Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.
Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения
Процессы памяти:
1) Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
- запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;
- непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;
- преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.
2) Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация.
3) Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.
4) Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала.
Виды памяти:
1. В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала
- Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки.
- Эмоциональная (аффективная) память характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации.
- Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память.
- Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.
2. В зависимости от характера деятельности
- Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока.
- Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.
3. В зависимости от способа запоминания
- Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.
- Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.
4. В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти
- Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.
- Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа.
- Долговременная память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь.
- Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти.
К основным характеристикам продуктивности оперативной памяти относят объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность, помехоустойчивость
Дата: 2019-04-23, просмотров: 217.