Анализ конспекта занятия по экологии на тему: «Поможем растениям в уголке природы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Непосредственную – образовательную деятельность проводила с детьми старшей группы, возраст 5-6 лет. Присутствовало 13 детей.

 

Подготовила методическую разработку НОД на тему «Поможем растениям в уголке природе»; конверт с письмом; растения уголка природы; инвентарь для работы; схемы обозначающие вид инвентаря; схемы - карточки с уловными обозначениями необходимых условий для роста растений; лейки, распылитель, ванночки, фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки. Расставила столы, так чтобы детям было удобно.

В предварительной работе с детьми проводились: наблюдение за растением уголка природы (особенности внешнего вида, строение, наблюдение в благоприятном и неблагоприятном состояниях (экспериментирование) наблюдение за трудом воспитателя, знакомство с моделью трудового процесса). Беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.

Материал, наглядное пособие, оборудование для занятия было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.

Непосредственно – образовательная деятельность – комплексного вида.

Интеграция образовательных областей: познавательная,

социально – коммуникативная, речевая.

Программное содержание:

Цель: Развивать интерес у детей к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

- В вводной части решалась задача:

Познавательного развития:

-Воспитывать у детей интерес к растениям.

В основной части решались задачи:

Познавательного развития:

- Уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы.

-Упражнять детей в умении определять растения нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий.

Воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

Социально-коммуникативного развития.

Закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками.

- Закреплять знания о действиях с инвентарем.

Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.

Речевого развития:

-Развивать диалогическую речь.

В заключительной части решалась задача:

Речевого развития:

- Развивать диалогическую речь.

Цель, задачи НОД соответствует программным требованиям возрастной группы («Программа воспитания и обучения в детском саду» под. редакцией М. А. Васильевой).

Длительность НОД – 25 минут. Вводная часть – 3 мин. ; основная часть – 18мин. ; заключительная часть – 4 мин.

Длительность НОД составила требованиям программы.

В вводной части НОД для создания интереса к теме, использовала приём - сюрпризный момент (письмо).

В основной части НОД использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение.

Присутствовала индивидуальная работа с детьми в основной части НОД – давала указания словом.

В заключительной части НОД анализ детских работ проходил с помощью рассматривания, вопросов.

Все части НОД были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам НОД. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.

Применяла методы:

- словесный (для вопросов детям, поощрения);

- наглядный (съемы);

- практический (в выполнении задания);

- метод контроля (в анализе выполненных работ – одобрение и похвалы).

Речь была выразительная, спокойная, рассудительная.

Использовала здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.

Я, считаю, что выбранная мною форма организации НОД детей была достаточно эффективной. В течении всей образовательной деятельности формировались УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС).

Анализируя деятельность детей на НОД, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

Анализируя, проведённое НОД, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.

Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всего НОД.

 

2. Разработать конспект занятия (экскурсии) экологического содержания для одной возрастной группы. Оцените его по следующим позициям:

- на каких этапах разработки и проведения занятия были затруднения и в чём они проявлялись?

- каковы направления дальнейшего совершенствования в подготовке занятий?

 

Организация и проведение НОД по экологическому образованию «Здравствуй, весна!»

 

Конспект занятия по экологическому образованию.

Тема: «Здравствуй, весна

Вид занятия: углубленное - познавательное.

Форма организации: фронтальная, 18 детей, способ размещения за столами.

Программное содержание: Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, с весенними изменениями в жизни животных и растений.

Наглядный материал к занятию: Комплект карточек «Весна».

Предварительная работа. Во время работы с календарем погоды воспитатель акцентирует внимание на признаках весны : есть ли снег, идут ли дожди, стало ли теплее и т. п.

Наблюдения на прогулке. Воспитатель во время прогулок обращает внимание детей на то, что с каждым днем мы все больше чувствуем наступление весны , и предлагает всем стать разведчиками и раскрыть тайны весны — отыскать на территории детского сада как можно больше весенних примет. Дети исследуют участок, после чего собираются все вместе и перечисляют увиденное: растаял снег, с крыш течет капель, текут ручьи, после таяния снега появилось много луж, зацвела мать-и-мачеха, зазеленели первые травинки, появились грачи, а снегири и свиристели исчезли, набухли тючки на ветках деревьев и кустарников, на иве появились пушистые комочки, орешнике висят сережки, выполз первый муравей, прилетела первая бабочка, по березе течет сок и т. п.

Воспитатель выбирает наиболее интересные объекты для наблюдений и предлагает детям их исследовать:

— рассмотреть через лупу набухшие почки деревьев, кустарников, потрогать и понюхать их;

— рассмотреть через лупу сережки орешника, потрогать их, обнаружить желтую пыльцу;

— понаблюдать, как пыльца разносится ветром;

— понаблюдать за развитием мать-и-мачехи (одуванчика): от появления листочков до распускания цветков (в дальнейшем до превращения их в семена-парашютики);

— понаблюдать за первыми насекомыми. В каких местах они появляются раньше всего? (В наиболее прогретых.);

— рассмотреть, понюхать крокусы или другие первоцветы на клумбах;

— потрогать, понюхать землю на клумбе, огороде — чем она пахнет?

— поставить на территории детского сада флюгер и наблюдать, как часто бывает сильный ветер весной ;

— послушать, как звенит капель и подумать, что напоминают эти звуки;

— выяснить, с какой стороны здания чаще всего бывают сосульки (с солнечной);

— потрогать сосульки, рассмотреть их: одинаковые ли они в верхней и нижней части? (нет, в нижней части сосулька уже, с ее кончика падают капельки); посмотреть через сосульку на окружающий мир: она прозрачная или нет?

— выяснить, в каких местах чаще всего ходят грачи. (Они ищут дождевых червей, насекомых в наиболее прогретых, свободных от снега местах.);

— выяснить, не начали ли птицы строить гнезда.

Воспитатель говорит, что люди придумали поговорку: «Как ты февраль, не злись, как ты, март, не хмурься, а весной пахнет », и предлагает определить, как пахнет весна на территории детского сада. (Она пахнет мокрой землей, распускающейся ивой, первыми цветами, — возможны любые ответы детей, главное, чтобы они не только «увидели* весну , но и почувствовали ее запахи.)

На одной из прогулок воспитатель рассказывает, что весной многие птицы строят новые гнезда или перестраивают старые. Если на деревьях на территории детского сада или в ближайшем парке есть старые гнезда, дети рассматривают их, обсуждают, из чего они сделаны. Затем детям предлагается найти на территории детского сада как можно больше материалов, из которых птицы могут построить гнезда (веточки разного размера, мох, стебельки трав и т. п.). Весь материал приносят в группу.

Работа с родителями. Воспитатель рассказывает родителям о том, что их дети наблюдают за весенней природой, и просит обращать внимание на весенние изменения по дороге в детский сад и домой, спрашивать у детей, о каких признаках весны они узнали во время наблюдений в детском саду.

Содержание образовательной деятельности .

Воспитатель читает детям стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка».

Воспитатель спрашивает ребят, что из перечисленного в стихотворении они видели на прогулках. Какие еще приметы весны, которые не указаны в стихотворении, они обнаружили?

Дети садятся за стол. Воспитатель делит между ними карточки комплекта «Весна». Перед каждым ребенком лежит несколько карточек. Воспитатель рассказывает о весне, напоминая детям о наблюдениях на прогулках. Дети внимательно слушают воспитателя и выкладывают на середину стола те карточки, на которых изображено природное явление или объект природы, о которых идет речь. При этом соблюдается определенная последовательность выкладывания карточек: сначала — карточки, связанные с явлениями неживой природы, а затем — живой, поскольку все изменения в живой природе происходят именно вследствие изменений в неживой. Таким образом, в конце занятия все карточки комплекта будут лежать на столе в той последовательности, в какой был составлен рассказ о весне .

Пришла весна . Ночь становится короче, а день — длиннее. Солнышко в небе поднимается все выше и выше, греет все ярче и ярче. (Выкладывается карточка с изображением солнца и дальше карточки — по тексту.) Под его теплыми лучами тает снег. Потекли маленькие и большие ручейки, лужи. На реках и озерах тает лед, идет ледоход. С крыш свисают сосульки. С каким звуком капает с них вода? (Дети вспоминают свои наблюдения и отвечают.) Земля нагрелась под лучами солнца, а ручьи и весенние дожди напоили ее. И выросли на этой земле первые растения — подснежники, первоцветы. Почему их так назвали? (Они зацветают первыми. Многие из них вырастают прямо из-под снега.) Воспитатель рассказывает о двух-трех растениях, которые дети могут увидеть в своем регионе.

Например: Мать-и-мачеху легко найти вдоль дорог, канав, на газонах, у заборов. Сначала у этого растения появляются цветочки, и только потом вырастают листья. На что похожи ее цветки? На маленькие желтые солнышки. У мать-и-мачехи, как и у одуванчика, бывают семена - парашютики, которые разносятся ветром. Первые цветки очень любят пчелы. Они прилетают к ним за нектаром.

— Чуть позже на опушках, лесных полянах появляется медуница. К ней в гости очень часто прилетают пчелы, шмели. У нее бывают цветки розового (старые) и фиолетового (молодые) цвета. Так медуница подает сигнал насекомым: вкусный сок-нектар есть только в молодых фиолетовых цветках.

— Желтые первоцветы любят солнышко, поэтому растут там, где нет деревьев. Из-за необычного внешнего вида их называют еще «ключиками» и «баранчиками».

— Первоцветы очень красивы, и многие люди собирают их на букеты. Брошенные букетики первоцветов часто можно увидеть на лесных дорогах. Поэтому первоцветов становится все меньше, и многие из них теперь охраняются.

Воспитатель продолжает рассказ о весне с рассматриванием карточек: появились цветки, значит, есть чем питаться пчелам, бабочкам, жукам, — они могут собирать вкусный нектар. А бабочки и жуки - любимая еда многих птиц. Поэтому весной к нам возвращаются перелетные птицы, которые зимовали в теплых странах. Могут вернуться в лес снегири, свиристели (они теперь едят разные растения) и синицы, которых мы подкармливали зимой. Скворцы селятся в дуплах деревьев и в скворечниках. Грачи и другие птицы вьют гнезда.

А что происходит весной с деревьями и кустарниками? Помните, зимой мы говорили, что они «спят»? Ранней весной эти растения просыпаются. Об этом можно узнать по соку, который течет по стволам деревьев, например, клена, березы. На одних кустарниках и деревьях вырастают желтые сережки (карточка с рисунком орешника, березы, на других — клейкие почки, из которых потом появляются зеленые листочки. (Карточки с веточками ивы, тополя.) Листочками могут питаться жуки. Раз есть жуки, значит, просыпается от зимней спячки еж, который их ест.

В лесу вырастают весенние грибы, например сморчки. Они так смешно называются из-за сморщенной шапочки.

На теплой земле прорастает трава. Теперь уже заяц и лось могут не только грызть кору деревьев. Просыпается медведь. Белка меняет свой наряд с серого на рыжий, а заяц — с белого на серый. (Дети высказывают свои предположения, почему так происходит.) Мы сажаем деревья, цветы на клумбах, огородные растения. У нас хорошее, радостное настроение, потому что пришла весна!

В заключение воспитатель подчеркивает, что пока еще не все из того, что было нарисовано на карточках, дети видели в природе.

Но они будут продолжать наблюдения на прогулках, чтобы увидеть, что нового еще приготовила для всех весна, и просит наблюдать за природой не только в детском саду, но и во время прогулок с папой и мамой, по дороге в детский сад.

Последующая работа. В свободное время воспитатель предлагает желающим попробовать сделать гнездо из собранного на прогулке материала. (Как правило, желание проявляют все дети, и тогда можно при помощи воспитателя соорудить одно гнездо.) Для удобства работы можно добавить вату, проволоку, кусочки пластилина (для скрепления веточек, веревочек. Ватой (заменитель пуха, мхом можно утеплить гнездо изнутри. Воспитатель загадывает загадку:«Без рук, без топоренка построена избенка». Дети строили гнездо руками, и это оказалось непростым занятием. А ведь у птиц нет рук, и они все делают с помощью клюва и лапок. Для какой птицы построено гнездо? Как она выглядит? Где строит свое гнездо? (Дети предлагают любые варианты — от реальных до фантастических.)

 

Проделанная работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание. Так, шаг за шагом, я привила детям любовь к природе и бережное отношение к ней.

 

3.Проанализировать разработку экологического праздника или развлечения. План анализа:

- тема, идея праздника (развлечения), его воспитательная ценность;

-доступность идеи детям данного возраста; способы её реализации;

-роль ведущего и музыкального руководителя;

-приемы активизации детей;

-оформление зала, костюмов, соответствие теме и идее праздника;

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 2772.