Разработать научный аппарат исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Группа 1601.1- z

3 курс

 

Выполнили студентки:

Гизатулина В.В.

 

 

Практическая работа №1

 

1.Выбрать направление научного исследования в области экологического образования детей и определить конкретную тему.

Тема:«Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

С.Н.Николаева в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».

Разработать научный аппарат исследования.

Цель моей работы - теоретически обосновать и практически доказать возможность и эффективность применения интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников.

Объект исследования: процесс экологического образования старших дошкольников.

Предмет исследования: интегрированные занятия как средство экологического образования дошкольников.

Гипотеза: сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детского дошкольного возраста.

1) В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи: Изучить состояние проблемы интегрированного подхода в экологическом образовании детей

2) Выявить сущность и специфику организации комплексных мероприятий в работе с дошкольниками

3) Определить особенности экологического образования детей дошкольного возраста

4) Выявить уровень экологических знаний и эмоционального отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать программу подготовки и проведения педагогического эксперемента.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении имеющейся в отечественной педагогике и методике экологического образования специфики применения интегрированных занятий с дошкольниками; определении особенностей процесса экологического образования детей.

Критерии оценки экологических знаний у детей дошкольного возраста.

Полнота (или объем знаний) - многообразие объектов и сторон познаваемого объекта;

Существенность знаний - выделение существенного в объекте;

Обобщенность знаний - выявление сущности целого класса объектов, объективных связей, внутри класса.

Системность знаний - познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Неживая природа.

1. Какие планеты ты знаешь?

2. Кому нужен воздух? Какой он?

3. Есть ли воздух в камнях, земле, воде? Как это проверить?

4. Налить в стакан воду из-под крана, что за странные пузырьки на стенках стакана?

5. А какой сегодня вокруг воздух? А в помещении, в группе, дома?

6. Как молено проверить направление ветра, его силу?

7. Для чего нужна вода?

8. Какая вода бывает в лужах, в реке, в кране, а в ванну, какая вода бежит?

9. Какой она становиться, когда мы постираем белье, выкупаемся?

 

10. Во что может превращаться вода? (В снег, лед, иней, пар, дождь)

11. Какие формы принимает вода? (озера, реки, море)

12. В каком состоянии мы можем видеть воду на участке ранней осенью, в период золотой осени и поздней?

13. Лед легче воды или тяэюелее? Если бы он был тяжелее, что тогда могло произойти?

14. Для чего вода нужна растениям?

15. Назови свойства земли, песка, глины?

16. Животные

Приготовила картинки с изображением разных животных экологических групп. При обследовании использовала следующие вопросы: /. Кто это?

2. Составь группы «звери», «рыбы», «птицы», «насекомые»

3. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?

4. Что происходит с птицами, рыбами зимой, весной, летом?

5. Почему это происходит?

Растения

Приготовила картинки с изображением растений цветника, луга, огорода, леса, поля; комнатные растения; игра «Путаница» (картинки с изображением частей растения) Беседовала по картинкам с каждым ребенком.

/. Назови это растение?

2. Где растет?

3. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?

4. Назови растения, которые любят много света и влаги?

5. Почему они любят много света и влаги?

6. Что бывает с растениями зимой, весной, летом?

7. Почему это происходит?

Затем организовала игру «Путаница». Были такие задания: • Расположи растение правильно

Почему части растения следует располагать именно так, а не по - другому?

Зачем растению листья, стебель корни, цветы?

Сезонные изменения в природе и взаимодействии человека с ней. /. Как узнали, что это лето (весна, зима, осень)?

2. Сколько месяцев длится каждый сезон? Назовите месяцы каждого сезона.

3. Какая погода бывает зимой (весной, зимой, летом)?

4. Что бывает с деревьями, кустарниками, травами зимой (весной, летом)?

5. Как зимуют птицы? Чем они питаются?

6. Когда у животных появляются детеныши? Почему?

7. Как зимуют .животные (дикие, пресмыкающиеся)?

8. Отчего времена года меняются?

9. Почему воробьи и птицы зимуют, а скворцы и ласточки на зиму улетают?

 

10. Почему растения зимой зеленеют, а осенью - желтеют и сбрасывают листву?

11. Что будет, если все растения и деревья исчезнут?

12. В городе мало деревьев и цветов, хорошо это или плохо?

13. Кто такой лесничий и что он делает?

14. Что такое загрязнение окружающей среды? Как люди борются с ним?

С целью определения уровня эмоционального отношения к природе у детей я использовала методику «Добровольные помощники».

Методика состоит из трех этапов, которые последовательно конкретизируют и усиливают способы детских побуждений, степень направленности их на природу.

Первый этап : всю неделю перед выходом детей на прогулку демонстративно громко, чтобы все услышали, объявляла: «Ребята, я сейчас буду убирать в уголке природы, кормить наших питомцев - они голодные (пауза), а потом мы пойдем гулять». Задача -увидеть частную и общую реакцию детей на объявление и на дальнейшую деятельность взрослого в уголке природы.

В качестве показателей для детей старшего дошкольного возраста приняла следующие элементы в поведение детей:

/. все ли оторвутся от своих дел (затихнут, посмотрят на говорящего), кто вообще не среагирует на объявление;

2. что будут делать дети, когда экспериментатор пройдет в уголок природы и начнет уборку:

продолжать играть или заниматься своим делом,

подойдут к взрослому и станут смотреть, как и что он делает,

захотят включиться в его деятельность.

Сама уборка была непродолжительной - это лишь способ выявить реакцию детей. Ребятам, которые проявили желание помочь, давала несложные поручения (покормить рыбок, полить цветы).

Уровни отношения старшего дошкольного возраста к окружающей природе:

1 уровень - низкий. Поведение безразличное, равнодушное; отсутствуют чувства и эмоции; не наблюдается опытничество; нет интереса; впечатления о природе не отражает.

2 уровень - средний. Неосознанные разрушительные действия; животные, растения, природа не вызывают восторга, эмоций; познавательный интерес появляется при помощи взрослых; впечатления отражаются в разных видах деятельности при напоминании со стороны взрослого.

3 уровень - высокий. Показывают полноту отношения, существенность, обобщенность, системность.

Параллельно с методикой «добровольные помощники» я проводила наблюдения за реальным поведением детей, их поступками, деятельностью, характером взаимодействия с растениями и животными, находящимися на территории детского сада, группы, наблюдала за игрой, рисованием, высказываниями.

Также в своей работе я использовала проективное рисование на тему: «Мое любимое животное», целью которого является выявление эмоционального отношения к природе, знание программы, предусмотренной для данной возрастной группы. Детям предлагалось нарисовать свое любимое животное.

Критерии оценки

1. Достоверность изображаемого объекта.

2. Выработанностъ эстетического отношения к природе.

3. Знание строения животного.

4. Использование цветов (более 2-х).

Каждый критерий оценивается 2-мя баллами при наличии его в рисунках.

Обработка результатов

8 баллов - высокий уровень.

4-7 баллов - средний уровень.

0-3 балла - низкий уровень.

Оценка результатов

Высокий уровень - знание программы, предусмотренной ДОУ в данной возрастной группе; использование широкого спектра цветов(5-6); строение изображаемого животного передано достоверно, эмоциональный настрой рисунка положительный.

Средний уровень - неполное знание программы ДОУ; использовано от 2 до 4 цветов; строение изображаемого животного отчасти достоверно (отсутствие некоторых частей тела); эмоциональный настрой рисунка нейтральный, в некоторых случаях несет тревогу.

Низкий уровень - незнание программы ДОУ, предусмотренной для данной возрастной группы; используется 1 в редких случаях 2 цвета (черный или других темных оттенков); строение животного передано схематически или далеко от действительности; эмоциональный настрой рисунка негативный.

Практическая работа № 5

1.Составить картотеку экологических игр по одному из разделов программы. Заполнить таблицу.

Название игры

Цель игры

Формируемые

 

Краткое содержание

Технология проведения

Знания Умения
«Что бывает осенью?» Закрепить понятие об осенних явлениях, формирование представлений о растительном мире, активизация словаря по теме. Об осенних явлениях Правильно отбирать сюжетные картинки Картинки с изображениями различных сезонных явлений. Нужно выбрать картинки, на которых изображены только осенние явления природы. Воспитатель предлагает детям сюжетные картинки с изображением различных времен года. Далее воспитатель перемешивает все картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки, на которых изображены только осенние явления природы.
«Прогулка в лес» Сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков. Знания детей о правилах поведения в лесу Хорошее отношение к лесным обитателям Групповая игра. Планшет с изображением лесной поляны с тропинками, со знаками, с перемещающимися фигурками. В игре может участвовать группа детей, кот. Отправляются в лес на прогулку. На 1 этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу. На 2 этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экол. знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ-фишка. Победа – максимальное кол-во фишек.

2.Подготовить разработки дидактических игр для использования в работе с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах.

Дидактические игры по экологии

Анализ Занятия

Занятие «Помоги Пилюлькину» проводилось с группой детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности.

В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Фактический ход занятия соответствовал запланированному времени. На протяжении всего занятия дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и упражнения.

Цель занятия достигнута. Использование игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке.

Я заметила, что при использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных, интересующих их вопросов

В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию мы с коллегами используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной театральной деятельности, физической культуры, игры, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

 

Практическая работа № 6

1. Проанализировать конспект занятия экологического содержания по предложенному плану:

- тема и возрастная группа, для которой подготовлено данное за-нятие;

- соответствие запланированного программного содержания тре-бованиям программы (обосновать свою позицию);

- использование разнообразие методов и приёмов обучения (при-влечения и сосредоточение внимания, поддержание интереса, эмоциональ-ности, активизации речи и мыслительной деятельности);

-структурные элементы занятия, их логика и соотношение по вре-

мени;

- подготовка воспитателя, целесообразность использования на-глядности (оборудования) и его качество;

-способы и приемы взаимодействия с детьми.

 

Ход

Дети выходят на улицу, подходят к ёлочке.

Воспитатель. Какая елочка красивая, пушистая. Давайте мы её нарядим игрушками, цветными льдинками. Ребята, мы с вами танцевали на празднике с искусственной ёлочкой, давайте сегодня повеселимся вокруг нашей живой ёлочки. Она такая пушистая, пахучая, красивая. Давайте, ребята, почитаем елочке стихи.

Ёлка (Т. Волчина)

Перед праздником зима для зелёной елки

Платье белое сама сшила без иголки.

Отряхнула белый снег ёлочка с поклоном

И стоит красивей всех в платьице зелёном.

Елка знает это: как она под Новый год хорошо одета!

Первый снег (А.Гунали)

Утром глянул я чуть свет: двор по-зимнему одет.

Распахнул я настежь двери, в сад гляжу, глазам не верю.

Но! Смотрите, чудеса – опустились небеса!

Было облако над нами, оказалось под ногами!

Ёлка (Е. Трутнева)

Выросла ёлка в лесу на горе,

У неё иголки зимой в серебре,

У неё на шишках льдинки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах.

Жил под ёлкой зайка с зайчихой своей.

Прилетала стайка чечёток с полей.

Приходили к ёлке и волки зимой.

Увезли мы ёлку из леса домой.

Нарядили ёлку в новый наряд –

На густых иголках блёстки горят.

Началось веселье, песни да пляс,

Хорошо ли, ёлка, тебе у нас?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что стихи устарели, так как в них прославляется срубленная ёлочка. Предлагает изменить несколько строк, чтобы они соответствовали новому, бережному отношению к ней.

Воспитатель. Не везли мы ёлку из леса домой.

Нарядили ёлку в новый наряд –

На густых иголках блёстки горят.

Началось веселье, песни да пляс,

Хорошо ли, ёлка, тебе у нас?

Появляется Снеговик (взрослый). Здоровается с детьми, с ёлочкой. Обращает внимание на то, какая ёлочка нарядная, праздничная, хвалит детей за внимание к ёлочке, за игрушки, что ей подарили.

Снеговик. Ребята, как у вас весело, я люблю весёлых ребят и всякие игры.

Мне, признаться, надоело одному стоять без дела.

Снеговик я непростой, снеговик я озорной.

Знать хочу я, чем ребята занимаются зимой.

Дети. Где мы были, мы не скажем. А что делали – покажем на месте, дружно вместе сделаем вот так.

Игра «Затейники»

Дети (идут по кругу вокруг ёлочки, взявшись за руки):

Ровным кругом, друг за другом мы идём за шагом шаг,

Стоим на месте, дружно вместе сделаем вот так.

Опуская руки, дети останавливают, показывают движения, имитирующие шаг лыжника, удар клюшкой, игру в снежки. Снеговик угадывает: первый раз даёт ошибочный ответ, затем называет правильно.

Снеговик. Ребята, елочке очень нравятся загадки. А вы любите отгадывать загадки?

Дети. Да.

(Снеговик звонит в колокольчик.)

Колокольчик ледяной, он всегда везде со мной.

Динь-дон, динь-дон раздаёт загадки он.

Слушайте, ребятки, мои загадки:

Что же это за девица: не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.

Дети Ёлка!

Снеговик. Правильно, угадали. (Звонит в колокольчик.)

Без досок, без топоров через реку мост готов.

Мост – как синее стекло: скользко, весело, светло.

Дети. Лёд.

Снеговик. Правильно, угадали. (Звонит в колокольчик.)

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Дети. Снежинка.

Снеговик.

Я волшебник, снеговик, к снегу, к холоду привык,

Вас сейчас всех покружу и в снежинки превращу. У-у-у,

Метелица, метелица по дороге стелется.

Вы, снежинки, покружитесь и в сугроб все соберитесь.

Дети разбегаются по участку, имитируют кружение снежинок. После слов «И в сугроб все соберитесь» дети собираются в «сугроб». Снеговик прихлопывает детей.

Ой, какой хороший ком. Посижу-ка я на нём! Делает вид, что хочет присесть, дети разбегаются в разные стороны. Игра повторяется три раза.

Снеговик. Эй, снежинки, холодинки, подарите-ка мне льдинку.

Дети дарят снеговику льдинку, похожую на шайбу. Снеговик предлагает детям поиграть в неё. Игра «Не выпусти льдинку из круга». Дети с клюшками стоят вокруг снеговика. Снеговик старается выбросить клюшкой льдинку из круга, дети клюшками останавливают её. Снеговик хвалит ребят за ловкость.

Снеговик. На хоккей, на хоккей приглашаем всех детей.

Дети делятся на две команды. Одна команда играет, другая – болеет, затем они меняются. Снеговик становится в ворота, А дети стараются забить шайбу клюшкой в ворота. Болельщики подсчитывают количество попаданий шайбы в ворота. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

Снеговик. Мороз не велик – да стоять не велит.

«Гонки с шайбой». Эстафета.

Практическая работа № 7.

Условия экологического образования в ДОУ

1. Принципы организации предметно – развивающей среды:

1). Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2). Принцип активности, самостоятельности, творчества.

3). Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

4). Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

5). Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

6). Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7). Принцип открытости-закрытости.

Анализ уголка природы

Одним из важнейших условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

По мнению С.Н. Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей.

Н.А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образования и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: познавательного развития, эколого-эстетического развития, оздоровления, формирование нравственных качеств, воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, формирования экологически грамотного поведения, экологизации различных видов деятельности.

Практическая работа № 8

Психолого – педагогическая диагностика как процедура оценки результатов экологического образования детей

1.В диагностических исследованиях широко используют­ся математические методы: они позволяют установить ко­личественные характеристики, дают основания для теоретиче­ских обобщений, повышают надежность выводов.

Регистрация - выявление наличия определенного каче­ства у каждого члена труппы и подсчет тех, у кого данное ка­чество имеется или отсутствует.

Ранжирование - расположение собранных данных в ряд по степени проявления (в порядке нарастания или убывания каких-либо показателей) и определение места в этом ряду каждого исследуемого.

Шкалирование — присвоение цифровых показателей ис­следуемым характеристикам. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оцен­кам. Составленные шкалы оценки позволяют математически обработать результаты исследования.

Диагностические показатели:

1. Полнота знаний - объем, количество знаний, мера со­ответствия стандарту и программе.

2. Понимание - степень осмысленности в усвоении зна­ния, умение последователь Fro решать учебные задачи.

3. Доказательность - способность обосновать истин­ность суждения, умение аргументированного решать учебные задачи и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

4. Гибкость знаний - способность высказывать многооб­разие идей, умение оперировать знаниями в новых условиях, умение менять направление анализа, находить новые способы решения задач.

5. Практическое применение знаний - владение спосо­бами действий, основанными на базе выработанных знаний.

Варианты заданий

Показатели Ключевые слова и фразы
Полнота знаний Расскажи... Опиши.. Перечисли
Понимание Расскажи своими словами... Объясни смысл.. Покажи взаимосвязь... Опиши явление...
Доказательность Докажите... Что является причиной... Изобра­зи... Какова последовательность... С чем связи но...
гибкость Расскажи об одном признаке… Придумай…Раздели.. Как ещё… Объедини… Какие признаки..
практическое применение знаний Продемонстрируй… Воспользуйся этим, чтобы… Проведи…как бы ты показал…Отбери..

Оценка показателей

показатель балл Критерии, оценки

полнота знаний

1 Отсутствие знаний
2 Знания до 1/3 требуемого объема
3 Знания до 1/2 требуемого объема
4 Знания в соответствии с эталоном, возможны ошибки
5 Знания в соответствии с эталоном

понимание

1 Не понимает материал
2 Не может оперировать знаниями
3 Слабое владение смыслом, единичное и случайное оперирование знаниями
4 Владеет смыслом, оперирует знаниями с ошибками
5 осмысленно усваивает знания, последовательно решает учебные задачи

доказательность

1 отсутствие аргументов, неумение устанавливать причинно-следственные связи
2 Аргументация на несущественном основании, смена направления аргументации, устанавливает прямые связи, не определяет причину и следствие
3 Последовательная аргументация на несущественном основании, случайное оперирование связями, уста­навливает промежуточную связь
4 Аргументация на существенном основании, оперирование причинно-следственными связями, устанавли­вает промежуточные связи, допускает ошибки
5 Аргументация на существенном основании, установ­ление связей на уровне эталона, определяет причину и следствие, оформляет их в схеме

гибкость

1 Отсутствие
2 «Близкий» перенос в пределах конкретных знаний с ошибками, не высказывает идей
3 «Близкий» перенос в пределах вида с конкретного на конкретное, высказывает
4 перенос с конкретного на обобщённое, высказывает 2-3 идеи
5 «Дальний перенос, свободный в пределах эмпирического и теоретического знаний, высказывает 2-3 идеи

практическое применение знаний

1 пассивность, не включает в деятельность, равнодушие к учёбе, исполнительская деятельность
2 активен только по требованию не доводит дело до конца, равнодушен ко многим предметам
3 внешняя активность, выбирает наиболее лёгкий путь, поисковая деятельность только по заданию
4 Активен не всегда. Демонстрирует знания на природных объектах, поиск по заданию и по собственной инициативе. часто безрезультатно
5 Активен всегда, устойчиво инициативен, самостоятелен в поиске, экспериментирует, предпочитает творческую и исследовательскую деятельность

Методика изучения уровня развития

экологического мышления

Диагностические показатели:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей и решений экологических задач за мини­мальный срок.

2. Оригинальность - способность высказывать нестан­дартные экологические идеи.

3. Обобщение - переход от фактов к их отождествлению в свойствах, от мысли об индивидуальном к мысли об общем.

4. Анализ - нахождение причин наблюдаемых явлений, разделение объекта на составные части.

5. Сравнение - умение находить общее и различное в объектах и явлениях.

6. Синтез - соединение частей объектов или отдельных объектов в систему на основе абстрагирования.

7. Классификация - разделение объектов на группы по определенному признаку.

показатели Ключевые слова и фразы
Быстрота Назови еще... Предложи ...Объясни
Оригинальность Придумай... Предложи другой способ... Выскажи свои идеи... Назови то, что никто не называл ...
Обобщение Объедини..-. Докажи.,. Какие общие признаки
Анализ Какие свойства... Объясни причины... Назови части... Разложи по порядку
Сравнение Сравни... Найди отличия... Что общего... Разложи по порядку...
Синтез Придумай... Опиши... Что произойдет, если... Что было бы... Объедини... Создай... Есть ли другая причина...
Классификация Раздели на группы... Раздели по другому призна­ку... Как еще...

 

Оценка показателей

показатели балл Критерии опенки

Быстрота

1 Не отвечает на вопросы, не предлагает идей
2 медленно формулирует ответы на вопросы, ошибается
3 медленно мыслит, предлагает идеи с ошибками
4 быстро мыслит, предлагает идеи, часто ошибочные
5 быстро и четко формулирует ответы, предлагает идеи

оригинальность

1 Не может предлагать какие- либо идеи
2 предлагает одну традиционную идею
3 предлагает традиционные идеи (более 1)
4 предлагает 1-2 нестандартные идеи
5 предлагает более 3 нестандартных идей

обобщение

1 отсутствие обобщённого взгляда на вещи
2 оперирует конкретными единичными знаниями
3 первичное обобщение типа «вид- род» до 0,5 возможного объёма материала, эмпирическое обобщение
4 обобщение «вид-род» более 0,5 объёма материала, отдельные случаи более высокого уровня обобщения
5 обобщение на уровне понятий эмпирического и теоретического характера

Анализ

1 не может установить причины, не разделяет на части
2 делает попытки установить связи или разделить на части
3 выделяет отдельные части, устанавливает только прямые связи
4 выделяет все части, устанавливает промежуточные связи с ошибками
5 владеет на уровне эталона

сравнение

1 не владеет сравнением
2 сравнивает по одному несущественному основанию, называет только отличия
3 сравнивает, пытается определить сходство
4 сравнивает на существенном основании, с ошибками
5 сравнивает в соответствии с эталоном

абстрагирование и синтез

1 не может абстрагировать, не обладает вариативным мышлением
2 абстрагирует на несущественном основании, не владеет вариативным мышлением
3 абстрагирует на существенном основании, на конкретном уровне, не владеет вариативным мышлением
4 абстрагирует на существенном основании. Обобщает, допуская ошибки, владеет вариативным мышлением
5 абстрагирует на существенном основании на обобщённом уровне, владеет вариативным мышлением

классификация

1 не может классифицировать
2 классифицирует непоследовательно
3 классифицирует по 1 несущественному признаку
4 классифицирует по 1 существенному признаку
5 свободно классифицирует по нескольким признакам

Диагностические показатели

1. Сосредоточенность - умение подчинить свое воспри­ятие поставленной задаче.

2. Планомерность - определенная последовательность рассмотрения объектов и явлений.

3. Интерпретация - осмысление воспринятого в свете прежнего опыта, имеющихся знаний, обобщенная характери­стика.

4. Осознание — осознание черт наблюдательного челове­ка, способность контролировать и развивать в себе соответст­вующие черты.

Варианты заданий

Показатели Ключевые слова и фразы
Сосредоточенность Рассмотри и отметь только... Опреде­ли недостающие детали...
Планомерность Опиши по порядку— Расскажи, как связаны...
Интерпретация Узнай по контурам... Соотнеси часть объекта с целым... Объясни...
Осознание Какое задание было самым трудным, почему... Что тебе помогло наблю­дать...

Оценка показателей

Показа­тель Балл Критерии оценки
     

Сосредоточенность

1 Не владеет умением подчинять свое восприятие по­ставленной задаче
2 Выделяет только несущественные .-признаки, допус­кает ошибки
3 Владеет на несущественной основе, допускает неточности
4 Характеризует разносторонне, но допускает неточно­сти
5 Умеет подчинять свое восприятие поставленной за­даче

Планомерность

1 Отсутствие
2 Описывает непоследовательно, с помощью
3 Описывает последовательно с опорой, допускает неточности
4 Описывает самостоятельно, не всегда последователь­но
5 Описывает самостоятельно, последовательно

Интерпре­тация

1 Отсутствие
2 Выражена крайне слабо
3 Выделяет связи, близкие жизненому опыту
4 На основе вычленения несущественных связей
5 На основе выделенения существенных связей

Осознание

1 не владеет
2 владеет на несущественной основе, с помощью
3 владеет самостоятельно на несущественной основе
4 владеет на существенной основе, допускает неточности
5 владеет способностью рефлексивного контроля

Оценка показателей

Пока­затели

Оценка показателей.

  Баллы Критерии оценки.
Активность 1 Уклоняется от дежурства, передает свои обязанности другим.
  2 Активность и отношение к дежурству неустойчивы, делает только то, что входит в обязанности.
  3 Активно трудится вне дежурства; хорошо выполняет свои обязанности.
  4 Выполняет не только то, что делал раньше, но и то, что необходимо в данный момент.
  5 Постоянно стремиться активно участвовать в трудо­вой экологически направленной деятельности, хоро­шо добросовестно работает.
Самостоятельность 1 Необходим систематический внешний контроль.
  2 Трудится без контроля, но постоянно обращается за помощью.
  3 Выполняет трудовые операции самостоятельно или с помощью товарища, но обязательно стремиться по­лучить одобрение взросльгх.
  4 Выполняет трудовые операции по своей инициативе, без напоминания взрослых.
  5 Помогает другим, интересуется тем, хорошо ли вы­полнено дело.
Сформированность тру­довых навыков 1 Не соблюдает последовательности действий и трудо­вых операций.
  2 Часто нарушается последовательность трудовых операций, действия выполняются медленно, с отвле­чениями.
  3 Соблюдает последовательность трудовых операций, но при выполнении много лишних движений.
  4 Последовательность трудовых операций правильная, действия выполняются быстро, четко.
  5 Стремится усовершенствовать прудовой процесс, действия целесообразны и продуманы.

 

Практическая природоохран­ная деятельность

1 Уклонение от практической природоохранной дея­тельности, Несформированность мотивов этой дея­тельности
2 Эпизодическое участие, ведущий мотив - утилитар­ный
3 Практическая природоохранная деятельность носит ситуативный характер, ведущим является утилитар­ный мотив
4 Под руководством учителя работает з сфере охраны природы, ведущим является эстетический мотив
5 Активно участвует в природоохранной деятельности, ведущим является нравственный или познавательный мотив

 

2.Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Существующие программы содержат разделы, в рамках которых осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

3.Содержание диагностического инструментария:

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагалось из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задавались вопросы:

- Как ты догадался, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводилась беседа по следующим вопросам:

О воде:

- Какого цвета может быть вода?

-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

- Чем отличается сухой песок от влажного?

- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

- Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после дождя на городских улицах?

- Как меняется небо весной, летом, зимой?

- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводилось наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Были созданы специальные условия, в которых ребенок должен был осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находились некоторые из живых существ, которые нуждались в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего были приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашалось двое детей, и каждому из них предлагалось заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывался о необходимости помощи живому, его внимание привлекалось с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивали, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагали ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагалось:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

 

Группа 1601.1- z

3 курс

 

Выполнили студентки:

Гизатулина В.В.

 

 

Практическая работа №1

 

1.Выбрать направление научного исследования в области экологического образования детей и определить конкретную тему.

Тема:«Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

С.Н.Николаева в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».

Разработать научный аппарат исследования.

Цель моей работы - теоретически обосновать и практически доказать возможность и эффективность применения интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников.

Объект исследования: процесс экологического образования старших дошкольников.

Предмет исследования: интегрированные занятия как средство экологического образования дошкольников.

Гипотеза: сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детского дошкольного возраста.

1) В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи: Изучить состояние проблемы интегрированного подхода в экологическом образовании детей

2) Выявить сущность и специфику организации комплексных мероприятий в работе с дошкольниками

3) Определить особенности экологического образования детей дошкольного возраста

4) Выявить уровень экологических знаний и эмоционального отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать программу подготовки и проведения педагогического эксперемента.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении имеющейся в отечественной педагогике и методике экологического образования специфики применения интегрированных занятий с дошкольниками; определении особенностей процесса экологического образования детей.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 653.