Блок цилиндров служит базой для размещения цилиндропоршневой группы, крышек цилиндров, лотка и механизма газораспределения (рис.2.3). Он воспринимает усилия от давления газов на поршни и силы инерции деталей шатунно-кривошипного механизма.
Рис.2.3. Блок дизеля
Блок представляет собой сварно-литую конструкцию V-образной формы. Для размещения втулок цилиндров блок разделен на восемь секций. В развале блока образован ресивер надувочного воздуха и канал для прохода масла к подшипникам коленчатого вала. Для повышения работоспособности нижнего пояса блока и предохранения его от коррозии в отверстия блока запрессованы втулки из нержавеющей стали.
Для перетока охлаждающей жидкости из водяных коллекторов к втулкам цилиндров и предохранения блока от коррозии установлены втулки из нержавеющей стали. Подвод охлаждающей жидкости к коллекторам блока производится через привод насосов по проставкам с уплотнительными кольцами. В нижней части боковых продольных листов блока против каждого цилиндра имеются отверстия для контроля герметичности полости охлаждения втулок цилиндров.
Проставок, по которому подводится воздух из ресивера к впускным клапанам крышки цилиндра, состоит из колец, обечайки и винтов. При завертывании винтов кольца раздвигаются и уплотняют стык между проставком, ресивером и крышкой цилиндра резиновыми кольцами (рис.2.4).
Рис.2.4. Блок дизеля
Каждая крышка цилиндра крепится к опорной плите блока шпильками. К стойкам блока прикреплены болтами подвески. Гайки болтов опираются на шайбы.
В отверстия, образованные стойками блока и подвесками, установлены вкладыши коренных подшипников. На первой стойке и подвеске установлены полукольца упорного подшипника, препятствующие перемещению коленчатого вала в осевом направлении.
В переднем торцовом листе имеется отверстие, по которому масло подводится в центральный масляный канал, откуда по каналам в стойках блока поступает на смазку коренных подшипников. К выносному коренному подшипнику масло поступает из полости коленчатого вала. Со стороны заднего торца канал закрывается заглушкой с уплотнительной прокладкой. В первой стойке устанавливается на резьбе выступающая в канал шлицевая трубка, предохраняющая от возможного попадания грубых грязевых частиц в упорный и выносной коренные подшипники.
По каналу масло поступает на смазку привода насосов. Трубки и проставки с уплотнительными кольцами предназначены для слива масла из крышек цилиндров в раму. Доступ в картер дизеля обеспечивается через люки, закрытые крышками. Со стороны «ряда В» блока крышки имеют предохранительные клапаны, которые открываются в аварийных случаях при повышении давления в картере дизеля.
Коренной подшипник состоит из верхнего и нижнего стальных вкладышей, залитых свинцовистой бронзой, на которую нанесено гальваническое покрытие. Верхний и нижний вкладыши невзаимозаменяемые.
Верхний вкладыш на рабочей поверхности имеет канавку и отверстия, через которые масло поступает из канала в стойке блока цилиндров в подшипник. Нижний вкладыш в районе стыка имеет карманы, которые служат для поступления смазки к трущимся поверхностям и для непрерывной подачи масла к шатунным подшипникам и поршню.
Прилегание вкладышей к постели всей поверхностью обеспечивается постановкой их с гарантированной величиной выступания поверхности стыков, которая определяется в специальном приспособлении на предприятии-изготовителе, указана в миллиметрах на боковой поверхности вкладышей. Положение верхнего и нижнего вкладышей фиксируется штифтом, запрессованным в подвеску.
Коленчатый вал
Коленчатый вал предназначен для преобразования (вместе с шатунами) поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала и передачи крутящего момента дизеля валу ротора генератора.
Коленчатый вал стальной с противовесами (рис.2.5), рабочая поверхность коренных и шатунных шеек азотирована, галтели коренных и шатунных шеек накатаны. Для уменьшения напряжений, возникающих вследствие крутильных колебаний в системе «коленчатый вал дизеля – ротор генератора», на переднем конце коленчатого вала установлен комбинированный антивибратор.
Для уменьшения внутренних моментов от сил инерции деталей движения, а также для повышения несущей способности коренных подшипников путем уравновешивания центробежных сил инерции вращающихся масс, на всех щеках коленчатого вала имеются противовесы, прикрепленные к валу шпильками, шайбами и гайками. Штифт-втулка предназначена для центровки противовеса на щеке.
У первой коренной шейки имеются упорные бурты, которые ограничивают осевое перемещение коленчатого вала. На фланец устанавливается комбинированный антивибратор. К фланцу отбора мощности болтами и штифтами крепится ведущий диск муфты. Для предотвращения течи масла по резьбе болтового крепления устанавливаются пробки на эпоксидной смоле.
Втулка через шлицевой вал передает вращение шестерням привода насосов. Втулка крепится к коленчатому валу болтами и штифтами, которые стопорятся пластинами (штифты находятся под пластинами). Между первой и нулевой коренными шейками коленчатый вал имеет фланец, к которому болтами прикреплено кольцо. К кольцу болтами прикреплена шестерня, передающая вращение шестерням привода распределительного вала.
Рис.2.5. Коленчатый вал
Масло из коренных подшипников по отверстиям в шейках коленчатого вала поступает на смазку шатунных подшипников.
Подвод масла для смазки нулевого коренного подшипника осуществляется следующим образом: масло от первого коренного подшипника по радиальным отверстиям первой коренной шейки поступает в полость, затем по радиальным отверстиям нулевой коренной шейки поступает к нулевому коренному подшипнику. Заглушка с прокладкой служит для уплотнения полости, крепится к валу при помощи болтов с шайбами. Болты попарно обвязаны проволокой. Масло для смазки шлицов шлицевой втулки подводится от девятого коренного подшипника по радиальным отверстиям через полость, а также по наклонному отверстию. Отбойник препятствует выходу масла из закрытия коленчатого вала.
Закрытие коленчатого вала
Закрытие коленчатого вала расположено на заднем торце дизеля и состоит из корпуса, кожуха, маслоулавливателя и отбойника. Две половины корпуса скрепляются между собой болтами, фиксируются относительно друг друга штифтами, крепятся к блоку, раме, приводу распределительного вала болтами и фиксируются относительно блока и рамы двумя штифтами (рис.2.6).
Рис.2.6. Корпус и закрытие коленчатого вала
Кожух и маслоулавливатель состоят из двух половин, закрепленных болтами. Для фиксации половин относительно друг друга устанавливаются штифты. На верхней половине кожуха установлена стрелка, показывающая положение кривошипов коленчатого вала по градуированному диску муфты.
Выходу масла из закрытия препятствует отбойник, установленный на фланце коленчатого вала. Масло, попавшее за отбойник, отсекается маслоотбойным буртом и сливается по каналу и отверстию во внутреннюю полость корпуса закрытия коленчатого вала.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 608.