Задача и проблема как форма развития теоритического знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическое знание — это совокупность высказываний об идеализированных объектах, являющихся продуктами конструк­тивной, творческой деятельности мышления. Тео­ретическое знание отражает явления и процессы со стороны их уни­версальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с по­мощью рациональной обработки данных эмпирического уровня. Основными формами развития теорет. знания являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа.

Задача — это уровень познавательной ситуации для конкретного субъекта, который характеризуется его движением (достижением) к цели в соответствии с определенным алгоритмом или на основе освоенного им умения, требующего корректировки в соответствии с условиями и ситуацией.

Виды и типы задач обусловлены искомым, предопределяющим общую характеристику познавательных ситуаций. Искомое всегда характеризуется как определенной мерой обобщения, так и различными аспектами (признаками) интересующего нас объекта, отраженными в нем. В их качестве могут выступать: 1) основные закономерности существования и развития рассматриваемых социальных явлений и процессов, их виды и типы; 2) средства, инструментарий, используемые в этих социальных процессах и явлениях их субъектами для достижения своих целей; 3) пути, способы, условия, формы, приемы, применяемые субъектами для реализации своих интересов.

Они и определяют три основных типа познавательных ситуаций, которые обусловлены содержанием общественных отношений, общественной практикой, в том числе и судебной.

Первый тип познавательных ситуаций — это ситуации, которые включают в качестве искомого закономерности существования социальных образований, социальных явлений и процессов в какой-то стране. Характерным для данного типа познавательных ситуаций является то, что искомое и есть сущность социального образования, социальной ситуации. Знание сущности социальных явлений и процессов в интересующей нас области, сфере жизнедеятельности имеет определенную цель. Эти знания позволят нам предвидеть и даже прогнозировать характер и содержание воздействия этих ситуаций на наше общество, на человека. Результаты разрешения данного типа познавательных ситуаций служат основой для выработки прогноза, ожидаемого изменения в поведении конкретных людей, социальных групп.

Второй тип познавательных ситуаций — это ситуации, в которых на основе заранее известной цели необходимо определить средства достижения этой цели. Характерным для искомого в данном типе познавательных ситуаций является определенность граничных условий и неопределенность оптимальных преобразований: от начальной до конечной ситуации. Например, никто не будет отрицать и тем более исключать необходимость разрешения социальных конфликтов мирным путем. Это так называемая определенность граничных условий. Но всегда ли разрешение конфликтов мирным путем является оптимальным и эффективным способом достижения цели? Ответить на это однозначно вряд ли кто сможет. Вот это и есть неопределенность преобразований, которая наличествует в социальных сообществах, социальных ситуациях.

Третьим типом познавательных ситуаций являются ситуации, в которых искомым выступают пути, способы, условия, формы и приемы достижения целей и решения задач в конкретных социальных ситуациях, в рамках реальных социальных явлений и процессов. Результатом познания в данном случае выступает «инструмент» действий субъектов, которые живут и преобразуют существующие социальные процессы и явления, ситуации. Конечно, многие задумывались раньше и задумываются сейчас над формулировкой общего определения и использованием алгоритма для решения задач различного вида и типа, определения, под которое подпадали бы не только известные алгоритмы, но и те, которые могут появиться в будущем. Если бы была решена данная задумка, то у человечества исчезли бы многие трудности в его познавательно-преобразовательной деятельности.

Проблема

Проблема — это уровень познавательной ситуации для конкретного субъекта, который характеризуется ее разрешением и движением (достижением) к цели в соответствии с определенной гипотезой или версией, или на основе метода проб и ошибок, обусловленного возможностями познающего, сложившимися условиями и субъективными факторами.

Классифицировать проблемы можно по способам возникновения проблемы можно подразделять на риторические и классические. К риторическим относятся проблемы, ответ на которые сам собою разумеется. Эти проблемы могут быть названы также проблемами головоломки, поскольку у них есть черты, общие со всякого рода головоломками.

Лучшие примеры такого рода проблем — различные кроссворды, ребусы, задания на составление фигур из имеющихся элементов и т.д. Их характерным признаком является то, что они сформулированы кем-то, а не самим исследователем и являются в принципе разрешаемыми. Более того, круг поиска их разрешения ограничен, а основные направления поиска с определенностью просчитываются. От исследователя требуется соответствующая проблеме изобретательность ума, настойчивость и меньше всего — оригинальность мышления, творчество, значимое расширение интеллекта.

К классическим проблемам можно отнести такие, которые возникают перед исследователем в процессе познания им внутренних связей в явлениях и процессах, происходящих в природе, обществе или человеческом мышлении. Это подлинно творческие проблемы, они формулируются и разрешаются самим познающим.

Формулировка проблемы включает, как правило, следующие элементы:

1) совокупность утверждений (описание исходного знания, того, что известно исследователю);

2) установку, мотив, отраженные в вопросе, на поиск искомого, находящегося за пределами интеллекта познающего;

3) совокупность предположений, вероятностных суждений в форме гипотез или версий, указывающих на то, как разрешить познавательную ситуацию конкретному исследователю.

Подобно тому, как бабочка появляется на свет, только пройдя стадию гусеницы, так и разрешение проблемы осуществляется через стадию формулирования гипотез или версий.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 321.