - шевелим пальчиками.

 «корни» - топаем ногами

«ветви» - поднимаем руки вверх.

Далее игра «Тропинка» и т.д.

Анализ уголка природы

Одним из важнейших условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

По мнению С.Н. Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей.

Н.А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образования и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: познавательного развития, эколого-эстетического развития, оздоровления, формирование нравственных качеств, воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, формирования экологически грамотного поведения, экологизации различных видов деятельности.

Практическая работа № 8

Психолого – педагогическая диагностика как процедура оценки результатов экологического образования детей

1.В диагностических исследованиях широко используют­ся математические методы: они позволяют установить ко­личественные характеристики, дают основания для теоретиче­ских обобщений, повышают надежность выводов.

Регистрация - выявление наличия определенного каче­ства у каждого члена труппы и подсчет тех, у кого данное ка­чество имеется или отсутствует.

Ранжирование - расположение собранных данных в ряд по степени проявления (в порядке нарастания или убывания каких-либо показателей) и определение места в этом ряду каждого исследуемого.

Шкалирование — присвоение цифровых показателей ис­следуемым характеристикам. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оцен­кам. Составленные шкалы оценки позволяют математически обработать результаты исследования.

Диагностические показатели:

1. Полнота знаний - объем, количество знаний, мера со­ответствия стандарту и программе.

2. Понимание - степень осмысленности в усвоении зна­ния, умение последователь Fro решать учебные задачи.

3. Доказательность - способность обосновать истин­ность суждения, умение аргументированного решать учебные задачи и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

4. Гибкость знаний - способность высказывать многооб­разие идей, умение оперировать знаниями в новых условиях, умение менять направление анализа, находить новые способы решения задач.

5. Практическое применение знаний - владение спосо­бами действий, основанными на базе выработанных знаний.

Варианты заданий

Показатели Ключевые слова и фразы
Полнота знаний Расскажи... Опиши.. Перечисли
Понимание Расскажи своими словами... Объясни смысл.. Покажи взаимосвязь... Опиши явление...
Доказательность Докажите... Что является причиной... Изобра­зи... Какова последовательность... С чем связи но...
гибкость Расскажи об одном признаке… Придумай…Раздели.. Как ещё… Объедини… Какие признаки..
практическое применение знаний Продемонстрируй… Воспользуйся этим, чтобы… Проведи…как бы ты показал…Отбери..

Оценка показателей

показатель балл Критерии, оценки

полнота знаний

1 Отсутствие знаний
2 Знания до 1/3 требуемого объема
3 Знания до 1/2 требуемого объема
4 Знания в соответствии с эталоном, возможны ошибки
5 Знания в соответствии с эталоном

понимание

1 Не понимает материал
2 Не может оперировать знаниями
3 Слабое владение смыслом, единичное и случайное оперирование знаниями
4 Владеет смыслом, оперирует знаниями с ошибками
5 осмысленно усваивает знания, последовательно решает учебные задачи

доказательность

1 отсутствие аргументов, неумение устанавливать причинно-следственные связи
2 Аргументация на несущественном основании, смена направления аргументации, устанавливает прямые связи, не определяет причину и следствие
3 Последовательная аргументация на несущественном основании, случайное оперирование связями, уста­навливает промежуточную связь
4 Аргументация на существенном основании, оперирование причинно-следственными связями, устанавли­вает промежуточные связи, допускает ошибки
5 Аргументация на существенном основании, установ­ление связей на уровне эталона, определяет причину и следствие, оформляет их в схеме

гибкость

1 Отсутствие
2 «Близкий» перенос в пределах конкретных знаний с ошибками, не высказывает идей
3 «Близкий» перенос в пределах вида с конкретного на конкретное, высказывает
4 перенос с конкретного на обобщённое, высказывает 2-3 идеи
5 «Дальний перенос, свободный в пределах эмпирического и теоретического знаний, высказывает 2-3 идеи

практическое применение знаний

1 пассивность, не включает в деятельность, равнодушие к учёбе, исполнительская деятельность
2 активен только по требованию не доводит дело до конца, равнодушен ко многим предметам
3 внешняя активность, выбирает наиболее лёгкий путь, поисковая деятельность только по заданию
4 Активен не всегда. Демонстрирует знания на природных объектах, поиск по заданию и по собственной инициативе. часто безрезультатно
5 Активен всегда, устойчиво инициативен, самостоятелен в поиске, экспериментирует, предпочитает творческую и исследовательскую деятельность

Методика изучения уровня развития

экологического мышления

Диагностические показатели:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей и решений экологических задач за мини­мальный срок.

2. Оригинальность - способность высказывать нестан­дартные экологические идеи.

3. Обобщение - переход от фактов к их отождествлению в свойствах, от мысли об индивидуальном к мысли об общем.

4. Анализ - нахождение причин наблюдаемых явлений, разделение объекта на составные части.

5. Сравнение - умение находить общее и различное в объектах и явлениях.

6. Синтез - соединение частей объектов или отдельных объектов в систему на основе абстрагирования.

7. Классификация - разделение объектов на группы по определенному признаку.

показатели Ключевые слова и фразы
Быстрота Назови еще... Предложи ...Объясни
Оригинальность Придумай... Предложи другой способ... Выскажи свои идеи... Назови то, что никто не называл ...
Обобщение Объедини..-. Докажи.,. Какие общие признаки
Анализ Какие свойства... Объясни причины... Назови части... Разложи по порядку
Сравнение Сравни... Найди отличия... Что общего... Разложи по порядку...
Синтез Придумай... Опиши... Что произойдет, если... Что было бы... Объедини... Создай... Есть ли другая причина...
Классификация Раздели на группы... Раздели по другому призна­ку... Как еще...

 

Оценка показателей

показатели балл Критерии опенки

Быстрота

1 Не отвечает на вопросы, не предлагает идей
2 медленно формулирует ответы на вопросы, ошибается
3 медленно мыслит, предлагает идеи с ошибками
4 быстро мыслит, предлагает идеи, часто ошибочные
5 быстро и четко формулирует ответы, предлагает идеи

оригинальность

1 Не может предлагать какие- либо идеи
2 предлагает одну традиционную идею
3 предлагает традиционные идеи (более 1)
4 предлагает 1-2 нестандартные идеи
5 предлагает более 3 нестандартных идей

обобщение

1 отсутствие обобщённого взгляда на вещи
2 оперирует конкретными единичными знаниями
3 первичное обобщение типа «вид- род» до 0,5 возможного объёма материала, эмпирическое обобщение
4 обобщение «вид-род» более 0,5 объёма материала, отдельные случаи более высокого уровня обобщения
5 обобщение на уровне понятий эмпирического и теоретического характера

Анализ

1 не может установить причины, не разделяет на части
2 делает попытки установить связи или разделить на части
3 выделяет отдельные части, устанавливает только прямые связи
4 выделяет все части, устанавливает промежуточные связи с ошибками
5 владеет на уровне эталона

сравнение

1 не владеет сравнением
2 сравнивает по одному несущественному основанию, называет только отличия
3 сравнивает, пытается определить сходство
4 сравнивает на существенном основании, с ошибками
5 сравнивает в соответствии с эталоном

абстрагирование и синтез

1 не может абстрагировать, не обладает вариативным мышлением
2 абстрагирует на несущественном основании, не владеет вариативным мышлением
3 абстрагирует на существенном основании, на конкретном уровне, не владеет вариативным мышлением
4 абстрагирует на существенном основании. Обобщает, допуская ошибки, владеет вариативным мышлением
5 абстрагирует на существенном основании на обобщённом уровне, владеет вариативным мышлением

классификация

1 не может классифицировать
2 классифицирует непоследовательно
3 классифицирует по 1 несущественному признаку
4 классифицирует по 1 существенному признаку
5 свободно классифицирует по нескольким признакам

Дата: 2019-04-23, просмотров: 314.