1. Человек как индивид. В понятии человека как индивида обычно выражаются два основных признака:
1) человек как своеобразный представитель других живых существ, отличающийся от животных и являющийся продуктом фило-и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.
2. Человек как личность. Это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
• развивающимся самосознанием, являющимся основой формиро-вания умственной активности, самостоятельности личности в ее суждени-ях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усо-вершенствование себя и поиск смысла жизни;
• активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятель-ности;
• наличием Я-образа – системы представлений человека о себе ре-альном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
• направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
• способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими ус-пешность выполнения определенной деятельности;
• характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования .
3. Человек как субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.
4. Человек как индивидуальность. Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, Других - малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.
23. Раскройте методологические подходы, определяющие структуру личности. Приведите примеры различных структур личности
1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности. Объект - различные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом.
Организация личности сводится к выявлению типов характера, характер и темперамент нередко отождествляется между собой. Изучают темперамент (опросники) и особенности конституции (телосложение). Затем пытаются провести корреляция и выявить зависимость между объективными и субъективными факторами, например об обусловленности характера личности строением тела человека.
Представители: Э.Кречмер, У.Шелдон, К.Конрада. (Кречмер постулировал прямое соответствие конституциональных характеристик и типа темперамента: циклотимия приписывалась пикнику, шизотимия – астенику, иксотимия – атлетику.)
2. «Факторная» стратегия изучения черт личности.
Объект анализа- черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Пытаются выявить доминирующие параметры, тенденции организации личности, типичные склонности к определенным поступкам.
В качестве «элемента» анализа в русле факторного подхода к личности чаще всего фигурирует понятие «черта личности».
В концепциях Р.Кэттелла, Г.Айзенка и Дж.Гилфорда структура личности — это «набор черт». Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт. Поведение человека определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных. Выделил 16 исходных черт Л - Эти факторы входят в шкалу, которая используется в опроснике Кеттела «16 личностных факторов».
Классификации черт. 1) исходные черты на 2 группы: - "черты, формируемые средой" и "конституциональные черты" (наследственные).
2) Исходные черты можно также различать с точки зрения модальности выражения: динамические черты (мотивационные), - черты-способности, - темпераментальные черты, – общие (есть у всех в разн выраженности) – уникальные.
3. «Блочная» стратегия изучения структуры личности.
Исследователь собирает структуру личности из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни «блоков», иногда неточно называемых уровнями или подструктурами. Личность – это динамическая система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними при сохранении функций.
Блочная стратегия располагает разные блоки по вертикали «биологическое – социальное», критерий – выраженность био или соц.
На нижнем этаже – темперамент, половозрастные особенности организма (био).
Далее надстраивается блок – психические процессы (индивидуальные особенности восприятия, мышления) – здесь больше социального.
Ещё выше – блок прошлого опыта, включающий память, навыки, знания, приобретенные в ходе обучений – здесь ещё больше социального, чем в ниже расположенных структурах.
Самый верхний этаж – блок направленности личности – это отношение личности к миру, её моральные черты, сформированные в процессе воспитания.
4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности.
Под мотивацией в широком смысле слова понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. В каком-либо одном динамическом образовании личности, будь то влечение, установка, отношение, потребность сконцентрированы свойства личности как целого. Через характеристику этих образований дается характеристика самой личности. Преимущества подхода - он рассматривает и учитывает характеристику структуры личности - динамичность, что дает рассматривать её как динамически развивающуюся систему.
Г.Олпорт полагал, что каждая личность уникальна, прежде всего чел социален! Движущая сила развития – стремление к самосовершенствованию. У каждого чела есть свой набор черт личности (это единица анализа). Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Черты личности, он разделял на основные (врожденные) и инструментальные (приобретенные в социуме). Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.
5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности.
В качестве элементов организации личности рассматриваются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Так в бихевиоризме в качестве основных характеристик организации личности предлагаются реакции и навыки; в интеракционистских подходах – роли, социальные установки, поступки. Проблеме индивидных свойств человека в этой стратегии практически не уделяется внимание.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 225.