Для понимания комплексного феномена лидерства необходим учет различных типов переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в каждый конкретный момент времени.
Такими переменными являются:
1. Личность лидера, его происхождение, процесс социализации и способы выдвижения.
2. Характеристики последователей.
3. Отношения между лидером и последователями.
4. Контекст, в котором лидерство имеет место.
5. Результат взаимодействия между лидером и последователями в определенных ситуациях.
Личность лидера
Личность в системе управления означает наличие комплекса качеств, которые менеджер может развивать, если собирается стать настоящим лидером коллектива. Большинство из них стали бы более успешными в случае последовательного, добросовестного совершенствования своих лидерских и личностных качеств. Наиболее важными личностными характеристиками в этом отношении являются:
· личностные черты лидера;
· представления лидера о себе самом;
· потребности и мотивы, влияющие на поведение (потребность во власти, потребность в контроле над событиями и людьми, потребность в достижении);
· стиль принятия решений (под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы принятия решения);
· стиль межличностных отношений;
· устойчивость к стрессу (является неотъемлемой характеристикой лидера. Если человек не стрессоустойчив, то он лидером не может стать по определению, поскольку лидерская позиция предполагает более высокие, по отношению к последователям, психологические нагрузки).
Характеристики последователей
Лидерство, действительно, предполагает определенный характер ближайшего окружения. Привлекательными для окружения выступают:
· престижность места,
· возможность карьеры,
· признание в коллективе и вне его, в сферах власти и управления, в обществе и в стране.
Но важно, чтобы все это было при высокой профессиональной компетентности. Последователи должны иметь ясное представление об общем состоянии дел, которыми они занимаются под руководством лидера, о своей роли, обязанностях в группе. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам.
Отношения лидера и его коллектива — важный аспект лидерской организации власти. Лидер должен уметь разумно, обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста, использовать их способности и возможности. Успешные лидеры создают в своем окружении «мозговой центр» — совет наиболее квалифицированных экспертов по важнейшим проблемам групповой деятельности.
Контекст, в котором лидерство имеет место, также важен для понимания сущности лидерства. Психологами были разработаны «ситуативные теории лидерства», в соответствии с которыми появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств.
Ситуация требует от лидера действий по сплоченности коллектива и координации работы его членов, определение совместимости отдельных работников, мотивации их деятельности в данном направлении. Но ситуации могут быть разными, также как и разными бывают группы и их лидеры.
Результат взаимодействия между лидером и последователями в определенных ситуациях Успех лидера возможен при осуществлении ряда функций:
Конструктивная функция — выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства группы.
Организационная функция включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование процессов и действий.
Координационная функция — согласование действий организации, партнеров, институтов власти, различных учреждений, персонала и общества в целом.
Интегративная функция — сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.
Лидер в различных ситуациях должен уметь принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 204.