ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Городская поликлиника для взрослых является учреждением здраво­охранения, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь населению в возрасте 18 лет и старше. Поликлиники организуют в составе больничных учреждений (областной, краевой, республикан­ской, окружной, центральной районной больницы, медико-санитар­ной части) или могут быть самостоятельными учреждениями.

Основными задачами поликлиники являются:

—оказание медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;

—организация и проведение среди прикрепленного населения комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

—диспансеризация населения и прежде всего лиц с повышенным риском заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологи­ческих и других социально значимых болезней;

—    организация и проведение мероприятий по санитарно-гигие­
ническому воспитанию населения, формированию здорового

образа жизни. Примерная организационная структура городской поликлиники

для взрослых представлена на рис. 12.1.

Штатные нормативы врачебного персонала городских поликли­ник для взрослых устанавливаются соответствующими приказами МЗиСР РФ и носят рекомендательный характер (табл. 12.1).


Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 249



Администрация

Административно-хозяйственная часть

Регистратура

 

Отделение профилактики Лечебные подразделения Диагностические и вспомогательные подразделения
• Кабинеты приема врачей. • Диагностические кабинеты. • Кабинет ЭВМ. • Лекционный зал • Кабинет доврачебного приема. • Терапевтическое отделение. • Специализированные кабинеты. • Отделение реабилитации и восстановительного лечения. • Дневной стационар. • Реабилитационное отделение. • Процедурный кабинет • Рентгенологическое отделение (кабинет). • Клинико-биохимическая лаборатория. • Хозрасчетные отделения и отделения дополнительных платных услуг

Рис. 12.1. Примерная организационная структура городской поликлиники для взрослых

Таблица 12.1. Штатные нормативы врачебного персонала городской поли­клиники для взрослого населения

 

Врачебная специальность Число должностей на 10 000 населения в возрасте от 18 лет и старше
|Врач-терапевт 5,9
Врач-кардиолог 0,3
Врач-ревматолог 0,1
Врач-хирург 0,4
^рач-травматолог 0,4
{Врач-уролог 0,2
{Врач-отол ари ы голог 0,5
^Рач-невропатолог 0,5
.Врач-офтальмолог 0,6
с|рач-эндокринолог 0,2
ЩРач-инфекционист 0,2
^Рач-аллерголог 0,015
||*^ого врачей узких специальностей 3,415

Часть 2. Здравоохранение

250

Заведующий терапевтическим отделением устанавливается из рас­чета: 0,5 ставки при наличии от 6,5 до 9,0 ставок врачей; 1,0 ставка, если в отделении больше 9,0 ставок врачей.

Поликлинику возглавляет главный врач, который осуществляет руководство деятельностью учреждения и несет ответственность за качество и культуру лечебно-профилактической помощи, а также организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность. Он разрабатывает план работы учреждения и органи­зует его выполнение.

Главный врач проводит подбор кадров медицинского и адми­нистративно-хозяйственного персонала, несет ответственность за их работу, выносит поощрения хорошо работающим инициатив­ным сотрудникам и привлекает к дисциплинарной ответственности нарушителей трудовой дисциплины, осуществляет расстановку кад­ров, организует повышение квалификации врачей и среднего меди­цинского персонала, готовит резерв руководителей подразделений, устанавливает распорядок работы учреждения, утверждает графики

работы персонала и т.д.

Главный врач совместно с главным бухгалтером составляет смету учреждения, является распорядителем кредитов, контролирует пра­вильность исполнения бюджета и обеспечивает экономное и рацио­нальное расходование средств, сохранность материальных ценностей, обеспечивает правильное составление и своевременное представление в соответствующие инстанции статистических, медицинских и финан­совых отчетов, обеспечивает своевременное рассмотрение жалоб и заявлений населения, принимает по ним необходимые меры.

Из наиболее квалифицированных и обладающих организатор­скими способностями врачей главный врач назначает своего перво­го заместителя — заместителя по лечебной работе, который в период отсутствия главного врача исполняет его обязанности. Он фактиче­ски отвечает за всю профилактическую и лечебно-диагностическую деятельность учреждения. У главного врача есть и другие заместители*. по клинико-экспертной работе^ административно-хозяйственной части.

Свою долю ответственности за качество профилактической и лечебно-диагностической работы в поликлинике, соблюдение персо* налом медицинской этики также несут и заведующие отделениями-Заведующие отделениями осуществляют непосредственное руковоД^ ство и контроль за профилактической и лечебно-диагностичес! работой врачей; консультируют больных со сложными форм8


Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 251

заболеваний; контролируют обоснованность выдачи врачами лист­ков временной нетрудоспособности; организуют своевременную гос­питализацию больных, которым необходимо стационарное лечение; обеспечивают проведение мероприятий по повышению квалифика­ции врачей и среднего медицинского персонала. Лечение больных, нуждающихся в госпитализации, но оставленных по каким-либо причинам на дому, также проводится под постоянным контролем заведующего отделением.

Первое знакомство пациента с поликлиникой начинается с реги­стратуры, которая организует прием больных и их обслуживание на дому. В задачи регистратуры входят: , — запись на прием к врачам при непосредственном обращении и по телефону;

—регулирование интенсивности потока пациентов с целью обес­печения равномерной нагрузки на приеме, распределение боль­ных по видам оказываемой помощи;

—своевременный подбор медицинской документации и доставка ее в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки.

В практике организации амбулаторно-поликлинической помощи яепользуют три основных способа организации записи пациентов натрием к врачу: талонная система, самозапись, комбинированный способ.

При талонной системе первичные пациенты обращаются в реги-, Шатуру и получаютталоны с указанием порядкового номера очереди, ■фамилии врача, номера кабинета и времени явки на прием. . ;^ При самозаписи посетители сами вписывают в специальные листы ■свои паспортные данные с указанием удобного для них времени при-% ;вма. Для этого в холле поликлиники оборудуют столики с папками листов самозаписи на несколько дней вперед. Дежурный регистратор ;Яает необходимые устные справки, в отдельных случаях помога-г ^1 посетителям записаться на прием к врачу. Заполненные листы ;> :^аМозаписи в конце дня передают работникам картохранилища для к .^подбора медицинских карт амбулаторного больного или оформле-\ ^5**я их для впервые обратившихся пациентов. Перед приемом меди­цинская сестра кабинета берет из картохранилища подобранные v  Медицинские карТЬ1 амбулаторного больного и лист самозаписи. £\¥; При комбинированном способе в лист самозаписи записываются ■ .wjibKo первичные пациенты. За 15—20 мин до начала приема пациент t? jr^Учает в регистратуре заранее заготовленный талон. При такой


Часть 2. Здравоохранение

252

системе регистратор знает, сколько человек не явилось на прием к врачу (из числа записавшихся) и имеет право по истечении опре­деленного времени выдать талоны другим пациентам, желающим попасть на прием в это время. Повторным пациентам врач выдает специальную «фишку» с указанием даты и времени приема, которая подлежит обмену в регистратуре на талон. Если врач при посещении больного на дому определил необходимость повторного осмотра в поликлинике, он сразу выдает ему талон с указанием даты, времени

приема и номера очереди.

Вызов врача на дом может осуществляться очно либо по телефону. Принимаемые вызовы заносят в «Книгу записей вызова врача на дом» (ф. 031/у), в которой указывают фамилию, имя, отчество, адрес боль­ного и основные жалобы. Эти книги ведутся как по каждому тера­певтическому участку, так и по каждому из врачей узких специаль­ностей. В некоторых поликлиниках существует самозапись вызовов на дом. Вызывающий врача заполняет специальный бланк, в котором указывает фамилию, имя, отчество, адрес больного, основные жало­бы, температуру и опускает бланк в ящик вызовов. Поступившие заявки медицинский регистратор вносит в книгу.

Для получения пациентами необходимой информации в вестибю­ле поликлиники организуют подробную «немую справку» с распи­санием работы врачей всех специальностей, номеров их кабинетов, врачебных участков с входящими в них улицами и домами, правила­ми подготовки к исследованиям (рентгеноскопия, рентгенография, анализы крови) и т.д. «Немая справка» должна содержать также информацию о времени и месте приема населения главным врачом и его заместителями, адреса дежурных поликлиник и стационаров района (города), оказывающих экстренную специализированную помощь населению в воскресные дни и др.

Скорость обслуживания больных зависит от рационального раз­мещения в регистратуре «Медицинских карт амбулаторного боль­ного». Оптимальной считается система расстановки карт в бараба­нах по участкам, а внутри них — по улицам, домам и квартирам. Значительно облегчает работу медицинского регистратора система маркировки медицинских карт, когда каждый терапевтический учас­ток имеет свою цветовую маркировку. Хорошо зарекомендовала себя номерная система, при которой поиск одной карты сокращается Д° нескольких секунд. Для этого каждому участку определяют коли­чество номеров соответственно числу лиц, проживающих на дан!


ш


Глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 253

территории. В последнее время распространилась практика хранения медицинских карт амбулаторного больного на руках у пациентов. Эхо облегчает получение пациентом консультаций в других лечеб­но-профилактических учреждениях, однако в случае утери карты создаются серьезные затруднения. Выход из сложившейся ситуа­ции заключается во внедрении в работу поликлиники современных информационных технологий.

В настоящее время в ряде городов страны реализуется проект «Электронная регистратура». Этим проектом предусмотрены зна­чительное повышение оперативности записи населения на прием к врачу, а также система мониторинга доступности медицинской помощи в регионе, населенном пункте или отдельно взятом меди­цинском учреждении.

«Электронная регистратура» дает возможность записаться паци­енту на прием к врачу следующими способами:

— по единому номеру телефона;
., — через интернет;

—через информационный киоск, расположенный в вестибюле поликлиники;

—через регистратуру поликлиники.

«Электронная регистратура» предусматривает наличие единого для всех муниципальных поликлиник бесплатного номера телефона. (Набрав его, пациент попадает в call -центр, где специально обученные ^операторы в течение минуты оформляют запись к необходимому 'Специалисту. Помимо call-центра запись к врачу можно сделать через 'специализированный интернет-портал с удобной навигацией. В слу­чае, если врач по каким-либо причинам недоступен, пациенту пред­лагаются альтернативные варианты: либо записаться к специалисту '? Другое лечебное учреждение, либо встать в очередь. Информационные Фесурсы call-центра позволяют оператору предложить пациенту наибо­лее быстрый и удобный вариант записи к врачу. На интернет-портале Варианты записи предлагаются в автоматическом режиме.

«Электронная регистратура» не только повышает оперативность 33писи пациентов на прием к врачам, но и является эффективным ^Правленческим инструментом для руководителей органов управле-: **Ияздравоохранением и амбулаторно-поликлиническихучреждений. Создаваемая информационная база позволяет в течение короткого ;;Ч)емени формировать необходимую отчетность, а также управлять .^отоками пациентов в АПУ в режиме онлайн.


 


254

Часть 2. Здравоохранение

В непосредственной близости от регистратуры располагается кабинет доврачебного приема, который организуют в поликлинике для регулирования потока посетителей и выполнения функций, не требующих врачебной компетенции. Для работы в нем подбирают наиболее опытных медицинских сестер. В задачи кабинета довра­чебного приема входят:

- распределение пациентов по срочности направления их к врачу;

- направление на лабораторные и другие диагностические иссле­дования больных, которые не нуждаются в день обращения во врачебном приеме;

- проведение антропометрии, измерение артериального и глаз­ного давления, температуры тела и др.;

- заполнение паспортной части «Санаторно-курортной карты» (ф. 072/у-04), «Направления на медико-социальную экс­пертизу организацией, оказывающей лечебно-профилакти­ческую помощь» (ф. 088/у-06), а также внесение в них дан­ных лабораторных и других диагностических исследований, оформление справок, выписок и других медицинских доку­ментов;

-  участие в организации и проведении медицинских осмотров.
Основной фигурой городской поликлиники для взрослых явля­
ется участковый терапевт, который обеспечивает в поликлинике
и на дому квалифицированную терапевтическую помощь населению,
проживающему на закрепленном участке. Терапевтические участки
формируют из расчета 1700 жителей в возрасте 18 лет и старше на
один участок. В своей работе участковый терапевт непосредственно
подчиняется заведующему терапевтическим отделением. Участковый
терапевт обеспечивает:

- своевременную квалифицированную терапевтическую помошь населению своего участка в поликлинике и на дому;

- своевременное направление больных на госпитализацию с обязательным предварительным обследованием при плано­вой госпитализации;

- использование в своей работе современных методов профилак­тики, диагностики и лечения;

- экспертизу временной нетрудоспособности больных в соот­ветствии с действующим положением;


глава 12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи______ 255

—проведение комплекса мероприятий по диспансеризации взрослого населения участка, анализ эффективности и каче­ства диспансеризации;

—раннее выявление, диагностику, лечение инфекционных забо­леваний и направление в центры гигиены и эпидемиологии «Извещения о больном с вновь установленным диагнозом сифи­лиса, гонореи, трихомоноза, хламидиоза, герпеса урогениталь-ного, с аногенитальными бородавками, микроспории, фавуса, трихофитии, микоза стоп, чесотки» (ф. 089/у-кв), «Извещения о больном с впервые в жизни установленным диагнозом туберку-

,  леза, с рецидивом туберкулеза» (ф. 089/у-туб);

-систематическое повышение своей профессиональной квали­фикации и уровня медицинских знаний участковой медицин­ской сестры;

—     пропаганду среди населения участка здорового образа жизни
и др.

. Работа участкового терапевта осуществляется по графику, утверж­даемому заведующим отделением или главным врачом поликлиники, в,котором предусматриваются фиксированные часы амбулаторного приема, время для оказания помощи на дому, профилактической и другой работы. Распределение времени приема в поликлинике и.помощи на дому осуществляется в зависимости от численности и состава населения участка, от сложившейся посещаемости и др. :;., Важную роль в организации амбулаторно-поликлинической йомощи населению играют врачи узких специальностей (кардио­лог, эндокринолог, невропатолог, уролог, офтальмолог и др.), которые Вгёвоей работе непосредственно подчиняются заведующему отделением или заместителю главного врача по лечебной работе.


















Дата: 2019-04-23, просмотров: 177.