Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности (например, различные поделки, технические устройства, ведение тетради, оформление реферата и т.п.).
Метод психологического анализа продуктов деятельности - эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как: психические процессы (мышление, внимание, память и др.); психические состояния (настроение); психические свойства (характер, способности - все, что делает ребенка индивидуальностью).
Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:
- продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр;
- продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда;
- продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее;
- продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания. Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.
Этапы проведения исследования:
- подготовительный - сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;
- непосредственно исследование - психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости - дополнение его другими методами;
- заключительный этап - систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.
Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.
Разновидности методов исследования продуктов деятельности
1) Проективные методики. Их суть - в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека. Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д.
2) Профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека.
Достоинства метода
- Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.
- Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.
- Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.
- Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка - от степени развития внимания до характера.
Недостатки анализирования продуктов деятельности
- Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования
- Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.
- Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 215.