Охарактеризуйте основные этапы развития психики в филогенезе
В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности
Стадия элементарной сенсорной психики
Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения.
Высший уровень: развитая двигательная активность, способность дифференцированно отвечать на внешние раздражители.
Стадии развития психики
1. Стадия перцептивной психики
Низший уровень: у животных появляется сложная нервная система, формируются двигательные навыки, двигательные способности усложняются, защитное поведение становится более развитым, появляется предметно-образное отражение действительности.
Высший уровень: наблюдаются высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению.
Инстинкт — совокупность врожденных компонентов поведения. Инстинкты животных многообразны, всегда связаны с биологическими потребностями, характеризуются стереотипностью.
Импринтинг — специфическая форма научения у высших позвоноч-ных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некото-рых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей признаков вида; глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который был увиден животным после его появления на свет.
2. Стадия интеллекта
На этой стадии появляется способность к интеллектуальному пове-дению при возникновении препятствий на пути достижения цели, но ин-теллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы. Животные начинают создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при этом изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому.
Навык - это сложная индивидуальная динамическая программа по-ведения, формирующаяся в организме в ходе его взаимоотношений с ок-ружающим миром.
3. Стадия сознания
На этом этапе у человека появляется речь, способность к произволь-ной регуляции психических процессов, познанию общего и существенного в действительности, абстрактное мышление.
Эволюция психики происходит не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные с самыми разными уровнями отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечто постоянное. К этой эволюционирующей среде и приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Причем изменение среды может существенным образом воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в то же время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных.
Дайте характеристику психологии в системе наук. Обоснуйте предмет психологии в историческом аспекте
Понятие «психология» в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека
Особенности психологии как науки
Предмет психологии (современное понимание): Основные закономерности порождения и функционирования психической реальности
Задачи психологии:
· Качественное изучение психической реальности
· Анализ формирования и развития психических явлений
· Изучение физиологических механизмов психических явлений
· Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей
Этапы развития психологии как науки
(исторический аспект взглядов на предмет психологии)
Этап | Определение предмета психологии | Характеристика этапа |
1-й | Психология как наука о душе | Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека |
2-й | Психология как наука о сознании | Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой |
3-й | Психология как наука о поведении | Начинается в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались |
4-й | Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики | Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения |
Основные направления психологии: Основные направления зарубежной психологии
1) Психоанализ - основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.
1А) Фрейдизм – философско-психологическое учение З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.
1 Б) Неофрейдизм – сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон).
2) Бихевиоризм - возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования, сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Представитель – Скиннер.
2А) Необихевиоризм – Главными его представителями явились Э. Толмен и К. Холл.
Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии – объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных, под которыми понимались внутренние процессы. К ним относятся такие образования, как цели, намерения, гипотезы и т.д. Хотя эти переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следовало судить только по свойствам поведения. Схема приобрела вид S-V-R.
3) Гештальтпсихология – направление связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертхаймера, К. Коффки и В. Келлера. восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей.
4) Гуманистическая психология - главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации ( Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Рождерс).
5) Трансперсональная психология ищут новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям психики: мистическим переживаниям, мистическому сознанию, т.е. формам особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека не с традиционных научных позиций.
Отрасли психологии:
1. По характеру деятельности: психология труда, педагогическая психология,, медицинская психология, юридическая психология, военная психология, психология спорта, психология торговли, психология искусства
2. По развитию: возрастная психология, сравнительная психология, специальная психология
3. По принципу отношения личности и общества: социальная психология и психология личности.
Место психологии в системе наук
Психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.
1) с философией Сегодня существуют научные проблемы и понятия, которые рассматриваются как с позиции психологии, так и философии, например смысл и цель жизни, мировоззрение.
2) Социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении взаимоотношений человека и человеческого общества.
3) с педагогиклй, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.
4) с историей. Одним из примеров глубокого синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выготским
5) с техническими науками
2. Дайте характеристику тестированию как методу психологического исследования. Поясните основные требования, предъявляемые к тестированию.
Тестирование – метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п.
Основными сферами тестирования являются:
1) образование;
2) проф. подготовка и отбор;
3) психологические консультирование;
4) клиническая практика.
Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Выделяют следующие виды тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.
1. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных относительно валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.
2. Тест-задание включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств.
Тесты-опросники и тесты-задания - применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это положительная черта данных тестов.
Недостаток состоит в том, что при использовании их испытуемый при желании может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение
3. Проективные тесты обычно предназначены как раз для изучения тех психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны крайне отрицательное отношение.
В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека.
Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:
1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;
2) собственно тестирование, т. е. сбор данных в соответствии с инструкцией;
3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.
От других методов исследования тесты отличаются тем, что:
1) предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретации;
2) с помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их психологии и поведению.
Требования к тесту:
Стандартизация;
Репрезентативность – адекватность заданий выборке испытуемых;
Надёжность – согласованность значений показателей при эквивалентном тестировании;
Валидность – соответствие тестовых заданий концепции изучаемого феномена и эмпирическим критериям;
Объективность – заданное процентное соотношение степени трудности – лёгкости для большинства испытуемых.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 204.