1. | Раздел | Критерии и конкретные примеры формулировок |
2. | С какого времени обучается в данном учреждении, обоснованность выбора данной формы образовательного маршрута | ФИО обучается в данном классе (по программе) с …периода (в случае перевода в систему СКК). |
3. | Успешность овладения программным материалом с указанием внешних причин в случае успеваемости или неуспеваемости (из-за нарушений поведения, частых пропусков, соматической ослабленности, ограниченно го/фрагментарного запаса представлений, знаний об окружающем; нарушений… и т.д.) | Программный материал усваивает полностью, без каких-либо затруднений, о чем свидетельствует принадлежность к хорошистам…) Программный материал усваивает частично (указать, по каким предметам наблюдается неусвоение) Программный материал усваивает с трудом вследствие… Программный материал усваивает удовлетворительно, несмотря на потенциальные возможности учиться лучше… Указать наличие попыток со стороны специалистов рекомендовать иную форму образовательного маршрута (неоднократно вставал вопрос о возможности усвоения данной программы в целом, было рекомендовано обучение по программе … вида, однако…указать причину, по которой учащийся продолжает обучаться в данном классе) |
4. | Особенности учебно-познавательной деятельности | Насколько осознает и принимает учебную задачу (осознает и полностью принимает, осознает, но не всегда принимает – в зависимости от настроения, соматического здоровья, понимает не полностью/частично, только с.. помощью); Способность ее удержать (доводит начатое до конца, стремится частично, теряет цель, соскальзывает на …предыдущее задание на отвлеченную тему, характерны личные привнесения, не удерживает – требуется постоянная помощь, многократная обучающая помощь; постоянная организующая помощь); Построение плана ее решения (может самостоятельно спланировать и организовать свою деятельность, деятельность других; при планировании испытывает затруднения – уточнить какие, при планировании нуждается в помощи – указать какой вид помощи, планирование не осуществляет…); Какими методами, средствами и путем пользуется в процессе практического решения учебных задач (стремиться идти по пути наименьшего сопротивления – отказывается в случае затруднений, подменяет более легкой задачей, старается избежать…, стремится переложить решение на другого…, для достижения желаемого результата использует любые доступные средства, вплоть до …; при решении учебных задач использует рациональные способы, способен/ не способен к выбору из предложенных…) Стратегии решения проблем (при возникновении затруднений активно идет на контакт с педагогом, продуктивно пользуясь его помощью, помощь не всегда эффективна – указать когда и почему, помощь малоэффективна, не эффективна, при возникновении затруднений старается самостоятельно найти решение, не обращаясь за помощью, не принимая ее…); Особенности контрольно-оценочных действий и критичность отношения к ситуации (указывается доминирующий вид контроля - пошаговый/планирующий/итоговый и степень его сформированности – сформирован, частично, сформирован не достаточно, не сформирован, отсутствует, присутствует эпизодически (расшифровка примерами), самостоятельности – отношение к результату деятельности – указать особенности реагирования на различный результат, умение находить и исправлять ошибки, если есть периодичность повторения ошибок в случае исправления, степень адекватности поведенческих реакций с приведением конкретных примеров) |
5. | Расшифровка особенностей овладения учебными знаниями, умениями, навыками | Указать, какие затруднения испытывает, по каким видам учебной деятельности: При восприятии учебного материала…при письме по слуху…, при списывании пользуется приемами…, понимание смысла прочитанного, арифметических задач, счетные операции, вычислительные, измерительные умения… Степень осмысленности материала (не осознает, осознает частично – указать конкретно, знания поверхностны, неустойчивы), способность к переносу в иные условия (самостоятельно переносит в новые условия, действует по аналогии, испытывает затруднения при …) и применению на практике (самостоятельно, с помощью – какой вид помощи) |
6. | Особенности познавательных процессов (выше перечисленные особенности обусловлены …) | Познавательные процессы можно охарактеризовать следующим образом: Общая характеристика внимания (степень произвольности, объем, устойчивость, распределяемость, переключаемость – наибольшие затруднения испытывает при …). При необходимости указываются средства привлечения и поддержания внимания; Работоспособность (низкая, средняя, неустойчивая, высокая) и утомляемость (быстрая, указать объем заданий, выполняемых за урок); Характеристика особенностей восприятия (объем, активность, полнота, скорость, сформированность сенсорных эталонов, особенности пространственной ориентировки, доминирующей модальности для переработки информации); Особенности мнестической деятельности с указанием доминирующего типа памяти (механическая, наглядно-образная, ассоциативная, словесно-логическая, кратковременная или долговременная, модальность) и характера процесса запоминания (продуктивный, непродуктивный), какой мнестический процесс доминирует (забывания, устойчивость); Особенности мыслительной деятельности (преобладающий тип мышления, активность, инактивность, степень развития процессов…, умения устанавливать причинно-следственные связи, особенности формирования и оперирования понятиями); Речевая деятельность |
7. | Особенности ЭВС и личностные особенности | Характеристика эмоциональной сферы (степень проявления эмоций, богатство или бедность проявлений, яркость, раздражительность, наличие агрессивных, дисфорических расстройств, эйфории, акцентуаций, уравновешенность или лабильность с указанием доминирующего настроения и в чем выражается, наличие аффектов – причин, клинической картины с приведением конкретных примеров); Уровень и особенности самооценки; При наличии поведенческих реакции отметить их характер и степень частоты, адекватности проявлений, социальный характер (асоциальность, преднамеренность, спонтанность, без видимых причин, как ответная реакция на замечания, на результат, на проблемную ситуацию, на раздражитель…). Особенности волевой регуляции психической деятельности (способен к волевым усилиям, не способен к волевым усилиям, ведомый, критичный к поступкам, наличие контроля за своими поступками, способы преодоления трудности); Черты характера, и каким образом они влияют на учебную деятельность, основные нравственные качества, система интересов, склонностей, их устойчивость… с приведением конкретных примеров |
8. | Роль «ученика» | Степень усвоенности и принятия: усвоена полностью и принимается, знает, но не принимает, сформирована частично, знает, но не всегда принимает, не сформирована Учебная мотивация: сформирована, на сформирована, частично, преобладание мотивов (игровых, учебных, профессиональных, асоциальных, личных, витальных потребностей, по типу здесь и сейчас, руководствуется сиюминутными желаниями), наличие и стойкость, активность степень внешнего проявления. Соблюдение требований к учащемуся, выполнение своих обязанностей во время уроков, во внеурочное время (соблюдение режимных моментов, подчинение дисциплинарным требованиям). |
9. | Особенности общения и пребывания в условиях коллектива | Коммуникативные навыки (особенности установления контактов со знакомыми, незнакомыми, социально значимыми и поддержания, удержания этих контактов), глубина контактов (поверхностная, мотив установления, зависимость от личных целей, потребностей); Отношения со сверстниками и позиция в детском коллективе: ровные степень конфликтности (наличие конфликтности, агрессивности, комформизма), социальная позиция в коллективе сверстников (лидер, антилидер, аутсайдер, предпочитает одиночество, занимает обособленное положение), указать стремление к выполнению социальных ролей (в чем выражается стремление к лидерству, его отсутствие, довольствуется второстепенными ролями исполнитель, какими средствами для достижения пользуется). Возрастные предпочтения (предпочитает играть с детьми более младшего возраста – почему, предпочитает более старших детей, сверстников – указать стиль общения с ними). При наличии указать демонстративность, яркость поведенческих реакций, психопатоподобные проявления, аффективные вспышки и их частоту. Отношения со взрослыми (характер, соблюдение дистанции, соскальзывание на роль друга, ответные реакции на замечания, обращения, характер контактов, наличие навязчивости в общении). Выводы о возможности и целесообразности нахождения в коллективе, социальный прогноз |
10. | Рекомендации по организации коррекционно-образовательного маршрута. |
Методика № 1. Тест «Несуществующее животное» (для младших школьников)
Этот тест можно использовать при работе с детьми 7 лет и старше.
Инструкция. Нарисуй несуществующее животное, то тесть такое, которого нет в реальной жизни.
Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш, а детям 7 лет можно предложить цветные карандаши или фломастеры, детальнее разъяснить понятие «несуществующее животное». Так, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках. Как и при проведении других личностных тестов, взрослый после начала работы не вмешивается в ее процесс. После того как ребенок закончит рисовать, можно попросить его ответить на следующие вопросы: «Как зовут это животное?» «С кем оно живет?» «С кем дружит?» «Чем питается?»
Ответы детей фиксируют.
Анализ результатов. Прежде всего, нужно обратить внимание на размер нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги – с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней трети – о заниженных. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о его собственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.
Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданны. Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ребенка, то есть о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не становятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающего любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, чего они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успех в какой-то деятельности.
О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Дети – авторы таких рисунков нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи, например на то, как хорошо они что-то нарисовали или склеили, если они не очень успешны в учебе или в спортивных упражнениях. Такое поощрение необходимо для того чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что у него есть много положительных качеств, что он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, где от них требуют больших успехов во всех видах деятельности и послушания, что с трудом дается детям и приводит к занижению их самооценки.
Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его притязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На рисунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может располагаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура – в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, на чьих руках небольшая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) скрывают за нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется «агрессией от тревоги», весьма распространен как у детей, так и у взрослых, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. Об этом поведении сложилась известная поговорка: лучший метод защиты – нападение. Такой тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. Дети боятся, что мама или папа не будет их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Это и порождает их демонстративное притязание на высокую оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.
Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и в своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не занимаются, их не любят, часто наказывают.
При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смотрящая влево, может свидетельствовать об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.
Большое значение имеет и преобладание в рисунке горизонтальных и вертикальных линий. Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности, а по вертикали – наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.
Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., как и ответы детей, что их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии – и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству, и защитной, появляющейся в результате тревоги. Поэтому важно анализировать рисунок в целом, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.
Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.
Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п. говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круглых, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторонних людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или группе сверстников. При этом очень важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, где ребенку хотелось бы оказаться – в прошлом или в будущем. Изображение ребенком антенн, проводов, биноклей и других подобных атрибутов часто связано с его интересом к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.
Методика № 2. Детский модифицированный личностный опросник Р. Кеттела (для всех возрастов)
Цель: выявление структуры школьной дезадаптации методом оценки личностных характеристик ребенка.
Задача: оценить степень выраженности различных личностных свойств и дать качественную характеристику особенностей формирования личности.
Материал: вопросник включает 12 факторов или шкал, отражающих характеристики личности:
1. замкнутость – открытость;
2. низкий – высокий интеллект;
3. неуверенность – уверенность;
4. эмоциональная возбудимость – умение управлять эмоциями;
5. подчинённость – независимость;
6. беспечность – благоразумие;
7. недобросовестность – добросовестность;
8.робость - смелость;
9. мечтательность – практичность;
10.пессимизм – оптимизм;
11. низкий – высокий самоконтроль; нервное напряжение – спокойствие (См. таблицу).
Инструкция: Экспериментатор – студент, основываясь на собственных наблюдениях и результатах бесед с педагогами и родителями, оценивает определённым количеством баллов и положительные, и отрицательные качества (в средней колонке таблицы). Необходимо оценить степень выраженности различных личностных свойств ребёнка по шкале с минимальным значением в 1 балл, максимальным в 10 баллов, средним значением в 5,5 балла.
Отрицательные качества | Оценки (в баллах) Отриц. Положит. | Положительные качества |
1.Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный. | Открытый, доброжелательный, общительный, участливый. | |
2.Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик. | Высокая степень сформированности интеллектуальных функции, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний. | |
3. Неуверенный в себе, - ранимый, неустойчивый. | Уверенный в себе, спокойный, стабильный. | |
4.Нетерпеливый, реактивный, легковозбудимый. | +Неторопливый, сдержанный, флегматичный. | |
5.Послушный, зависимый, уступчивый. | Доминирующий, независимый, напористый. | |
6.Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый. | Благоразумный, рассудительный, серьезный. | |
7.Недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный. | Добросовестный, исполнительный, ответственный. | |
8.Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе. | Социально смелый, непринужденный, решительный. | |
9.Чувствительный, нежный, зависимый от других. | Реалистичный, практичный, полагающийся на себя. | |
10.Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений. | Безмятежный, спокойный, оптимистичный. | |
11. Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов | Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов. | |
12.Напряженный, раздражительный, фрустрированный. | Расслаб ленный, спокойный, невозмутимый. |
Обработка результатов: в данном исследовании мы можем дать качественную характеристику особенностей формирования личности у ребенка в соответствии с выделенными типами формирования личности (гармоничный, доминирующий, чувствительный, конформный, тревожный, интравертированный, инфантильный).
Процедура подсчёта. Вначале анализируются положительные качества, затем – отрицательные. Все балльные значения анализируются по следующему принципу: 1-3 балла – низкий уровень; 4–7 баллов – средний; 8 – 10 баллов – высокий. При анализе проблем ребёнка те характеристики, которые набрали среднее количество баллов, в расчёт не берутся. Исследователь обращает внимание только на два крайних полюса развития личностных черт: высокий и низкий. Затем проводится анализ, насколько предпочтительны (положительные они или отрицательные, проблемные) качества, по которым набрано максимальное и минимальное количество баллов. Соответственно, положительные черты с минимальным количеством баллов и отрицательные с высоким – и являются проблемными областями в развитии личности ребёнка.
Тип формирования личности обусловливает избирательную чувствительность к различным патогенным воздействиям и определяет эффективность адаптации к окружающей среде. Поэтому очень важно учитывать результаты данной методики при составлении программы психологической помощи.
Методика № 3. Экспресс – тест проективных рисунков (для всех возрастов)
Цель: выявление скрытых проблем в развитии личности ребёнка.
Процедура проведения: экспериментатор заранее готовит карточки для рисования размером примерно 10 на 7 см. по количеству тем, подписывает сверху темы некрупными буквами. Затем выдаёт испытуемому все карточки, но только после инструкции. «Прочитай название твоего рисунка и попробуй быстро его нарисовать. Я буду следить за временем».
Рисовать испытуемый должен либо ручкой, либо карандашом. Важны не художественные способности, а суть, поэтому важно, чтобы время на рисунок было небольшим (около 2- минут). За этим следит экспериментатор, стараясь не смущать ребёнка в процессе рисования (сидит в стороне, делая указания об окончании очередного рисунка). Испытуемый может брать карточки для рисования в произвольном порядке, но обязательно должен прочесть тему рисунка. Если тема непонятна, экспериментатор объясняет её значение. Скорость рисования очень важна для обеспечения свободы бессознательного.
Анализ рисунков - самая сложная часть методики. Экспериментатор откладывает в сторону рисунки типичные, не вызывающие тревоги, и обращает внимание на агрессивные, проблемные, свидетельствующие о душевном состоянии ребёнка. Именно они служат дополнительным источников в выявлении проблем ребёнка. По самым сложным и непонятным рисунком проводится беседа для подтверждения или опровержения предварительных выводов экспериментатора.
Методика является проективной, не совсем точной, однако позволяет получить интересные дополнительные сведения, которые недоступны другим способам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Задания по изучению
экологического образования детей
Задание 1. Диагностика состояния экологической культуры у детей 7 лет
Цель диагностики - выявить степень выраженности внешнего реального проявления экологической культуры; уровень экологических представлений у детей младшего школьного возраста.
Методика включает в себя: беседы по вопросам с использованием иллюстраций и элементов дидактической игры.
Цель ниже приведенных бесед - выявить у младших школьников:
- особенности экологических представлений о природе и, в частности, о природе Калужской области;
- умение прослеживать некоторые взаимосвязи в природе и место человека в ней;
- оценочные суждения позитивного и негативного воздействия человека на мир природы;
- степень выраженности внешнего реального проявления экологической культуры.
Детям предлагается набор иллюстраций с объектами растительного и животного мира Калужской области.
Задание №1
Детям предлагается набор иллюстраций с объектами растительного и животного мира.
Задание 1. Выбери карточки, на которых изображены растения.
Задание 2. Сгруппируй эти растения по каким-либо важным признакам.
Вопросы:
1. Назови растения, которые ты знаешь? Где они растут?
1. Какую роль играют растения в жизни человека?
2. Какие растения растут рядом с твоим домом?
3. Какие растения ты встречал в нашей местности?
4. Есть ли среди них лекарственные, назови их?
Задание №2
Дети продолжают работать с набором иллюстраций животных.
Вопросы:
I. Каким одним словом можно назвать всех тех, кто изображен на картинках?
II. Каких животных нашей Калужской области ты знаешь (млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы)?
III. Где живут эти животные?
IV. Чем питаются данные животные?
V. Каких птиц, постоянно живущих рядом с нами, ты знаешь?
VI. Зачем нужны животные человеку?
VII. Каких животных Калужской области ты знаешь?
Задание №3
Детям предлагается набор иллюстраций с изображениями позитивных и негативных воздействий человека на природу (5-6 картинок).
Задание: Сгруппировать иллюстрации, на которых человек делает добрые дела для природы и где совершает плохие поступки в отношении к природе. Объяснить, почему нельзя так поступать?
Задание №4
Вопросы детям:
1. Что ты знаешь о Красной книге?
2) Каких животных или растения, занесенных в Красную книгу,
ты знаешь?
3) Как необходимо относится к растениям и животным, чтобы они не попали в красную книгу?
4) Что, значит, быть «другом природы»?
Задание №5
Детям предлагаются иллюстрации экосистем: луг, лес, водоем и картинки различных растений и животных.
Задание: Разместить растения и животных в местах своего естественного обитания. При этом необходимо мотивировать свое решение.
Для удобства анализа ответы дошкольников объединить в следующие группы: правильный, приближенный к правильному, неправильный, отсутствие ответа.
Для анализа ответы дошкольников были сгруппированы следующим образом:
- правильный ответ: ребенок знает растения и животных Калужской области, умеет классифицировать и группировать их по каким-либо важным признакам; знает чем питаются животные, какую пользу приносят человеку растения и животные; умеет размещать растения и животных в местах естественного обитания, при этом мотивирует свой ответ; умеет группировать иллюстрации с негативными и позитивными воздействиями человека на природу, аргументируя свой ответ.
- приближенный к правильному: допускает неточности при определении растений и животных своего края и размещении их в местах естественного обитания; умеет классифицировать растения и животных, но не всегда правильно их группирует по каким-либо важным признакам; имеет поверхностные представления о пользе растений и роли, животных в жизни человека; затрудняется в группировке иллюстраций с негативными и позитивными воздействиями на природу.
- неправильный - не сформированы представления о растениях и животных своего края и умения их классифицировать и группировать по каким-либо важным признакам; отсутствуют представлений о пользе растений и роли, животных в жизни человека и умения группировать иллюстрации с негативными и позитивными воздействиями на природу.
- нет ответа - отсутствие реакции на вопрос, ребенок отказывается отвечать, молчит.
Результаты ответов заносятся в таблицу.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 296.