Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида
Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов.
Функции внимания:
1) Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов
2) Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями
3) Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности
Виды внимания
1) Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение.
2) Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.
3) Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности.
Свойства внимания
- Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала.
- Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха.
- Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе.
- Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности.
- Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.
- Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.
12. Дайте характеристику восприятия как психического процесса. Объясните виды, свойства и закономерности восприятия.
Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств
Восприятие – сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. от понимания того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. от того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.
Виды (классификация) восприятия:
1. По форме психической активности
- Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.
- Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
2. По степени организации
- Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
- Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
3. По структуре
- Симультанное восприятие – одноактное.
- Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.
4. В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта
- Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности и эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.
5. По форме существования материи
- Восприятие пространства является необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся
- Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма
- Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, направление и ускорение.
Общие закономерности восприятия проявляются в его свойствах:
- Предметность – способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон, контур восприятия. Свойство возникает на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметами.
- Целостность – выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже, если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
- Структурность – восприятие не является простой суммой мгновенных ощущений, мы воспринимаем обобщенную структуру (слушая музыку, мы воспринимаем мелодию, а не отдельные звуки).
- Константность – это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а так же тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.
- Апперцепция – восприятие зависит не только от внешнего мира, но и от воспринимающего субъекта (его установки, эмоции (прим мать с ребенком), прошлого опыта (разные люди по-разному воспринимают один предмет)).
- Иллюзия восприятия – явление искаженного или ложного восприятия.
- Осмысленность – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Осмыслить восприятие, значит осознать предмет, который оно отражает.
- Избирательность – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Мы воспринимаем только один предмет, когда остальные являются фоном.
Категориальность - проявляется в том, что восприятие носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании данного понятия.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.