Рассмотрим особенности комплексных занятий на конкретных примерах.
В конце осени с детьми старшей группы мною обычно подводится итог - формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему состоит из нескольких частей и включать разные виды деятельности. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников: уточняю и обогащаю представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности.
Важную роль в этом играет календарь природы, который на данном занятии является наглядным демонстрационным пособием, помогающим детям увидеть и осмыслить особенности сезона в целом.
Я строю беседу следующим образом: рассматриваем по очереди каждую страницу календаря, формируя представление о том, какая осень вначале, середине, в конце. Веду последовательный разговор. Опираясь на первую страницу календаря, а потом сам подводит итог о том, что представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды протекания. Таким образом, ведущим методом первой части занятия является логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей - умственно-вербальная (участие в диалоге, совместное обсуждение графической модели сезона).
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К занятию специально организуется небольшая выставка на тему: «Осень»: несколько репродукций картин знаменитых художников (И. В. Левитан., И. С. Остроухое и др.), художественные фотографии, на которых могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, овощи, фрукты), 1 -2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, поиск красоты, ее переживание - это другой вид деятельности, позволяющий решать эстетические задачи. Третья часть занятия - художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование пейзажа, букета осенних цветов, аппликации грибов в траве или корзине, аппликация фруктов в вазе, поделки из природного материала и др.). Педагогические задачи этой части занятия иные - развитие творческих способностей детей, их художественно - ручных умений.
Комплексное занятие, если оно умело построено, по времени может выходить за рамки обычного занятия - это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и скуки, тем более, что - по своему усмотрению - в подходящий момент использую музыку в записи, провожу веселую физкультминутку.
Комплексные занятия организуют на самые разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии.
3. Разработать программу подготовки и проведения педагогического эксперимента
Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
Методика констатирующего эксперимента
Выполняя констатирующий эксперимент, я ставила перед собой цель - выявить уровень сформированности экологических знаний эмоционального отношения к природе детей 5-6 лет.
Исходя из цели исследования мною определены следующие задачи:
1. Выявить уровень знаний о неживой природе
2. Выявить уровень знаний о животных и растениях
3. Выявить уровень знаний о сезонных изменениях в природе и взаимодействии человека с природой
Содержание экологических знаний детей старшего дошкольного возраста включает:
1. Неживая природа
Вселенная- это множество звезд. Солнце - это наша огненная звезда. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты: Марс, Венера, Земля и другие.
Знает: вода не имеет формы, запаха и вкуса. Вода может менять свое состояние на морозе - превращается в лед, при нагревании - в пар. Вода может быть чистой, грязной, холодной, теплой, горячей. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам - растениям, животным, людям. Имеет представление о воздухе и его свойствах. Воздух нужен для дыхания всем живым существам.
Знает: свойства песка, земли, глины.
2. Многообразие животного и растительного мира.
Сформированы понятия: кустарники, деревья, растения, насекомые, птицы, звери, живое, неживое.
Знает: растениям нужна земля, вода, свет, тепло, воздух.
Имеет представление о составе сообществ (водоем, луг, лес, огород, сад), об условиях их среды.
3. Сезонные изменения в природе и взаимодействии человека с ней.
Имеет представления о том, что особенности приспособления к среде обитания у живых организмов изменяются по сезонам.
Представления о признаках сезона; состоянии неживой природы; основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; состоянии растений и животных, характерные явления в их жизни; особенности жизнедеятельности человека.
Знает: Что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесничий). Лес нужно оберегать от пожара. Нельзя загрязнять окружающую среду.
Диагностику экологических знаний необходимо осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 329.