Для вращения коленчатого вала необходимо:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- открепить скобу и вынуть стопор;

- рукояткой повернуть кронштейн, ввести червяк в зацепление с зубчатым венцом муфты и через отверстия стопором зафиксировать положение кронштейна;

- ключом за шестигранную головку вала вращать коленчатый вал в нужном направлении.

Рис. 2.20. Валоповоротный механизм

Вентилятор генератора

Вентилятор (рис.2.21) предназначен для охлаждения генератора, установлен на приводе распределительного вала. Ротор вентилятора вращается коленчатым валом посредством шестерен привода и шестерен вентилятора. Максимальная частота вращения ротора вентилятора равна 93,7 с-1 (5620 об/мин).

 

 

Рис.2.21. Вентилятор генератора

 

Воздух поступает в вентилятор через обтекатель к рабочим лопаткам колеса вентилятора и направляется через патрубки на охлаждение генератора.

Вентилятор состоит из статора и ротора.

Статор состоит из обтекателя, корпуса и патрубка. Обтекатель крепится к корпусу и предназначен для снижения гидравлических потерь. Корпус является остовом вентилятора. В нижней части корпуса установлена цапфа, на которой установлены роликовые подшипники с шестерней. К переднему торцу корпуса прикреплен спрямляющий аппарат, состоящий из двух концентрических ободов с приваренными к ним лопатками и уменьшающий потери давления воздуха на выходе из рабочего колеса. Он придает воздушному потоку осевое направление.

Ротор состоит из вала, рабочего колеса, втулки с уплотнительными кольцами, двух подшипников (шарикового и роликового) и втулки. Рабочие лопатки установлены в кольцевом пазу, выполненном в рабочем колесе и диске, и крепятся болтами с помощью диска. Подшипники от осевого перемещения удерживаются буртом вала, втулками и гайкой, застопоренной штифтом. Рабочее колесо и шестерня насажены на конусные части вала с гарантированным натягом и от осевого смещения зафиксированы гайками. Гайки относительно ротора застопорены шайбами.

Ротор в сборе удерживается от осевого перемещения в корпусе вентилятора фланцем и крышкой, прикрепленной к корпусу шпильками и колпачковыми гайками. Гайки попарно обвязаны стопорной проволокой.

Подшипники ротора смазываются маслом, поступающим из привода распределительного вала. Шестерни и роликовые подшипники установленные на цапфе смазываются разбрызгивающимся маслом, сливающимся с подшипников ротора. Масло по отверстиям сливается в привод распределительного вала и далее в раму дизеля. Для предотвращения попадания масла в воздушную полость вентилятора и далее в генератор в вентиляторе имеется многоступенчатое комбинированное уплотнение.

 

Турбокомпрессор

Турбокомпрессор (рис.2.22) предназначен для подачи воздуха в дизель под давлением с целью увеличения его мощности и экономичности.

 

Рис.2.22. Турбокомпрессор

Турбокомпрессор расположен на кронштейне с переднего торца дизеля и состоит из одноступенчатой осевой турбины, работающей за счет энергии выпускных газов, и одноступенчатого центробежного компрессора. Колесо компрессора и диск турбины смонтированы на одном валу (роторе), который расположен в корпусах, соединенных между собой.

Принцип работы турбокомпрессора заключается в следующем: отработавшие газы из цилиндров дизеля по коллекторам и газовой улитке поступают к сопловому аппарату, где они расширяются, приобретая необходимое направление и высокую скорость, и направляются на лопатки рабочего колеса турбины, приводя во вращение ротор, отдавая при этом свою энергию. Газы из турбины выходят по выпускному патрубку в глушитель, а затем в атмосферу.

При вращении ротора воздух засасывается через входной патрубок в колесо компрессора, где воздуху сообщается дополнительная кинетическая энергия и происходит основное повышение давления.

В диффузоре и воздушной улитке, вследствие уменьшения скорости воздуха, происходит дальнейшее повышение давления. Из компрессора воздух подается в охладитель наддувочного воздуха и далее в цилиндры дизеля.

Статор турбокомпрессора состоит из корпуса турбины, среднего корпуса и корпуса компрессора.

На воздушной улитке турбокомпрессора крепится механизм воздушной захлопки, обеспечивающий прекращение подачи наддувочного воздуха в цилиндры дизеля в случае превышения частоты вращения коленчатого вала выше предельно-допустимой и для предотвращения работы дизеля «на масле».

Средний корпус (рис.2.23) состоит из корпуса и газовой улитки. В среднем корпусе установлены опорно-упорный и опорный подшипники, а также втулка, к которой штифтами крепится сопловой аппарат.

 

 

Рис.2.23. Средний корпус турбокомпрессора

 

Корпус охлаждается жидкостью, поступающей из корпуса турбины. Стык в районе отверстий для перетока жидкости уплотнен резиновыми кольцами. Из корпуса жидкость выходит по каналу.

Газовая улитка – двухзаходная, прикреплена к корпусу болтами и от радиального перемещения зафиксирована фланцем.

Опорно-упорный подшипник и опорный подшипник демпферного типа. Подшипники состоят из стальных корпусов, половины которых центрируются штифтами повышенной точности. В корпусах подшипников расположены бронзовые вкладыши, которые удерживаются от вращения специальными фиксаторами. Половины корпусов подшипников скреплены болтами. Положение подшипников в среднем корпусе фиксируется шпильками. Рабочие поверхности вкладышей подшипников покрыты тонким антифрикционным слоем.

Подшипники смазываются маслом, поступающим из масляной системы дизеля через штуцер и далее по каналам в корпусе и отверстиям в подшипниках. Из подшипников масло сливается в полость и далее в раму дизеля.

Средний корпус к корпусу турбины прикреплен болтами.

Охлаждающая жидкость из системы охлаждения дизеля поступает в средний корпус через полость корпуса турбины по каналу в полость среднего корпуса, а затем по каналу выходит в холодильную камеру тепловоза.

Корпус турбины состоит из корпуса, диффузора и выпускного патрубка. Диффузор и выпускной патрубок прикреплены к корпусу болтами. Выпускной патрубок покрыт теплоизоляционным материалом. Корпус имеет лапы, которыми турбокомпрессор крепится на дизеле, и два отверстия, в которые вставлены жаровые трубы для прохода газа из выпускных коллекторов в газовую улитку.

Корпус турбины охлаждается жидкостью, поступающей из системы охлаждения дизеля.

Корпус компрессора состоит из воздушной улитки, проставка, входного патрубка и диффузора компрессора. Диффузор состоит из проставка и собственно лопаточного диффузора компрессора, скрепленных между собой винтами, застопоренными попарно проволокой. В стыке проставка с диффузором установлена стальная регулировочная прокладка.

Корпус компрессора болтами прикреплен к среднему корпусу, стык между ними уплотняется прокладкой. Полость за колесом компрессора отделяется от полости за диффузором резиновым кольцом.

Входной патрубок – двухзаходный, имеет канал, по которому газы отсасываются из картера дизеля.

Резьбовое отверстие во входном патрубке, закрытое пробкой, используется для установки индуктивного датчика при замере частоты вращения ротора. Для обеспечения герметичности по стыкам входного патрубка, проставка и воздушной улитки установлены паронитовые прокладки.

К фланцу воздушной улитки со стороны выхода воздуха крепится стальной проставок, в кольцевую выточку которого поставлено резиновое кольцо для обеспечения герметичности между поверхностями кольца и воздушной захлопки при срабатывании механизма воздушной захлопки. На боковой поверхности улитки предусмотрены фланец и приливы для монтажа механизма воздушной захлопки.

Ротор (рис.2.24) состоит из вала, колеса компрессора, диска турбины с рабочими лопатками, упорной и лабиринтовой втулок.

Рис.2.24. Ротор турбокомпрессора

 

Вал ротора имеет две опорные шейки. Шейки, упорный торец вала, канавки под уплотнительные кольца втулки и вала имеют повышенную твердость с целью увеличения износостойкости.

На одной стороне ротора на вал посажен диск турбины с гарантированным натягом. Диск зафиксирован радиальными штифтами.

Рабочие лопатки в диске крепятся с помощью замкового соединения елочной формы и фиксируются от осевого перемещения замочными пластинами.

На бурт диска турбины насажена и зафиксирована радиальными штифтами втулка с лабиринтными гребешками. На другой стороне ротора на шлицы вала насажена упорная втулка, на которой гайкой с упругим элементом закреплено колесо компрессора. Между гайкой и колесом установлена шайба. Втулка с колесом компрессора на роторе закреплена гайкой. Гайки стопорятся замочными пластинами. В ручьи вала и втулки установлены разрезные уплотнительные кольца.

В турбокомпрессоре предусмотрена система уплотнений, служащая для предотвращения попадания масла в газовые и воздушные полости турбокомпрессора, а также для уменьшения утечек газа и воздуха в масляную полость подшипников и далее в картер дизеля.

Полость высокого давления за колесом компрессора изолирована от масляной полости лабиринтовым уплотнением, образованным лабиринтом, колесом компрессора, фланцем и уплотнительными кольцами.

Для уменьшения износа уплотнительных колец воздух из масляной полости выпускается по отверстию и трубе в полость всасывания компрессора.

Проникновению выпускных газов в масляную полость препятствует лабиринтовое уплотнение, образованное втулками и уплотнительными кольцами. С целью уменьшения проникновения выпускного газа в масляную полость и предотвращения подсоса масла в полость турбины, на режимах малых нагрузок дизеля в масляную полость по отверстию в корпусе подводится воздух из полости высокого давления за колесом компрессора.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 619.