В современной психологической науке существуют различные подходы к определению данного понятия
Подходы к определению понятия «способности»
Автор | Определение способностей |
Б.М. Теплов | Выделяет три основных признака понятия «способность». Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у одного человека |
А.В. Петровский | «Это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся» |
К.К. Платонов | «Качество личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней» |
Ю.Б. Гиппенрейтер | «...Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению» |
Виды способности
1. Природные (или естественные) способности. В основе своей биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.
2. Специфические человеческие способности. Имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социаль-ной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой; теоретические и практические; учебные и творческие). Специфические человеческие спо-собности, в свою очередь, подразделяются:
- на общие, которые определяют успехи человека в самых разнооб-разных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.),
- специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и обще-ния, где необходимы особого рода задатки и их развитие (математические, технические, художественно-творческие, спортивные способности и т.д.).;
- теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям.
- учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;
- способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Они являются социально обусловленными, так как формируются в процессе жизни человека в обществе и предполагают владение речью как средством общения, умение адаптироваться в обществе людей, т.е. правильно воспринимать и оценивать их поступки, взаимодействовать и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
Уровни развития способностей:
Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, литературных и т.д.). О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной, оригинальностью.
Гениальность – высший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, называется одаренностью.
Соотношение задатков и способностей
У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей – задатки.
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.
Наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности, так как сложно предугадать, какую в будущем деятельность изберет для себя человек. Поэтому степень развития задатков зависит от условий индивидуального развития человека, условий обучения и воспитания, особенностей развития общества.
Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые разнообразные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 242.