Цель: формирование представлений о разнообразии птиц; дифференцирование характеристик различных птиц, особенностей строения, повадок, окраски, общих связей со средой обитания
Специально организованная деятельность
Программные
Задачи
Методы, приемы, игры, упражнения
Дополнения (дидактический материал, пособия, картины, художественное слово)
Систематизировать представления о домашних птицах, их образе жизни, строении тела. Развивать внимание, память, речь. Развивать умения лепить сюжетные композиции, используя средства выразительности. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам
1. Рассматривание картины «Птичий двор». Вопросы: Что делает каждая птица? Как появляются птенцы у домашних птиц? (Птицы высиживают птенцов из яиц) Назовите детёнышей домашних птиц? У курицы –…(цыплята); у гуся –…(гусята); у утки – …(утята); у индюка –…(индюшата). Сосчитайте, сколько у утки утят; у курицы цыплят; у гуся гусят? Для чего человек разводит домашних птиц?
2. Дидактическая игра «Что умеет делать ?»
Что умеет делать петух? (бегать, кукарекать, щипать и т.д.)
Что умеет делать курица? (кудахтать, нести яйца, нахохливаться, высиживать цыплят и т.д.)
Что умеет делать гусь? (шипеть, плавать, щипать, бегать, гоготать, летать, защищаться и т.д.)
Что умеет делать курица, но не умеет делать петух? (нести яйца)
Что умеет делать петух, но не умеет делать курица? (кукарекать)
Что умеет делать гусь, но не умеет делать петух и курица? (плавать, гоготать)
3. Дидактическая игра «Ты – моя частичка»
Я – петух, ты – моя частичка. Кто ты? (клюв, гребешок, крылья, перья, шпоры и т.д.)
Я – гусь, ты – моя частичка. Кто ты? (лапы с перепонками, перья, хвост, крылья и т.д.)
Обобщающая беседа о строении тела птиц.
4. Физкультминутка «Домашние птицы»
5. Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются».
Воспитатель показывает изображения домашней птицы и домашнего животного (курица и собака)
У курицы – клюв, а у собаки … (пасть)
У курицы – перья, а у собаки… (шерсть)
У курицы – лапы, а у собаки… (лапы)
У курицы –две лапы, а собаки …. (четыре)
У курицы – хвост, а у собаки…( хвост)
У курицы – крылья, а у собаки… (нет)
6. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цыплят держат в тепле, потому что…
Не следует дразнить гуся, потому что…
Нельзя пускать домашних птиц в огород, потому что…
Гусь в воде не намокает, потому что…
Вопрос: в каких сказках встречаются домашние птицы? («Гадкий утенок», «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба»)
7. Лепка коллективная «Птичий двор».
8. Рассматривание работ, анализ и подведение итогов занятия
Картина «Птичий двор»
Физкультминутка
«Домашние птицы»
Наши уточки с утра кря-кря-кря., кря-кря-кря. (ходят по кругу вперевалку)
Наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га .(и дут по кругу, вытянув голову вперед, отставив руки назад)
Наши курочки в окно ко-ко-ко, ко-ко-ко. (останавливаются, поворачиваются лицом в круг и хлопают руками по туловищу)
А наш Петя – петушок рано-рано по утру нам споет ку-ка-ре-ку (поворачиваются спиной в круг, вытягивают шею, становятся на носочки) [14, c. 23]
Формировать представления о порядковом, количественном счёте; о пространственных положениях: «за», «справа», «слева», «дальше», «между» и т.д.; о временах года. Развивать представления о графическом способе соотнесения элементов двух групп; умение определять и объяснять отношения между элементами двух групп; определять объект по существенным признакам. Воспитывать культуру познания; интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
1. Дидактическая игра «Угадай, кто спрятался».
На столе под салфеткой карточки с изображением птиц.
Чтобы птицу угадать,
Вопросы надо задавать.
Про цвет, про форму, про повадки,
Вот так играют птицы в прятки.
Дети задают вопросы, воспитатель отвечает словами «да», «нет». Появление отгаданной птицы сопровождается стихами.
2. Работа с учебным наглядным пособием [5, c. 34]
Рассматривание картинки с изображением животных, птиц. Вопросы: Расскажите, как пройти к домикам зайца и лисицы, используя слова прямо вперёд, вправо, влево. Сколько животных идёт в гости к лисе? Кто идёт первым? вторым? третьим?… шестым?
Рассматривание дерева с птицами.
Зимой кормушку смастерили
И столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
Прилетали на обед
Сколько птиц прилетело к кормушке? Назовите птиц.
3. Подвижная игра-эстафета «Угощение птицам»
Дети делятся на две команды. Перед каждой командой стол с подносом, блюдце. У воспитателя на столе поднос – кормушка, набор цифр от 1 до 6.
Задание командам: отнести на кормушку-поднос столько семян подсолнечника, сколько будет показано цифрой.
4. Дорисовать зверей и птиц, которые спрятались под снегом. Сосчитать их справа налево: Кто стоит первым? Вторым? Третьим? Кто стоит между первым и третьим животным? Кто чем питается?
5. Дидактическая игра «Молчанка» (загадка о дятле)
Дети считают, сколько раз воспитатель стучит за ширмой молоточком по столу и показывают цифру.
6. Подведение итогов занятия
Картинки с изображением снегиря, голубя, дятла, воробья.
Учебное наглядное пособие «Весёлые игры с числами и фигурами»; набор цифр
от 1 до 6.
Стихотворения
Не зря прилетают
Зимой снегири.
Горят на снегу они,
Как фонари.
На улицу выйдешь –
И будто теплей
В морозы
Становится
От снегирей… В Степанов
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей,
Малыш-воробей!
Загадка
Громкий стук в лесу пошёл-
Птица клювом долбит ствол.
В красной шапке,
Чёрный фрак
Насекомым вредным враг. (Дятел)
Формировать представления о перелетных птицах, знакомить с внешним видом, образом жизни. Развивать память, внимание, мышление, речь. Воспитывать заботливое бережное отношение к птицам как части живой природы.
Развивать конструктивные способности, формировать умение составлять из частей целостный образ. Воспитывать аккуратность в работе с клеем
1. Дидактическая игра «Угадай кто лишний?» (выбрать из изображений птиц грача, ласточки, скворца, соловья и воробья лишнюю и объяснить почему). Обобщение ответов детей (лишний воробей, потому что остальные птицы перелетные).
2. Беседа с рассматриванием иллюстраций с птицами «Почему перелетные птицы называются перелетными?».
3. Презентация о перелетных птицах (ласточка, скворец, соловей).
4. Загадки:
Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит. (Соловей) [28, c. 127]
У крылатой модницы
Хвост похож на ножницы. (Ласточка) [22, c. 116]
На шесте дворец,
Во дворце певец (Скворец) [28, c. 125]
5. Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.
8. Физкультминутка
9 . Беседа о домиках птиц: для скворцов люди делают скворечники. А где же живут остальные птицы? (Птицы вьют сами себе гнезда.) Уточнить из чего строятся гнезда. Изображение гнезда птицы с помощью пальчиков. Что птицы откладывают в свои гнезда. (Яйца).Что потом будет с яйцами (Из них вылупятся птенцы). Рассказать, что птенцы маленькие и беспомощные, они будут пищать и просить есть. Уточняет у детей: «Что будут делать их родители?» (кормить своих птенцов)
10. Игра «Что с чем связано?» (на мольберте находятся картинки с изображением червяка, дерева, воды и т.д. Воспитатель ставит картинку с птицей и предлагает каждому из детей соединить птицу с каким-либо изображением и объяснить, почему)
11. Аппликация «Скворечник»
12. Подведение итогов, рассматривание работ
Слайдовая презентация «Перелетные птицы» или картинки с изображением перелетных птиц (ласточки, скворца, соловья и воробья); заготовки геометрических фигур для аппликации.
Физкультминутка
Мы играем в стайку. (дети становятся в кружок)
Стайка, полетай-ка!
(бегают по кругу).
Полетели птички, (машут руками)
Птички-невелички.
Птички летают, (кружатся)
Устали не знают.
Сели птички на дорожку, (присели)
Поклевали птички крошки.
Клю-клю-клю – поклюем, (стучат пальцами по полу)
Нашу песенку споем
Закреплять представления детей о зимующих птицах, их образе жизни; обогащать предметный словарь названиями частей тела птиц. Развивать умения составлять описательный рассказ о птицах; упражнять в образовании и использовании в активной речи формы родительного падежа существительных. Воспитывать бережное отношение к птицам, как части природы
1. Организационный момент: загадки о птицах.
2. Рассматривание иллюстраций птиц: какие из этих птиц зимующие? Каких птиц мы называем зимующими? Какие птицы называются перелетными? Каких вы знаете перелетных птиц? Когда перелетные птицы улетают в теплые края?
3. Дидактическая игра «Закончи предложение». (Вместо картинки необходимо вставить слово).
Вот летит стая грачей, (грачиная) стая.
Вот летит стая лебедей, (лебединая) стая.
Вот летит стая журавлей, (журавлиная) стая.
Вопросы:
Когда перелетные птицы возвращаются из жарких стран?
Какие птицы возвращаются первыми?
Что делают перелетные птицы весной?
Из чего они вьют гнезда?
Что птицы откладывают гнезда?
Как называется домик в котором живут птицы?
4. Физкультминутка.
5. Составление описательного рассказа о перелетных птицах с использованием схем-символов.
6. Дидактическая игра с мячом «Найди ошибку в предложении и исправь ее» (согласование в падеже).
7. Составление загадки по схеме-признаку.
8. Подведение итогов занятия
Картинки с изображением птиц (грачей, лебедей, журавлей)
Загадки
Видали вы его не раз.
Он скачет в двух шагах от нас.
Чик-чирик, чик-чирик –
Кто к этой песенке привык? (Воробей)
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как наступят холода,
прямо с севера – сюда. (Снегирь)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит: «Кар-кар-кар!». (Ворона)
Не дровосек, не плотни,
а первый в лесу работник. (Дятел)
Как трещотка птица эта,
Одного с березой цвета. (Сорока)
Физкультминутка
Ворона на березу села (дети, «летая» по группе, останавливаются и приседают)
Головою повертела (голова вправо-влево),
Для ребяток песню спела (дети каркают «кар-кар»),
И обратно улетела (дети «летают» по группе.
Фарміраваць абагульняючае паняцце “зімуючыя птушкі”; замацоўваць уменне адказваць на пытанні па зместу карціны; працягваць вучыць паслядоўна і выразна пераказваць змест казкі “Як варона ў вырай лятала”; пашыраць і актывізаваць слоўнік.
Развіваць уменне самастойна складаць апісанне па малюнку, ужываючы найбольш адпаведныя па сэнсе словы для абазначэння якасцей і прымет птушак. Выхоўваць дабрыню, уважлівыя адносіны да жывой прыроды, да птушак
1. Сюрпрызны момант: Бульбашык прыносіць інструменты і дошкі.
2. Разглядванне дыдактычнай карціны “Зімуючыя птушкі”
3. Дынамічная пауза.
Праводзіцца гульня, дзеці імітуюць рухі птушак.
4. Чытанне і пераказ казкі “Як варона ў вырай ляцела”
Пытанні па зместу казкі:
- Чаму варона надумалася ляцець у вырай?
- Ці многа яна гора нацярпелася? А якое ў яе было гора?
- Ці дапамагла ёй качка?
- За што варона дзюбнула вераб’я?
- Хто з яе злосна смяяўся?
- Ці добра было з боку вераб’я і сарокі смяяцца з беднай вароны?
- Ці трапіла варона ў вырай? Дзе яна засталася зімаваць?
5. Бульбашык робіць з дзецьмі кармушку.
6. Бяседа: для чаго патрэбна кармушка для птушак зімой?
7. Пад час прагулкі выхавацель з дзецьмі развешваюць кармушкі
Казка “Як варона ў вырай ляцела”, карціна да казкі, тэатр на фланелёграфе, кармушка
Формировать умение передавать форму птиц на основе двух овалов разной величины (туловище и голову); рисовать всем ворсом и концом кисти. Развивать умения рисовать простые сюжеты. Развивать творческое воображение, умение экспериментировать с различными художественными материалами и техниками. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
1. Чтение стихотворения: «Почему нахохлился воробей?» Э. Цегельник
– Почему нахохлился, Воробей?
– А в морозы лютые так теплей.
Распушил я перышки неспроста,
Распушил я перышки для тепла.
Меж пушинок воздуха пузырьки
Все собой заполнили уголки.
Не пропустят внутрь они холода,
Не замерзну с ними я никогда.
– Эй, чего нахохлился воробей?
– А чем больше воздуха, тем теплей!
Э. Цегельник [22, c. 123]
2. Рассматривание картинки с изображением воробья.
3. Показ приемов рисования воробышка из овалов разной величины.
4. Физкультминутка «Воробей».
5. Самостоятельное выполнение задания
6. Рассматривание рисунков, подведение итогов занятия
Сюжетная картинка с изображением воробья.
Светло-голубой лист бумаги, акварельные краски, кисти, тряпочки.
Физкультминутка
«Воробей»
Среди белых голубей (Идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби».)
Скачет шустрый воробей. (В центре скачет на корточках один ребенок – «воробей».)
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей. (Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом. «Воробей пытается «вылететь», а голуби его не пускают.)
Русская народная потешка
[14, c. 22]
Формировать умения создавать сюжетные композиции; лепить предметы из двух шариков (птичка), декорировать их (перышки, семечки, горошинки) для глаз, хвостика, клюва. Развивать умения использовать разные способы и техники создания изображения (конструктивный, приемы прищипывания, оттягивания, примазывания, использование стек. Воспитывать желание участвовать в уходе за домашними животными
1. Организационный момент: педагог обращает внимание на картину. Кто на картине? (Курочка, петух и цыплята). Посмотрите на цыпляток, у них есть туловище, головка, хвостик. На головке глазки и клюв. А вы знаете стихи про куриную семью? Воспитатель начинает, дети заканчивают. (Песенки, потешки).
2. Загадка о цыпленке:
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, пушистое и золотое.
Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок). [28, c. 102]
3. Демонстрация вылепленной курочки. Показ приёмов лепки цыпленка.
4. Физкультминутка.
5. Выполнение работы детьми.
6. Создание коллективной работы, любование
Картина из серии «Домашние птицы» – «Куры».
Глина. Дополнительный материал: пёрышки, горошинки, семечки.
Физкультминутка
Вышла курочка – хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко!
Не ходите далеко».
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет
Дата: 2019-04-23, просмотров: 631.