Выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) структуру коллектива.
Формальная структура определяется технологическим разделением труда, официальными правами и обязанностями членов коллектива. В соответствии с ними каждый работник, реализуя свои функции, взаимодействует с остальными членами коллектива предписанным ему образом. Такое предписание может быть в виде административно-правовых актов, официальных должностных инструкций, приказов, других нормативных документов. Неформальная структура представляет собой спонтанно сложившуюся совокупность реальных отношений между членами данного коллектива. Обычно в основе появления таких отношений лежат психологические факторы - потребность в общении, сходство интересов, симпатии и антипатии, склонности к доминированию и другие. При этом из рассмотрения не исключаются также некоторые формальные предпосылки, которые облегчают людям вступление в неофициальные контакты.
Основным средством выявления неформальной структуры коллектива является метод социометрии. С его помощью, в частности, определяется социометрический статус каждого работника по числу выборов, полученных им в результате опроса остальных членов коллектива о их межличностных предпочтениях. По направленности этих выборов (положительные или отрицательные) и их количеству устанавливаются лидеры (предпочитаемые), отвергаемые и изолированные члены коллектива вместе образующие его неформальную структуру.
Такая неоднородность структуры коллектива, в свою очередь, выступает предпосылкой существования различных критериев эффективности функционирования трудового коллектива - продуктивности его деятельности и удовлетворенности содержанием и условиями труда его членов. Соответственно по ним оценивается эффективность управления.
Удовлетворенность трудом можно рассматривать как итоговый показатель субъективного отношения работника к труду. В частности, это отношение включает удовлетворенность специальностью, должностью, возможностями должностного роста, проявления инициативы и творческих способностей в работе, содержанием работы, стилем взаимоотношений с коллегами и руководителями. Взаимоотношения с другими членами коллектива очень часто оказываются главным определителем чувства удовлетворенности человека своей трудовой деятельностью.
Для обеспечения обоснованного и системного управления коллективной деятельностью важное значение приобретает задача выявления взаимосвязей показателей эффективности трудового коллектива, возможностей использования интегральных критериев.
Проводимые исследования чаще выявляют положительные взаимосвязи удовлетворенности и продуктивности работников.
Социально-психологический климат — это складывающаяся в трудовом коллективе эмоциональная атмосфера, комфортная или дискомфортная для его членов. Социально-психологический климат - отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого - объективной жизнедеятельности коллектива.
Понятно, что на состояние психологического климата в трудовом коллективе оказывает влияние общая обстановка в обществе, характер общественных отношений. Также оказывают влияние особенности данной сферы трудовой деятельности, особенности реализуемых в ней управленческих процессов, особенности связей с другими трудовыми коллективами и т.п. Другую важную группу факторов, формирующих психологический климат, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе.
К таким факторам относится характер официальных организационных связей между членами трудового коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Большое влияние на социально- психологический климат оказывает его неофициальная организационная структура. Неформальные контакты на работе и вне ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют более комфортный климат, чем недоброжелательные отношения, выражающиеся в ссорах и конфликтах. Характер руководства коллективом также воздействует на его социально-психологический климат. В большей степени социально-психологический климат обуславливается уровнем психологической совместимости членов коллектива, то есть их субъективной удовлетворенностью друг другом, основанной на оптимальном сочетании психологических характеристик.
Сплоченность коллектива рассматривается как мера единения его членов, вызванного осознанием ими общности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.
Имеются многочисленные данные, показывающие, что продуктивность трудового коллектива определяется степенью единства его формальной и неформальной структур. Поэтому, гармонизацию официальной и неофициальной организации коллектива можно считать основополагающим направлением социально-психологического обеспечения эффективного управления.
Важное значение при обеспечении текущей деятельности приобретает также проблема предотвращения и разрешения межличностных конфликтов в трудовых коллективах.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 181.