Кафедра СА и ОРМ
ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО
КУРС _________________ ГРУППА_____________________________________________________________________
СРОКИ ПРАКТИКИ _______________________________________________________________
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКОЙ КГУ _____________________________________________________
ОРГАНИЗАЦИЯ, УЧРЕЖДЕНИЕ ________________________________________________________
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКОЙ ОТ УЧРЕЖДЕНИЯ ______________________________________
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКОЙ ОТ УЧРЕЖДЕНИЯ (краткая характеристика прохождения практики студентом и оценка)
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКОЙ ОТ КАФЕДРЫ
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
ДАТА «_____» _________________ 201 __ Г
ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА ЗА ПРАКТИКУ _________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Визитная карточка учреждения
1.Полное название учреждения или объединения.
2.Ведомственная принадлежность (вышестоящая организация).
3.Дата создания, регистрации.
4.Адрес (индекс, телефон).
5.Цель создания.
6.Сфера деятельности.
7.Виды услуг, предоставляемые молодежи.
8.Режим работы.
9.Формы работы.
10.Источники финансирования.
11.Наличие платных услуг и порядок их представления.
12.Контингент обслуживаемых.
13.Связь с другими учреждениями социально-педагогической инфраструктуры микрорайона, района, села, поселка, города.
14.Рекомендации по развитию социально-педагогической деятельности с молодежью в данном учреждении.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Программное заявление студента-практиканта «Чему я хочу научиться»
1. Общие сведения о себе: Ф.И.О., адрес, телефон, семейная ситуация.
2. Профессиональный опыт.
Я имею опыт и навыки работы со следующей группой детей, подростков и молодежи:
- социальными сиротами;
- девиантными подростками;
- одаренными детьми;
- инвалидами;
- подростками и юношеством в массовой школе;
- школьным юношеством;
- студенческой и учащейся молодежью;
- рабочей молодежью;
- военнослужащими срочной службы;
- другие категории (укажите):
Этот опыт я приобрел /приобрела:
- в период прохождения практики;
- в процессе собственной жизни;
- работая как волонтер в...;
- работая на платной основе в...;
- другое (укажите).
3. Мои профессиональные потребности.
Мне нравится взаимодействовать с:
- младшими /средними /старшими подростками;
- учениками старших классов;
- студенческой и учащейся молодежью;
- рабочей молодежью
- разновозрастными детьми и подростками;
- другое (укажите).
4. На предстоящей практике я хотел /хотела бы работать:
- в школе;
- в органах правопорядка с девиантными детьми и подростками;
- в детском доме или интернате для детей, лишенных родительского попечения;
- в диагностико-реабилитационных службах и центрах социальной помощи детям, подросткам, молодежи, семьям;
- в учебно-воспитательных учреждениях для одаренных детей;
- в учреждениях, исполняющих наказание;
- в территориальных центрах социального обслуживания молодежи;
- учреждениях здравоохранения, хосписах;
- в реабилитационных центрах для подростков и молодежи, попавших в сложную жизненную ситуацию;
- в центрах реабилитации инвалидов;
- в домах детского и молодежного творчества;
- в клубах по месту жительства;
- в государственных органах по делам молодежи;
- другое (укажите).
5. Я хорошо знаю особенности работы с:
- одаренными детьми;
- социальными сиротами;
- девиантными подростками;
- детьми-инвалидами;
- школьниками массовых школ;
- гимназистами, лицеистами;
- студенческой молодежью;
- рабочей молодежью;
- военнослужащими
- другое (укажите)
6. Я хотел /хотела бы познакомиться на предстоящей практике с работой социального педагога (психолога) в:
- детском саду;
- школе;
- детском доме;
- интернате для детей, лишенных родительской опеки;
- интернате для одаренных детей;
- детском приемнике-распределителе МВД РФ, учреждениях, исполняющих наказание;
- реабилитационном центре для детей и подростков;
- реабилитационном центре для детей-инвалидов, для взрослых - инвалидов;
- территориальных центрах социального обслуживания молодежи;
- учреждениях здравоохранения, хосписах;
- реабилитационных центрах для подростков и молодежи, попавших в сложную жизненную ситуацию;
- в центрах реабилитации инвалидов;
- в домах детского и молодежного творчества;
- в клубах по месту жительства;
- в государственных органах по делам молодежи;
- другое (укажите).
7. Я хотел /хотела бы проходить практику:
- самостоятельно по индивидуальной программе по месту работы;
- самостоятельно по месту жительства по причине;
- под руководством преподавателя факультета с группой студентов;
- другое (укажите).
8. При выборе базы практики я, как правило, руководствуюсь следующими критериями:
- место расположения базы практики (ее близость к дому, возможность легко добраться на транспорте и пр.);
- профессиональным и учебным интересом;
- научный руководитель;
- другое (укажите).
9. Профессиональное развитие.
Мой способ обучения на практике можно определить как:
- метод «проб и ошибок»;
- метод моделирования;
- планирование действий;
- концептуализация (действие - анализ - выработка концепции);
- комбинация всех выше названных способов.
10.Считаю, что в процессе прохождения практики следует акцентировать внимание на развитие у себя таких компетенций как (перечислить) ….
11.Считаю, что в своей профессиональной деятельности в период практики мне поможет наличие у меня таких компетенций как (перечислить) …
12.По результатам своей деятельности в период прохождения практики я выяснил (а), что в дальнейшем мне необходимо формировать у себя такие компетенции, как (перечислить)…
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Психологическое задание к практике
Цель : отработка навыков использования психолого-педагогических методов работы педагога-психолога; изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности ребёнка и социальной микросреды, условий жизни. Постановка психолого-педагогического диагноза.
В процессе изучения (диагностики, исследования) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении ребёнка, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет.
Методы : наблюдение, метод социальной биографии семьи, тестовые методики, опрос, анкетирование, проективные методики.
План составления психолого–педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста
1. Общие сведения о ребенке (дата рождения, имя, были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам)
2.Характеристика семьи (состав семьи, кто занимается воспитанием ребенка, уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка)
3.Соматическое здоровье (болеет редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит)
4. Знания, умения и навыки по программному материалу:
4.1. Характеристика учебных умений, связанных с обучением математике:
Количество и счёт: (не) дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет количественным (порядковым) счётом в пределах, (не) знает цифры от 1 до, (не) соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не) сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счёта (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счёт, (не) знает элементы знаковой символики (<, >, +, -, =, (не) владеет составом числа, (не) решает примеры в пределах, (не) решает задачи на наглядном материале.
Восприятие цвета (представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету) :
Восприятие формы: (не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные, соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме)
Восприятие величины: (представление о величине отсутствует, дифференцирует предметы, контрастные по величине, раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке, использует в речи слова, характеризующие величины)
Временные представления: (временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года)
Пространственные представления: (пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади, использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве).
4.2. Характеристика речи ребенка:
Словарь: (указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме, в пределах обихода, резко ограничен; в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура нарушена, (не) нарушает структуру многосложных слов)
Грамматический строй речи: (сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения, словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы. Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными)
Звуковая сторона речи (охарактеризовать особенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения, фонологические дефекты (замены, смешения) особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен)
Связная речь: (соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные, умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации
4.3. Характеристика учебных умений, связанных с обучением грамоте:
(отразить умение делить предложение на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слова, называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове, знание букв, умение читать слоги, отдельные слова)
5. Особенности моторной сферы:
Общая моторика: (норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок)
Ручная моторика: (норма (сохранность функции, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен, темп (норма, быстрый, медленный, переключаемость (точная, неточная, координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная).
Ведущая рука: (левша, амбидекстер, правша).
6. Характеристика деятельности:
6.1 Навыки самообслуживания: (описывается развитие культурно – гигиенических навыков и умений: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель и т. д.)
6.2 Игровая деятельность: (любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; какие роли реально выполняет в игре; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; роль в коллективной игре; поведение в конфликтной ситуации; отражает ли свой опыт в игр; (не) умеет поддерживать игру, нарушение игровой деятельности и их предполагаемые причины)
6.3 Конструктивная и графическая деятельность: (описываются особенности конструктивной и графической деятельности: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др., лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, волнистых линий, изображение фигур по наглядному образцу и т. д.).
6.4 Отношение к занятиям: (не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую) ; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход)
7. Личностные особенности: (адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т. д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание)
8. Особенности эмоционально-волевой сферы: (преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность, тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное, успокаивается сам (а, по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость.)
9. Динамика коррекционно-образовательной помощи: (указать, какое продвижение показал ребенок: значительное или незначительное или отсутствие его; указать продвижение со стороны отдельных сторон личности: в овладении учебными умениями и навыками, в поведении и т. д.)
Методические рекомендации к написанию психолого–педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста
Методические рекомендации к написанию психолого–педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста
1.Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.
2.Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.
3.При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.
4.Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения воспитателем и других методов детской психологии – бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т. д., эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода, тестов и т. д.
5.Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.
6.Характеристика дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.
7.Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.
8.При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).
9.Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции или в дальнейшем совершенствовании.
10.В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.
Примерный алгоритм написания характеристикина ребёнка школьного возраста
Раздел 1
1. Анкетные данные:
а) фамилия, имя,
б) школа, класс,
в) специализация школы.
2. Сведения о состоянии здоровья:
а) часто ли болеет (часто, средне, редко),
б) особенности функционирования нервной системы:
• Быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки;
• Быстро переходит от радости к грусти, без видимой причины; адекватная схема настроений; стабилен в проявлении настроения;
• Преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.
3. Успеваемость: (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
4. Внешкольные занятия: (систематические)
а) занятия общественно-полезным трудом (каким),
б) занятия художественной самодеятельностью,
в) занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких),
г) занятия спортом (каким),
д) занятия организационной работой (какой).
Раздел 2 Проявление личностных качеств в поведении ребёнка
1.Направленность интересов:
• на учебную деятельность,
• на трудовую деятельность,
• на художественно-эстетическую деятельность,
• на достижения в спорте, туризме,
• на отношения между людьми.
2. Отношение к делу:
а) общественная активность:
• активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем;
• принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего свободного времени;
• не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет;
• редко принимает участие в общественных делах;
• отказывается участвовать в общественных делах.
б) трудолюбие:
• любую работу всегда выполняет охотно; ищет работу сам и старается делать её хорошо;
• как правило, охотно берётся за работу, старается выполнить её хорошо, случаи противоположного характера редки;
• редко охотно берётся за работу;
• чаще всего старается отклониться от любой работы;
• всегда отклоняется от любой работы.
в) ответственность:
• всегда хорошо и в назначенный срок выполняет порученное ему дело;
• в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученное ему дело;
• часто не выполняет в срок или выполняет плохо порученное ему дело;
• очень редко выполняет порученное ему дело;
• никогда не доводит до конца порученное ему дело.
г) инициативность:
• довольно часто выступает зачинателем нового дела;
• выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания;
• редко сам начинает новое дело;
• почти никогда сам не начинает новое дело;
• никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
д) организованность:
• всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану;
• в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;
• умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться;
• чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.
е) любознательность:
• постоянно активно узнаёт что-то новое в разных областях науки и культуры;
• в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры;
• редко стремится узнать что-то новое, как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний;
• как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний;
• равнодушен ко всякого рода знаниям.
ж) аккуратность:
• всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, всегда опрятен, подтянут и за партой, и у доски, бережёт общественное имущество, всегда старается привести его в порядок;
• содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные вещи (вещи, конспекты), помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.д.) скорее по обязанностям;
• не проявляет большого интереса к поддержанию порядка вокруг себя, иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым, равнодушен к тем, кто портит общественное имущество;
• часто не заботится о своём внешнем виде, состоянии своих книг, вещей, не бережёт общественное имущество, даже портит его;
• совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в порядке, всегда неопрятен, неряшлив; при случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
3. Отношение к людям:
а) коллективизм:
• всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается оказать помощь и поддержку;
• склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам;
• нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает лично;
• как правило, равнодушен к заботам других, по собственной инициативе не помогает им;
• считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».
б) честность и правдивость:
• всегда правдив по отношению к своим родителям, учителем, товарищам; говорит правду и тогда, когда ему невыгодно;
• почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам;
• часто говорит неправду ради собственной выгоды;
• почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно;
• склонен всегда говорить неправду.
в) справедливость:
• активно борется с тем, что считает несправедливым;
• не всегда борется с тем, что считает несправедливым;
• редко выступает против того, что считает несправедливым;
• не добивается справедливости;
• совершенно равнодушен к проявлению справедливости.
г) бескорыстие:
• в своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела для других людей, а не собственной выгоды;
• почти всегда руководствуется соображениями пользы дела, а не собственной выгоды;
• редко руководствуется соображениями пользы дела, а не собственной выгоды;
• в своих поступках руководствуется соображениями собственной выгоды;
• в поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
д) общительность:
• всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими;
• как правило, с удовольствием общается с людьми;
• стремиться общаться с ограниченным кругом людей;
• предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха;
• замкнут, не общителен.
е) чувство товарищества:
• всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжёлые минуты жизни;
• как правило, помогает товарищам, когда его просят;
• очень редко помогает товарищам, если его попросят, может отказать в помощи;
• никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
ж) отзывчивость:
• всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами;
• искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами;
• поглощен собственными думами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей;
• почти не умеет сочувствовать другим;
• совершенно не умеет сочувствовать другим.
з) вежливость, тактичность:
• все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям;
• почти всегда проявляет должное уважение к другим людям;
• часто бывает не вежлив и не тактичен;
• часто недопустимо груб, резок, нередко затевает ссоры;
• всегда резок, невыдержан, как в общении со сверстниками, так и и со старшими, в ссоре оскорбляет других, грубит.
4. Отношение к себе:
а) скромность:
• никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг;
• иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах;
• сам рассказывает товарищам о своих действительных достижениях;
• часто хвалится ещё не сделанным, или тем, в чём он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения;
• хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами;
б) уверенность в себе:
• никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать;
• все задания, поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае действительной необходимости;
• порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам;
• часто при выполнении задания, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться;
• постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других;
в) самокритичность:
• всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении собственных недостатков;
• в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам;
• порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать;
• к критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправлять недостатки;
• отвергает любую критику, отказывается признавать свои очередные промахи, ничего не делая для их исправления;
г) умение рассчитать силы:
• всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задания и дела «по плечу» – не слишком лёгкие и не слишком трудные;
• как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания;
• иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудность полученного задания;
• в большинстве случаев, не умеет соизмерять свои силы и трудные дела;
• почти никогда не умеет соизмерять свои силы и трудные дела;
д) стремление к успеху, первенству:
• всегда и во всём стремится быть первым (в учёбе, спорте и т.п.);
• стремление быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-то одной области;
• стремится в чём-то одном, особо интересующем, добиться признания, успеха;
• очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, довольствуется положением «середняка»;
• никогда не стремится в чём-то быть первым, получает «удовлетворение» от самой деятельности;
е) самоконтроль:
• всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки;
• не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки;
• большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение»;
• почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя;
• постоянно поступает необдуманно, в расчёте на «везение».
5. Волевые качества личности:
а) смелость:
• всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого;
• в большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого;
• не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого;
• в большинстве случаев отступает пред силой;
• всегда отступает перед силой, трусит;
б) решительность:
• всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение;
• в большинстве случаев, без колебаний принимает ответственное решение;
• иногда колеблется перед ответственным решением;
• редко решается принять какое-либо ответственное решение;
• не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение;
в) настойчивость:
• всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями;
• как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности, противоположные случаи редки;
• доводит до конца задуманное лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий;
• очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями;
• столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное;
г) самообладание:
• всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления;
• как правило, умеет справиться со своими эмоциями;
• порой не умеет справиться со своими эмоциями;
• часто не может подавить нежелательные эмоции;
• плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
6. Положение ребёнка в детском коллективе
а) авторитет в классе:
• пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников, его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела;
• пользуется авторитетом среди большинства одноклассников;
• пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой-либо группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.);
• пользуется авторитетом у отдельных учащихся;
• в классе авторитетом не пользуется;
б) симпатии:
• является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки;
• в классе ребята к нему относятся с симпатией;
• пользуется симпатией только у части одноклассников;
• пользуется симпатией у отдельных ребят;
• в классе его не любят;
в) авторитет во внешкольных объединениях:
• является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортшкола, клуб, дворовая компания);
• пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения;
• пользуется только симпатией у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения;
• является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом не пользуется там;
• не является членом внешкольного объединения.
Раздел 3. Особенности процессов и эмоций
1. Внимание:
• всегда легко и быстро сосредотачивает своё внимание на объяснении учителя; никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности в работе не делает;
• достаточно внимательно слушает объяснения учителя; отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности;
• не всегда внимательно слушает объяснения учителя4 периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке;
• слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно; часто отвлекается; постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их;
• как правило, медленно и с трудом сосредотачивается на уроке, мало чего усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений; делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
2. Память:
• при заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала; но и материал, требующий механического заучивания, запоминает легко;
• при заучивании может запомнить лишь то, в чём предварительно разобрался, понял; материал, требующий механического заучивания, даётся с трудом;
• материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его; имеет привычку не разбираться в структуре и смысле материала;
• при заучивании долго разбирается в материале; многократно повторяя его логическую структуру; при изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно;
• для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
3. Мышление:
• быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает учебные задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения;
• достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные решения;
• удовлетворительно понимает материалы после объяснения учителя; решает задачи в среднем, собственных оригинальных решений не предлагает;
• в числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач;
• понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
4. Эмоциональная реактивность:
• всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слёз, взволновать рассказ, кинофильм;
• обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко;
• сдержан в проявлениях своих эмоциональных реакциях;
• редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события;
• практически всегда вял, апатичен во всех сферах жизни, несмотря на то, что здоров.
5. Эмоциональная уравновешенность:
• всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек;
• обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки;
• эмоционально уравновешен;
• повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям;
• вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
2 вариант
Характеристика учащегося
I. Общие сведения о семье и условиях жизни учащегося). Ф.И.О……………………….......
Тип семьи (полная, неполная)……………………………………………………
Дата рождения……………………………………………………………………………….
Родители учащегося (Ф. И. О., образовательный уровень профессия)…………
Мать…………………………………………………………………………………
Отец:..........................................……………………………………………………
Количество детей в семье..……(другие члены семьи)…………………………
Материальные условия жизни семьи……………………………………………
Жилищные условия................……………………………………………………
Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные источники последних)..........…………………………………………………………
II.Состояние здоровья:……………………………………………………………
а) Болезненность (характер заболеваний........ ………………….(часто, редко).
б) Наблюдаемые признаки предрасположености учащегося к нарушениям здоровья: тревожность, раздражительность, высокая утомляемость, расторможенность, заторможенность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, невнимательность, отвлекаемость. неусидчивость, обидчивость, депрессивность, упрямство, драчливость, агрессивность, навязчивые привычки: (грызет ногти, раскачивает тело, навязчиво-повторяет движения и т. д.)…………………………
в) Жалобы со стороны родителей: чрезмерная усталость после учебы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, другие жалобы................……………………
III. Учащийся в системе воспитательных отношений:
а) в системе «учащийся-педагог»:
• Отношения с большинством педагогов строятся на взаимном уважении и доверии;
• Отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами, с остальными носят ситуативный характер;
• Отношения с педагогами пока не складываются:
• Отношения с отдельными (большинством) педагогами носят конфликтный характер, их причины…………………………………………………
б) в системе отношений с однокурсниками авторитетом и доверием у большинства одноклассников, они охотно с ним общаются:
• Общается лишь с отдельными одноклассниками;
• Отношения с большинством одноклассников пока не складываются, нередко имеют место конфликты;
• Одноклассники относятся к учащемуся пренебрежительно, авторитетом и доверием он не пользуется…………………………………………………………
1. в) отношения в семье:
2. Учащийся психологически защищен, любим, может рассчитывать на моральную поддержку в семье; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям подростка учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у подростка авторитетом;
3. Положение учащегося в семье нельзя считать вполне благополучным, требования к нему взрослых противоречивы (излишне мягкие, попустительские; или излишне придирчивые; строгие), подросток привязан к кому-то одному из родителей (родных), враждебен к остальным, ему уделяется недостаточно внимания, его индивидуальные особенности и проблемы осознаются плохо, не учитываются в общении, чувства защищенности у учащегося нет;
4. Учащийся в семье лишний, отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас грубое, даже жестокое, его проблемами никто не интересуется, индивидуальные особенности подростка не осознаются и не учитываются, прочных эмоциональных связей нет ни с одним из взрослых членов семьи.
5. г): В системе отношений «школа -семья»:
• Между требованиями школы и семьи противоречий нет;
• Должного согласования действий семьи и школы в воспитательной тактике пока нет, родители плохо прислушиваются к советам педагогов, их связь со школой носит в основном формальный характер;
• Семья не стремится к сотрудничеству со школой, не поддерживает его воспитательных усилий.
д) Уровень средовой адаптации:
• достаточно высокий;
• недостаточно высокий; недостаточный (не вполне благополучный):
• на грани социальной дезадаптации.
е) Личностные качества., мешающие успешной адаптации учащегося в микросреде: безответственность нечестность, эгоизм лень. обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, зазнайство, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость другие качества.....................…….……………………………….
ж) Общественная позиция учащегося:
Общественные поручения (отношение к выполнению):
• Ответственное и добросовестное:
• Недостаточно ответственное;
• Безответственное
Круг домашних обязанностей (отношение к выполнению):
• Ответственное и добросовестное;
• Недостаточно ответственное;
• Безответственное.
IV. Особенности учебной и профессиональной деятельности:
в) Отношение учащегося к учебной и профессиональной деятельности:
• Охотно ходит в школе, с интересом относится ко всем предметам, стремиться хорошо учиться;
• Интереса к обучению пока нет, любимых предметов нет, обучение воспринимается как долг, с интересом относится лишь к отдельным предметам (каким?).....……………………………………………………………………………
• Учится неохотно, «из-под палки».
б) Уровень развития основных характеристик учебной и профессиональной деятельности
1.Познавательной активности:
• Достаточно высокий на всех предметах;
• Достаточно высокий лишь на отдельных предметах (каких)…….………………;
• В основном средний.
• Низкий.
2.Самостоятельности:
• Учебные задания в основном выполняет самостоятельно;
• Учебные. задания выполняются при оказании 1-го вида помощи-стимулирующей;
• Учебные задания выполняются для оказании 2-го вида помощи-направляющей;
• При выполнении учебных заданий чаще других требуется 3-й вид помощи-обучающей.
3.Темпа деятельности:
• Выше среднего показателя группы;
• Ниже среднего показателя группы;
• Заметно отстает от среднего показателя группы;
в) Характер трудностей учащегося в обучении:
• Общие, проявляющиеся по всем предметам;
• Общие, проявляющиеся в обучении конкретному предмету.
Причины трудностей....….………………………………………………………
г) Обобщенная оценка итогов года:
• Успевает по всем предметам на «хорошо» и «отлично»;
• Успевает на «хорошо» и «удовлетворительно»;
• Успевает в основном на «удовлетворительно»;
• Успевает «неудовлетворительно» по следующим предметам...................
V. Потенциал личности учащегося:
- Стремления и интересы………………………………………………………..
- Специальные способности………………………………………………………
- Личностные качества: доброта отзывчивость честность принципиальность откровенность, справедливость, ответственность, самостоятельность, инициативность смелость, настойчивость, вежливость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, умение уступить, дружелюбие, др. качества..
Подпись классного руководителя (психолога, социального педагога):
Методические рекомендации к написанию психолого–педагогической характеристики на ребенка школьного возраста
Методические рекомендации к написанию психолого–педагогической характеристики на ребенка школьного возраста
1.Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.
2.Изучение школьников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.
3.При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности школьников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.
4.Основой изучения школьников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения методов детской психологии – бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т. д., эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода, тестов и т. д.
5.Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.
6.Характеристика дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.
7.Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы (класса).
8.При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).
9.Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития школьника и дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции или в дальнейшем совершенствовании.
10.В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 209.