Вопрос 3. Психологические ошибки руководителя в оценке деятельности подчиненных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приведем примеры нескольких искажений.

Эффект «ореола» — влияние общего впечатления о чело­веке на восприятие и оценку частных свойств его личнос­ти. Если в группе или у руководителя сложилось мнение о человеке, что он очень хороший, то его плохой поступок расценивается как случайность. И, наоборот, если все счи­тают человека плохим, то хороший поступок этого челове­ка также оценивается как случайность. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает ус­ловия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в данной группе, ибо хоро­шее не замечается, а плохое утрируется.

Эффект «последовательности» — на суждение о челове­ке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявлен­ные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет навре­дить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не лроверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. Оправдываться и доказывать, что все было не так, на таком неблагоприятном фоне значи­тельно труднее и бесперспективнее.

Очень распространенным является эффект «авансирования» — человеку приписывают несуществующие положи­тельные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.

Еще один эффект — «проецирование на других людей соб­ственных свойств» — вызывает ожидание соответствующе­го поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точ­ку зрения другого человека.

Фундаментальная ошибка атрибуции (недооценка влияния внешних факторов воздействия) принимает угрожающие размеры, когда это затрагивает наши личные интересы.

Эта ошибка становится настолько непреодолимой, что даже когда люди знают, что именно является причиной того или иного пове­дения человека, они все равно недооценивают влияние внешних факторов воздействия. Если люди продиктовали свое мнение, кото­рое затем должен выразить кто-то другой, они склонны потом пола­гать, что этот человек действительно придерживается того же мне­ния. Если людей просят во время интервью попытаться возвеличить или умалить себя, то они очень хорошо осознают, почему так поступает. Но они не осознают своего влияния на другого человека.

Мы склонны оценивать людей по их поведению. Наблюдая за тем, как Золушка съеживается под гне­том давящей атмосферы своего дома, люди заключают, что она чересчур уж покорна; меж тем, танцуя с ней на балу, принц видит перед собой хорошо воспитанную обаятельную девушку.

Пытаясь объяснить поведение других людей, мы совершаем фундаментальную ошибку атрибуции.

Свое собственное поведение мы часто объясняем, ссылаясь на внешние обстоятельства, вместе с тем других людей считаем полностью ответственными за их поступки.

В отношении себя мы обычно используем глаголы, которые описывают наши действия и реакции («Меня раздражает, когда…»). В отношении других мы чаще описываем, что это за человек («Он отвратительный тип»).

Вопрос 4. Виды установок.

К особым видам установок относятся:

1. Аттракция.

2. Конформизм.

3. Негативизм.

4. Ригидность.

5. Коллективизм.

6. Фрустрация.

Аттракция – (притяжение, тяготение). Является элементом мотивационно-потребностной сферы, характеризующейся позитивной установкой индивида на другого человека. Обуславливает интерес людей друг к другу. На основе аттракции индивид вовлекается в совместную деятельность с другими людьми. Является обязательной предпосылкой адекватного психического развития. Аттракция измеряется при помощи опросника «Шкала межличностных оценок».

Конформизм. Конформность – подобный, сходный. Склонность к поведению, основанному на пассивном следовании тем образцам, которые задаются социальной, чаше всего, малой группой. Характеризуется отсутствием собственной позиции и некритическим принятием индивидом поведенческих моделей, жизненных стилей, мнений, оценок и ми­ровоззрения в целом, которые существуют в той группе, с ко­торой он себя идентифициру­ет. В качестве личностной особенности проявляется как следование тем стереотипам, которые ситуативно задаются в рамках конкретного группо­вого взаимодействия (при групповом давлении).

Факторы, способствующие фор­мированию конформного поведения:

· опасения быть признанным некомпетентным;

· единогла­сие группы;

· привлекательность группы;

· количество участников группы (более трех);

· отсутствие личностной позиции в отно­шении рассматриваемого группой вопроса и др.

Негативизм - от лат. negatio — отрицание.

Характеристика личности, проявляющаяся в нежелании подвергаться воздействиям других людей и связанная с отри­цательным к ним отношением, а не с логикой реализации соб­ственных задач.

Негативизм может выражаться, как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении дей­ствий, противоположных требуемым. Он обусловлен, прежде всего, действием психологической защиты в ответ на воздей­ствия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта.

Ригидность – (от лат. жесткий, твердый) неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.

Фрустрация - (от лат. — обман, тщетное ожи­дание). Негативное психическое состояние, обусловленное не­возможностью удовлетворения тех или иных потребностей.

По определению Н. Д. Левитова, фрустрация — это состояние че­ловека, выражающееся в характерных особенностях пережи­ваний и поведения и вызываемое непреодолимыми трудностя­ми, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, в отчаянии.

В качестве поведен­ческих ответов на фрустрацию возможны:

· толерантность (в форме или спокойствия и рассудительности, готовности принять случившееся как жизненный урок, или напряжения, сдерживания нежелательных импульсивных реакций, или бра­вирования с подчеркнутым равнодушием, за которым скрыва­ется озлобление или уныние);

· агрессия (в форме драчливости, грубости, задиристости, недоброжелательности и озлобленно­сти);

· фиксация (в форме или стереотипных действий ради про­должения прежней деятельности, или прикованности к источнику фрустрации, который поглощает все внимание);

· регрессия (в форме возвраще­ния к более примитивным, нередко инфантильным фор­мам поведения);

· эмоциональ­ность.

Эффективность дея­тельности при этом суще­ственно снижается, возможен полный отказ от нее.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 203.