Темперамент – это совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравне-нию с другими психическими свойствами личности, например со свойст-вами характера, поскольку их физиологической основой являются свойст-ва центральной нервной системы.
Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера, на динамические особенности поведения человека, определяет его индивидуальность
Отечественный исследователь И.П. Павлов теоретически обосновал и экспериментально подтвердил взаимосвязь темперамента и динамических свойств центральной нервной системы. Им было выделено три основных свойства нервной системы: сила (возбуждения – торможения), уравновешенность и подвижность нервных процессов.
Разные сочетания свойств, характерных для того или иного типа нервной системы, служат физиологической основой традиционно описываемых в литературе четырех типов темперамента.
Психологическая характеристика типов темперамента
Тип темперамента | Психологическая характеристика |
Сангвиник | Характеризуется несколько пониженной сенситивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, эмоциональной подвижностью, пластичностью, лабильностью, экстравертированностью |
Холерик | Характеризуется повышенной возбудимостью, высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности, повышенной эмоциональной возбудимостью, ригидностью, ускоренным темпом реакций, экстравертированностью |
Флегматик | Характеризуется пониженной сенситивностью, низкой реактивностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций, интровертированностью |
Меланхолик | Характеризуется повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью и низкой активностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, интровертированностью |
В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов.
Подходы к изучению личности в современной психологии
В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго — определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.
В современной психологии выделяют семь основных подходов (направлений) к изучению личности, в рамках которых создаются соответствующие теории личности:
- Психодинамический (глубинный) подход. В основе лежит психоаналитическая теория, создателем которой является З. Фрейд. Согласно этой теории, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия либидо. Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.
- Аналитический подход. Автором данного подхода является создатель аналитической теории личности - Карл Густав Юнг. Главные источники развития личности – врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – архетипы. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через сновидения и отношения к символам культуры и искусства.
- Гуманистический подход (представители Карл Роджерс, Абрахам Маслоу). Главные источники развития личности – врожденные тенденции к самоактуализации.
- Когнитивный подход (Джордж Келли). Единственное, что человек хочет знать в жизни. – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главный источник развития личности – среда, социальное окружение.
- Поведенческий подход (Уотсон, Скиннер, Бандура, Роттер). Главный источник развития личности – среда.
- Деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн. А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств, главный источник развития личности – деятельность.
- Диспозициональный подход (представители Э. Кречмер, Айзенк, Олпорт). Главный источник развития личности – факторы генно-средового взаимодействия)
Дата: 2019-04-23, просмотров: 263.