Федерации бесплатной медицинской
Помощи
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ
ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Примером текущего планирования в здравоохранении с использованием изложенных выше принципов и методов является Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицин ской помощи (далее — Программа).
Программа ежегодно утверждается постановлением Правительства РФ с целью реализации конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи.
Программа состоит из шести разделов и включает: общие положения; виды и условия оказания медицинской помощи; источники финансового обеспечения медицинской помощи; нормативы объема медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь; критерии доступности и качество медицинской
помощи.
Основными задачами Программы являются:
—создание единого правового и экономического механизма реализации конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи;
—обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов.
Глава 11. Программа государственных гарантий оказания..._________ 237
В рамках Программы населению бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:
— первичная медико-санитарная помощь;
— скорая медицинская помощь, в том числе специализированная
(санитарно-авиационная);
— специализированная медицинская помощь, в том числе высо
котехнологичная.
Все эти виды помощи населению РФ предоставляются за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.
Для разработки Программы используются следующие группы нормативов:
— нормативы объемов медицинской помощи;
— нормативы финансовых затрат на единицу объема медицин
ской помощи.
Нормативы объемов медицинской помощи. К этим показателям относятся:
—норматив амбулаторно-поликлинической помощи, который устанавливается в количестве посещений на одного человека в год (2010 г. — 9,5 посещений);
—норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стацио нарах всех типов, который устанавливается в количестве паци-енто-дней на I человека в год (2010 г. — 0,59 пациенто-дней);
—норматив стационарной помощи, который устанавливается в количестве койко-дней на I человека в год (2010 г. — 2,78 койко-дней);
—норматив скорой медицинской помощи, который устанавливается в количестве вызовов на I человека в год (2010 г. — 0,318 вы-
- зова).
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи. К этим показателям относятся:
—норматив финансовых затрат на I посещение в амбулаторно-поли- клиническую организацию (2010 г. — 218,1 руб.);
—норматив финансовых затрат на I пациенто-день в дневном стацио наре (2010 г. - 478 руб.);
'] — норматив финансовых затрат на I койко-день в стационаре (2010 г. — f 1380,6 руб.);
— норматив финансовых затрат на I вызов скорой медицинской помощи
(2010 г. - 1710,1 руб.).
238 |
Часть 2. Здравоохранение
Кроме того, в рамках Программы устанавливается подушевой нор матив финансирования Программы (2010 г. — 7634,4 руб.), отражающий размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год.
УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПРОГРАММОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают соответствующие территориальные программы. В них могут устанавливаться дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Подушевые нормативы финансирования территориальной программы формируются исходя из вышеперечисленных нормативов объемов медицинской помощи и финансовых затрат с учетом соответствующих районных коэффициентов.
Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи включает:
—территориальную программу обязательного медицинского страхования (подробнее см. гл. 21.);
—перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населен и ю бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования (ОМС);
—перечни организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС, и медицинских учреждений, финансируемых из
бюджетов;
— объемы медицинской помощи, установленные для медицин
ских учреждения субъекта РФ, муниципальных образований,
ведомственных и частных медицинских организациях, работа
ющих в системе ОМС, и финансовые средства на выполнение
этих объемов;
Глава 11- Программа государственных гарантий оказания..._________ 239
—перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы;
—перечень медицинских учреждений субъекта РФ, оказывающих специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджета субъекта РФ;
—условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению субъекта РФ в рамках территориальной программы;
—информацию о численности населения (по группам и категориям заболеваний), при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой.
Основными задачами территориальной программы являются:
—консолидация различных источников финансирования для обеспечения населения гарантированной (бесплатной) медицинской помощью;
—обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
—повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
Для разработки территориальных программ используется следующий алгоритм (рис. 11.1).
При формировании территориальных программ федеральные нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъектов РФ.
Муниципальные задания утверждаются одновременно с бюджетами Муниципальных районов и городских округов и являются составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Важным разделом территориальной программы является план Мероприятий по устранению или сокращению дефицита финансовых средств. Этот план включает в себя комплекс мер по повыше-,а*Ио эффективности использования ресурсов. В частности, он предусматривает организацию двухсменного обследования и лечения,
240 |
Часть 2. Здравоохранение
Разработка дифференцированных территориальных нормативов объемов медицинской помощи
{>
Расчет стоимости муниципальных заданий
О
Расчет стоимости заданий государственных организаций здравоохранения
Расчет сводной стоимости территориальной программы
Выявление дефицита финансового обеспечения территориальной программы
О
Разработка мероприятий по устранению
или сокращению дефицита
финансовых средств территориальной программы
О
Утверждение органами местного самоуправления муниципальных заданий
Утверждение территориальной программы органами государственной власти субъекта РФ
Рис. 11.1. Порядок разработки территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
Глава 11. Программа государственных гарантий оказания..._____________ 241
включая выходные и праздничные дни; исключение дублирования в стационарах больниц результатов амбулаторно-пол и клинического обследования; расширение практики ранней выписки пациентов из стационара на амбулаторно-поликлиническое лечение. Кроме того, перспективным направлением повышения эффективности использования ресурсов являются развитие стационарзамещаюших организационных технологий (дневные стационары в амбулаторно-поликлинических, больничных учреждениях, стационары на дому), внедрение современных технологий диагностики и лечения и др.
В планировании здравоохранения на всех уровнях управления, помимо программ государственных гарантий, разрабатываются целевые медико-социальные программы на основе выбранных приоритетов в охране здоровья населения. Такой программно-целевой подход в условиях дефицита материальных, финансовых и других ресурсов позволяет направлять их на развитие наиболее приоритетных отраслей здравоохранения, достигая тем самым максимальных результатов в наиболее сжатые сроки. Поэтому программно-целевой подход становится все более привлекательной формой планирования в здравоохранении, а целевая программа — директивным документом, который содержит увязанный по срокам, ресурсам, исполнителям комплекс мероприятий для эффективного решения поставленных задач.
Примерами таких программ на федеральном уровне служат программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», «Планирование семьи», «Безопасное материнство», «Скорая медицинская помощь», «Программа модернизации здравоохранения» и др.
Источником финансирования таких программ являются средства бюджетов всех уровней (федерального, регионального, муниципального), государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд ОМС, Фонд социального страхования РФ), других источников, не запрещенных законодательством РФ. Как правило, финансовое обеспечение целевых программ осуществляется из разных источников (на условиях софинансирования) в рамках заключенных договоров или соглашений.
Разработка и реализация комплексных целевых медико-социальных программ являются перспективными направлениями совершенствования управления здравоохранением и как результат этого — повышения качества и доступности оказываемой населению медицинской помощи.
242
Часть 2. Здравоохранение
Глава 11. Программа государственных гарантий оказания
243
Анализ выполнения нормативов финансовых затрат территориальной программы осуществляется на основе следующих показателей: |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 226.