Дайте характеристику психологии в системе наук. Обоснуйте предмет психологии в историческом аспекте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Охарактеризуйте основные этапы развития психики в филогенезе

 

В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности

Стадия элементарной сенсорной психики

Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения.

Высший уровень: развитая двигательная активность, способность дифференцированно отвечать на внешние раздражители.

Стадии развития психики

       1. Стадия перцептивной психики

Низший уровень: у животных появляется сложная нервная система, формируются двигательные навыки, двигательные способности усложняются, защитное поведение становится более развитым, появляется предметно-образное отражение действительности.

Высший уровень: наблюдаются высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению.

Инстинкт — совокупность врожденных компонентов поведения. Инстинкты животных многообразны, всегда связаны с биологическими потребностями, характеризуются стереотипностью.

Импринтинг — специфическая форма научения у высших позвоноч-ных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некото-рых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей признаков вида; глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который был увиден животным после его появления на свет.

       2. Стадия интеллекта

На этой стадии появляется способность к интеллектуальному пове-дению при возникновении препятствий на пути достижения цели, но ин-теллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы. Животные начинают создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при этом изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому.

Навык - это сложная индивидуальная динамическая программа по-ведения, формирующаяся в организме в ходе его взаимоотношений с ок-ружающим миром.

       3. Стадия сознания

На этом этапе у человека появляется речь, способность к произволь-ной регуляции психических процессов, познанию общего и существенного в действительности, абстрактное мышление.

Эволюция психики происходит не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные с самыми разными уровнями отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечто постоянное. К этой эволюционирующей среде и приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Причем изменение среды может существенным образом воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в то же время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных.

 

 

Дайте характеристику психологии в системе наук. Обоснуйте предмет психологии в историческом аспекте

Понятие «психология» в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека

Особенности психологии как науки

 

 

 


 

Предмет психологии (современное понимание): Основные закономерности порождения и функционирования психической реальности

Задачи психологии:

· Качественное изучение психической реальности

· Анализ формирования и развития психических явлений

· Изучение физиологических механизмов психических явлений

· Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей

Этапы развития психологии как науки

(исторический аспект взглядов на предмет психологии)

Этап Определение предмета психологии Характеристика этапа
1-й Психология как наука о душе Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
2-й Психология как наука о сознании Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой
3-й Психология как наука о поведении Начинается в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались
4-й Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

 

Основные направления психологии: Основные направления зарубежной психологии

1) Психоанализ - основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

1А) Фрейдизм – философско-психологическое учение З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

1 Б) Неофрейдизм – сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон).

2) Бихевиоризм - возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования, сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Представитель – Скиннер.

2А) Необихевиоризм – Главными его представителями явились Э. Толмен и К. Холл.

Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии – объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных, под которыми понимались внутренние процессы. К ним относятся такие образования, как цели, намерения, гипотезы и т.д. Хотя эти переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следовало судить только по свойствам поведения. Схема приобрела вид S-V-R.

3) Гештальтпсихология – направление связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертхаймера, К. Коффки и В. Келлера. восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей.

4) Гуманистическая психология - главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации ( Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Рождерс).

5) Трансперсональная психология ищут новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям психики: мистическим переживаниям, мистическому сознанию, т.е. формам особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека не с традиционных научных позиций.

Отрасли психологии:

1. По характеру деятельности: психология труда, педагогическая психология,, медицинская психология, юридическая психология, военная психология, психология спорта, психология торговли, психология искусства

2. По развитию: возрастная психология, сравнительная психология, специальная психология

3. По принципу отношения личности и общества: социальная психология и психология личности.

Место психологии в системе наук

Психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

1) с философией Сегодня существуют научные проблемы и понятия, которые рассматриваются как с позиции психологии, так и философии, например смысл и цель жизни, мировоззрение.

2) Социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении взаимоотношений человека и человеческого общества.

3) с педагогиклй, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

4) с историей. Одним из примеров глубокого синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выготским

5) с техническими науками

 

2. Дайте характеристику тестированию как методу психологического исследования. Поясните основные требования, предъявляемые к тестированию.

 

Тестирование – метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п.

Основными сферами тестирования являются:

 1) образование;

2) проф. подготовка и отбор;

3) психологические консультирование;

4) клиническая практика.

Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Выделяют следующие виды тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

1. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных относительно валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.

2. Тест-задание включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств.

Тесты-опросники и тесты-задания - применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это положительная черта данных тестов.

Недостаток состоит в том, что при использовании их испытуемый при желании может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение

3. Проективные тесты обычно предназначены как раз для изучения тех психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны крайне отрицательное отношение.

В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека.

Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:

1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;

2) собственно тестирование, т. е. сбор данных в соответствии с инструкцией;

3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.

От других методов исследования тесты отличаются тем, что:

1) предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретации;

 2) с помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их психологии и поведению.

Требования к тесту:

Стандартизация;

Репрезентативность – адекватность заданий выборке испытуемых;

Надёжность – согласованность значений показателей при эквивалентном тестировании;

Валидность – соответствие тестовых заданий концепции изучаемого феномена и эмпирическим критериям;

Объективность – заданное процентное соотношение степени трудности – лёгкости для большинства испытуемых.

 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 199.