Часть первая. Церковь Христова из иудеев. (главы 1–12)
«Шум... как бы от несущегося сильного ветра» .
Апостолы» Андрей, Петр, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков (Алфеев), Леввей (Фаддей), Симон Зилот, Иуда.
Здесь описывается теофания – явление Третьего Св. Троицы в шуме, как бы от ветра и как бы огненных языков. Следовательно, самого ветра не было, только шум, раздающийся сверху вниз, с неба к месту собрания Апостолов, – шум настолько сильный, что привлек всеобщее внимание (6 ст.).
«Наполнил весь дом» , т.е. сосредоточился в этом доме.
«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». «Как шум без ветра, так и языки без огня, лишь подобные огненным. «Как бы от.. ветра» и «как бы огненные» - чтобы ты не помыслил чего либо чувственного о Духе». (Феофил., ср. Златоуст).
Шум был при этом знаком удостоверения сошествия Св. Духа для слуха, языки – для зрения. Впечатление момента сошествия Св. Духа было очевидно таково, что из какого-то невидимого, но близкого источника, внезапно исполнившего дом шумом, вдруг начали выделяться как бы огненные языки, разделяясь между всеми присутствующими – так, что чувствовался при этом один и тот же общий невидимый источник всех их.
В тоже время внешние проявления преисполненности всех присутствующих благодатными дарами и самой атмосферы присутствия Невидимого Лица выразились и преизобилующем вдохновении, охватившем апостолов. «И исполнились все Духа святого и начали говорить на иных языках, как Дух им давал провещевать». Это была коллективная проповедь апостолов, обращенная ко всем подошедшим иудеям, привлеченным необычными звуками шума, причем и этом многолосии каждый из подошедших все понимал, так как она произносилась на его родном языке.
Восполнение количества апостолов было усугублено собранием народа Израиля на Пятидесятницу и подчеркивало эсхатологический значение всего происходящего на Пятидесятницу. Событие это знаменовало начало собирания народа Израиля на Сион во времена пришествия Мессии, о чем пророчествовал пророк Захария «и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде». (Зах.8:7-8). Кроме того, упоминание «прозелитов» (Деян. 2:11), т.е. обратившихся в иудейство язычников, явно указывает на универсальное измерение апостольской проповеди, которая должна была последовать за получением дара Святого Духа. И это тоже должно было совершиться во исполнение предвозвещений пророков Захарии (Зах. 8:18-23) и Исайи (Ис. главы 56 и 60).
Кроме того, такое проявление боговдохновленности, как говорения на иностранных языках «о великих делах Божиих», говорит о том, что Бог через апостолов обращается с Новым Заветом ко всем народам. И не только иудеям эллинистам или прозелитам, но и к язычникам, т.е., «до края земли».
В Пятидесятницу, "малое стадо" стало Церковью. Чрезвычайно важно, что Церковь родилась в Иерусалиме, хотя апостолы были галилеянами. Пророчества, данные Господом Израилю, были исполнены. Столь долго ожидаемый Мессия пришел, и мессианское Царство наступает в Иерусалиме. Слава Господня, обещанная Иерусалиму, опустилась на него, и в Церкви нашла свое завершение ветхозаветная история спасения. Основа для христиан - вера в божественное начало Церкви, вне которой вряд ли можно понять все дальнейшее ее развитие.
Смысл и значение всего происходящего раскрывается устами самого участника Новозаветной Пятидесятницы, «устами апостолов» - апостолом Петром. В проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр кротко (сначала он смиренно разъясняет насмешникам, что апостолы не могут быть пьяны, т.к., еще 9 утра – время до которого иудеи не вкушали ни пищи, ни пития). Далее, он засвидетельствовал, что видимое всему – это исполнение пророчества Иоиля: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!.. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14, 16–17. Иоил. 2: 28).
«И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма». На образном языке священных писателей эти явления обозначают вообще великие бедствия в мире и наступление суда Божия над ним. «День Господень», – т.е. день Мессии, или время Мессии; по новозаветному словоупотреблению день суда Мессии над миром, день страшного суда.
«И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Прилагая все это пророчество к событию дня Пятидесятницы, Апостол, очевидно, не представляет его исполнившимся вполне в этот день, а указывает только начало его исполнения, долженствующего продолжаться в течении ведомых одному Богу долгих времен, до последнего конца всего.
Затем он переходит к словам об Иисусе Христе, обличая народ и упоминая их вину в Его смерти, впрочем, и указывая на произошедшее, как попущение Божие, без которого этого бы не произошло. «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили ».
«Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите».
Первая проповедь Церкви заканчивается словами: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Несмотря на обличительный пафос речи, она и звучит кротко, т.к., в ней усматривается попущение Божие произошедшему «по определенному совету и предведению Божию преданного», и воспринимается народом смиренно, без возмущения и оправдания. Первая причина – это, все таки, несомненно переживание своей вины за смерть Иисуса Христа, а второе – действие Божией благодати, расположившей их к принятию и согласию. Сама ситуация, атмосфера, или статус, значимость ее, главное присутствие Третьего Лица Св. Троицы – Св. Духа делало ее уникальной, в чем то уподобляя ситуации в раю, где каждое слово и действие имело судьбоносные последствия. Так и здесь присутствие Св. дает еврейскому народу шанс на покаяние и на прощение этого страшного греха. Если бы это произошло, то их грех бы изгладился из памяти Божией. Но покаяние охватывает только слушателей в данный момент и несколькими днями позже, когда и происходило присоединение новых чад к общине. Ясно, что точное содержание проповедей апостолов дошло до вождей, учителей и духовенства. Да они и сами стали свидетелями проповеди апостолов в храме. Однако, вожди, элита и духовенство, этим шансом не воспользовались, но продолжили ожесточенно противиться Правде. Что и вылилось в неоднократном аресте апостолов, затем убиении первомученника Стефана, а затем и развязанном гонении на христиан. Шанс был отвергнут и утрачен навсегда. Или?
Хотя сама Церковь с самого начала очень глубоко ощущала свою солидарность с Израилем и преемственность действий Бога в прошлом с Его действиями в настоящем. «Мужи братия!» - обе стороны так обращаются друг к другу. Первоначальное воздействие христианства на еврейский народ, по всей видимости, было весьма значительным: на апостольскую проповедь откликнулись очень многие. По некоторым данным, за первое столетие существования христианства в него обратилось до трети всего еврейского народа.
Благодать касается сердец слушателей: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать?».
Петр же сказал им: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полýчите дар Святаго Духа».
«Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме».
Впервые упоминается слово «Церковь».
Проповедь ап. Петра и Иоанна в храме. Здесь снова апостолы обличают слушателей в предании Иисуса Христа (Того чьим именем совершилось чудо исцеления хромого) на казнь, убийстве, в отречении от Него. Но и здесь она исполнена кротости «знаю, что сделали это по неведению». «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам». Только Христос превзошел Моисея.
«Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших». К евреям, как «к первым», за которыми подразумевается следующие, т.е., другие народы. Т.о., здесь намек на универсальность проповеди.
5.000 крестятся, несмотря на арест апостолов.
Апостолов арестовывают, но не силой. Собирается Синедрион, чтобы найти основание для обвинения апостолов в богохульстве. На обвинения Синедриона апостолы отвечают: «да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав… нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».
Чтобы понять духовный смысл этой ситуации, надо учесть, что авторитет Синедриона был весьма велик и внушал опасения большинству иудеев. На этом фоне бесстрашие и высота речь апостолов удивляет. Для членов Синедриона поведение апостолов неожиданно и обескураживающее. Впрочем, надо учесть, что в апостолах говорил Сам Святой Дух – Третье Лицо Св. Троицы. Т.е., их слово было с силой, которой они не в силах были противиться. Они не в состоянии что либо возразить апостолам, тем более что перед ними факт чуда исцеления хромого, которое невозможно отвергнуть, или опровергнуть. Поэтому посовещавшись, они не находит ничего лучше, чем попробовать запретить апостолам проповедовать. Апостолы же, так сказать, демонстративно, перед лицом всего Синедриона отказываются подчиняться. И те не могут ничего им сделать, т.к., народ ликовал о чуде. Несомненно, что все произошедшее становится достоянием всего иерусалимского общества. Т.к., сказать пощечина Синедриону.
Т.е., можно заключить, что Синедрион терпит поражение в попытке применить свою власть к апостолам. Похоже, как и диавол терпит поражение у Креста, оказавшись не в силах употребить свою власть над душами людей и не в состоянии забрать душу Иисуса в ад, так и власть Синедриона сокрушается демонстративным неподчинением им апостолов. Осудившие Иисуса Христа на смерть, обнаружили полное бессилие против апостолов.
Апостолы Петр и Иоанн возвращаются и делятся с другими новостью о своей духовной победе над врагами их Учителя. Апостолы впервые встречаются лицом к лицу с врагами Христа и бросают им своего рода вызов своим неповиновением. Но это демонстративное неповиновение становится вызовом, брошенным в лицо Синедриону, что полагает начало духовной брани между ними. Апостолы на подъеме переживают это событие, как очень значимое для них. Особенно ап. Петр, в свое время из-за малодушия отрекшийся от Христа. Сам Господь Животворящий говорит в них, и это переживание разрешается вдохновенной молитвой Богу. В свою очередь в ответ на молитву Дух Святой обозначает Свое присутствие потрясением земли и еще большим вдохновением: «поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением».
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их»…
«Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного»…
Анания и Сапфира. В словах обличения ап. Петром Анании Дух Святой именуется Богом в смысле Лицо, Личность. «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Ты солгал не человекам, но Богу». Кажется несоразмерным гибель человека лишь за то, что он все на всего утаил часть его собственного имущества. Впрочем, и грех прародителей в раю также может показаться незначительным. Однако, дело в обоих случаях не в несоразмерности наказания проступку, а в несоразмерности поступка самой ситуации, в которой он совершается, что и влечет за собой такие страшные последствия. Анания и Сапфира лгут перед Лицом незримо, но явственно присутствующего Бога – Св. Духа. От этого возрастает ответственность за грех и размер наказания. Своего онтологический статус ситуации таков, что то, что могло пройти даже незамеченным среди людей, сурово карается Богом. К примеру, одно и тоже слово хульное , сказанное в душе, среди близких или, наоборот, незнакомых людей, представителю власти при исполнении обязанностей и публично главе государства, будет иметь совершенно разные последствия.
Трижды говорится в первых главах Деяний, что «великий страх» был на всех. Имеется в виду страх Божий, объявший всех от переживания реальности присутствия Божия, а соответственно, от судьбоносности каждого слова, даже движения души. «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль…». Судя по словам апостола, состояние супружеской пары было состоянием ожесточенного вражеского противления Богу. Видимо приняв решение присоединиться к общине, они продали имущество, но враг их искусил, и они пошли у него на поводу. А когда пришли к апостолам, то представляли собой людей уже одержимых, которым легче было умереть, чем покаяться во лжи и отдать все деньги, как они и задумывали сначала.
Это были дни духовного апофеза – торжества проповеди и веры. Проповеди, чудеса, приобщение тысяч и тысяч ко Христу. Враги бессильны что либо противопоставить проповеди о Воскресшем Христе. «Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Но чем больше этого было, тем ненавистнее они становились своим врагам. «Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти», и силой пленяют апостолов, но ангел освобождает их, повелев продолжать проповедь. Апостолы возвращаются в храм и продолжают проповедовать. Между тем утром Синедрион уже готов был выслушать апостолов, однако стража не находит их в темнице. Узнав о том, что ученики Христовы по-прежнему проповеподуют в храме, они посылают слуг, чтобы те привели их без принуждения, боясь реакции народа.
В ответ на обвинения первосвященника апостолы снова повторяют, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам», и снова апостолы произносят обличительные слова против них, призывая в свидетели Св. Духа. В ответ члены Синедриона «разрывались от гнева и умышляли умертвить их».
Умеряет их гнев речь духовного лидера одного из направлений фарисейства Гамалиил. Не дав членам Синедриона что-либо сказать, он произносит примирительную речь. В этом совете Гамалиила очевидно благоприятное отношение к христианству. Это видно и из дальнейшей угрозы Гамалиила членам Синедриона, что они могут оказаться «богопротивниками».
Остальные члены Синедриона слушают совета Гамалиила и, приказав бить плетьми апостолов, отпускают их. Так впервые апостолы принимают бесчестие за Христа: «радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие».
В первых главах Деяний неоднократно подчеркивается согласие и единодушие среди учеников Христовых: «единодушно вместе», «все же верующие были вместе и имели всё общее», «единодушно пребывали в храме», «единодушно возвысили голос к Богу», «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа». А с другой стороны описывается как любовь народа к ним, так и неспособность врагов каким либо образом воспрепятствовать проповеди апостолов: «находясь в любви у всего народа», «из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их».
Но в 6 главе говорится, что «произошел у Еллинистов ропот на Евреев». Апостолы уврачевывают эту ситуацию, попросив выбрать достойных , исполненных Духа Святого, чтобы поставить для «служения столам» и, возложив на них руки, посвящают на это служение. «…а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». «…Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца…». Из всех их только Николай не прославлен Церковью.
Апостолы с еще большим вдохновением предаются проповеди: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере». Стефан м.б., был родственником Савла, или эллинистом, т.к., цитирует писание по переводу 70 –ти.
Далее, преследование против апостолов воздвигают эллинисты, скорее всего фарисейского братства из 5 синагог, делая это по своей ли инициативе, или по наущению Синедриона. Вообще, несмотря на обращение значительной части иудеев ко Христу, большая часть общества не приняла Его. А это значит, в свете особого духовного статуса ситуации, т.е., присутствия Третьего Лица Святой Троицы, покорилась диаволу. Скорее всего, именно их подговорили члены Синедриона, ведь это - известный способ решения политических проблем – «глас народа». Т.е., вновь, как ранее против Христа, Его враги используют клевету – упрек апостолов в богохульстве. При этом все присутствующие при этом судилище своими глазами видели ангелоподобие Стефана, но не были в силах противиться диаволу, вложившему в их сердца злобу.
В ответ на обвинение в богохульстве и хуле на Моисея, Стефан в пространной речи обнаруживает отличное знание Писания и закона, а вместе с этим свое почитание Бога и пророка Моисея. Что должно было снять с него обвинение. Но Стефан продолжает свою речь уже в обличительном ключе, как это делали пророки: «вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили». «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога». Т.е., апостол Стефан сподобляется видеть славу Бога Отца и Самого Сына, стоящего, т.е., действующего, воюющего, одесную Его.
Тут происходит разрядка той ненависти, которой полыхали враги Христа. Заткнув свою уши, они с визгом бросаются на ап. Стефана… «Господи! не вмени им греха сего». Далее происходит ужасное – побоище христиан. По церковному преданию в погроме христиан было убито 2000 человек. Все, кроме 12 апостолов, рассеялись, т.е., убежали из Иерусалима. Впрочем, и там, где они были, продолжали проповедовать.
«А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу». Действия Савла показывают, что он был орудием Синедриона в преследовании христиан и, очевидно, имел от него соответствующие полномочия, иначе он едва ли отважился бы вторгаться даже в дома обывателей, и темницы едва ли могли быть в его распоряжении.
«Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово». Например, диакон Филипп в Самарии Кесарийской, где крестил, но не низводил даров Св. Духа. Что делают прибывшие туда апостолы Петр и Иоанн, возложив на крещенных руки, через что они принимают Св. Духа.
Случай с Симоном волхвом, «исполненного горькой желчи и в узах неправды». Отказ апостолов низвести на него Св.Духа.
Повеление ангелом диакону Филиппу. Крещение и сошествие Св. Духа на евнуха (без возложения на него рук), бывшего вероятно, прозелитом врат. Чудесное исчезновение диакона Филиппа. (По преданию имя евнуха Индих, который вернувшись на родину обратил многих и крестил царицу),
(прим. 36. г). Савл, который дышал «угрозами и убийством на учеников Господа» выпросил у первосвященника Каиафы «письма в Дамаск к синагогам» о содействии ему в пленении христиан и доставке их в Иерусалим.
В сиянии света небесного телесным очам Савла явился Сам Господь Иисус в Богочеловеческой прославленной плоти, о чем сам апостол писал позже. Господь называет Себя, вопрошает Савла о причине ненависти к Нему и говорит о неспособности Савла противодействовать Ему. В Дамаске Савл строго постится три дня. Христос говорит о нем Анании: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми».
Анания, получив повеление Божие отправляется к Савлу, возлагает на него руки, на него сходит Св. Дух, исцеляет его, а затем Савл он крестится.
Савл подобно прорицателю Валааму, который вместо проклятий изрек благословение иудеям, вместо гонений на христиан стал прославлять Иисуса Христа. Это вызывает ненависть эллинистов. От убийства его эллинистами спасают ученик и Христовы, спустив его ночью в корзине со стены города и отправив его в Кесарию.
«Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались».
Исцеление ап. Петром Энея и воскрешение Тавифы. Причем ап. Петра позвали к уже умершей Тавифе, что говорит о вере учеников в возможность этого чуда.
Обращение ап. Петром Корнилия сотника – язычника. Сначала Корнилию повеление позвать ап. Петра, а затем голос Св. Духа к апостолу, видение животных и троекратное обращение: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Вслед за этим приход слуг и переход всех их к сотнику, бывшему язычником, но при этом почитавшим Бога, т.е., иудеем без принятия каких либо обрядов. Апостол произносит проповедь перед сотником и его окружением: «Мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым». «…но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» - имеется в виду именно истинного Бога, а не вообще каких – то Богов. И уже во время проповеди происходит сошествие св. Духа на слушателей. Пришедшие же с апостолом изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
Это - единственный пример во всей апостольской истории, что Дух Святой сошел на присоединяющихся к христианскому обществу еще до крещения их, крещения в смысле иудейском, т.к., евнух, как прозелит врат, был крещен иудеями. Т.о., Бог открывает, что для принятия Св. Духа нет необходимости быть иудеем и исполнять моисеевы обряды. В отношении случаев, когда Св. Дух сходил до крещения христианского надо понимать, что Он сходил сходит на них, когда они готовы принять Крещение. «…слышали их говорящих языками и величающих Бога».
Но ап. Петру по возвращении его в Иерусалим пришлось услышать упреки со стороны иудеев в том, что он был в доме необразанного сотника и вкушал у него пищу. На что последовал подробный рассказ апостола о бывшем в Кесарии. «…Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь!.
После кесарийских событий (обращение Корнилия) совершено теряло силу строгое разграничение иудеев и язычников в правах на вступление в Церковь Христову, и с этого времени начинается усиленное распространение Евангелия среди язычников. Особенную ревность в этом проявили верующие из иудеев-эллинистов.
Именование учеников Христовых христианами в Антиохии.
Упоминание о пророческом служении (Агав). Оказание мат. помощи общинам.
Упоминание о пресвитерах, что свидетельствует о существовании церковной иерархии.
Гонение властей (ранее - Синедрионом и народом) на апостолов. По приказу Ирода Антиппы 1, внука Ирода Великого и племянника Ирода Антипы, убийцы Иоанна Предтечи, казнят брата Иоанна Богослова – Иакова Заведеева. О чем пророчествовал последнему Сам Иисус Христос. Как и его дядя, делая это из угождения иудеям (т.к., он был идумей).
Пленение Иродом ап. Петра с той же целью, и его чудесное избавление: сон стражей, падение цепей, прохождение постов, открытие врат города. Согласно древнему преданию (Иероним и Евсевий пишут, что ап. Петр был в Риме в первые годы царствования Клавдия) ап. Петр мог уйти из Иерусалима в Рим. (44 г.). И до апостольского собора о нем нет упоминания. 29 января в Церкви совершается поклонение честным веригам Петра.
Смерть Ирода.
Пророки и учители. Апостол Павел (вместе в Варнавой (Иустом)) рукополагается на апостольское служение на Кипр.
Часть вторая.
Церковь Христова среди язычников. (главы 13–28).
Первое апостольское путешествие ап. Павла. (приб. 45-49 гг.).
Начали с Саламина – (совр. Фамагуста на востоке, на турецкой части) и дошли до Пафа (Пафоса) на юго-востоке. Беседа с проконсулом Сергием. Ослепление волхва Бариисуса. Обращение проконсула Сергия.
Отплыли в Пергию в Памфилии (совр. Турция, Анталия). Оттуда прошли на запад в Антиохию Писидийскую. Там в синагоге ап. Павел произносит проповедь по просьбе начальника синагоги, а через неделю еще одну проповедь уже всему городу. Возмущение иудеев проповедью из зависти к апостолам. «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам». Обращение язычников по всей стране (Антиохии).
Препятствия иудеев апостолам через клевету на них перед язычниками.
Переход в Иконию (восточнее, не доходя 500 км от Измира).
Успешная проповедь среди иудеев, Возбуждение иудеями язычников против апостолов. Разделение города. Изгнание апостолов иудеями и язычниками.
Переход в Ликаонские города неподалеку - Листру (совр. Клистра) и Дервию.
Исцеление рожденного инвалидом хромого. Восприятие апостолов Павла и Варнавы, как языческих богов Зевса и Ермия.
Препятствие языческому жертвоприношению. «Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем , разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили».
Клевета и обращение язычников на них иудеев, избиение ап. Павла камнями.
Продолжение проповеди среди язычников в Дервии, возвращение обратным путем через Листру, Иконию и Антиохию, «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
Основание церквей с пресвитерами. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
По возвращении апостолов Павла и Варнавы в Антиохию, где они рассказали о своем путешествии, туда прибывают христиане из иудеев из Иерусалима, придерживающиеся убеждения о необходимости соблюдения предписаний Моисеева закона. И между ними и апостолами «произошло разногласие и немалое состязание».
Было решено вынести этот вопрос на обсуждение церковью в Иерусалиме. По дороге туда апостолы в великой радости христиан рассказывали об обращении язычников.
Собор апостолов в Иерусалиме. (В послании к Галатам (Гал.2:1–21) святой Апостол Павел вспоминает, как он через 14 лет по своем обращении или после первого посещения Иерусалима, ходил на этот собор и отстаивал там ненужность обрядового уложения закона Моисеева для христиан. Отсюда делается расчет, что этот первый Апостольский Собор происходил в 51 году по Рождестве Христовом).
В Иерусалиме на первом собрании Собора (верующих мирян, апостолов и пресвитеров) церкви против апостолов восстали «из фарисейской ереси уверовавшие», настаивавшие уже не только на обрезании, но и вообще соблюдения Моисеева закона. Затем состоялось второе собрание Собора, теперь уже только апостолов и пресвитеров.
Снова появляется в тексте ап. Петр. После продолжительной дискуссии, т.ск., прений «по долгом рассуждении», он сказал: «Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам, и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? …Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они». Его выступление прекратило всякие прения на эту тему.
Далее выступили ап. Павел и Варнава с рассказом о своем апостольском путешествии.
«Заповеди Ноя».
Затем взял слово предстоятель Иерусалимской Церкви ап. Иаков брат Господень. «Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое… Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».
Соответствующее постановление было вручено Иуде и Силе, чтобы они вместе с Павлом и Варнавой привезли его в Антиохию. Там оно было к радости христиан из язычников оглашено, чем был восстановлен мир среди христиан. Иуда и Сила своим пророческим даром преподали наставление братии.
Огорчение между ап. Павлом и Варнавой из-за Иоанна Марка. Варнава и иоанн Марк отправляются на Кипр, а Павел и Сила – в Сирию и Киликию, умиротворять церкви в противовес иудействующим.
Как говорит предание, ап. Варнава с Кипра предпринимал путешествия в разные языческие страны: на о. Крит, в Италию, где первый был в Риме и основал церковь в Медиолане. По возвращении на родину на о. Кипр, он был побит камнями иудеями. Память его празднуется 11 июня (24 июня н. ст.).
Второе миссионерское путешествие Апостола Павла. (Деян. 15:36–41).
В нем он дошел до Европы и Рима.
Ап. Павел возвращается к церквям, основанным им вместе с Варнавой. И в Листре и там, берет с собой в путешествие обращенного им ранее Тимофея, сына язычника и иудеянки. Для этого он, с согласия самого Тимофея, совершает обряд обрезания для того, чтобы у них была возможность проповедовать среди иудеев, которые бы не стали слушать необрезанного. С другой стороны, будучи знаком с культурой и обычаями язычников, он мог и к ним найти подход. В сопровождении Силы и Тимофея, Апостол Павел прошел по всем городам Писидии, Ликаонии и Памфилии, где уже было насаждено им христианство в первое его путешествие, передавая постановление апостольского собора. Церкви там укреплялись и численно росли, как свидетельствует Дееписатель ап. Лука. Позже апостол продолжал духовно окормлять эти церкви, что выразилось и в том, что он написал им два послания «К Галатам» и «К Колоссянам».
Однако, Богу было угодно, чтобы и другие народы на другом континенте – в Европе - услышали Слово Божие и обратились к Нему. По этой причине апостолы, когда апостолы намеревались продолжить проповедовать в Малой Азии, то «они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду», порт, или Александрия Троянскую (совр. Эски Стамбул).
Там в видении Апостолу Павлу предстал «некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам». С этого места в Деяниях ап. Лука начинает писать «мы», что дает возможность предположить, что он присоединяется в ап. Павлу, и уже до конца книги Деяний не оставляет его. «После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию». Первым европейским городом, в который прибыл апостол со спутниками стал Неаполь (греч. Кавалла). Оттуда они пройдя 14 верст прибыли в Филиппы (Македония).
Проповедь среди иудеев, начатая по преимуществу среди женщин, здесь была успешна (Лидия из Фиатир). Здесь образовалась целая христианская община, которой писал потом святой Павел свое послание «К Филиппийцам».
Здесь происходит событие, послужившее причиной гонений на проповедников. Очень популярная в городе и кормившая своих хозяев, одержимая рабыня – прорицательница стала преследовать их «кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Казалось бы – хорошее содействие проповеди и возможность через ее пророчества обратиться к язычникам, тем более. Что ради этого они и пришли сюда. Однако, ап. Павел рассудил по - другому. Он «вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час». Разумеется, апостол сделал это, предвидя коварство врага рода человеческого, который лестью хотел, так или иначе, помешать проповеди. Тогда враг возбуждает против апостолов хозяев этой прорицательницы, потерявших статью доходов. Хозяева возбудили народный гнев против апостолов Павла и Силу, и воеводы города, услышав обвинения в проповеди иудейских обычаев, раздели их и приказав их бить палками, заточили в тюрьму, где подобно опасным преступникам они были закованы в колоды. Однако, ночью по молитве апостолов произошло как бы землетрясение, открылись двери и спали колоды. Живший на верхних этажах здания тюрьмы страж, увидев открытые двери, подумал было, что узники сбежали, и хотел покончить жизнь самоубийством. (Чтобы избежать казни, т.к., воинский устав повелевал в таких случаях наказывать стражей смертной казнью). Остановленный ап. Павлом, он вопрошает о путях спасения, омывает раны апостолам и перевязывает их и принимает вместе со всем домом крещение. Воеводы, одумавшись, может быть потому, что узнали о произошедшем, предлагают апостолам свободно уйти из города. Однако, ап. Павел, объявляет, что он является гражданином Рима, и требует публичных извинений за несправедливое наказание. Что делает не из-за уязвленного самолюбия, а для того, чтобы им не вменяли потом, чтобы не пустили слух (а это практиковали иудеи), будучи осуждены, они бежали из заключения. Воеводы предпочитают скорее извиниться и проводить апостолов.
Через 4 дня апостолы прибыли в Фессалонику (Солоники), где была иудейская синагога. Здесь апостолы успешно проповедуют три субботы, обратив «великое множество, так и из знатных женщин немало» из иудеев и прозелитов. Однако, и здесь они встречают ожесточение упорствовавших в иудаизме, что выливается в клевете через обвинение «по политической статье» на них перед городскими властями. Во избежание осложнений, братия отправляют апостолов в Верию. Где они идут в синагогу и находят усердных слушателей: «многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало». Однако, и здесь апостолов выслеживают злобствующие иудеи, и придя в город, начинают возбуждать против них народ. Ученики отправляют апостола Павла морем в Афины, куда он призывает и ап. Силу и Тимофея.
Проповедь в Ареопаге.
Дожидаясь Силу и Тимофея в Афинах, апостол Павел возмутился обилием языческих божеств. Видимо и об этом он говорил в проповедях и в синагоге и на улицах города, где и привлек внимание философствующих греков. Они то и привели ап. Павла в Ареопаг, требуя разъяснения, как им казалось нового философского учения. Ареопаг – место, близ Акрополя, где происходили заседания Верховного Совета греческой республики для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Т.е., апостолу была предоставлена самая высокая трибуна в колыбели европейской цивилизации – греческих Афинах. Там апостол произносит речь, являющуюся образцом его мудрости и вообще миссионерской проповеди. В ней апостол показывает всем нам, что в деле миссии везде можно найти нечто общее, хотя и не совпадающее по содержанию, с которого можно быть начато общение. И в начавшемся общении уже становится возможным раскрытие самого содержания. Поэтому везде их нужно искать, не позволяя себе эмоционального отторжения и ложно-благочестивого раздражения.
Апостол обращается к набожности афинян, хотя и с поправкой «как бы особенно», т.е., факт набожности очевиден, но он отличен от подлинного благочестия. «Ваши святыни» - эти слова апостола также указывают на различие в объектах религиозного почитания. «Жертвенник неведомому Богу» - по свидетельству Диогена Лаэрция, автора книги «О Жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», афиняне, пораженные моровой язвой, не зная, какому божеству приписать это бедствие, вывели за город двух овец: белую и черную, и в тех местах, где овцы ложились на землю, воздвигали жертвенники соответствующим божествам с означенной надписью. Апостол Павел проповедал афинянам Бога – Творца мира и всего, что в нем, Владыку неба и земли, животворный Источника всего живого. Который сотворил из «одной крови», одного человека и весь мир и до времени расселил все народы по лицу земли, но дал им объединяющее их начало – искание Бога, как источника жизни, «не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». Апостол называет всех людей «род Божий» и возвещает, как пророк, волю Божию «людям всем повсюду покаяться» в преддверии Судного Дня, в который Иисус Христос, пострадавший за грехи человеческие и воскресший, будет судить всех людей.
До тех пока апостол богословствовал, афиняне его терпеливо слушали, но как только он произнес слова о покаянии во избежание осуждения в Судный День, одни подняли его на смех, другие прервали его речь, обещанием выслушать в следующий раз. Впрочем, «некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина [по преданию его жена], именем Дамарь, и другие с ними».
Другой реакции на призыв к покаянию людей, обожествлявших сотворением идолов человеческие страсти, трудно было бы ожидать. Но в контексте той благодатной полноты, в которой проходили миссионерские труды апостолов, в свете того, что устами апостола Сам Св. Дух говорил афинянам, можно истолковать ситуацию в Ареопаге, аналогично такой же по отношению к иудеям. Своим отказом слушать Слово Божие, Благую Весть иудеи, как носители традиции, и язычники, как носители античной культуры, совершили хулу на Святого Духа, непростительный грех, что лишило их возможности покаяния и примирения с Богом. Со стороны, как иудеев, так и язычников это вылилось в ожесточенное противление и преследование христиан. Но, как видим, Бог, как бы не замечая их враждебности, дает им шанс к обращению через слушание Слова Божия.
Г.
Совершив максимум возможного в Афинах, апостол переходит в Коринф, где поселяется в доме Акилы и Прискиллы, иудеев, изгнанных из Рима Клавдием за споры между собой об Иисусе Христе. Здесь он пролает проповедовать в синагоге, а по прибытии Силы и Тимофея, делает это уже «принуждаем духом», т.е., уже придя в изнеможение от сопротивления иудеев. И лишь когда те перешли к злословию («противились и злословили») снимает себя ответственность за их будущее, отрясая одежды и говоря «кровь ваша на главах ваших». Впрочем, это касалось не всех. Например, начальник синагоги Крисп вместе со всем домом уверовал, как другие многие из Коринфян. М.б., ап. Павел и имел желание продолжить свое миссионерское путешествие, но Господь, явившись ему в видении ночью повелел остаться и продолжать. Так апостол остался в Коринфе еще на полгода.
53-54 гг.
Однако, злобствующие иудеи не хотели оставлять в покое апостола и, схватив его, привели к проконсулу Ахайи (Греции) Галлиону \(брату Сенеки) с обвинениям, что он учит чтить Бога не по закону. Но был посрамлены отказом Галлиона. И, более того, сменивший Криспа начальник синагоги, видимо возглавивший иудеев против апостола, был бит язычниками прямо перед зданием суда при полном равнодушии проконсула.
Видимо в время этого сложного и опасного миссионерского путешествия ап. Павел дал обет постричь волосы после его завершения. Что и делает в восточной гавани Коринфа перед своим отплытием вместе с Акилой и Прискиллой в Сирию. Ненадолго остановившись в Эфесе, апостол, сославшись на необходимость быть на празднике в Иерусалиме, отбывает туда ненадолго. Поприветствовав Церковь, он уезжает в Антиохию Сирийскую, чтобы начать оттуда свое третье миссионерское путешествие.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 231.