Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.
Отличительными чертами человеческой деятельности являются:
1) Общественный характер - все виды деятельности по своему содержанию и способам выполнения – продукт общественно-исторического развития человека
2) Целенаправленность - человек в своей деятельности всегда руководствуется сознательно поставленными целями, которые достигаются им с помощью сознательно организуемых средств или способов действия
3) Плановость - любые действия представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану
4) Систематичность- деятельность человека носит длительный, повседневный, систематический характер
Структура деятельности
1) Мотивы – это то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.
2) Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата.
3)Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели. Выделяют практические (предметные) и умственные действия.
Виды деятельности:
Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд
Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.
Индивидуальные - игрой занят один человек
Групповые - в игру включены несколько индивидов
Предметные -связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов
Сюжетные - разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.
Ролевые - в таких играх поведение человека, ограничивается определенной ролью, которую он берет на себя
Игры с правилами - регулируются определенной системой правил поведения их участников
Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом.
Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект. В труде существенна не только его техника, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение к труду обусловливается насущной потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности.
9. Раскройте понятие "мотив". Дайте характеристику осознанным и неосознанным мотивам. Поясните понятие «мотивация личности».
Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.
Выделяют различные виды мотивов (рис. 28).
Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или неосознаваемыми.
Если мотивы человека осознанные, он отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К осознанным мотивам можно отнести убеждения, идеалы, интересы.
При неосознанных мотивах человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К неосознанным мотивам относятся установки, влечения.
Поведение человека полимотивировано. Это значит, что в каждой конкретной ситуации актуализируется и действует не один, а несколько мотивов. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности
Термин «мотивация» - более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 276.