■-■>■ Детская городская поликлиника является ведущим АПУ по оказанию медицинской помощи детям от рождения и до I8 лет. Детская Поликлиника может быть самостоятельным учреждением, а может Являться структурным подразделением детской областной (краевой,
.'Республиканской, окружной, городской) или центральной районной ■ больницы. В настоящее время часть детских поликлиник реоргани-
|
256 |
Часть 2. Здравоохранение
зованы в отделения городских поликлиник, оказывающих помощь как взрослому населению, так и детям.
Основными задачами детской поликлиники являются:
—организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения;
—оказание квалифицированной лечебно-профилактической помощи детям в поликлинике и на дому;
—направление при необходимости детей на лечение в стационары, санатории, специализированные детские ясли-сады, учреждения детского отдыха и др.;
—организация лечебно-профилактической работы в детских образовательных учреждениях;
—проведение комплекса противоэпидемических мероприятий (совместно со специалистами Роспотребнадзора);
—обеспечение правовой защиты детей.
По вопросам охраны здоровья детей и подростков детская поликлиника координирует работу всех других медицинских учреждений: собирает, обобщает и анализирует информацию о состоянии и проблемах соматического, репродуктивного, психического здоровья, — на основе которой определяет приоритетные направления профилактической, лечебно-оздоровительной и коррекционной работы, разрабатывает предложения по улучшению охраны здоровья детей и подростков на соответствующей территории.
Для выполнения поставленных задач в детской поликлинике функционируют профилактические, лечебные, диагностические и другие подразделения, перечень которых должен соответствовать примерной организационной структуре, представленной на рис. 12.2.
Структура и организация работы детской поликлиники строится с учетом противоэпидемического режима и утверждается органом ус^тРия здравоохранением по подчиненности. / Детекая поликлиника, так же как поликлиника для взрослых, работает по участковому принципу. Педиатрические участки орга-4Ч низуют из расчета 800 детей в возрасте от 0 до 18 лет на один учас-* ток. С учетом большого объема профилактической работы в детской поликлинике, в отличие от других АПУ, на каждый педиатрический участок выделяют 1,5 должности медицинской сестры участковой, которая является непосредственным помощником врача-педиатра участкового.
Часть 2. Здравоохранение
Штатные нормативы врачебного персонала детских городских поликлиник устанавливают соответствующими приказами МЗиСР Рф и носят рекомендательный характер (табл. 12.2).
Таблица 12.2. Штатные нормативы врачебного персонала детских городских поликлиник в городах с населением свыше 25 тыс. человек
Врачебная специальность Число должностей на 10 000 детей
в возрасте до 17 лет 11 мес 29 дней, прикрепленных к поликлинике
12,5 |
_____---------------------------- ------------ 1---------------------------------------------------------------
Врач-педиатр участковый Врачи узких специальностей детский хирург травматолог-ортопед
уролог
акушер-гинеколог
кардиолог (ревматолог) детский эндокринолог |
отоларинголог
Итого врачей узких специальностей
Ведущей фигурой детской поликлиники является участковый врач-педиатр. Участковый педиатр работает под руководством заведующего отделением по плану, составленному на основе анализа состояния здоровья детского населения. Главными задачами в работе участкового врача-педиатра являются дальнейшее снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса профилактических мероприятий как специфического, так и неспецифического характера. В этих целях участковый врач-педиатр: — проводит динамическое медицинское наблюдение за физиче* ским и нервно-психическим развитием детей;
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 259
—проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в поликлинике;
—осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;
—проводит первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;
—организует и принимает участие в проведении профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки;
—разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;
—обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам-специалистам, при соответствующих показаниях — на госпитализацию;
—обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей;
—проводит динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюдении, их своевременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения;
—обеспечивает подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения;
—передает информацию о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки, попечительства;
~ — организует работу стационара на дому;
—разрабатывает и контролирует выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
—принимает участие в организации дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
—выдает заключение о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения;
—обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита В и С, ВИЧ-инфекции;
—осуществляет диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонаталь-
260 |
Часть 2. Здравоохранение
ного скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной
категории;
—своевременно направляет извещения в установленном порядке в территориальные центры гигиены и эпидемиологии о случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнений;
—обеспечивает медицинскую помощь юношам в период подготовки к военной службе;
—проводит работу по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;
—готовит медицинскую документацию для перевода детей по достижении соответствующего возраста в поликлинику для
взрослых;
— руководит деятельностью среднего медицинского персона
ла, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной
помощи. Кроме того, участковый врач-педиатр своевременно информирует руководство поликлиники (отделения) обо всех тяжелобольных детях и подростках на участке и не госпитализированных по каким-либо
причинам.
Важнейшей задачей участкового врача-педиатра является разработка программ профилактики расстройств соматического, репродуктивного, психического здоровья, а также медицинского наблюдения, лечения, коррекции, оздоровления, реабилитации на основании оценки состояния здоровья детей и подростков.
Наряду с участковой службой в детских поликлиниках организована специализированная помощь. Большая роль в лечении и оздоровлении детей и подростков принадлежит врачам узких специ альностей (врачи-специалисты). Количество работающих в поликлинике врачей-специалистов определяется в соответствии со штатными нормативами, приведенными в табл. 12.2. Врач-специалист детской городской поликлиники оказывает медицинскую помощь детскому населению по своей специальности. Основными задачами врача узкой специальности являются организация и проведение лечебной и профилактической работы с детьми и подростками. С этой целью врач-специалист: — проводит прием детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья и профилактические осмотры согласно утвер#" денному администрацией графику;
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 261
—оказывает необходимую консультативную и лечебную помощь заболевшим на дому;
—берет на диспансерное наблюдение детей с длительными заболеваниями и обеспечивает их систематическое наблюдение и лечение до снятия с учета по медицинским показаниям, изучает эффективность диспансеризации и лечения;
—проводит санитарно-просветительную работу среди населения по своей специальности;
—систематически повышает свою квалификацию, участвует в работе по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала по своей специальности.
Врач-специалист работает в тесном контакте с другими врачами детской городской поликлиники (отделения), участвует в оздоровлении детей и подростков в образовательных учреждениях. Специализированная помощь детской поликлиники может усиливаться приемами специалистов по вопросам репродуктивного здоровья (детская гинекология, андрология, консультирование по профилактике ИШ1ПП, нежелательной беременности), психического здоровья и др. :■■ В детской поликлинике выделяют следующие основные разделы [работы: профилактическую, лечебную, противоэпидемическую, по формированию здорового образа жизни, по поддержке грудного вскармливания.
Организация профилактической работы. Главной целью профилактической работы являются проведение мероприятий, способствующих правильному физическому и нервно-психическому развитию Детей, широкое внедрение гигиенических навыков в повседневную жизнь семьи.
Основным методом профилактической работы является диспансер- Шй метод — активное динамическое наблюдение не только за больными, но и за здоровыми детьми. Диспансерный метод позволяет наиболее полно реализовать одно из важнейших положений профилактической работы — не только сохранять, но и улучшать здоровье здоровых. В педиатрической практике действует система сплошной Диспансеризации детского населения, что является несомненным '^имуществом отечественной системы здравоохранения.
Диспансерное наблюдение за детьми осуществляется в соответствии с утвержденными МЗиСР РФ стандартами.
Организация профилактических мероприятий, направленных на ^Крану здоровья ребенка, фактически начинается до его рождения.
Часть 2. Здравоохранение
262
Наблюдение за здоровьем беременной осуществляется совместно женской консультацией и детской поликлиникой. С момента взятия беременной на учет поликлиника осуществляет патронаж беременной, совместно с женской консультацией проводит занятия в школе молодых матерей, организует посещение беременными кабинета здорового ребенка поликлиники.
Участковым педиатром и медицинской сестрой должно быть проведено не менее двух дородовых патронажей. В ходе дородовых патронажей проводятся сбор и оценка данных генеалогического, биологического и социального анамнеза. Выявляются группы риска, даются рекомендации по режиму и питанию беременной, социально-гигиеническим условиям жизни, профилактике пограничных состояний и заболеваний, уходу за новорожденным и его вскармливанию. Беременные должны посетить кабинет здорового ребенка, где с ними проводят индивидуальные и групповые беседы, на наглядных пособиях обучают уходу за новорожденным и т.д.
Согласно существующему положению врач-педиатр и медицинская сестра детской поликлиники посещают новорожденного в первые 2 дня после выписки из родильного дома. Если в семье родился первый ребенок, двойня или у матери нет молока, патронаж рекомендуется провести в первый же день после выписки.
В дальнейшем медицинское наблюдение за развитием ребенка осуществляется регулярно по графику, составленному согласно утвержденным МЗиСР РФ стандартам, с учетом как индивидуальных особенностей ребенка, так и наиболее ответственных периодов его жизни. Врач осуществляет контроль за правильным физическим и нервно-психическим развитием ребенка, дает необходимые рекомендации матери по вскармливанию, организации режима дня, закаливанию, физическому воспитанию, профилактике рахита и по другим вопросам.
Все дети из двоен, недоношенные, родившиеся с крупной массой тела, получившие родовую травму, родившиеся у матерей с патологией беременности и родов или перенесших инфекционные заболевания во время беременности матери, дети, выписанные из отделений патологии новорожденных, а также дети из неблагоприятных социально-бытовых условий относятся к группам риска и находятся под особым наблюдением участкового педиатра. Работа с ними проводится по индивидуальному плану.
Для осуществления профилактической работы со здоровым" детьми раннего возраста в составе детской поликлиники организуй
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 263
кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка).
Для работы в нем в поликлинике, обслуживающей до 10 тыс. детей, предусмотрена 1 должность, свыше 10 тыс. детей — 2 должности медицинских сестер по профилактической работе со здоровыми детьми. Руководство работой кабинета осуществляет заведующий одного из педиатрических отделений.
Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:
—пропаганда здорового образа жизни в семье;
—обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.);
—санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка.
В этих целях медицинский персонал кабинета здорового ребенка:
—оказывает помощь участковым врачам-педиатрам в проведении организуемых в кабинете занятий школ молодых матерей, отцов;
—проводит индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памятки и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка;
—обучает родителей уходу за детьми, организации режима дня, массажу, гимнастике, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма;
—проводит работу по профилактике рахита у детей;
—совместно с участковым педиатром и участковой медицинской сестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское дошкольное учреждение;
—обучает участковых медицинских сестер проведению профилактики заболеваний у детей, массажу, гимнастике, закаливающих процедур и др.;
—сообщает участковым педиатрам и медицинским сестрам о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;
—осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов по развитию и воспитанию здорового ребенка;
—комплектует материалы для оформления кабинета, соответствующую санитарно-просветительную литературу, таблицы,
чяг.ть 2. Здравоохранение
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 265
264
плакаты, пособия, памятки, выставки по основным вопросам профилактической работы со здоровыми детьми; — ведет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей
раннего возраста. Кабинет здорового ребенка должен быть обеспечен методическими материалами и наглядными пособиями по основным вопросам развития и воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний.
Важнейшим звеном диспансеризации детского населения является организация медицинских осмотров, сроки и порядок которых определяются соответствующими приказами МЗиСР РФ.
В поликлиниках выделяют три группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам:
1) дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные
учреждения;
2) дети, посещающие детские дошкольные учреждения;
3)школьники. Для первой группы детей наиболее целесообразным является
выделение в поликлиниках профилактических дней, когда все специалисты принимают только здоровых детей. Число профилактических дней зависит от мощности поликлиники. Для упорядочения работы матерям вручают памятку о том, какими специалистами должен быть осмотрен ребенок в разные возрастные периоды его жизни. В вестибюле вывешивается справка аналогичного содержания. Частота профилактических осмотров врачами-специалистами определяется таким образом, чтобы своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья детей и организовать необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.
Профилактические осмотры детей, посещающих образовательные учреждения, проводят в виде обязательных углубленных обследований в соответствии с декретированными возрастными группами и включают три обязательных этапа: доврачебный, педиатрический,
специализированный.
На доврачебном этапе организуются скрининг и лабораторно-инструментальные исследования. На педиатрическом проводится осмотр педиатром с анализом данных доврачебного обследования и оценкой состояния здоровья. Перед поступлением в школу, а также в школьном возрасте этот этап носит характер врачебно-педагогй-ческого. В его проведении с целью оценки психологического статуса
функциональной готовности и адаптации к обучению принимают участие педагоги и психологи. Врачебно-педагогический этап оформляется совместным медико-педагогическим заключением. На специализированном этапе диспансеризация осуществляется бригадой врачей-специалистов. По завершении профилактических осмотров проводится комплексная оценка здоровья, оформляемая в форме заключения о состоянии здоровья ребенка.
Организация лечебной работы. Это большой комплекс современных лечебных и организационных мероприятий, который включает:
—лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний до полного клинического выздоровления;
—прием в детской поликлинике реконвалесцентов с острыми заболеваниями, не представляющими опасности для окружающих;
—госпитализацию по показаниям;
—активное выявление больных с хроническими заболеваниями на ранних стадиях, постановку их на учет, своевременное лечение и оздоровление;
—комплексное этиопатогенетическое лечение заболеваний с использованием средств восстановительного лечения (физиотерапия, лечебная физкультура, водолечение и др.);
—осуществление преемственности в лечении больных детей с детскими образовательными учреждениями, стационарами, санаториями;
— экспертизу временной нетрудоспособности работающих под
ростков и родителей больных детей.
Дети в поликлинике должны получать квалифицированную медицинскую помощь в возможно короткие сроки. График работы | Участковых врачей и врачей по специальностям составляется таким I образом, чтобы матери с детьми в течение недели могли быть приня-| *Ы своим участковым врачом в утренние, дневные и вечерние часы | Скользящий график).
I Особенностью работы детской поликлиники является то, что все
? 'больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковым врачом на дому. В поликлинике проводится прием в основном здо-> Фовых детей, а также страдающих хроническими заболеваниями, ; 'Повторных больных с инфекционными заболеваниями без острых . Олений и реконвалесцентов.
266
Часть 2. Здравоохранение
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 267
Участковый врач обязан посетить заболевшего ребенка в день вызова и активно (без вызова) посещать больных детей на дому до полного выздоровления или госпитализации. Кратность и интервалы посещений регулируются в зависимости от характера, тяжести заболеваний, возраста ребенка.
В лечении детей, особенно раннего возраста, имеет исключительное значение своевременное начало лечения. Участковые врачи-педиатры, выполняя вызов к больному ребенку, должны иметь набор необходимых медикаментов и в случае надобности оказать больному помощь на дому сразу же после установления диагноза даже тогда, когда ребенок направляется в стационар. При необходимости врач должен обеспечивать ребенка медикаментами на один прием.
Участковая медицинская сестра выполняет назначения врача по лечению больного ребенка на дому, контролирует выполнение родителями врачебных рекомендаций по лечению, питанию, режиму и уходу за больным ребенком. По заявке лечащего врача детская поликлиника обеспечивает больному ребенку проведение на дому необходимых лабораторных, функциональных исследований и консультаций врачей узких специальностей. Заведующий отделением детской поликлиники осуществляет контроль за организацией лечения больных детей на дому, при необходимости оказывает консультативную помощь.
Участковый врач в случае необходимости организует госпитализацию ребенка и продолжает наблюдение за его здоровьем после выписки из стационара. При невозможности госпитализировать ребенка (отказ родителей, отсутствие места в стационаре, карантин и др.) организуется стационар на дому. При этом ребенку обеспечиваются весь комплекс необходимых лечебных и диагностических мероприятий, лабораторных обследований в соответствии с тяжестью и характером заболевания, пост медицинской сестры или ее регулярное посещение несколько раз в день. Ночью ребенку оказывает помощь врач-педиатр неотложной или скорой помощи. Участковый врач посещает больного ежедневно до полного выздоровления, кроме того, ребенок в обязательном порядке должен быть осмотрен заведующим отделением.
При выявлении хронического заболевания больного следует поставить на диспансерный учет либо у участкового педиатра, либо у врача соответствующего профиля. Каждому ребенку, взятому на учет, должны быть обеспечены тщательное наблюдение и активное
лечение. Содержание диспансерной работы отражается в индивидуальных планах диспансерного наблюдения, которые разрабатываются врачами конкретно для каждого больного. В конце года врачи составляют на каждого состоящего на учете больного этапный эпикриз, в котором дается оценка состояния здоровья и эффективности проведения лечебно-профилактических мероприятий. Критериями оценки результатов проводимой диспансеризации являются выздоровление, улучшение, состояние без перемен, ухудшение.
Важным элементом работы участкового педиатра следует считать экспертизу временной нетрудоспособности члена семьи в связи с заболеванием ребенка. При выдаче листков нетрудоспособности участковый врач руководствуется действующими инструкциями. , Противоэпидемическая работа. Структура и вся организация работы детской поликлиники построена с учетом противоэпидемического режима. К его элементам относятся: оказание помощи на дому остро заболевшим, выделение дней для профилактического приема, разделение по этажам кабинетов участковых врачей и врачей узких специальностей и т.д.
Матери, являющиеся с ребенком на прием, предварительно в фильтре должны осматриваться медицинской сестрой с целью выявления симптомов инфекционного или другого острого заболевания. В случае выявления ребенка с инфекционным или подозрительным на него заболеванием больной должен направляться в бокс, непосредственно примыкающий к фильтру и имеющий отдельный вход, где его принимает врач.
Однако в настоящее время прием детей в городских поликлиниках через фильтр, к сожалению, практически не осуществляется.
Борьба с инфекционными заболеваниями, обеспечение эпидемиологического благополучия проходят под руководством и контролем Центров гигиены и эпидемиологии. Основными задачами этой работы являются раннее выявление и госпитализация инфекционных больных, наблюдение за возможным очагом инфекционного заболевания, контактными лицами, реконвалесцентами и бациллоносителями. Врачи несут ответственность за санитарное состояние участка И; организуют профилактические прививки. Врачи поликлиники Обеспечивают раннюю диагностику инфекционных заболеваний, Устанавливают наблюдение за здоровьем детей, бывших в контакте с заболевшими. Для регистрации инфекционных заболеваний установлена специальная учетная форма (ф. 058/у).
Часть 2. Здравоохранение
268
При лечении на дому ребенка с острым инфекционным заболеванием педиатр знакомит всех проживающих в квартире с необходимыми мерами профилактики, периодически осматривает детей, контактирующих с инфекционным больным. Лечение ребенка проводится на дому до полного выздоровления.
Важную роль в снижении инфекционной заболеваемости играет активная иммунизация детского населения. Сроки проведения вакцинации определены Национальным календарем профилактических прививок, которые едины на всей территории страны и могут быть изменены только с разрешения МЗиСР РФ.
Профилактические прививки проводят детям в прививочных кабинетах при детских поликлиниках одноразовыми инструментами. Детям, посещающим образовательные учреждения, прививки делают в этих учреждениях. Категорически запрещается делать прививки
на дому.
О дне проведения предстоящих профилактических прививок детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения и школы, заранее оповещают родителей. Всех детей в день прививки обследуют врачи с учетом анамнестических данных и термометрии. Детям, имеющим относительные противопоказания, прививки проводят по индивидуальной схеме согласно рекомендациям соответствующих
специалистов.
Острые инфекции и неинфекционные заболевания, обострения хронических заболеваний считают временными противопоказаниями для вакцинации. Плановые прививки проводят через 2-4 нед
после выздоровления.
Участковая медицинская сестра на следующий день после прививки посещает ребенка на дому для выяснения характера реакции на прививку, сообщает о результатах участковому врачу-педиатру и фиксирует данные о реакции на прививку в «Истории развития
ребенка» (ф. 112/у).
Учет и контроль за профилактическими прививками осуществляют на основе заполнения «Карты учета профилактических прививок» (ф. 063/у) на каждого новорожденного и каждого ребенка, вновь прибывшего в район деятельности детской поликлиники-В настоящее время в практику здравоохранения вводят «Прививочный сертификат». Из «Карт учета профилактических прививок» в детской поликлинике формируют прививочную картотеку.
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 269
Формирование здорового образа жизни. Задачами по формированию здорового образа жизни в детской поликлинике являются:
—распространение среди населения гигиенических знаний по охране здоровья детей;
—привитие родителям гигиенических навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития детей и формирования у них поведения, соответствующего здоровому образу жизни;
—формирование готовности населения к участию в профилактических осмотрах детей, своевременному обращению за медицинской помощью, выполнению врачебных назначений;
—санитарное просвещение работников дошкольных и школьных учреждений;
—работа по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков.
Гигиеническое воспитание и обучение на участке должны быть шесно связаны с лечебно-профилактической работой врача и медицинской сестры и проводиться по плану. Педиатры и врачи узких специальностей детской поликлиники проводят:
—индивидуальные беседы с родителями, детьми и подростками;
—выдачу (на врачебном приеме) санитарно-просветительных материалов (брошюр, памяток, буклетов, листовок и др.) для закрепления информации, а также для самостоятельного изучения;
—групповые лекции и беседы на общегигиенические темы с родителями, детьми и подростками, немедицинским персоналом детских дошкольных учреждений и школ;
—занятия с родителями в школах матерей, школах отцов, клубах молодых родителей, на факультетах народных университетов здоровья и других формах очно-заочного обучения;
- — вечера вопросов и ответов, вечера молодых родителей, встречи
за круглым столом в поликлинике.
Прогрессивной формой в системе гигиенического воспитания
!Родителей являются групповые профилактические приемы детей 1-го
гОДа жизни. Профилактический прием должен предусматривать не
Только обследование, но и тщательный опрос матерей относительно
^Жима жизни ребенка, вскармливания и ухода за ним.
:. Важную роль в формировании здорового образа жизни играют
v. ^деления медико-социальной помощи и кабинеты профилакти-
Часть 2. Здравоохранение
270
ческой работы с детьми (кабинеты здорового ребенка). Наличие специальных помещений с соответствующим оформлением и оборудованием создает больше удобства для проведения санитарно-про-светительной работы и делает ее более эффективной.
Поддержка грудного вскармливания. Борьба за естественное вскармливание, его пропаганда должны быть одним из приоритетных направлений в работе детской поликлиники.
Участковая сестра детской поликлиники в ходе дородовых патро-нажей должна оценить отношение беременной к грудному вскармливанию, провести индивидуальные беседы с беременной, направленные на выработку доминанты лактации и психологического настроя членов семьи на поддержку грудного вскармливания, обучить технике грудного вскармливания.
Сразу после выписки из родильного дома участковая сестра детской поликлиники должна обучать мать технике вскармливания ребенка, исправлять ошибки в технике кормления при наблюдении на дому, контролировать прибавку массы тела в конце 1-го месяца жизни, проводить индивидуальные беседы с женщиной, направленные на поддержку грудного вскармливания.
В течение 1-го месяца жизни ребенка участковый педиатр должен беседовать с членами семьи о помощи кормящей матери и поддержке ее в отношении длительного грудного вскармливания, разъяснять кормящей матери преимущества грудного вскармливания для здоровья ребенка и матери, давать советы по организации свободного вскармливания, обеспечивать психологический настрой матери на длительную лактацию, рекомендовать частый контакт «кожа к коже», «глаза в глаза», знакомить мать с основными критериями достаточного количества молока, давать советы по рациональному питанию кормящей матери как важному фактору становления лактации, контролировать правильность прикладывания ребенка к груди. По истечении 1-го месяца жизни участковый педиатр должен контролировать соблюдение свободного вскармливания и техники грудного кормления, давать рекомендации по преодолению лактационных кризов, проводить рационализацию питания и питьевого режима матери, при подозрении на гипогалактию назначать контрольное взвешивание ребенка на протяжении суток.
Существенную роль в пропаганде грудного вскармливания, обУ' чении матерей практике грудного вскармливания, технологии пригО' товления детского питания, правилам введения докорма и прикорм3
Глав3 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 271
должны играть кабинеты профилактической работы с детьми (кабинеты здорового ребенка).
В отличие от поликлиники для взрослых в структуру детской поликлиники входят отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях и отделение медико-социальной помощи.
Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях обеспечивает организацию лечебно-профилактической работы среди детей и подростков в образовательных учреждениях общего и коррекционного типа, интернатных и учреждениях начального и среднего профессионального образования. Кроме того, оно осуществляет взаимодействие с военкоматами по постановке подростков на первичный воинский учет и подготовку к призыву в армию, обеспечивает работу по врачебно-профессио-нальному консультированию и профориентации.
Для обеспечения работы в образовательных учреждениях предусмотрено выделение должностей врачей-педиатров из расчета 1 должность на:
—180—200 детей в детских яслях (ясельных группах в детских яслях-садах);
—600 детей в детских садах (соответствующих группах в детских яслях-садах);
—1200 учащихся в учреждениях школьного, начального и среднего профессионального образования.
Кроме того, в отделении предусмотрены должности медицинских сестер или фельдшеров из расчета 1 должность на 100 детей в детских садах и 600 учащихся в образовательных учреждениях.
Отделение медико-социальной помощи осуществляет медико-психологическую помощь, гигиеническое воспитание и правовую Помощь детям и подросткам. Его основными задачами являются:
—медико-социальный патронаж семьи, выявление в них лиц с факторами риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке;
—гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни;
—санитарно-просветительная работа, направленная на формирование потребности в здоровом образе жизни, отказ от так называемых саморазрушаюших форм поведения (курение, зло-
272 |
Часть 2. Здравоохранение
употребление алкоголем, наркомания, токсикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушения несовершеннолетних, бродяжничество и др.). Структуру и штаты отделения устанавливают индивидуально в зависимости от численности прикрепленного контингента, характера и объема работы. В состав отделения могут быть введены должности психолога (медицинский психолог), врача-педиатра, врача-терапевта подросткового, социального работника. Для решения задач, касающихся репродуктивного здоровья, дополнительно могут привлекаться врач акушер-гинеколог, уролог, хирург или иной специалист. Для обеспечения правовой помощи в отделении может работать юрист.
По достижении подростками 18 лет медицинскую документацию на них передают в АПУ общей сети. Для этого создают специальную медицинскую комиссию, которую ежегодно утверждают совместным приказом главных врачей поликлиник для взрослых и детей.
ЖЕНСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Женская консультация является лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивающим амбулаторную акушерско-гинекологиче-скую помощь, а также планирование семьи и охрану репродуктивного здоровья с использованием современных медицинских технологий. Основные направления деятельности, организационно-функциональная структура, штатные нормативы, стандарты оснащения женской консультации устанавливаются в соответствии с приказом МЗиСР РФ от 02.10.09 № 808н.
Женская консультация организуется как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа) или как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения (городской, центральной районной больнии) для оказания амбулаторной акушерско-гинекологической помоши женщинам.
Руководство женской консультацией, организованной как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа), осуществляет главный врач, которые назначается на должность и освобождается руководителем органа управления здравоохранением муниципального образования-Руководство женской консультацией, созданной в структуре лечебно-
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи__________ 273
профилактического учреждения, осуществляет заведующий консульта цией, которого назначает на должность руководитель лечебно-профилактического учреждения. Примерная организационная структура женской консультации представлена на рис. 12.3.
Штатные нормативы медицинского персонала женских консультаций устанавливаются в соответствии с вышеупомянутым приказом МЗиСР РФ, согласно которому I должность врача акушера-гинеколога выделяется на 2200 женщин фертильного возраста. На 40 тыс. взрослого населения, проживающего на обслуживаемой территории, выделяется по 1 должности врача-терапевта, врача-стоматолога и врача-офтальмолога, на 10 тыс. детского населения — 1,25 должности врача акушера-гинеколога. На каждые 10 должностей врачей-специалистов предусмотрено по 1 ставке врача клинической лабораторной диагностики, врача функциональной диагностики, врача-психотерапевта (медицинского психолога), врача-специалиста по выявлению заболеваний молочных желез; на 15 должностей — врача-физиотерапевта, на 20 должностей — врача лечебной физкультуры. В женской консультации с более чем 8 должностями врачей акушеров-гинекологов организуется специализированный прием, для проведения которого выделяется по I должности врача соответствующего профиля (гинеколог-эндокринолог, по невынашиванию беременности, патологии шейки матки, бесплодию).
На каждую должность врача акушера-гинеколога в женской консультации должна быть выделена должность акушерки, а на каждую должность врача-специалиста — должность медицинской сестры, на 7 должностей врачей-специалистов — должность процедурной сестры. Кроме того, в женской консультации должны быть предусмотрены должности операционной медицинской сестры, медицинских сестер кабинета функциональной диагностики, инструкторов по лечебной физкультуре, медицинского статистика и других средних и Младших медицинских работников.
При наличии в женской консультации дневного стационара в нем На каждые 15 коек выделяется должность врача акушера-гинеколога, Ча 10 коек — медицинской сестры и санитарки, кроме того, в дневном стационаре должна быть предусмотрена I должность врача анестезиолога-реаниматолога.
Для руководства деятельностью женской консультации предусматриваются должности главного врача (заведующего консультацией) * Равной (старшей) акушерки.
. ш | |
л | m О |
ь- | >s о £ |
ш | враче кушер некол< |
X | |
S со | |
id | СО S |
|_ |
* * ¥ |
Со СО I
2 1- л о -9-. - s о ~ >s
s * о >s 5 s >s m о x
■- Ф ^ x *
=8 ф 2 ю >s Ф tr О о 5 * 5 ° « ф - СВ у 5 m s 5 s £ о q О о 3 ё о-со £ s Е 2 X -О ф СО CD I С Ф S С I i- |
e; =3 ck s да о о о. Q- х О С О О-ТГ |
Ml
'■-i,E :
IP
ifl
f f i| i
4
a
и » ■
jfcAb -II':
pj'f
s-y;
"-L- :i'
274
О) Ф I l-9-s со £ со о. о c; 5 ? о 5 2 S о x l - § О I - 5 д 2 s ф о о л -8" 2 с с 2 |
* 2 , s Ф о ■=£ II СО |
к 5 ^ |
5§ х о |
Часть 2. Здравоохранени
275 |
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи
Кроме того, в штатном расписании женской консультации следует Предусмотреть должности юриста, социального работника, медицинского психолога, программиста. , Основными задачами женской консультации являются:
—диспансерное наблюдение беременных, в том числе выделение женщин групп риска в целях предупреждения и раннего выявления осложнений беременности, родов и послеродового периода;
—проведение пренатального скрининга для формирования групп риска по внутриутробному поражению плода;
—выявление, установление медицинских показаний и направление беременных, родильниц, женщин с гинекологическими заболеваниями для получения специализированной медицинской помощи;
—проведение физической и психопрофилактической подготовки беременных к родам, в том числе подготовка семьи к рождению ребенка;
—проведение патронажа беременных и родильниц;
— консультирование и оказание услуг по вопросам охраны репро-
7 дуктивного здоровья, применение современных методов про-
■- филактики абортов и подготовки к беременности и родам;
:^ — организация и проведение профилактических осмотров женского населения с целью раннего выявления гинекологических ^ и онкологических заболеваний, патологии молочных желез; W 7 —обследование и лечение беременных и женщин с гинекологи-0 ческими заболеваниями с использованием современных меди-:;г цинских технологий, в том числе в условиях дневного стационара и на дому (стационар на дому);
— диспансеризация женщин с гинекологическими заболевани
ями в соответствии со стандартами медицинской помощи,
If включая реабилитацию;
— установление медицинских показаний и направление на сана
торно-курортное лечение беременных и женщин с гинекологи-
Г ческими заболеваниями;
— осуществление прерывания беременности в ранние сроки (при
задержке менструации не более 20 дней), а также выполнение
0 малых гинекологических операций с использованием сов-^ ременных медицинских технологий (гистероскопия, лазеро-, криохирургия);
276
Часть 2. Здравоохранение
—обеспечение взаимодействия в обследовании и лечении беременных, родильниц, женщин с гинекологическими заболеваниями между женской консультацией и другими учреждениями здравоохранения (кожно-венерологическим, онкологическим, психоневрологическим, наркологическим, противотуберкулезным диспансерами), территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми компаниями, региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
—проведение клинико-экспертной оценки качества оказания медицинской помощи женщинам вне беременности, в период беременности, послеродовом периоде и эффективности лечебных и диагностических мероприятий;
—проведение экспертизы временной нетрудоспособности по беременности, родам, в связи с гинекологическими заболеваниями и выдача листков нетрудоспособности, определение необходимости и сроков временного или постоянного перевода женщины по состоянию здоровья на другую работу, направление в установленном порядке на медико-социальную экспертизу женщин с признаками стойкой утраты трудоспособности;
—оказание правовой, психологической и медико-социальной помощи женщинам и членам их семей на основе индивидуального подхода;
—проведение консультаций по вопросам социальной зашиты женщин, обращающихся по поводу прерывания нежеланной беременности;
—социально-психологическая помощь несовершеннолетним, направленная на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, подготовка к семейной жизни, ориентация на здоровую семью;
—медико-психологическая и социальная помощь женщинам-инвалидам, особенно по формированию репродуктивного поведения;
—повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала в соответствии с действующим законодательством РФ;
—внедрение в практику современных диагностических и лечеб-ныхтехнологий, новых организационных форм работы, средств профилактики и реабилитации больных;
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 277
—выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности пациентов и персонала, предотвращения распространения инфекций;
—проведение мероприятий по повышению санитарной культуры населения, пропаганд здорового образа жизни, по сохранению репродуктивного здоровья женщин, профилактике абортов, а также ИПППП, в том числе ВИЧ-инфекции;
—анализ показателей работы женской консультации, эффективности и качества медицинской помощи, разработка предложений по улучшению качества акушерско-гинекологической помощи.
, Режим работы женской консультации организуют с учетом обеспечения максимальной доступности акушерско-гинекологической помощи женскому населению. Время работы рекомендуется устанавливать с 8 до 20 ч; в субботу, предпраздничные и праздничные дни — с 8 до 18 ч. Расписание работы женской консультации, приема врачей всех специальностей, врачей лечебных и диагностических кабинетов, работы школы материнства размещается у регистратуры. Неотложная акушер-ско-гинекологическая помощь обеспечивается специализированными отделениями больниц или родильных домов. Помощь на дому беременным, родильницам и женщинам с гинекологическими заболеваниями оказывает вдень вызова лечащий или дежурный врач женской консул ь-шации. Лечебные и диагностические манипуляции на дому выполняет бредний медицинский персонал (по назначению врача).
Женщине предоставляют право выбора акушера-гинеколога по ее желанию. В целях оптимизации преемственности рекомендуется наблюдение женщины вне беременности, в период беременности «после родов одним и тем же врачом.
В соответствии со своими функциональными обязанностями врач акушер-ги некол ог:
—осуществляет диспансерное наблюдение за беременными (в том числе патронаж беременных и родильниц), формирует группы высокого акушерского и перинатального риска в целях предупреждения и раннего выявления осложнений беременности, родов и послеродового периода;
—организует проведение пренатального скрининга для формирования групп риска по внутриутробному поражению плода;
—проводит физическую и психопрофилактическую подготовку беременных к родам, в том числе подготовку семьи к рождению ребенка;
278
Часть 2. Здравоохранение
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи
279
—организует и проводит профилактические мероприятия по выявлению, предупреждению и снижению гинекологических и онкологических заболеваний, патологии молочных желез, ИПППП, ВИЧ-инфекции, в том числе передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку;
—проводит комплекс мероприятий по диспансеризации женского населения участка в соответствии с перечнем нозологических форм, подлежащих диспансерному наблюдению, анализ эффективности и качества диспансеризации;
—организует экстренную медицинскую помощь беременным, родильницам и женщинам с гинекологическим заболеваниями независимо от их места жительства в случае их непосредственного обращения в женскую консультацию при возникновении острых состояний;
—организует в случаях необходимости консультирование беременных и женщин с гинекологическим заболеваниями главным врачом (заведующим женской консультацией), врачами других специальностей женской консультации и других учреждений здравоохранения;
—определяет медицинские показания и направляет на своевременную госпитализацию беременных, родильниц и женщин
с гинекологическими заболеваниями в учреждения здравоохра
нения, втом числе в учреждения здравоохранения субъектов РФ
и в федеральные учреждения здравоохранения для получения
специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;
—дает заключение по медицинским показаниям о необходимости направления беременных, женщин с гинекологическими заболеваниями на санаторно-курортное лечение;
—проводит клинико-экспертную оценку качества оказания медицинской помощи женщинам вне беременности, период беременности, в послеродовом периоде и эффективности лечебных и диагностических мероприятий;
—осуществляет санитарно-гигиеническое образование прикрепленного женского населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья, профилактики абортов;
— организует и проводит мероприятия по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима, руководствуясь санитар"
ными нормами и правилами;
—организует совместно с органами социальной защиты медико-социальную помощь для беременных и кормящих матерей;
—организует деятельность среднего и младшего медицинского персонала женской консультации;
—организует ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством, и др.
Во время приема больных основную помощь врачу акушеру-гинекологу оказывает акушерка, которая готовит инструменты, медицинскую документацию, взвешивает беременных, измеряет артериальное давление, оформляет выдачу направлений на анализы и консультации, проводит лечебные процедуры, патронаж на дому.
В работе женской консультации выделяют несколько основных разделов: организация наблюдения и медицинской помощи беремен-1ным, организация наблюдения родильниц, оказание амбулаторной помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями, оказание амбулаторной специализированной акушерско-гинекологической помощи, обеспечение консультирования и оказание услуг по планированию семьи, социально-правовая помощь.
Организация наблюдения и медицинской помощи беременным. Проводимые женской консультацией мероприятия по охране здоровья беремен ной и антенатальной охране плода могут быть эффективны лишь при условии регулярного наблюдения женщины в период беременности. Для этого необходимо, чтобы женщина встала на учет ^(Консультации на ранних сроках беременности. Своевременная постановка беременной на учет позволяет снизить число ошибок в определении срока родов, своевременно провести оздоровление Женщины, в случае необходимости — госпитализацию. Важно, чтобы ясё беременные вставали на учет до 12 нед беременности. Поздняя '(После 28 нед беременности) постановка женщин на учет может Неблагоприятно сказаться на течении родов, здоровье ребенка.
Лри первом обращении женщины в консультацию по поводу беременности врач знакомится с общим и акушерско-гинекологическим анамнезом, обращая особое внимание на семейный анамнез, перенесенные в детстве и зрелом возрасте соматические и гинекологические ^болевания, особенности менструального цикла и репродуктивной Функции. Выясняет возраст и состояние здоровья мужа, группу его ■ЗРови и резус-принадлежность, а также наличие профессиональных
Часть 2. Здравоохранение
280
вредностей, вредных привычек и других социальных факторов риска. Осмотр беременной проводится в соответствии с действующими стандартами, уточняется срок беременности и предполагаемых родов.
Частота посещений врача акушера-гинеколога и других специалистов женщинами с нормально протекающей и осложненной беременностью, частота лабораторных и других исследований, лечебно-оздоровительных мероприятий, показания к госпитализации содержатся в соответствующих стандартах, утвержденных приказами МЗиСР РФ. Периодичность посещений и объем обследований, необходимость их выполнения врач акушер-гинеколог должен обсудить с беременной и получить ее согласие. При физиологическом течении беременности может быть установлена частота наблюдения врачом акушером-гинекологом до 6-8 раз (до 12, 16, 20, 28, 32-33, 36—37 нед) при условии регулярного (каждые 2 нед) наблюдения. Изменение числа посещений беременными врача акушера-гинеколога может быть введено регламентирующим документом местного органа управления здравоохранением при наличии условий и подготовленных специалистов.
Особого наблюдения требуют курящие беременные, употребляющие алкоголь или наркотики. В целях убеждения в необходимости полного отказа от курения в течение всей беременности и кормления грудью с курящими женщинами проводится разъяснительная работа. При выявлении употребления алкоголя или наркотиков беременную следует убедить обратиться к врачу психиатру-наркологу по месту жительства в интересах сохранения своего здоровья и здоровья будущего ребенка. Дальнейшее наблюдение за течением беременности, а также после родов осуществляется врачом акушером-гинекологом с выполнением рекомендаций врача психиатра-нарколога.
Беременные, инфицированные ВИЧ, наблюдаются врачом акушером-гинекологом женской консультации совместно с врачом-инфекционистом.
После первого осмотра врачом акушером-гинекологом беременная направляется на обследование к терапевту, который осматривает ее в течение физиологически протекающей беременности дважды (после первого осмотра врачом акушером-гинекологом и в сроке 30 неД беременности). При наличии экстрагенитальных заболеваний врач* терапевт совместно с врачом акушером-гинекологом решает вопрос о возможности пролонгирования беременности. Сведения об экстр*' генитальных заболеваниях, впервые выявленных во время беремен'
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 281
ности или в послеродовом периоде, передаются в общелечебную сеть. Динамическое наблюдение за беременными с экстрагенитальными заболеваниями врач акушер-гинеколог осуществляет совместно о терапевтом и другими специалистами.
Кроме того, беременная осматривается стоматологом, окулистом, оториноларингологом и по показаниям другими специалистами.
В целях повышения эффективности дородовой диагностики и предупреждения рождения детей с врожденной и наследственной патологией всем беременным проводится пренатальная диагностика, ероки и кратность которой определены соответствующими приказами МЗиСР РФ.
На основании данных обследования и лабораторных анализов определяются факторы риска неблагоприятного исхода беременности (социально-биологические, акушерско-гинекологический анамнез, экстрагенитальные заболевания, осложнения беременности). К социально-биологическим факторам относят возраст матери |до 18 лет и старше 35 лет), возраст отца (старше 40 лет), профессиональные вредности у родителей, курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, массо-ростовые показатели матери (рост 150 см и менее, масса тела на 25% выше или ниже нормы).
Все беременные группы риска осматриваются главным врачом ((заведующим) женской консультации, а по показаниям направляются на консультацию к соответствующим специалистам для решения вопроса о возможности пролонгирования беременности. ■ Все данные обследования, результаты клинико-лабораторных \ исследований, заключения других специалистов, советы и назначения, а также индивидуальный план наблюдения за течением беременности, который согласуется с главным врачом (заведующим) ^ - женской консультации, заносятся в «Индивидуальную карту бере-i **енн°й и родильницы» (ф. 111/у) при каждом посещении с указанием '"~. ^Иагнозов и даты последующей явки на прием и подтверждаются v;:^Йодписью врача.
~: f -': «Индивидуальные карты беременной и родильницы» хранятся о-..^кабинете врача акушера-гинеколога в картотеке по датам очередного щ^Посещения. В картотеке должны быть выделены также карты роди-^Щ?11111*' женщин, подлежащих патронажу, и беременных, госпитализи-fg ? ^Рванных в стационар. Для патронажа отбираются карты женщин, не ^ -рвавшихся в назначенный срок. Патронаж на дому проводится аку-: ^f|Ре'РКой по назначению врача. Для проведения осмотра на дому аку-
282 |
Часть 2. Здравоохранение
шерка должна иметь тонометр, фонендоскоп, сантиметровую ленту акушерский стетоскоп или портативный ультразвуковой аппарат. Записи о результатах патронажного посещения акушеркой заносятся в «Индивидуальную карту беременной и родильницы» и фиксируются в «Тетради учета работы на дому участковой (патронажной) медицинской сестры (акушерки)». В наиболее сложных случаях патронаж на дому проводится врачом акушером-гинекологом.
Беременные с акушерской патологией по показаниям госпитализируются в отделение патологии беременных родильного дома (отделения). При наличии экстрагенитальной патологии и сроке беременности до 36—37 нед больные госпитализируются в отделение больницы по профилю заболевания. После 37 нед рекомендуется госпитализация в отделение патологии беременных родильного дома. Беременные с тяжелой акушерской или экстрагенитальной патологией могут быть госпитализированы в специализированный родильный дом или перинатальный центр.
Для госпитализации беременных, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения, в составе женских консультаций рекомендуется развертывание стационаров дневного пребывания. При наличии вредных и опасных условий труда беременным с момента первой явки выдается «Врачебное заключение о переводе беременной на другую работу» (ф. 084/у) с сохранением среднего заработка по прежней работе.
Врач женской консультации выдает на руки беременной в сроки 22-23 нед «Обменную карту родильного дома, родильного отделения больницы» (ф. 113/у).
Листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером-гинекологом, а при его отсутствии — врачом, ведущим общий прием. При оформлении отпуска по беременности и родам женщинам разъясняется необходимость регулярного посещения консультации и предоставляется подробная информация по уходу за будущим ребенком.
В совместной Декларации ВОЗ и ЮНИСЕФ (1989 г.) подчеркивается особая роль акушерско-гинекологической службы в охране, подде* ржке и поощрении грудного вскармливания. Врач женской консультации должен наблюдать за состоянием молочных желез беременной) контролировать деятельность акушерки женской консультации, обучающей беременную технике и практике грудного вскармливания» давать индивидуальные рекомендации по питанию беременной с у46'
:. рпава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 283
: rjoM ее особенностей, привычек, рекомендаций терапевта, добиваться ^работки доминанты лактации путем проведения индивидуальных ;(бесед о пользе грудного вскармливания и его неоспоримых преимуществах перед искусственным, условиях становления и сохранения tполноценной лактации. Акушерка женской консультации должна ^обучать беременных технике и практике грудного вскармливания, ^гигиеническим правилам ухода за грудными железами, контролировать выполнение режима питания и отдыха беременной. ■ - Подготовка к родам и материнству в женской консультации проводится как индивидуально, так и в группах. Наиболее перспектив-■■чной и эффективной формой занятий является семейная подготовка :!К.рождению ребенка, направленная на привлечение членов семьи /«активному участию в дородовой подготовке. Присутствие отца ^ребенка во время родов и послеродовом периоде способствует измене-: йию образа жизни беременной и ее семьи, ориентирует на рождение /желанного ребенка.
/я Наряду с семейной формой подготовки к деторождению использует традиционные методы психофизической подготовки беременных :;чкродам, а также обучают их правилам личной гигиены, подготовки ^будущим родам и уходу за ребенком в школах материнства, орга-;;_|Ншуемых в женских консультациях. При этом используют демонстрационные материалы, наглядные пособия, технические средства :чйщредметы ухода за ребенком.
2Р 'С 2006 г. на женские консультации возложена обязанность выдачи ^родовых сертификатов. Введение родовых сертификатов имеет своей "'Целью повышение материальной заинтересованности медицинских {Упреждений в предоставлении качественной медицинской помощи ^беременным.
;:■".Сертификат выдают в женской консультации по месту жительства 'Щ>и сроке беременности начиная с 30 нед и более (в случае многолюдной беременности — с 28 нед). Обязательными условиями выдачи ^сертификата являются постановка на учет и непрерывное наблюдение в этой женской консультации не менее 12 нед. Сертификат .Задают на женщину, а не на ребенка, поэтому даже в случае мно-:|0Плодной беременности сертификат всего один. Женщине, которая во время беременности наблюдалась в женской консультации :J?a:платной основе или заключила договор с родильным домом об |^&зании платных услуг, родовой сертификат не может быть выдан. ^РИ отсутствии регистрации по месту жительства (прописки) жен-
Часть 2. Здравоохранение
284
щина может встать на учет в женской консультации того населенного пункта, где фактически проживает. При выдаче сертификата в нем делается отметка о причине отсутствия регистрации. Женщина имеет также возможность выбрать роддом в любом городе по своему желанию. Сертификат выдается независимо от того, совершеннолетняя женщина или нет, работает она или нет.
Родовой сертификат состоит из 6 частей: регистрационной (корешок), четырех талонов и собственно сертификата.
Корешок родового сертификата предназначен для подтверждения его выдачи, остается в лечебно-профилактическом учреждении, выдавшем сертификат. Талон № 1 предназначен для оплаты медицинских услуг, оказанных женской консультацией в период беременности. Передается из консультации в региональное отделение Фонда социального страхования для оплаты. Талон № 2 используется для оплаты медицинской помощи, оказанной женщине во время родов в учреждениях родовспоможения. Передается из родильного дома или родильного отделения в региональное отделение Фонда социального страхования для оплаты. Талон № 3 состоит из двух частей. Талон № 3-1 родового сертификата предназначен для оплаты учреждениям здравоохранения услуг за первые 6 мес диспансерного наблюдения ребенка. Талон № 3-2 родового сертификата предназначен для оплаты учреждениям здравоохранения услуг за вторые 6 мес диспансерного наблюдения ребенка. Талоны № 3 передаются из детских поликлиник в региональное отделение Фонда социального страхования для оплаты. Родовой сертификат служит подтверждением оказания медицинской помощи женщине в период беременности и родов, а также ребенку в 1-й год жизни учреждениями здравоохранения. Родовой сертификат (без талонов), где записываются дата рождения, масса, рост младенца, выдается женщине при выписке из родильного дома. К родовому сертификату прилагается памятка, содержащая информацию о правах и обязанностях женщины в рамках реализации программы «Родовой сертификат».
Организация наблюдения родильниц. Информация о родильниие передается в виде телефонограммы в женскую консультацию й3 родильного дома (отделения), где произошли роды. Акушерка женской консультации осуществляет активный патронаж родильнйИ на дому на 2—3-й сутки после выписки с последующим патронаже** врача акушера-гинеколога по показаниям, в том числе после опер3' тивного родоразрешения.
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 285
При первом посещении родильницы врач акушер-гинеколог знакомится с выпиской из стационара о течении и исходе родов, выявляет жалобы, характер лактации и обращает внимание на состояние молочных желез, брюшной стенки и характер лохий. Влагалищное исследование (с тщательным соблюдением правил асептики и антисептики) производится по показаниям.
У всех родильниц выясняется вопрос об особенностях лактации. Следует убеждать женщину в необходимости исключительно грудного вскармливания в первые 4—6 мес жизни младенца, учитывая важную роль материнского молока в формировании здоровья ребенка. В послеродовом периоде осуществляется подбор метода контрацепции. При этом необходимо разъяснить достоинства и недостатки выбранного метода с учетом грудного вскармливания. ,-.. Родильницы с осложненным течением послеродового периода, не явившиеся в установленные врачом сроки в женскую консультацию, подлежат патронажу на дому.
Сведения о родах, данные осмотра и проведенных исследованиях родильницы, назначения и сведения о методе контрацепции заносятся в «Индивидуальную карту беременной и родильницы». Вжарту вкладывается вся медицинская документация родильницы: ^Обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы», выписной эпикриз из родильного дома (отделения) и др. ^Медицинская документация в течение послеродового периода хранится в специальной ячейке картотеки.
:;- Оказание амбулаторной помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями. Амбулаторная гинекологическая помощь населению .ориентирована на профилактику и диагностику нарушений репродуктивного здоровья женщин, онкологических и гинекологических .заболеваний и их осложнений. Выявление гинекологических заболеваний осуществляется в женской консультации при самообращении, :;'Цри осмотре женщин на дому (по вызову), при проведении профилактических осмотров. На каждую женщину, обратившуюся или ^^направленную в женскую консультацию, заводится «Медицинская v^apTa амбулаторного больного» (ф. 025/у).
■^Лечение женщин с гинекологическими заболеваниями проводит-v£^at'B основном в женских консультациях или специализированных ^Лечебно-профилактических учреждениях при выявлении соответствующих заболеваний (онкологический, противотуберкулезный, /^У^ЖНо-венерологический диспансеры и др.). Лечебные процедуры
Часть 2. Здравоохранение
286
выполняются акушеркой (процедурной медицинской сестрой) в процедурном кабинете и регистрируются в «Журнале учета процедур».
Для проведения малых гинекологических операций и манипуляций в женской консультации рекомендуется иметь малую операционную и комнату временного пребывания больных (стационар дневного пребывания). Операции и манипуляции регистрируются в «Журнале записи амбулаторных операций».
В необходимых случаях медицинская помощь больным с гинекологическими заболеваниями может быть оказана на дому (осмотр, анализы, инъекции, консультации).
При наличии показаний к стационарному лечению женщинам выдают направление на госпитализацию с указанием диагноза и результатов проведенного обследования. После выписки больной из стационара врач женской консультации решает вопрос о методах и сроках реабилитации с учетом рекомендаций, указанных в выписном эпикризе. Излечение женщины подтверждается данными проведенного обследования, после чего она снимается с учета.
Значительная часть женщин с гинекологическими заболеваниями нуждается в динамическом наблюдении и контроле. Динамическому наблюдению подлежат больные с хроническим течением заболевания, относящегося к группе риска по возникновению онкологической патологии или нарушения репродуктивного здоровья. На каждую женщину заполняется «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф. 030/у-04), где указываются диагноз заболевания, по которому она поставлена на учет, частота осмотров, проводимые методы обследования и лечения. После излечения, подтвержденного контрольными обследованиями, женщина может быть снята с учета в женской консультации.
В целях раннего выявления злокачественных новообразований рекомендуется проводить ежегодные профилактические осмотры женщин. Ежегодному осмотру подлежат все женщины в возрасте старше 30 лет. Особого внимания требуют женщины в возрасте 40 лет и старше, а также относящиеся к группе риска по развитию рака молочной железы. Результаты профилактического осмотра заносятся в «Медицинскую карту амбулаторного больного». Кроме того, рекомендуется проводить осмотр и пальпацию молочных желез у всех пациенток при обращении в женскую консультацию. Доступным методом раннего выявления патологии молочных желез является самообследование. Этой методике рекомендуется обучить кажДУ10
287 |
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи
зсеншину. Это может осуществлять средний медицинский работник, прошедший специальную подготовку.
Контроль за качеством медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями осуществляет главный врач (заведующий) женской консультации. С этой целью в течение месяца просматривается медицинская документация около 50% пациенток, принятых врачом акушером-гинекологом, проводится экспертиза ведения «Контрольных карт диспансерного наблюдения» ,и «Меди ци нских карт амбулаторного бол ьного». При этом оцен и вается (соблюдение регулярности осмотров, объема проведенных профилактических, диагностических и лечебных мероприятий, наличие эпикризов, а также эффективность проведенного лечения.
■Оказание амбулаторной специализированной акушерско-гинеко-логической помощи. Специализированная акушерско-гинекологи-'чеекая помощь организуется в крупных женских консультациях ((при наличии 8 и более акушерско-гинекологических участков). Вопрос о видах специализированной помощи, месте ее размещения .определяют местные органы управления здравоохранением, исходя .из; наличия контингента беременных или больных с гинекологическими заболеваниями, соответствующих специалистов с необходимым уровнем подготовки, состояния материально-технической базы акушерско-гинекологических учреждений. Рекомендуется ;?°Жанизовывать специализированную помощь при следующих заболеваниях и состояниях: невынашивании беременности, экстраге-Ннитальных заболеваниях у беременных, гинекологических заболеваний у девочек до 18 лет, бесплодии, патологии шейки матки, ■^женщинам старше 40 лет. Для работы в специализированных отде-у^йняях (кабинетах) должны привлекаться опытные (стаж работы не ;'Менее 5 лет) врачи акушеры-гинекологи, прошедшие специальную Подготовку.
Щ Консультирование и оказание услуг по планированию семьи. ■предоставление женщинам права на охрану репродуктивного здоровья, включая планирование семьи, является основополагающим условием их полноценной жизни и осуществления равенства полов. Д?е£лизации этого права способствуют развитие службы планирования семьи, расширение и внедрение специальных программ р^зопасное материнство» и др.), улучшение системы полового #гигиенического воспитания, обеспечение контрацептивами насе-и в первую очередь молодежи и др.
288
Часть 2. Здравоохранение
Женская консультация наряду с центром планирования семьи и репродукции является важным звеном в работе по планированию семьи.
Регулирование деторождения осуществляется тремя способами: контрацепцией, производством медицинского аборта, стерилизацией. В соответствии с рекомендациями ВОЗ одними из компонентов репродуктивного здоровья являются наличие у женщины и мужчины права на получение необходимой информации и доступ к безопасным, эффективным и приемлемым методам регулирования рождаемости по собственному выбору.
Контрацепция. Работу по вопросам планирования семьи осуществляют врачи акушеры-гинекологи и акушерки, имеющие специальную подготовку. Прием проводится по графику, причем время на этот вид приема пациенток не ограничивается и определяется индивидуально в каждом конкретном случае.
Специализированный кабинет по планированию семьи оснащается аудио- и видеотехникой с демонстрацией средств контрацепции, наглядными пособиями, печатными информационными материалами для населения по планированию семьи и профилактике абортов. В программу занятий с беременными по подготовке к родам необходимо включать беседы о методах контрацепции с целью выработки у женщин мотивации к использованию их после родов.
При выборе того или иного контрацептива следует учитывать
следующие положения:
—любой метод предохранения лучше отсутствия предохранения
вообще;
—наиболее приемлемый метод — это тот, который удовлетворяет
обоих партнеров. Основными требованиями к способам предохранения от беременности являются:
—надежность;
—доступность;
—гигиеничность;
—минимальное воздействие на полового партнера;
—простота применения;
—безопасность;
—быстрое восстановление фертильности.
При первоначальном консультировании особое внимание уделяется общему и репродуктивному анамнезу, выявляется наличие экс-трагенитальных и гинекологических заболеваний, особенно ИПППП
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 289
число беременностей, родов, абортов, а также степень осведомленности пациентки о методах контрацепции. Выясняются также сведения о состоянии здоровья мужа (партнера). Врач информирует пациентку о всех методах контрацепции (механизм действия, эффективность, возможные побочные эффекты и т.д.), помогает выбрать наиболее приемлемый метод контрацепции с учетом состояния ее здоровья, желания ■и планов на деторождение. Сведения о назначенном методе контрацепции заносятся в «Медицинскую карту амбулаторного больного». На женщин, использующих внутриматочные и гормональные (оральные, инъекционные, импланты) средства, врач оформляет «Контрольную карту диспансерного наблюдения» (ф. 030/у-04) и осуществляет динамическое наблюдение за этими пациентками.
Консультирование по конкретно выбранному методу включают подробный инструктаж по его использованию, возможным побочным эффектам и осложнениям, рекомендации по наблюдению у врача и сроках его посещения. На повторных приемах выясняется степень удовлетворенности пациентки используемым методом, оценивается правильность его применения и эффективность, наличие побочных явлений. При наличии осложнений или по желанию женщины подбирается другой метод контрацепции.
Работа с молодежью, представляющей группу риска по возникновению нежелательной беременности и ИПППП, может осуществляться путем выделения специальных часов на специализированных приемах в кабинетах планирования семьи.
Консультирование пациенток, подбор методов контрацепции, отбор женщин на консультацию к врачу акушеру-гинекологу, наблюдение за женщинами после родов и прерывания беременности возлагается на акушерок (фельдшеров, медицинских сестер), прошедших специальную подготовку. Они ведут учет работы и распространяют контрацептивы.
Врач акушер-гинеколог проводит образовательные программы ^Населением по планированию семьи и профилактике абортов, в том Числе через средства массовой информации.
Аборт. К сожалению, до сих пор в России аборт остается одним й8 основных способов регулирования рождаемости. В 2009 г. было 'Произведено около I млн 162 тыс. абортов, что составляет 30,5 ^ 1000 женщин фертильного возраста. Если в конце 80-х годов !*^в. в СССР делалась примерно 1/3 всех абортов в мире, то с начала и-Х годов благодаря развитию службы планирования семьи частота
290 |
Часть 2. Здравоохранение
абортов постепенно снижается. Тем не менее сегодня на каждые 100 родов приходится 67 абортов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Аборт может проводиться по желанию женщины (при сроке беременности до 12 нед), по социальным показаниям (при сроке беременности до 22 нед), по медицинским показаниям (независимо от срока беременности). Аборт должен проводиться только в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.
При наличии медицинских показаний для прерывания беременности и согласии женщины ей выдается комиссионное заключение с полным клиническим диагнозом, подписанное специалистами (в зависимости от профиля заболевания), врачом акушером-гинекологом, главным врачом (заведующим) женской консультации и заверенное печатью учреждения. Женщинам, получающим направление на прерывание беременности, рекомендуется обязательное посещение врача акушера-гинеколога после прерывания беременности для подбора метода контрацепции и проведения необходимых реабилитационных мероприятий.
Вопрос о прерывании беременности по социальным показаниям решает комиссия в составе врача акушера-гинеколога, руководителя учреждения (отделения), юриста при наличии заключения о сроке беременности, установленном врачом акушером-гинекологом, и соответствующих юридических документов (свидетельство о смерти мужа, о разводе, письменное заявление женщины). При наличии социальных показаний беременной выдают заключение, заверенное подписями членов комиссии и печатью учреждения.
Стерилизация. В целях охраны здоровья женщин, снижения числа абортов и смертности от них в Российской Федерации разрешена хирургическая стерилизация женщин (мужчин). Хирургическая стерилизация производится по желанию женщины при наличии соответствующих показаний. Имеется большой перечень медицин-ских и социальных показаний и противопоказаний для проведений хирургической стерилизации, которую нельзя расценивать как оптимальный способ предохранения от беременности.
Социально-правовая помощь. Оказание социально-правовой поМ<>' щи в женской консультации является одним из звеньев в систем6 :
Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи__________ 291
мер по охране материнства и детства. Эта работа осуществляется юристом, который непосредственно подчиняется руководителю учреждения.
Работа юриста чаще носит индивидуальный, реже — групповой характер. Женщины могут направляться на прием к юристу врачами акушерами-гинекологами и другими специалистами, а также обращаться самостоятельно. Сведения о пациентках и принятых решениях заносятся в «Книгу записей работы старшего юриста, юриста учреждения здравоохранения».
В женской консультации могут быть созданы специальные информационные стенды или организованы групповые беседы по правовым вопросам.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 275.