Институт социальных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Институт социальных отношений

 

Наименование факультета (института)

Кафедра «Социальной адаптации и организации работы с молодежью»

______________________________________________________________

Наименование кафедры

Б.2.У.1.

Учебной практики

(практики по получению первичных профессиональных умений и навыков)

направление подготовки

44.03.02. «Психолого-педагогическое образование»,

профиль подготовки

«Педагог-психолог (психолог в образовании)»,

Заочная форма обучения,

Курс

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

 

Г. Калуга

 

1.Цель учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков): закрепление, расширение и углубление освоенных психолого-педагогических знаний и умений в условиях образовательной организации; приобретение профессионального эмпирического опыта, необходимого для дальнейшего самосовершенствования; оценка адекватности личных качеств обучающегося психолого-педагогического образования.

 

2.Задачи учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков):

Ø практическое ознакомление обучающихся с вопросами организации и функционирования образовательной организации;

Ø углубление и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимися в процессе изучения учебных дисциплин психолого-педагогического профиля при исполнении обязанностей педагога-психолога образовательной организации;

Ø формирование профессионально-педагогических умений и навыков организации жизнедеятельности детей в условиях образовательной организации с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;

Ø освоение методик анализа и самоанализа деятельностипедагога-психолога;  

Ø формирование у обучающихся опыта творческой психолого-педагогической деятельности, исследовательского подхода к педагогическому процессу;  

Ø формирование профессионально-значимых качеств личности будущего педагога-психолога, его активной гражданской позиции;

Ø овладение обучающимися методикой изучения личности ребенка/ подростка, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности;

Ø методикой планирования, организации и проведения воспитательных, познавательных мероприятий;  

Ø развитие у обучающихся ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками; формирование коммуникативных умений.

Основной (рабочий) этап:

1.составление представления о системе образовательной организации, ее особенностях, возможностях в удовлетворении потребностей разных целевых групп и отдельных категорий населения;

4.сбор, обработка, анализ и систематизация материалов научно-исследовательского характера по теме заданий.

Содержательная сторона работы:

Ø изучение имеющейся документации, регламентирующей работу педагога-психолога, а также его функциональных обязанностей и их инфор­мационное и материальное обеспечение;

Ø проведение диагностики личности дошкольника, школьника;

Ø подготовка психолого-педагогической характеристики личности дошкольника, школьника;

Ø подготовка программы психологической помощи дошкольнику, школьнику на основании результатов диагностики;

Ø изучение уставных документов, нормативно-правовой базы, содержания деятельности базы практики, основных методов, форм, технологий работы с дошкольниками, школьниками в зависимости от специфики контингента,

Ø изучение структуры и основного содержания работы базы практики; особенностей профессиональной деятельности специалистов различного профиля, работающих в ней;

Ø изучение функциональных обязанностей педагога-психолога;

Ø подготовка и проведение психологического консультирование (под руководством педагога-психолога);

Ø разработка варианта тренинга или группы релаксации;

Ø проведение тренинга или занятий группы релаксации;

Ø сбор, обработка, анализ и систематизация материалов по теме научно-исследовательских заданий;

Ø помощь педагогическим работникам базы практики в подготовке материалов и т.п.;

Ø ведение дневника практики;

Ø анализ работы за практику.

  Заключительный (итоговый) этап:

1) Подготовка, оформление и представление обучающимися отчетной документации по практике.

По окончании каждой практики и обсуждения ее результатов обучающийся представ­ляет на кафедру папку с документами по практике (список см. выше).

2) Подведение итогов практики:

Ø проверка и оценка результатов практики руководителями практики;

Ø проведение итоговой (научно-практической) конференции в КГУ им. К.Э. Циолков­ского;

Ø обсуждение результатов практики на заседании выпускающей кафедры.

Обязанности обучающихся на практике:

• подчиняться внутреннему распорядку учреждения, организации, на базе которых проводится практика;

• соблюдать технику безопасности;

• выполнять все виды работ, которые соответствуют задачам учреждений, организаций, на базе которых проводится практика;

• выполнять задания, полученные на практику от кафедры;

• соблюдать нравственно-этические нормы педагога-психолога, проявлять обязательность и исполнительность, доброжелательность и отзывчивость;

• проявлять активность и стремление к наиболее глубокому изучению содержания деятельности учреждения (организации);

• вести ежедневные записи в дневнике о полученных новых знаниях и выполненной работе, отмечать свои впечатления;

• по окончании практики представить «Дневник практики» на кафедру.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Основная литература:

1.Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе [Текст]: учебное пособие /Сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.

2.Бережнова, Е.В., Краевский, В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности обучающихся [Текст]. /Е.В. Бережнова, В.В. Краевский – М. Изд-во «Академия», 2012. – 128 с.

3.Грязева, Е.Д, Жукова, М.В., Кузнецов, О.Ю., Петрова, Г.С. Самостоятельная учебно-научная деятельность обучающихся: психофизиологические и организационно – методические основы. [Текст] Учебное пособие. /Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова – Тула: Издательство ТулГУ, 2013. – 218 с.

4.Лазутина, А.Л. Теория организации [Текст]: Методические рекомендации по изучению дисциплины для обучающихся /А.Л. Лазутина. – Воронеж: ВГИПУ, 2011. – 39 с.

5.Морева, Н.А. Технологии профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Н.А. Морева – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.

6.Подготовка конспектов лекций и работа с ними [Текст]: метод. указания для студ. всех спец. дневной и заочной формы обучения /сост. Т.Е. Давыдова. – Воронеж: Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т, 2007. – 19 с.

7.Самостоятельная работа обучающихся: методические рекомендации. Руководство к выполнению самостоятельной работы, отражают сущность основных видов и требования к организации самостоятельной работы обучающихся, обучающихся по направлению подготовки 040100.62 «Социология» (квалификация (степень) – «бакалавр») [Текст]. – М.: Финансовый университет, кафедра «Теоретическая социология», 2013. – 35 с.

 

Дополнительная литература:

1. Листенгартен, В.С. Самостоятельная деятельность обучающихся [Текст]. /В.С. Листенгартен – Воронеж, Издательство ВГУ, 1996. – 96 с.

2. Лукин, Ю.А. Самоорганизация учебно-познавательной деятельности: Несколько советов вечному ученику [Текст]. /Ю.А. Лукин – Воронеж, Издательство ВГУ, 2000. – 59 с.

3. Овчарова, С.П. Психолого-педагогические основы организации учебной деятельности обучающихся [Текст]. /С.П. Овчарова – Воронеж, Издательство ВГУ, 2006. – 253 с.

4. Пастухова, И.П., Тарасова, Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности обучающихся [Текст]. /И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова – М.: Изд-во «Академия», 2012. – 160 с.

 

Итоговый контроль

Перед началом по учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) обучающийся получает «Дневник по практике», который заполняется в соответствии с образовательным стандартом вуза:

на белой бумаге формата А-4 с полями одним из следующих способов:

· рукописным способом чётким, разборчивым почерком;

· с применением печатающих устройств: междустрочный интервал одинарный или полутор­ный, кегль 12-14;

· практикант кратко указывает содержание проделанного за день задания, свои наблюде­ния, выводы.

Не допускается вносить в отчётные документы или распространять иным способом све­дения о частной жизни респондентов: фамилии, адреса, копии личных документов и т. п.

Текст необходимо вычитать, дабы исключить грамматические ошибки.

«Отчёт обучающегося о выполнении задания на учебной  практике», выпол­ненный по материалам учреждения, организации (базы практики) оформляется так же в соответствии с образовательным стандартом вуза.

В отчёте ежедневные записи дневника не повторяются, а даются обобщающие сведения: где и когда проводилась учебная практика, какие задания выполнял практикант и что он в итоге получил для своей будущей профессиональной деятельности.

Руководитель практики от базы практики пишет заключение о работе обучающегося в пе­риод учебной практики и выставляет оценку. Подпись заверяется печатью базы практики.

Дневник сдаётся на кафедру в трёхдневный срок после окончания учебной практики, а обучающимися, проходившими практику на выезде, – в течение трёх дней по приезду в Калугу.

 

Учебно –методическое и информационное обеспечение по учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков):

Основная литература:

а) ЭБС

1. Кужева, С.Н. Организация практик бакалавров [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие /С.Н. Кужева, И.В. Руденко, Т.Н. Сысо. – Электрон. текстовые данные. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. – 68 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59630.

2. Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие /Е.А. Гараева [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 166 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30072.

3. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Электронный ресурс] /И.В. Роберт – Электрон. текстовые данные. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 398 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6448.

4. Уханов, В.С. Организация и проведение практик [Электронный ресурс]: методические указания по проведению практик для студентов 2-5-ых курсов. /В.С. Уханов, Е.В. Кузнецова – Электрон. текстовые данные. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2009. – 26 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21626.

5. Федотова, Е.О. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие. Хрестоматия /Е.О. Федотова – Электрон. текстовые данные. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. – 170 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32087.

 

б) библиотека КГУ им. К.Э. Циолковского

1. Аракелова, И.В. Особенности подготовки студентов к непрерывной педагогической практике [Текст]: статья из сборника /И.В. Аракелова //Психолого-педагогические проблемы содержания, организации и управления образовательным и воспитательными процессами: сб. материалов научно-практической конференции, посвящённой памяти Д.М. Гришина. Вып.4. – Калуга: КГПУ, 2005. – С. 105-106. СБО Инв.Д10520 (свободен)

2. Иванова, И.В. Основы развития коммуникативных навыков молодежи [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов Институтов социальных отношений /И.В. Иванова. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. – 72 с.: текст. – ISBN 978-5-88725-270-4: 96.0 р. Экземпляры всего: 51 2 экз. - СБО, 2 экз. - Чз1, 46 экз. - ИСО (50), Эб (1).

3. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст]: учеб. пособие /В.Т. Лисовский. – СПб: СПбГУП, 2000. – 519 с. – ISBN 5-7621-0196-7: 0 р. Экземпляры всего: 1 Аб 2 (1).

4. Организация педагогической практики в начальных классах [Текст]: пособие для преподават. высш. и сред. пед. учеб. заведений /ред.: П.Е. Решетникова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 320 с. – (Педагогическая мастерская). - ISBN 5-691-00856-0: 57.0 р. Экземпляры всего: 10 Чз 3 (3), Аб 2 (7).

5. Ульянова, Л.А. Методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики [Текст]: методический материал /Л.А. Ульянова. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. – 92 с. – 80.00 р. Экземпляры всего: 52 СБО - 2экз., Аб2 - 50 экз.

6. Чечель, И.Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие /И.Д. Чечель, Т.Г. Новикова. – М.: Новый учебник, 2003. – 160 с. – ISBN 5-8393-0223-6: 0 р. Экземпляры всего: 1 Аб 1 (1).

в) основная литература:

1. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст]. /А.Г. Грецов. – СПб: Питер, 2011. – 160 с.

2. Гусев, Д.А., Белов, В.Н. Производственная практика [Текст]: учебно-методическое пособие. /Д.А. Гусев, В.Н. Белов – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013. – 80 с.

3. Психолого-педагогическая практика [Текст]. Учебно-методическое пособие /Автор-составитель: Родина И.Б., заведующая педагогической практикой ФГОУ СПО ОмКПТ – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. – 104 с.

4. Рабочая программа учебной практики «Педагог в образовательном пространстве ДОУ» [Текст]. /Л.Н. Авдеева, Н.И. Белоцерковец – Ставрополь: ГБОУ ВО СГПИ, 2015. – 25 с.

5. Социально-педагогическая практика: Методические указания для студентов всех форм обучения направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование по прохождению практики и написанию отчета [Текст] /Сост.: Т.Н. Сафонова. – Муром: Изд. – полиграфический центр МИ ВлГУ, 2015. – 152 с.

6. Фуряева, Т.В., Бочарова, Ю.Ю., Хацкевич, Т.А. Социально-педагогическая интернатура: вариант профессионализации бакалавриата [Текст]: учебное пособие /Т.В. Фуряева, Ю.Ю. Бочарова, Т.А. Хацкевич – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. – 128 с.

7. Фуряева, Т.В. Комплексная реабилитация людей с инвалидностью [Текст]: методическое пособие /Т.В. Фуряева, Ю.Ю. Бочарова. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. – 168 с. 

8. Фуряева, Т.В. Социально-психологические механизмы поддержки детей и молодежи в открытом социуме [Текст]: научно-методическое пособие: методическое пособие. Вып. 8 /Т.В. Фуряева [и др.]. – Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. – 292 с.

9. Фуряева, Т.В., Бочарова, Ю.Ю., Черкасова, Ю.А. Сетевая модель открытого профессионального социального образования (на примере Красноярского края) [Текст]: монография /Т.В. Фуряева, Ю.А. Черкасова, Ю.Ю. Бочарова. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. – 271 с.

Дополнительная литература

 

1. Волков, В.Б. Линукс Юниор. Книга для учителя [Текст] /В.Б. Волков – М.: ДМК Пресс, 2010. – 362 c.

2. Дмитриев, А.Е. Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности [Текст] /А.Е. Дмитриев – М.: Прометей, 2012. – 336 c.

3. Материалы научно-практической конференции «Российский учитель в системе современного образования» 31.01.2012 – 01.02.2012. [Текст] /В.Ф. Чертов [и др.]. – М.: Прометей, 2012. – 172 c.

4. Подготовка учителя в структуре уровневого образования [Текст]: коллективная монография /В.Л. Матросов [и др.]. – М.: Прометей, 2011. – 168 c.

5. Савельева, С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза [Текст]: монография /С.С. Савельева – Саратов: Вузовское образование, 2013. – 187 c.

6. Савельева, С.С. Профессиональная компетентность учителя XXI века [Текст]: учебное пособие /С.С. Савельева – Саратов: Вузовское образование, 2013. – 83 c.

7. Учитель XXI века. Интеграция естественно-научного образования в мировое образовательное пространство [Текст]: сборник научных статей /В.Т. Дмитриева [и др.]. – М.: Московский городской педагогический университет, 2010. – 340 c.

8. Федотова, Е.О. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Текст]: электронное учебное пособие. Хрестоматия /Е.О. Федотова – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. – 170 c.

Программное обеспечение:

- системное программирование: Microsoft SQL Server Compact Windows Microsoft Offis.

- Прикладное программное обеспечение:

А) программные средства общего назначения (текстовые редакторы, системы компьютерной верстки, графические редакторы);

Б) программные средства специального назначения (медиаплеер, программы для создания редактирования видео, звука, Text-To-Speech, электронные словари, электронные энциклопедии, справочные системы)

Интернет-ресурсы:

www.library.ru - Виртуальная справочная служба. Каталог российских и зарубежных виртуальных справочных служб. Пользователь имеет возможность задать свои вопросы в самую большую в Рунете виртуальную справочно-информационную службу;

www.poiskknig.ru – Поиск электронных книг. Поисковая машина электронных книг, свободно распространяемых в Интернете.

www.books.google.ru – Поиск книг Google. Поиск по всему тексту примерно семи миллионов книг: учебная, научная и художественная литература, справочники, детские и другие виды книг.

www.scholar.google.ru – Академия Google. Поиск научной литературы, включая прошедшие рецензирование статьи, диссертации, книги, рефераты и отчеты, опубликованные издательствами научной литературы, профессиональными ассоциациями, высшими учебными заведениями и другими научными организациями.

www.informika.ru – Навигационная система по электронным ресурсам образования, науки и инноваций в России: Федеральная компьютерная сеть RUNNET, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Единое окно доступа к образовательным ресурсам, Федеральный интернет-портал «Нанотехнологии и наноматериалы», Федеральный центр информационных образовательных ресурсов.

www.elibrary.ru – агрегатор научных публикаций. Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн научных статей и публикаций.

www.rsl.ru/ru/networkresources – каталог ссылок Российской государственной библиотеки на web-адреса основных зарубежных и отечественных образовательных порталов.

http://studentam.net/ - электронная библиотека учебников

iprbookshop.ru –электронная библиотека РосНОУ.

 

 

Паспорт заданий

Для обучающихся 2 Бз – ППО

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Образец оформления титульного листа отчета о прохождении практики

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» (КГУ им. К.Э. Циолковского) ИСО Кафедра «Социальной адаптации и организации работы с молодежью» ОТЧЕТ О прохождении ________________________________________________ практики Обучающегося ___ курса _______________________________ формы обучения Направление подготовки __________________________________________________ Профиль подготовки_______________________________________________________ Учебная группа № _________________________________________________________ ФИО обучающегося _______________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ (место прохождения практики, наименование учреждения) Срок прохождения практики с «___» _____ 20__ г. по «___»____ 20_ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Образец оформления титульного листа дневника о прохождении практики

 

 

Дневник прохождения ___________________ практики обучающегося ____ курса ______группы направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки ««Педагог-психолог (психолог в образовании)», заочная форма обучения ____________________________(ФИО) проходившего(ей) практику в___________________________________________________ (наименование учреждения) с ______ по ________ 20 __ г. Групповой руководитель ________________________________                                                               (ФИО)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 А

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Оценка в баллах

Специалист,

За которым

Закреплен

Практикант

Руководитель от КГУ им. К.Э. Циолковского Само­оценка   1.Профессиональные знания

 

   

 

  2. Умение применять знания на практике

 

 

     

 

  3. Организаторские умения

 

   

 

  4. Коммуникативные умения

 

   

 

  5.Диагностические умения

 

   

 

  6.Педагогический такт. Педагогическая этика

 

 

     

 

  7.Социально-педагогическая деятельность и активность

 

 

       

 

  8. Самостоятельность

 

   

 

  9.Гуманизм и уважение личности

 

 

       

 

  10. Творчество

 

   

 

  11.Профессиональное самочувствие к концу практики

 

 

       

 

Бакалавр ___________________ (подпись)

Дата _________________

 

Специалист ________________ (подпись)

Дата __________________

 

Руководитель практики _______ (подпись)

Дата _________________

                 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Примерная схема отзыва группового руководителя

1.Наименование учреждения.

2.ФИО практиканта.

3.Сроки прохождения практики.

4.Мотивация практиканта - интерес к данному виду практики; интерес к работе данного учреждения, организации; позитивная установка к организации профессиональной деятельности с разными категориями детей и подростков.

5.Активность практиканта. Отношение обучающегося к практике. Соблюдение им этических норм в ходе прохождения практики по отношению к специалистам учреждения и его посетителям, самостоятельность, творчество.

6.Индивидуальные особенности обучающегося - уверенность, открытость, готовность обсуждать и решать возникающие проблемы, стиль общения и коллегами и посетителями, готовность оказать им помощь в профессиональной деятельности.

7.Организация рабочего дня (четкость, логичность, организованность, обязательность).

8.Достижение целей практики и выполнение задач и программы практики.

9.Качество выполнения заданий.

10.Уровень сформированности профессиональных компетенций.

11.Уровень профессионального самосознания обучающегося, предполагающего четкое и зрелое определение своей профессиональной роли, уровня своего профессионализма и путей, условий дальнейшего своего профессионального роста.

12.Практическая помощь специалистам учреждения, оказанная обучающимся во время практики.

13.Оценка за практику.

14.Предложения по улучшению организации практики.

 

Дата                                                                                          Подпись

М.П.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. К.Э. Циолковского

Кафедра СА и ОРМ

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО

КУРС _________________ ГРУППА_____________________________________________________________________

СРОКИ ПРАКТИКИ _______________________________________________________________

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКОЙ КГУ _____________________________________________________

ОРГАНИЗАЦИЯ, УЧРЕЖДЕНИЕ ________________________________________________________

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКОЙ ОТ УЧРЕЖДЕНИЯ ______________________________________

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКОЙ ОТ УЧРЕЖДЕНИЯ (краткая характеристика прохождения практики студентом и оценка)

ВЕДЕНИЕ  ДОКУМЕНТАЦИИ

ДАТА «_____» _________________ 201 __ Г

ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА ЗА ПРАКТИКУ     _________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Визитная карточка учреждения

1.Полное название учреждения или объединения.

2.Ведомственная принадлежность (вышестоящая организация).

3.Дата создания, регистрации.

4.Адрес (индекс, телефон).

5.Цель создания.

6.Сфера деятельности.

7.Виды услуг, предоставляемые молодежи.

8.Режим работы.

9.Формы работы.

10.Источники финансирования.

11.Наличие платных услуг и порядок их представления.

12.Контингент обслуживаемых.

13.Связь с другими учреждениями социально-педагогической инфраструктуры микрорайона, района, села, поселка, города.

14.Рекомендации по развитию социально-педагогической деятельности с молодежью в данном учреждении.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Программное заявление студента-практиканта «Чему я хочу научиться»

1. Общие сведения о себе: Ф.И.О., адрес, телефон, семейная ситуация.

2. Профессиональный опыт.

Я имею опыт и навыки работы со следующей группой детей, подростков и молодежи:

- социальными сиротами;

- девиантными подростками;

- одаренными детьми;

- инвалидами;

- подростками и юношеством в массовой школе;

- школьным юношеством;

- студенческой и учащейся молодежью;

- рабочей молодежью;

- военнослужащими срочной службы;

- другие категории (укажите):

Этот опыт я приобрел /приобрела:

- в период прохождения практики;

- в процессе собственной жизни;

- работая как волонтер в...;

- работая на платной основе в...;

- другое (укажите).

3. Мои профессиональные потребности.

Мне нравится взаимодействовать с:

- младшими /средними /старшими подростками;

- учениками старших классов;

- студенческой и учащейся молодежью;

- рабочей молодежью

- разновозрастными детьми и подростками;

- другое (укажите).

4. На предстоящей практике я хотел /хотела бы работать:

- в школе;

- в органах правопорядка с девиантными детьми и подростками;

- в детском доме или интернате для детей, лишенных родительского попечения;

- в диагностико-реабилитационных службах и центрах социальной помощи детям, подросткам, молодежи, семьям;

- в учебно-воспитательных учреждениях для одаренных детей;

- в учреждениях, исполняющих наказание;

- в территориальных центрах социального обслуживания молодежи;

- учреждениях здравоохранения, хосписах;

- в реабилитационных центрах для подростков и молодежи, попавших в сложную жизненную ситуацию;

- в центрах реабилитации инвалидов;

- в домах детского и молодежного творчества;

- в клубах по месту жительства;

- в государственных органах по делам молодежи;

- другое (укажите).

5. Я хорошо знаю особенности работы с:

- одаренными детьми;

- социальными сиротами;

- девиантными подростками;

- детьми-инвалидами;

- школьниками массовых школ;

- гимназистами, лицеистами;

- студенческой молодежью;

- рабочей молодежью;

- военнослужащими

- другое (укажите)

6. Я хотел /хотела бы познакомиться на предстоящей практике с работой социального педагога (психолога) в:

- детском саду;

- школе;

- детском доме;

- интернате для детей, лишенных родительской опеки;

- интернате для одаренных детей;

- детском приемнике-распределителе МВД РФ, учреждениях, исполняющих наказание;

- реабилитационном центре для детей и подростков;

- реабилитационном центре для детей-инвалидов, для взрослых - инвалидов;

- территориальных центрах социального обслуживания молодежи;

- учреждениях здравоохранения, хосписах;

- реабилитационных центрах для подростков и молодежи, попавших в сложную жизненную ситуацию;

- в центрах реабилитации инвалидов;

- в домах детского и молодежного творчества;

- в клубах по месту жительства;

- в государственных органах по делам молодежи;

- другое (укажите).

7. Я хотел /хотела бы проходить практику:

- самостоятельно по индивидуальной программе по месту работы;

- самостоятельно по месту жительства по причине;

- под руководством преподавателя факультета с группой студентов;

- другое (укажите).

8. При выборе базы практики я, как правило, руководствуюсь следующими критериями:

- место расположения базы практики (ее близость к дому, воз­можность легко добраться на транспорте и пр.);

- профессиональным и учебным интересом;

- научный руководитель;

- другое (укажите).

9. Профессиональное развитие.

Мой способ обучения на практике можно определить как:

- метод «проб и ошибок»;

- метод моделирования;

- планирование действий;

- концептуализация (действие - анализ - выработка концепции);

- комбинация всех выше названных способов.

10.Считаю, что в процессе прохождения практики следует акцентировать внимание на развитие у себя таких компетенций как (перечислить) ….

11.Считаю, что в своей профессиональной деятельности в период практики мне поможет наличие у меня таких компетенций как (перечислить) …

12.По результатам своей деятельности в период прохождения практики я выяснил (а), что в дальнейшем мне необходимо формировать у себя такие компетенции, как (перечислить)…

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

 

 

Психологическое задание к практике

 

Цель : отработка навыков использования психолого-педагогических методов работы педагога-психолога; изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности ребёнка и социальной микросреды, условий жизни. Постановка психолого-педагогического диагноза.

В процессе изучения (диагностики, исследования) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении ребёнка, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет.

Методы : наблюдение, метод социальной биографии семьи, тестовые методики, опрос, анкетирование, проективные методики. 

План составления психолого–педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста

1. Общие сведения о ребенке (дата рождения, имя, были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам)

 2.Характеристика семьи (состав семьи, кто занимается воспитанием ребенка, уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка)

 3.Соматическое здоровье (болеет редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит)

 4. Знания, умения и навыки по программному материалу:

 4.1. Характеристика учебных умений, связанных с обучением математике:

 Количество и счёт: (не) дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет количественным (порядковым) счётом в пределах, (не) знает цифры от 1 до, (не) соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не) сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счёта (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счёт, (не) знает элементы знаковой символики (<, >, +, -, =, (не) владеет составом числа, (не) решает примеры в пределах, (не) решает задачи на наглядном материале.

 Восприятие цвета (представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету) :

 Восприятие формы: (не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные, соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме)

Восприятие величины: (представление о величине отсутствует, дифференцирует предметы, контрастные по величине, раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке, использует в речи слова, характеризующие величины)

 Временные представления: (временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года)

Пространственные представления: (пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади, использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве).

 4.2. Характеристика речи ребенка:

Словарь: (указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме, в пределах обихода, резко ограничен; в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура нарушена, (не) нарушает структуру многосложных слов)

Грамматический строй речи: (сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения, словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы. Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными)

Звуковая сторона речи (охарактеризовать особенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения, фонологические дефекты (замены, смешения) особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен)

Связная речь: (соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные, умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации

4.3. Характеристика учебных умений, связанных с обучением грамоте:

(отразить умение делить предложение на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слова, называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове, знание букв, умение читать слоги, отдельные слова)

5. Особенности моторной сферы:

 Общая моторика: (норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок)

 Ручная моторика: (норма (сохранность функции, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен, темп (норма, быстрый, медленный, переключаемость (точная, неточная, координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная).

 Ведущая рука: (левша, амбидекстер, правша).

 6. Характеристика деятельности:

6.1 Навыки самообслуживания: (описывается развитие культурно – гигиенических навыков и умений: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель и т. д.)

 6.2 Игровая деятельность: (любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; какие роли реально выполняет в игре; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; роль в коллективной игре; поведение в конфликтной ситуации; отражает ли свой опыт в игр; (не) умеет поддерживать игру, нарушение игровой деятельности и их предполагаемые причины)

 6.3 Конструктивная и графическая деятельность: (описываются особенности конструктивной и графической деятельности: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др., лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, волнистых линий, изображение фигур по наглядному образцу и т. д.).

6.4 Отношение к занятиям: (не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую) ; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход)

7. Личностные особенности: (адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т. д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание)

 8. Особенности эмоционально-волевой сферы: (преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность, тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное, успокаивается сам (а, по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость.)

 9. Динамика коррекционно-образовательной помощи: (указать, какое продвижение показал ребенок: значительное или незначительное или отсутствие его; указать продвижение со стороны отдельных сторон личности: в овладении учебными умениями и навыками, в поведении и т. д.)

 

 

Методические рекомендации к написанию психолого–педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста

 

 Методические рекомендации к написанию психолого–педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста

1.Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.

2.Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.

 3.При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.

 4.Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения воспитателем и других методов детской психологии – бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т. д., эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода, тестов и т. д.

 5.Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.

 6.Характеристика дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.

7.Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.

 8.При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).

 9.Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции или в дальнейшем совершенствовании.

 10.В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.

Примерный алгоритм написания характеристикина ребёнка школьного возраста

 

Раздел 1

1. Анкетные данные:

а) фамилия, имя,

б) школа, класс,

в) специализация школы.

 

2. Сведения о состоянии здоровья:

а) часто ли болеет (часто, средне, редко),

б) особенности функционирования нервной системы:

• Быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки;

• Быстро переходит от радости к грусти, без видимой причины; адекватная схема настроений; стабилен в проявлении настроения;

• Преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.

 

3. Успеваемость: (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

 

4. Внешкольные занятия: (систематические)

а) занятия общественно-полезным трудом (каким),

б) занятия художественной самодеятельностью,

в) занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких),

г) занятия спортом (каким),

д) занятия организационной работой (какой).

 

Раздел 2 Проявление личностных качеств в поведении ребёнка

1.Направленность интересов:

• на учебную деятельность,

• на трудовую деятельность,

• на художественно-эстетическую деятельность,

• на достижения в спорте, туризме,

• на отношения между людьми.

 

2. Отношение к делу:

а) общественная активность:

• активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем;

• принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего свободного времени;

• не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет;

• редко принимает участие в общественных делах;

• отказывается участвовать в общественных делах.

б) трудолюбие:

• любую работу всегда выполняет охотно; ищет работу сам и старается делать её хорошо;

• как правило, охотно берётся за работу, старается выполнить её хорошо, случаи противоположного характера редки;

• редко охотно берётся за работу;

• чаще всего старается отклониться от любой работы;

• всегда отклоняется от любой работы.

в) ответственность:

• всегда хорошо и в назначенный срок выполняет порученное ему дело;

• в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученное ему дело;

• часто не выполняет в срок или выполняет плохо порученное ему дело;

• очень редко выполняет порученное ему дело;

• никогда не доводит до конца порученное ему дело.

г) инициативность:

• довольно часто выступает зачинателем нового дела;

• выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания;

• редко сам начинает новое дело;

• почти никогда сам не начинает новое дело;

• никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

д) организованность:

• всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану;

• в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;

• умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться;

• чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

е) любознательность:

• постоянно активно узнаёт что-то новое в разных областях науки и культуры;

• в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры;

• редко стремится узнать что-то новое, как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний;

• как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний;

• равнодушен ко всякого рода знаниям.

ж) аккуратность:

• всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, всегда опрятен, подтянут и за партой, и у доски, бережёт общественное имущество, всегда старается привести его в порядок;

• содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные вещи (вещи, конспекты), помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.д.) скорее по обязанностям;

• не проявляет большого интереса к поддержанию порядка вокруг себя, иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым, равнодушен к тем, кто портит общественное имущество;

• часто не заботится о своём внешнем виде, состоянии своих книг, вещей, не бережёт общественное имущество, даже портит его;

• совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в порядке, всегда неопрятен, неряшлив; при случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

 

3. Отношение к людям:

а) коллективизм:

• всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается оказать помощь и поддержку;

• склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам;

• нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает лично;

• как правило, равнодушен к заботам других, по собственной инициативе не помогает им;

• считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».

б) честность и правдивость:

• всегда правдив по отношению к своим родителям, учителем, товарищам; говорит правду и тогда, когда ему невыгодно;

• почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам;

• часто говорит неправду ради собственной выгоды;

• почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно;

• склонен всегда говорить неправду.

в) справедливость:

• активно борется с тем, что считает несправедливым;

• не всегда борется с тем, что считает несправедливым;

• редко выступает против того, что считает несправедливым;

• не добивается справедливости;

• совершенно равнодушен к проявлению справедливости.

г) бескорыстие:

• в своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела для других людей, а не собственной выгоды;

• почти всегда руководствуется соображениями пользы дела, а не собственной выгоды;

• редко руководствуется соображениями пользы дела, а не собственной выгоды;

• в своих поступках руководствуется соображениями собственной выгоды;

• в поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

д) общительность:

• всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими;

• как правило, с удовольствием общается с людьми;

• стремиться общаться с ограниченным кругом людей;

• предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха;

• замкнут, не общителен.

е) чувство товарищества:

• всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжёлые минуты жизни;

• как правило, помогает товарищам, когда его просят;

• очень редко помогает товарищам, если его попросят, может отказать в помощи;

• никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

ж) отзывчивость:

• всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами;

• искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами;

• поглощен собственными думами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей;

• почти не умеет сочувствовать другим;

• совершенно не умеет сочувствовать другим.

з) вежливость, тактичность:

• все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям;

• почти всегда проявляет должное уважение к другим людям;

• часто бывает не вежлив и не тактичен;

• часто недопустимо груб, резок, нередко затевает ссоры;

• всегда резок, невыдержан, как в общении со сверстниками, так и и со старшими, в ссоре оскорбляет других, грубит.

 

4. Отношение к себе:

а) скромность:

• никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг;

• иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах;

• сам рассказывает товарищам о своих действительных достижениях;

• часто хвалится ещё не сделанным, или тем, в чём он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения;

• хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами;

б) уверенность в себе:

• никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать;

• все задания, поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае действительной необходимости;

• порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам;

• часто при выполнении задания, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться;

• постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других;

в) самокритичность:

• всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении собственных недостатков;

• в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам;

• порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать;

• к критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправлять недостатки;

• отвергает любую критику, отказывается признавать свои очередные промахи, ничего не делая для их исправления;

г) умение рассчитать силы:

• всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задания и дела «по плечу» – не слишком лёгкие и не слишком трудные;

• как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания;

• иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудность полученного задания;

• в большинстве случаев, не умеет соизмерять свои силы и трудные дела;

• почти никогда не умеет соизмерять свои силы и трудные дела;

д) стремление к успеху, первенству:

• всегда и во всём стремится быть первым (в учёбе, спорте и т.п.);

• стремление быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-то одной области;

• стремится в чём-то одном, особо интересующем, добиться признания, успеха;

• очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, довольствуется положением «середняка»;

• никогда не стремится в чём-то быть первым, получает «удовлетворение» от самой деятельности;

е) самоконтроль:

• всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки;

• не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки;

• большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение»;

• почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя;

• постоянно поступает необдуманно, в расчёте на «везение».

 

5. Волевые качества личности:

а) смелость:

• всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого;

• в большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого;

• не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого;

• в большинстве случаев отступает пред силой;

• всегда отступает перед силой, трусит;

б) решительность:

• всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение;

• в большинстве случаев, без колебаний принимает ответственное решение;

• иногда колеблется перед ответственным решением;

• редко решается принять какое-либо ответственное решение;

• не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение;

в) настойчивость:

• всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями;

• как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности, противоположные случаи редки;

• доводит до конца задуманное лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий;

• очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями;

• столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное;

г) самообладание:

• всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления;

• как правило, умеет справиться со своими эмоциями;

• порой не умеет справиться со своими эмоциями;

• часто не может подавить нежелательные эмоции;

• плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

 

6. Положение ребёнка в детском коллективе

а) авторитет в классе:

• пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников, его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела;

• пользуется авторитетом среди большинства одноклассников;

• пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой-либо группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.);

• пользуется авторитетом у отдельных учащихся;

• в классе авторитетом не пользуется;

б) симпатии:

• является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки;

• в классе ребята к нему относятся с симпатией;

• пользуется симпатией только у части одноклассников;

• пользуется симпатией у отдельных ребят;

• в классе его не любят;

в) авторитет во внешкольных объединениях:

• является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортшкола, клуб, дворовая компания);

• пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения;

• пользуется только симпатией у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения;

• является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом не пользуется там;

• не является членом внешкольного объединения.

 

Раздел 3. Особенности процессов и эмоций

1. Внимание:

• всегда легко и быстро сосредотачивает своё внимание на объяснении учителя; никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности в работе не делает;

• достаточно внимательно слушает объяснения учителя; отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности;

• не всегда внимательно слушает объяснения учителя4 периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке;

• слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно; часто отвлекается; постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их;

• как правило, медленно и с трудом сосредотачивается на уроке, мало чего усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений; делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

 

2. Память:

• при заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала; но и материал, требующий механического заучивания, запоминает легко;

• при заучивании может запомнить лишь то, в чём предварительно разобрался, понял; материал, требующий механического заучивания, даётся с трудом;

• материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его; имеет привычку не разбираться в структуре и смысле материала;

• при заучивании долго разбирается в материале; многократно повторяя его логическую структуру; при изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно;

• для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

 

3. Мышление:

• быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает учебные задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения;

• достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные решения;

• удовлетворительно понимает материалы после объяснения учителя; решает задачи в среднем, собственных оригинальных решений не предлагает;

• в числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач;

• понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

 

4. Эмоциональная реактивность:

• всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слёз, взволновать рассказ, кинофильм;

• обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко;

• сдержан в проявлениях своих эмоциональных реакциях;

• редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события;

• практически всегда вял, апатичен во всех сферах жизни, несмотря на то, что здоров.

 

5. Эмоциональная уравновешенность:

• всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек;

• обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки;

• эмоционально уравновешен;

• повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям;

• вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

 

2 вариант

 

Характеристика учащегося

 

I. Общие сведения о семье и условиях жизни учащегося). Ф.И.О……………………….......

Тип семьи (полная, неполная)……………………………………………………

Дата рождения……………………………………………………………………………….

Родители учащегося (Ф. И. О., образовательный уровень профессия)…………

Мать…………………………………………………………………………………

Отец:..........................................……………………………………………………

Количество детей в семье..……(другие члены семьи)…………………………

Материальные условия жизни семьи……………………………………………

Жилищные условия................……………………………………………………

Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные источники последних)..........…………………………………………………………

 

II.Состояние здоровья:……………………………………………………………

а) Болезненность (характер заболеваний........ ………………….(часто, редко).

б) Наблюдаемые признаки предрасположености учащегося к нарушениям здоровья: тревожность, раздражительность, высокая утомляемость, расторможенность, заторможенность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, невнимательность, отвлекаемость. неусидчивость, обидчивость, депрессивность, упрямство, драчливость, агрессивность, навязчивые привычки: (грызет ногти, раскачивает тело, навязчиво-повторяет движения и т. д.)…………………………

в) Жалобы со стороны родителей: чрезмерная усталость после учебы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, другие жалобы................……………………

 

III. Учащийся в системе воспитательных отношений:

а) в системе «учащийся-педагог»:

• Отношения с большинством педагогов строятся на взаимном уважении и доверии;

• Отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами, с остальными носят ситуативный характер;

• Отношения с педагогами пока не складываются:

• Отношения с отдельными (большинством) педагогами носят конфликтный характер, их причины…………………………………………………

б) в системе отношений с однокурсниками авторитетом и доверием у большинства одноклассников, они охотно с ним общаются:

• Общается лишь с отдельными одноклассниками;

• Отношения с большинством одноклассников пока не складываются, нередко имеют место конфликты;

• Одноклассники относятся к учащемуся пренебрежительно, авторитетом и доверием он не пользуется…………………………………………………………

1. в) отношения в семье:

2. Учащийся психологически защищен, любим, может рассчитывать на моральную поддержку в семье; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям подростка учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у подростка авторитетом;

3. Положение учащегося в семье нельзя считать вполне благополучным, требования к нему взрослых противоречивы (излишне мягкие, попустительские; или излишне придирчивые; строгие), подросток привязан к кому-то одному из родителей (родных), враждебен к остальным, ему уделяется недостаточно внимания, его индивидуальные особенности и проблемы осознаются плохо, не учитываются в общении, чувства защищенности у учащегося нет;

4. Учащийся в семье лишний, отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас грубое, даже жестокое, его проблемами никто не интересуется, индивидуальные особенности подростка не осознаются и не учитываются, прочных эмоциональных связей нет ни с одним из взрослых членов семьи.

5. г): В системе отношений «школа -семья»:

• Между требованиями школы и семьи противоречий нет;

• Должного согласования действий семьи и школы в воспитательной тактике пока нет, родители плохо прислушиваются к советам педагогов, их связь со школой носит в основном формальный характер;

• Семья не стремится к сотрудничеству со школой, не поддерживает его воспитательных усилий.

д) Уровень средовой адаптации:

• достаточно высокий;

• недостаточно высокий; недостаточный (не вполне благополучный):

• на грани социальной дезадаптации.

е) Личностные качества., мешающие успешной адаптации учащегося в микросреде: безответственность нечестность, эгоизм лень. обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, зазнайство, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость другие качества.....................…….……………………………….

ж) Общественная позиция учащегося:

Общественные поручения (отношение к выполнению):

• Ответственное и добросовестное:

• Недостаточно ответственное;

• Безответственное

Круг домашних обязанностей (отношение к выполнению):

• Ответственное и добросовестное;

• Недостаточно ответственное;

• Безответственное.

 

IV. Особенности учебной и профессиональной деятельности:

в) Отношение учащегося к учебной и профессиональной деятельности:

• Охотно ходит в школе, с интересом относится ко всем предметам, стремиться хорошо учиться;

• Интереса к обучению пока нет, любимых предметов нет, обучение воспринимается как долг, с интересом относится лишь к отдельным предметам (каким?).....……………………………………………………………………………

• Учится неохотно, «из-под палки».

б) Уровень развития основных характеристик учебной и профессиональной деятельности

1.Познавательной активности:

• Достаточно высокий на всех предметах;

• Достаточно высокий лишь на отдельных предметах (каких)…….………………;

• В основном средний.

• Низкий.

2.Самостоятельности:

• Учебные задания в основном выполняет самостоятельно;

• Учебные. задания выполняются при оказании 1-го вида помощи-стимулирующей;

• Учебные задания выполняются для оказании 2-го вида помощи-направляющей;

• При выполнении учебных заданий чаще других требуется 3-й вид помощи-обучающей.

3.Темпа деятельности:

• Выше среднего показателя группы;

• Ниже среднего показателя группы;

• Заметно отстает от среднего показателя группы;

в) Характер трудностей учащегося в обучении:

• Общие, проявляющиеся по всем предметам;

• Общие, проявляющиеся в обучении конкретному предмету.

Причины трудностей....….………………………………………………………

г) Обобщенная оценка итогов года:

• Успевает по всем предметам на «хорошо» и «отлично»;

• Успевает на «хорошо» и «удовлетворительно»;

• Успевает в основном на «удовлетворительно»;

• Успевает «неудовлетворительно» по следующим предметам...................

V. Потенциал личности учащегося:

- Стремления и интересы………………………………………………………..

- Специальные способности………………………………………………………

- Личностные качества: доброта отзывчивость честность принципиальность откровенность, справедливость, ответственность, самостоятельность, инициативность смелость, настойчивость, вежливость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, умение уступить, дружелюбие, др. качества..

Подпись классного руководителя (психолога, социального педагога):

 

Методические рекомендации к написанию психолого–педагогической характеристики на ребенка школьного возраста

 

 Методические рекомендации к написанию психолого–педагогической характеристики на ребенка школьного возраста

1.Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.

2.Изучение школьников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.

 3.При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности школьников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.

 4.Основой изучения школьников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения методов детской психологии – бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т. д., эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода, тестов и т. д.

 5.Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.

 6.Характеристика дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.

7.Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы (класса).

 8.При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).

 9.Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития школьника и дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции или в дальнейшем совершенствовании.

 10.В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Задания по изучению

экологического образования детей

Задание 1. Диагностика состояния экологической культуры у детей 7 лет

Цель диагностики - выявить степень выраженности внешнего реального проявления экологической культуры; уровень экологических представлений у детей младшего школьного возраста.

Методика включает в себя: беседы по вопросам с использованием иллюстраций и элементов дидактической игры.

Цель ниже приведенных бесед - выявить у младших школьников:

- особенности экологических представлений о природе и, в частности, о природе Калужской области;

- умение прослеживать некоторые взаимосвязи в природе и место человека в ней;

- оценочные суждения позитивного и негативного воздействия человека на мир природы;

- степень выраженности внешнего реального проявления экологической культуры.

Детям предлагается набор иллюстраций с объектами растительного и животного мира Калужской области.

 

Задание №1

Детям предлагается набор иллюстраций с объектами растительного и животного мира.

Задание 1. Выбери карточки, на которых изображены растения.

Задание 2. Сгруппируй эти растения по каким-либо важным при­знакам.

Вопросы:

1. Назови растения, которые ты знаешь? Где они растут?

1. Какую роль играют растения в жизни человека?

2. Какие растения растут рядом с твоим домом?

3. Какие растения ты встречал в нашей местности? 

4. Есть ли среди них лекарственные, назови их?

 

Задание №2

Дети продолжают работать с набором иллюстраций животных.

Вопросы:

I. Каким одним словом можно назвать всех тех, кто изобра­жен на картинках?

II. Каких животных нашей Калужской области ты знаешь (млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы)?

III. Где живут эти животные?

IV. Чем питаются данные живот­ные?

V. Каких птиц, постоянно живущих рядом с нами, ты знаешь?

VI. Зачем нужны животные человеку?

VII. Каких животных Калужской области ты знаешь?

 

Задание №3

Детям предлагается набор иллюстраций с изображениями позитивных и негативных воздействий человека на природу (5-6 картинок).

Задание: Сгруппировать иллюстрации, на которых человек делает доб­рые дела для природы и где совершает плохие поступки в отношении к природе. Объяснить, почему нельзя так поступать?

 

Задание №4

Вопросы детям:

1. Что ты знаешь о Красной книге?

2) Каких животных или растения, занесенных в Красную книгу,
ты знаешь?

3) Как необходимо относится к растениям и животным, чтобы они не попали в красную книгу?

4) Что, значит, быть «другом природы»?

 


Задание №5

Детям предлагаются иллюстрации экосистем: луг, лес, водоем и картинки различных растений и животных.

Задание: Разместить растения и животных в местах своего естественного обитания. При этом необходимо мотивировать свое решение.

Для удобства анализа ответы дошкольников объединить в следующие группы: правильный, приближенный к правильному, неправильный, отсутствие ответа.

Для анализа ответы дошкольников были сгруппированы следующим образом:

- правильный ответ: ребенок знает растения и животных Калужской области, умеет классифицировать и группировать их по каким-либо важным признакам; знает чем питаются животные, какую пользу приносят человеку растения и животные; умеет размещать растения и животных в местах естественного обитания, при этом мотивирует свой ответ; умеет группировать иллюстрации с негативными и позитивными воздействиями человека на природу, аргументируя свой ответ.

- приближенный к правильному: допускает неточности при определении растений и животных своего края и размещении их в местах естественного обитания; умеет классифицировать растения и животных, но не всегда правильно их группирует по каким-либо важным признакам; имеет поверхностные представления о пользе растений и роли, животных в жизни человека; затрудняется в группировке иллюстраций с негативными и позитивными воздействиями на природу.

- неправильный - не сформированы представления о растениях и животных своего края и умения их классифицировать и группировать по каким-либо важным признакам; отсутствуют представлений о пользе растений и роли, животных в жизни человека и умения группировать иллюстрации с негативными и позитивными воздействиями на природу.

- нет ответа - отсутствие реакции на вопрос, ребенок отказывается отвечать, молчит.

 

Результаты ответов заносятся в таблицу.

Задание 2

Составить план-схему участка (планировка, оборудование, озеленение); оценить условия, созданные на участке для наблю­дения и труда детей в природе. Отметить наличие предметов оборудо­вания, оценить подбор и разнообразие растений огорода, цвет­ника, условия, созданные для наблюдения и труда в природе.

Схема для анализа

1. Обеспечивают ли планировка и оборудование участка ис­пользование разнообразных форм и методов экологического вос­питания (созданы ли условия для труда в природе, для игр с природным материалом и т. д.).

2. Обеспечивают ли имеющиеся на участке растения содер­жательные наблюдения детей в разные времена года.

Данные анализа обобщить и разработать рекомендации по улучшению условий.

Задание 3

Разработайте модель календаря природы: календарь наблюдений за птицами, календарь наблюдений за явлениями природы, календарь наблюдений за ростом и развитием растений (животных). Выбор календаря по желанию студента.

 

Вариант анализа детских работ

1. Указать имя и возраст ребенка.

2. Сформулировать тему занятия, его программное содержание; определить вид занятия.

3. Отметить выразительность, оригинальность работ в единстве с техникой.

4. Отметить уровень представлений ребенка по данной теме и его подготовленность к передаче содержания; отношение детей к изображаемым явлениям, событиям, объектам; уровень изобразительных умений ребенка.

5. Анализ детских работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

 

ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

 

Приложение 1

Материал

Тетрадь, состоящая из четырех страниц. На каждой странице изображены 3 ряда мелких геометрических фигур размером 2 x 2 мм. Верхний ряд состоит из треугольников, средний - из кружков, нижний - из квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов расположены друг под другом, среднего - в промежутках между ними (рис. 1 б). В верхней части первой страницы расположена, кроме того, короткая полоска из этих фигур, на которой дан образец узора (рис. 1 а).

 

Рис. 1. Материал для заданий методики «Учебная деятельность»

(а - образец узора для первой страницы, б - материал для выполнения заданий)

Детям предлагается нарисовать несколько узоров под диктовку, соединяя геометрические фигуры по трем определенным правилам. Первая страница предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научились рисовать под диктовку взрослого.

Инструкция

Детям говорится: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Вы будете соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила:

1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;

2) линия узора должна идти только вперед;

3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты. (Внимание детей обращается на образец.) Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».

В процессе обучения дети производят 4 соединения, а взрослый проверяет выполнение задания и в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем тот ошибся. После этого детям говорится: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Правила соединения повторяются.) Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Взрослый диктует детям последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды. После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора (рис. 2).

Ошибки могут быть двух типов. Первый тип связан с неточным выполнением предписаний диктанта: неправильно выбраны элементы соединения, некоторые соединения повторяются, наблюдается пропуск отдельных элементов. Ошибки второго типа допускаются за счет нарушения правил: соединение фигур, минуя кружок, «разрывы» между соединениями, соединение фигур, находящихся одна под другой.

 

Рис. 2. Образцы правильного выполнения заданий методики «Учебная деятельность» (а - вводная серия, б - первая серия, в - вторая серия, г - третья серия)

Данная методика выявляет продвижение ребенка в овладении предпосылками учебной деятельности, которое выражается в постепенном совершенствовании необходимых для выполнения задания умений. Для более дифференцированной характеристики таких умений необходимо обратиться к анализу допущенных ребенком ошибок.

Приложение 2

Методика «Эталоны»

 

Направлена на диагностику уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону.

Материал

Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы (рис. 1), а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Рис. 1. Таблица рисунков для четырех заданий методики «Эталоны»

 

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур-эталонов:

Инструкция

Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».

Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

Правильно отмеченные картинки:

Приложение 3

Материал

Тетрадь, состоящая из 15 страниц. Первые три страницы - А, Б, В- включают три вводных задания. В верхней части страницы дается изображение фигуры (круга или квадрата), разделенной пунктирными линиями на несколько частей. Ниже располагается в один ряд избыточное количество фрагментов этой фигуры, из которых дети должны выбрать только те, которые при соединении дадут фигуру-образец (рис. 1).

На остальных страницах фигуры-образцы даны в нерасчлененном виде. На нечетных страницах (задания 1, 3, 5, 7, 9, 11) в качестве образца выступает круг (рис. 2), а на четных (задания 2, 4, 6, 8, 10, 12) - квадрат (рис.3). Во всех заданиях детям предлагаются наборы из шести деталей, но сложность меняется в зависимости от количества частей, из которых складывается образец: в 1-4-м заданиях достаточно двух деталей, в 5-8-м требуются три детали, в 9-12-м фигура составляется уже из четырех частей.

Инструкция

Перед началом работы каждому ребенку предлагается тетрадь. Взрослый говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком».

Взрослый просматривает сделанные детьми пометки и в случае необходимости указывает на ошибки. «На следующей странице квадрат. Он разделен на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверяется выполнение.) На третьей странице снова круг, но он складывается из трех частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».

Рис. 1. Материал для вводных заданий методики «Перцептивное моделирование» (страницы тетради А, Б, В)

Рис. 2. Материал для нечетных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11; а - образец ко всем нечетным заданиям)

 

Рис. 3. Материал для четных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12; б - образец ко всем четным заданиям)

Так как целостные фигуры здесь разделены пунктирными линиями на части, это помогает детям соотнести их с изображенными ниже, найти идентичные и правильно отметить их карандашом. На этапе вводных заданий А, Б, В взрослый может помогать правильно отбирать и соотносить части с образцом.

В основных заданиях дети должны самостоятельно расчленять фигуры в представлении, для чего необходимо соотносить образцы с теми частями, которые изображены под ними.

Перед первым основным заданием говорится: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь откройте следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». Никаких других дополнительных указаний не дается.

Таблица 1

Правильные ответы к задачам методики «Перцептивное моделирование»

 

Задача № Детали №
1 2,5
2 2,4
3 2,4
4 2,5
5 1,4,5
6 2,4,5
7 1,2,4
8 2,4,5
9 1,2,4,5
10 1,2,4,5
11 1,2,3,5
12 1,2,5,6

 

Институт социальных отношений

 

Наименование факультета (института)

Дата: 2019-04-23, просмотров: 321.