Дайте характеристику методу психологии – изучение продуктов деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности (например, различные поделки, технические устройства, ведение тетради, оформление реферата и т.п.).

Метод психологического анализа продуктов деятельности - эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как: психические процессы (мышление, внимание, память и др.); психические состояния (настроение); психические свойства (характер, способности - все, что делает ребенка индивидуальностью).

Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:

- продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр;

- продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда;

- продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее;

- продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания. Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

Этапы проведения исследования:

- подготовительный - сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;

- непосредственно исследование - психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости - дополнение его другими методами;

- заключительный этап - систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.

Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Разновидности методов исследования продуктов деятельности

1) Проективные методики. Их суть - в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека. Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д.

2) Профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека.

Достоинства метода

- Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.

- Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.

- Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.

- Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка - от степени развития внимания до характера.

Недостатки анализирования продуктов деятельности

- Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования

- Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.

- Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

          

Дата: 2019-04-23, просмотров: 215.