Вопрос 1. Сущность социально-психологических феноменов поведения личности в группе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»:

· статусно-ролевые отношения;

· профессионально-квалификационные характеристики;

· половозрастной состав.

Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицатель­ные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Оказывает­ся, их источники можно найти, если рассмотреть схему ро­левого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом.

Все начинается с необходимости выполнения социальной роли.

Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Критерии ожидания могут быть разными в разных группах: одни ждут демокра­тического или даже либерального руководителя (особенно в творческих и научных группах), другие — более строгого и авторитарного (в производственных группах). Далее роль передается человеку, и очень важным становится фактор его личности и индивидуальности. Человек должен как бы по­нять, чего от него хотят, и какие требования к нему предъяв­ляют. Без понимания своей роли и основных функций очень трудно справиться со своей ролью. Часто на это не обраща­ют внимания, а при возникновении конфликта оказывает­ся, что человек даже не понял, чего от него ждут. Некото­рые люди сознательно принимают на себя ту или иную роль, заранее понимая, что они не будут делать того, чего от них ждут, но надеются, что «авось пронесет».

После того как человек понял роль, он должен ее принять или отклонить как не соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям.

Принятие роли сопровождается процессом обучения но­вым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли — очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения. Надо дать время человеку на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль. Это применимо не только к деловым отношениям, но и к личным.

Следующий этап в системе ролевого поведения — испол­нение роли — имеет две стороны: поведение человека, испол­няющего роль, и оценка окружающих. Последняя произво­дится как самим человеком, в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положе­ние по отношению к оцениваемому, как говорят: сверху (на­чальником), сбоку (сотрудниками) и снизу (подчиненны­ми). Когда составляют специальные экспертные анкеты, то обычно используют эти три типа оценки. Часто бывает, что самооценка и оценки другими людьми очень расходятся, поэтому рекомендуется иметь все время как бы обратную связь, т. е. интересоваться, особенно руководителю, что о нем думают «сверху, сбоку и снизу», и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

Второй «кит» в социальной структуре группы — профес­сионально-квалификационные характеристики. В них вклю­чаются образование, профессия и уровень квалификации членов группы. Эта важная составляющая говорит об ин­теллектуальном, профессиональном потенциале группы.

Третий «кит» — половозрастной состав группы. Для руко­водителя понимание особенностей этой составляющей очень важно с психологической точки зрения, ибо каждый возрастной период имеет свои психологические особенно­сти, которые нельзя не учитывать руководителю. Кроме того, при формировании группы должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и перио­ду профессиональной деятельности.

Особенности женской и мужской психологии также на­кладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимо­отношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестки, рациональны, но и ригидны, т. е. инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.

До сих пор мы говорили о социальной структуре груп­пы, которая формируется официально. Но в любой группе, независимо от нашего желания и желания руководства, складывается невидимая на первый взгляд внутренняя соци­ально-психологическая структура.

В группе собираются люди, каждый из которых облада­ет индивидуальностью, имеет присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир сво­их ценностей и интересов. И вот эти индивидуальности зна­комятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга.

Психологи А.А. Бодалев, В.Н. Панферов специально изу­чали в экспериментальных условиях, что производит наибо­лее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается человеку, — это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости.

После прически мы обращаем внимание на глаза чело­века, которые, как известно, зеркало души.

Глаза могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колю­чими. Они как бы настраивают другого человека на опре­деленный лад: доверительный, настороженный, агрессив­ный.

И, конечно же, улыбка человека нас очень привлекает, особенно если она добрая и приветливая, а не злая и натя­нутая. Не зря известный американский специалист по об­щению Дейл Карнеги в качестве первой заповеди хороше­го общения провозгласил: если хотите понравиться человеку — улыбайтесь, учитесь улыбаться, делайте специ­альные упражнения перед зеркалом.

В целом выражение лица формируется мимикой, кото­рая у одних людей очень динамичная, разнообразная, а у других бедная, от чего создается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытости.

Каждого человека отличают также определенная мане­ра поведения, жесты, походка, движения тела.

А дальше мы уже присматриваемся к личностным каче­ствам. Кто он? Что из себя представляет? Можно ли доверить­ся этому человеку? И тут в ход, как правило, идут сложивши­еся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, житейские представления, сформированные у каждого чело­века, и, конечно, уровень психологической культуры в части умения воспринимать и оценивать другого.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 201.