В деятельность журналистов и СМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Не требуется регистрация:

1) средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, а также нормативных правовых актов;

2) периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

3) радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

4) аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Причины отказа в госрегистрации:

1) если заявление подано от имени физического лица, объединения физических лиц, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с настоящим Законом;

2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

3) если наименование (название), примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;

4) если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же наименованием (названием) и формой распространения массовой информации.

 Заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата:

1) если заявление подано с нарушением требований части третей статьи 9 или части первой статьи 12 настоящего Закона;

2) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;

3) если не уплачена государственная пошлина.

После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом по заявлению регистрирующего органа только в случаях, если:

1) свидетельство о регистрации получено обманным путем;

2) средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;

3) устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации;

4) имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.

При признании свидетельства о государственной регистрации недействительным государственная пошлина возврату не подлежит.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо в судебном порядке по результатам рассмотрения иска регистрирующего органа.

Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего Закона, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации за нарушения требований настоящего Закона.

Деятельность средства массовой информации может быть также прекращена по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики о противодействии экстремистской деятельности.

Основанием для приостановления судом (судьей) деятельности средства массовой информации может служить только необходимость обеспечения иска, предусмотренного частью первой настоящей статьи.

Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

 

10. Лицензирование теле- и радиовещания в ДНР

Как в Украине, в России, так и в ДНР предусмотрено лицензирование телерадиовещания. В Украине лицензирование осуществляет специальный вневедомственный орган - Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. В России лицензирование проводит федеральный орган исполнительной власти.

Телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной государственным органом исполнительной власти, (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.

Лицензирование проводится согласно Закона ДНР «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности».

Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории ДНР в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия). - выдать лицензию, продлить срок лицензии, переоформление.

Вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на территории Донецкой Народной Республики в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала.

Выделение конкретных радиочастот для вещания осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики и предусматривающем, в том числе проведение торгов (конкурса, аукциона).

Форма, порядок и условия проведения торгов устанавливаются Советом Министров Донецкой Народной Республики.

В лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются:

1) сведения, предусмотренные Законом ДНР «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности»;

2) наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала;

3) программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные);

4) территория распространения телеканала или радиоканала;

5) объем вещания (в часах);

6) дата начала вещания;

7) срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;

8) сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи;

9) сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.

Срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание составляет пять лет, если меньший срок не указан соискателем лицензии в заявлении о предоставлении лицензии при его подаче.

Деятельность, предусмотренная лицензией на телевизионное вещание, радиовещание, может осуществляться только получившим такую лицензию юридическим лицом.

Лицензия должна быть переоформлена, если изменяется наименование (название), программная направленность телеканала или радиоканала, программная концепция вещания, территория распространения телеканала или радиоканала, объем вещания, дата начала вещания, среда вещания телеканала или радиоканала. 

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата на 5 лет.

Основаниями для отказа в продлении срока действия лицензии являются:

1) основания для отказа в предоставлении или переоформлении лицензии, предусмотренные статьей 37 настоящего Закона;

2) наличие на момент продления срока действия лицензии не устраненных нарушений лицензионных требований;

3) приостановление действия лицензии на день принятия лицензирующим органом решения по заявлению о продлении срока действия лицензии;

4) представление заявления о продлении срока действия лицензии менее чем за шестьдесят дней до окончания срока действия лицензии.

Лицензионный контроль предполагает проверки соблюдения лицензиатом лицензионных условий. По итогам проверок могут быть выданы предписания об устранении нарушений или приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган может принять решение о досрочном аннулировании лицензии (повторное в течение года нарушение лицензионных требований, не устранение нарушений.

 

Тема 11. Особенности правового регулирования деятельности печатных СМИ

Напомню, что деятельность печатных СМИ в России и ДНР регулируется законом «О средствах массовой информации», в Украине - отдельным законом «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине».

Основные юридические признаки печатного СМИ

- периодичность не менее 1 раза в год;

- постоянное название;

- государственная регистрация.

Согласно закона Украины - приложения к печатным СМИ являются отдельными периодическими изданиями и подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Деятельность печатных СМИ – это сбор, создание, редактирование, подготовка информации к печати и изданию печатных СМИ с целью её распространения среди читателей.

Печатное СМИ считается изданным, если оно подписано к печати и напечатано любым тиражом.

Тираж - количественный показатель издательской продукции, исчисляемый в экземплярах издания. Тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.

Субъекты деятельности печатных СМИ учредитель (соучредители) печатного СМИ, редактор (гл. редактор), редколлегия, редакция, трудовой коллектив редакции, журналистский коллектив, журналист, автор, издатель, распространитель.

Учредитель

1. Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

2. Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя).

3. Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

4. Учредитель (соучредитель) СМИ, может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

5. Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Статус редакции

1. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

2. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом. Если редакция организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, регулирующем регистрацию юридических лиц, и вправе осуществлять иную, не запрещенную законодательством ДНР деятельность.

3. Редакции средств массовой информации, указанных в части 2 статьи 8 настоящего Закона, могут выступать в качестве учредителей средств массовой информации, издателей, распространителей, собственников имущества редакции.

4. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, физическими лицами, объединениями физических лиц, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами ДНР.

Устав редакции

1. Устав редакции СМИ принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

2. В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя или изменения состава соучредителей СМИ, прекращения деятельности СМИ, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции.

3. До утверждения устава редакции, а также, если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1-5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

4. Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству ДНР о хозяйственных обществах.

5. Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

Договоры

1. Договором между соучредителями СМИопределяются ихвзаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.

2. Договором между учредителем и редакцией (главным редактором)определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции.

3. Договором между редакцией и издателем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон.

4. Учредитель, редакция (главный редактор) и издатель могут также иные договоры между собой, а также с распространителем.

Издатель - издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.

1. Издатель осуществляет свои права и несет обязанности в соответствии с настоящим Законом и другими законами ДНР.

2. Издатели СМИ могут выступать в качестве учредителей средств массовой информации, редакций, распространителей, собственников имущества редакции.

Распространитель - лицо, осуществляющее распространение продукции СМИ по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях. Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет.

Опровержение информации.

Работа средств массовой информации направлена на создание и распространение информации, которая является основной продукцией СМИ. Потребителями этой продукции являются читатели, слушатели, телезрители, пользователи интернет.

Как и в случае защиты прав потребителей законы, регулирующие деятельность в информационной сфере, предусматривают права потребителей информационной продукции и определенные меры по защите этих прав.

 

Право на получение информации прописано в законодательстве РФ и ДНР.

1. Физические лица имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

3. Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством ДНР о СМИ, осуществляется в соответствии с законодательством ДНР, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в ДНР.

В Украине в Законе «Об информации» наличествует право на получение информации через соответствующие субъекты информационной деятельности.

 

Опровержение информации. Граждане, юридические лица и государственные органы имеют право требовать от редакции СМИ опровержения обнародованных ею сведений, которые не отвечают действительности или унижают их честь и достоинство. Если редакция не имеет соответствующих доказательств, она обязана по требованию заявителя:

- для печатных СМИ опубликовать опровержение в ближайшем выпуске или по собственной инициативе тем же шрифтом, на том же месте, где была информация. Объём опровержения не может быть вдвое больше объёма материала или соответствующего фрагмента;

- для ТРО – распространить опровержение той же ТРО, где эти материалы были распространены, а то же время суток, в такой же программе или передаче;

- для информагентства - опровержение осуществляется тем информагентством, которое распространило такую информацию, а также распространителем этой информации.

 

Опровержение должно последовать:

1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, – в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в иных средствах массовой информации – в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста, редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных лиц о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Специальный статус

Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется:

1) на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других СМИ, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

2) на авторов, не связанных с редакцией СМИ трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

 

17. Ответственность за нарушение законодательства об информации

 

Согласно законодательства ДНР ответственность за нарушения законодательства несут:

1. Субъекты деятельности СМИ (учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы).

2. Вещатель несет ответственность за соответствие распространяемых телеканала, радиоканала требованиям законодательства Донецкой Народной Республики.

3. Надзор за соблюдением законодательства ДНР о СМИ осуществляет Мининформ.

 

Порядок обжалования

1. В порядке, установленном законодательством ДНР, могут быть обжалованы в суде:

1) отказ в регистрации средства массовой информации, нарушение регистрирующим органом порядка и сроков регистрации, иные неправомерные действия регистрирующего органа;

2) решение лицензирующего органа об аннулировании лицензии на вещание;

3) отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации либо несоблюдение должностными лицами, работниками пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений требований статьи 50 настоящего Закона;

4) отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно нарушение прав аккредитованного журналиста.

2. Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязанности устранить допущенное нарушение и возместить убытки, включая неполученные доходы, понесенные учредителем, редакцией, держателем лицензии.

Возмещение морального вреда

Моральный (неимущественный) вред, причиненный физическому лицу в результате распространения СМИ информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство физического лица либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и физическими лицами в размере, определяемом судом.

 

Согласно ст. 31 ЗУ «Об информации» в случае, если нарушением права на свободу информации лицу нанесен материальный или моральный вред, оно имеет право на его возмещение по решению суда.

При этом субъекты властных полномочий как истцы по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации вправе требовать в судебном порядке лишь опровержения недостоверной информации о себе и не имеют права требовать возмещения морального (неимущественного) вреда. Это не лишает должностных и служебных лиц права на защиту чести, достоинства и деловой репутации в суде.

Уголовная ответственность (из Уголовного кодекса Украины):

1. Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства, или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а также прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам

2. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфной или иной корреспонденции, передаваемых средствами связи или через компьютер.

3. Умышленное воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, преследование журналиста за исполнение профессиональных обязанностей, за критику, осуществляемое должностным лицом или группой лиц по предварительному сговору.

4. Незаконный сбор, хранение, использование или распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия или распространение этой информации в публичном выступлении, произведении, которое публично демонстрируется, либо в средствах массовой информации.

 

Общие положения

Декабря 2017 года Постановлением Народного Совета ДНР был принят Закон «О рекламе». Этот Закон определяет основы рекламной деятельности в Донецкой Народной Республике, обеспечивающие необходимые условия для производства, распространения, размещения и использования рекламы, защиты от недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы.

Настоящий Закон распространяется на отношения в сфере деятельности физических лиц, физических лиц-предпринимателей и юридических лиц, распространяющих, размещающих и использующих рекламу на территории Донецкой Народной Республики.

Действие этого Закона не распространяется на политическую рекламу, обязательную для доведения до потребителя информацию, справочно-информационные и аналитические материалы, сообщения органов власти, вывески и указатели, объявления, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, информацию о товаре, его изготовителе, информацию о товарах, работах, услугах, размещенную в витрине магазина, помещения или сооружения, в котором они реализуются.

 

18.2. Общие требования к рекламе

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Ненадлежащая реклама не допускается.

2. Недобросовестной признается реклама, которая содержит сравнения рекламируемого товара с другими товарами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица; представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством ДНР; вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, нанести вред лицам, государству или обществу вследствие неточности, недостоверности, двусмысленности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований относительно времени, места и способа распространения.

3. Реклама должна быть четко отделена от другой информации, независимо от форм и способа распространения, таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу.

4. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара; о любых характеристиках товара; об ассортименте и о комплектации товаров; о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара; об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара; о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара; других характеристиках товаров и услуг, которые не соответствует действительности. 

5. Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий, установленных законодательством ДНР;

2) поощрять, пропагандировать насилие и жестокость и побуждать к действиям, способным нанести вред здоровью граждан, собственности;

3) угрожать безопасности движения транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами;

5) содержать информацию порнографического характера;

6) содержать обещание или гарантию рекламируемого товара или вида деятельности.

6. В рекламе не допускается:

1) использование фамилий, имен и отчеств, псевдонимов или изображений лица, образов или высказываний граждан ДНР без их согласия;

2) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

3) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами власти либо их должностными лицами;

4) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;

5) использование образов или высказываний медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в социальной рекламе, в рекламе медицинских услуг для мед. и фарм. работников, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских и (или) фармацевтических выставок, семинаров, конференций;

6) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

7) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий или иного объекта рекламирования.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, жестов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), объектов культурного наследия, а также официальных государственных символов, государственных символов других государств и международных организаций, официальных названий органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Не допускается использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции распространение скрытой рекламы, в том числе рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Не допускается размещение рекламы в учебной литературе и учебных пособиях (для школьников и студентов).

Не допускается размещение рекламы, кроме социальной рекламы, в помещениях органов власти, дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.

Содержание рекламы должно быть изложено на одном из государственных языков ДНР. Допускается использование иностранных слов в рекламе в СМИ, осуществляющих деятельность исключительно на иностранных языках, рекламы зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания), а также рекламы, содержащей общепринятые иностранные термины и обозначения.

Законом предусмотрены меры по защите детей при распространении рекламы (запрет на злоупотребление их доверием, дискредитацию родителей, побуждение детей к убеждению родителей приобрести рекламируемый товар, создание у детей искаженного представления о доступности товара, о предпочтительном положение обладателя товара, формирование комплекса неполноценности у детей, не обладающих рекламируемым товаром и др.).

Не допускается реклама:

1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены в ДНР;

2) услуг и работ, деятельность по оказанию и осуществлению которых запрещена или временно приостановлена в ДНР;

3) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, способов и методов их разработки, изготовления и использования, мест приобретения, а также пропаганда каких-либо преимуществ их использования;

4) взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, включая пиротехнические изделия;

5) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

6-8) товаров, подлежащих государственной регистрации, обязательной сертификации, лицензированию в случае отсутствия соответствующих документов;

9) табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок;

10) алкогольной продукции;

11) энергетических (тонизирующих) напитков, а также знаков для товаров и услуг, других объектов интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются энергетические напитки;

12) лекарственных средств и их лечебных свойств, за исключением распространения такой рекламы в местах проведения медицинских и (или) фармацевтических выставок, семинаров, конференций;

13) методов народной медицины;

14) медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности;

15) биологически активных добавок и пищевых добавок;

16) мероприятий, связанных с концертной деятельностью, без информации об использовании или неиспользовании музыкальных фонограмм исполнителями;

17) услуг, связанных с оккультизмом (ворожение, гадание, знахарство);

18) услуг, связанных с экстрасенсорикой;

19) сект, незарегистрированных религиозных организаций и деструктивных религиозных течений и учений;

20) финансовых услуг, кроме финансовых услуг, оказываемых банками и иными финансовыми учреждениями государственной формы собственности;

21) услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания.

Наружная реклама

1. Средства наружной рекламы и их территориальное размещение должны соответствовать техническим нормам и требованиям по безопасности, проектированию, изготовлению и установке, существующим строительным нормам и правилам, а также другим нормативным правовым актам, содержащим требования к размещению конструкций определенного типа.

2. Распространение рекламы на техническом средстве организации дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

3. Запрещается располагать средства наружной рекламы: на тротуарах, пешеходных дорожках и аллеях; в населенных пунктах на высоте менее пяти метров от дороги; вне населенных пунктов на расстоянии менее пяти метров от края проезжей части; на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), их территориях.

4. Средства наружной рекламы должны использоваться в целях распространения социальной рекламы органами власти, учреждениями государственной или муниципальной формы собственности.

5. Размещение средств наружной рекламы осуществляется на основании решения Комиссии по вопросам размещения средств наружной рекламы (далее – Комиссия). Состав Комиссии утверждается Главой ДНР. Порядок выдачи разрешений, предусмотренных настоящей частью, по решению большинства членов Комиссии утверждается Председателем Комиссии.

О рекламе

Переходные положения

До принятия законодательства ДНР об административных правонарушениях в сфере рекламы предоставить Мининформу право рассмотрения дел об административных нарушениях и установить следующие виды ответственности за нарушение:

1) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства ДНР о рекламе,

2) нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого объема рекламы в теле- или радиопрограммах, распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в ДНР,

3) превышение допустимого настоящим Законом объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях,

4) прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, художественного фильма, теле- и радиопередачи, направленной на детскую аудиторию, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, художественного фильма, теле- и радиопередачи, направленной на детскую аудиторию, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма, художественного фильма, теле- и радиопередачи, направленной на детскую аудиторию, либо иной телепрограммы или телепередачи,

5) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, алкогольной продукции, энергетических (тонизирующих) напитков

6) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы, направленной на детскую аудиторию, а также рекламы, распространяемой с использованием образов детей,

7) установка и (или) эксплуатация средства наружной рекламы без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация средства наружной рекламы с нарушением требований технических норм,

8) установка средств наружной рекламы, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования,

9) размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения,

10) использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование транспортного средства для распространения рекламы, переоборудование кузова транспортного средства с приданием ему вида определенного товара,

11) размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные обозначения,

12) размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, 

13) распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, - 

влечет наложение административного штрафа на физических лиц, физических лиц-предпринимателей, на должностных лиц юридического лица – от двух тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

в деятельность журналистов и СМИ

Запрет цензуры – одно из ключевых положений общемирового стандарта свободы слова. Такое требование присуще законодательству и Украины, и России. Принято это положение и в законодательстве ДНР.

Согласно ст. 3 «Недопустимость цензуры» Закона ДНР «О средствах массовой информации» цензура не допускается.

«Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается». 

 

6. Ограничения права на информацию, свободу слова

Требования законодательства по ограничения права на информацию и на свободу слова присущи законодательствам большинства развитых стран. Традиционно эти ограничения направлены на защиту в информационном пространстве государственности страны, прав человека касательно информации о личности и морали. Есть такие ограничения и в законодательстве ДНР.

 Так, согласно ст. 4 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» Закона ДНР «О средствах массовой информации» не допускается использование СМИ:

- в целях совершения уголовно наказуемых деяний,

- для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну,

- для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов,

- для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости,

- для распространения материалов, содержащих нецензурную брань.

Запрещается также использование на телевидении и в радиовещании, в интернете скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Кроме того, запрещено распространение сведений о наркотиках и психотропных веществах, их пропаганда, а также сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В ст. 47 Закона ДНР «О СМИ» прописаны требования к эротическим изданиям. Распространение выпусков таких радио- и телепрограмм без кодирования сигнала не допускается. А розничная продажа продукции СМИ эротического характера допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местными властями.

 

7. Языковая политика в сфере массовой информации

Вопросы языковой политики в Российской Федерации регулируются Законом РФ "О языках народов Российской Федерации", принятым 25 октября 1991 г. Ст. 20 этого Закона касается языка средств массовой информации.

В соответствии с этой ст. «Издание всероссийских газет и журналов, передачи всероссийского телевидения и радиовещания осуществляются на русском языке как государственном языке Российской Федерации. Всероссийские газеты и журналы могут также по усмотрению учредителей издаваться на иных языках».

А «в средствах массовой информации субъектов Российской Федерации используются русский язык, государственные языки республик, а также иные языки народов, проживающих на их территориях».

Порядок использования языков в средствах массовой информации определяется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Конституции Украины «Государственным языком в Украине является украинский язык. Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины.

В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины.

Государство способствует изучению языков международного общения.

Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом».

Согласно ст. 8. Закона Украины «Об информации» язык информации определяется Законом о языках, другими актами законодательства в этой сфере, международными договорами и соглашениями, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Язык печатных СМИ определяется их учредителями в соответствии с учредительными документами.

В соответствии со ст. 4. Закона Украины «О печатных СМИ (прессу) в Украине» печатные средства массовой информации в Украине издаются на государственном языке, а также на других языках. 

Стиль и лексика печатных средств массовой информации должны отвечать общепризнанным этико-моральным нормам. Употребление бранных и грубых слов не допускается.

Ст. 10 Закона Украины «О телевидении и радиовещании», которая регулирует использование языков в информационной деятельности телерадиоорганизаций дает ссылку на ст. 24 ЗУ "Об основах государственной языковой политики" 

 

8. Право на учреждение СМИ

Право на учреждение телеканалов, радиоканалов, юридических лиц, осуществляющих вещание, имеют Народный Совет ДНР, республиканские органы исполнительной власти.

Право на учреждение других СМИ имеют:

 - физические лица;

- объединения физлиц;

- организации независимо от орг.-прав. формы;

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления.

Не может быть учредителем:

- лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающее наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо лицо, признанное судом недееспособным;

- объединение физических лиц, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена законодательством Донецкой Народной Республики.

 

9. Государственная регистрация СМИ

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.

Сайт в сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с Законом. Сайт в сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Донецкой Народной Республики и за ее пределами, подается учредителем в республиканский орган исполнительной власти, уполномоченный Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Учредителю или лицу, им уполномоченному, высылается или выдается уведомление о приеме такого заявления и необходимых документов с указанием даты их поступления. Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации и принятие соответствующего решения осуществляются регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации.

Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.

В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:

1) сведения об учредителе или соучредителях средств массовой информации;

2) наименование (название) средства массовой информации;

3) язык (языки);

4) адрес редакции;

5) форма периодического распространения массовой информации;

6) предполагаемая территория распространения продукции;

7) примерная тематика и (или) специализация;

8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;

9) источники финансирования;

10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;

11) доменное имя сайта, страницы в электронной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для сетевого издания.

Смена учредителя или изменение состава соучредителей средств массовой информации, а равно наименования (названия), языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.

Не требуется регистрация:

1) средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, а также нормативных правовых актов;

2) периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

3) радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

4) аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Причины отказа в госрегистрации:

1) если заявление подано от имени физического лица, объединения физических лиц, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с настоящим Законом;

2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

3) если наименование (название), примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;

4) если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же наименованием (названием) и формой распространения массовой информации.

 Заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата:

1) если заявление подано с нарушением требований части третей статьи 9 или части первой статьи 12 настоящего Закона;

2) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;

3) если не уплачена государственная пошлина.

После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом по заявлению регистрирующего органа только в случаях, если:

1) свидетельство о регистрации получено обманным путем;

2) средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;

3) устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации;

4) имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.

При признании свидетельства о государственной регистрации недействительным государственная пошлина возврату не подлежит.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо в судебном порядке по результатам рассмотрения иска регистрирующего органа.

Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего Закона, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации за нарушения требований настоящего Закона.

Деятельность средства массовой информации может быть также прекращена по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики о противодействии экстремистской деятельности.

Основанием для приостановления судом (судьей) деятельности средства массовой информации может служить только необходимость обеспечения иска, предусмотренного частью первой настоящей статьи.

Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

 

10. Лицензирование теле- и радиовещания в ДНР

Как в Украине, в России, так и в ДНР предусмотрено лицензирование телерадиовещания. В Украине лицензирование осуществляет специальный вневедомственный орган - Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. В России лицензирование проводит федеральный орган исполнительной власти.

Телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной государственным органом исполнительной власти, (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.

Лицензирование проводится согласно Закона ДНР «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности».

Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории ДНР в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия). - выдать лицензию, продлить срок лицензии, переоформление.

Вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на территории Донецкой Народной Республики в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала.

Выделение конкретных радиочастот для вещания осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики и предусматривающем, в том числе проведение торгов (конкурса, аукциона).

Форма, порядок и условия проведения торгов устанавливаются Советом Министров Донецкой Народной Республики.

В лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются:

1) сведения, предусмотренные Законом ДНР «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности»;

2) наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала;

3) программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные);

4) территория распространения телеканала или радиоканала;

5) объем вещания (в часах);

6) дата начала вещания;

7) срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;

8) сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи;

9) сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.

Срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание составляет пять лет, если меньший срок не указан соискателем лицензии в заявлении о предоставлении лицензии при его подаче.

Деятельность, предусмотренная лицензией на телевизионное вещание, радиовещание, может осуществляться только получившим такую лицензию юридическим лицом.

Лицензия должна быть переоформлена, если изменяется наименование (название), программная направленность телеканала или радиоканала, программная концепция вещания, территория распространения телеканала или радиоканала, объем вещания, дата начала вещания, среда вещания телеканала или радиоканала. 

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата на 5 лет.

Основаниями для отказа в продлении срока действия лицензии являются:

1) основания для отказа в предоставлении или переоформлении лицензии, предусмотренные статьей 37 настоящего Закона;

2) наличие на момент продления срока действия лицензии не устраненных нарушений лицензионных требований;

3) приостановление действия лицензии на день принятия лицензирующим органом решения по заявлению о продлении срока действия лицензии;

4) представление заявления о продлении срока действия лицензии менее чем за шестьдесят дней до окончания срока действия лицензии.

Лицензионный контроль предполагает проверки соблюдения лицензиатом лицензионных условий. По итогам проверок могут быть выданы предписания об устранении нарушений или приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган может принять решение о досрочном аннулировании лицензии (повторное в течение года нарушение лицензионных требований, не устранение нарушений.

 

Тема 11. Особенности правового регулирования деятельности печатных СМИ

Напомню, что деятельность печатных СМИ в России и ДНР регулируется законом «О средствах массовой информации», в Украине - отдельным законом «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине».

Основные юридические признаки печатного СМИ

- периодичность не менее 1 раза в год;

- постоянное название;

- государственная регистрация.

Согласно закона Украины - приложения к печатным СМИ являются отдельными периодическими изданиями и подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Деятельность печатных СМИ – это сбор, создание, редактирование, подготовка информации к печати и изданию печатных СМИ с целью её распространения среди читателей.

Печатное СМИ считается изданным, если оно подписано к печати и напечатано любым тиражом.

Тираж - количественный показатель издательской продукции, исчисляемый в экземплярах издания. Тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.

Субъекты деятельности печатных СМИ учредитель (соучредители) печатного СМИ, редактор (гл. редактор), редколлегия, редакция, трудовой коллектив редакции, журналистский коллектив, журналист, автор, издатель, распространитель.

Учредитель

1. Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

2. Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя).

3. Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

4. Учредитель (соучредитель) СМИ, может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

5. Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Статус редакции

1. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

2. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом. Если редакция организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, регулирующем регистрацию юридических лиц, и вправе осуществлять иную, не запрещенную законодательством ДНР деятельность.

3. Редакции средств массовой информации, указанных в части 2 статьи 8 настоящего Закона, могут выступать в качестве учредителей средств массовой информации, издателей, распространителей, собственников имущества редакции.

4. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, физическими лицами, объединениями физических лиц, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами ДНР.

Устав редакции

1. Устав редакции СМИ принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

2. В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя или изменения состава соучредителей СМИ, прекращения деятельности СМИ, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции.

3. До утверждения устава редакции, а также, если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1-5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

4. Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству ДНР о хозяйственных обществах.

5. Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

Договоры

1. Договором между соучредителями СМИопределяются ихвзаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.

2. Договором между учредителем и редакцией (главным редактором)определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции.

3. Договором между редакцией и издателем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон.

4. Учредитель, редакция (главный редактор) и издатель могут также иные договоры между собой, а также с распространителем.

Издатель - издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.

1. Издатель осуществляет свои права и несет обязанности в соответствии с настоящим Законом и другими законами ДНР.

2. Издатели СМИ могут выступать в качестве учредителей средств массовой информации, редакций, распространителей, собственников имущества редакции.

Распространитель - лицо, осуществляющее распространение продукции СМИ по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях. Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 186.