Величайший художник П. Пикассо говорил: «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». И действительно, с ним нельзя не согласиться, задача учителя, разбудить этого «внутреннего» художника. Абсолютно все дети, независимо от посещения кружков, расположены к рисованию, главное поддерживать этот навык, дать ребенку поле для его реализации.
В ходе проведения занятий по пейзажу преподаватель должен обратить внимание учеников на то, что нужно уметь воспринимать образ изображаемой природы эмоционально, пропуская через карту своих ценностей, уметь выделить главное, передать плановость, определяя изменение цвета и степень детализации в зависимости от того на каком расстоянии друг от друга и от зрителя находятся элементы пейзажа. В связи с обилием задач, которые возникают при выполнении пейзажного рисунка, следует отметить важность систематизации обучения и углубленного изучения пейзажного жанра на уроках изобразительного искусства.
Обучение рисованию пейзажа позволяет учащимся наиболее полно овладеть основными художественно-изобразительными навыками. На первых занятиях педагог знакомит учащихся с самим жанром «пейзажа», его видами, основными характеристиками, ключевыми особенностями и конечно с историей жанра. Также на первом занятии учитель проводит демонстрацию репродукций. В ходе ознакомительного занятия урока главная задача учителя – привлечь внимание класса, вызвать эмоции и чувства к пейзажу, помочь, по возможности, каждому найти что-то, что не оставило бы равнодушным к этому жанру. Задача учителя развивать интерес к познанию искусства, желание любоваться природой, осмыслять свое впечатление от увиденного. Еще одна важная задача накопление опыта художественно-образного видения, развития наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. Учащиеся должны понять, что художественная картина, есть отражение реальной жизни, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания, используя при этом особый язык – средства выразительности живописи. Тем самым готовится почва для проведения практического занятия и выполнения непосредственно рисунка «пейзажа».
На следующем этапе учитель объясняет, как построить композицию картины, от чего зависит выбор формата, горизонтального или вертикального, как правильно передать плановость, выбрать центр композиции. Наиболее характерные и часто встречающиеся композиционные закономерности – это целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в построении произведения, его конструкции. Симметрия, в равновесии частей картины. Ритм, в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, равновесие частей картины, ритм передает движение. Линейную перспективу характеризуют три составляющие: горизонт, точка наблюдения, точка схода. Линия горизонта – это линия, «отделяющая небо от земли», находящаяся на уровне глаз наблюдателя и видимая как прямая горизонтальная линия. Линия горизонта, расположенная низко, сильно сокращает изображенную земную поверхность. При высокой линии горизонта земная поверхность широко развертывается перед зрителем. Все предметы, изображаемые выше линии горизонта, зритель видит, как бы снизу. Педагог помогает выбрать сюжет и мотив изображения, осенний пейзаж, летний и др., на какие характерные особенности того или иного состояния природы можно сделать акцент в работе – колорит, как средство передачи разных состояний природы, настроения изображаемого пейзажа. В пейзажной живописи огромное значение имеет внимательное изучение законов перспективы, так как в силу особенностей устройства зрительного аппарата некоторые свойства предметов искажаются и кажутся нам не такими какие они есть на самом деле. Одним из средств выразительности в живописи является и техника живописи – то, как художник накладывает цветовое пятно. Таким образом, для живописного пейзажа характерны свои средства выразительности, свой язык, и школьники должны глубже понимать тот или иной художественный образ, настроение и смысл произведения.
Целостно, обобщенное восприятие реальности – основной принцип изобразительного искусства. Учащиеся среднего школьного возраста имеют достаточный опыт в освоении образного языка, но их нужно многому научить. В течение всего обучения в школе дети осваивают на доступном им уровне способы изобразительной, конструктивной, декоративной деятельности и постепенно приобретают навыки работы с гуашью, акварелью, углем, тушью, восковыми мелками, пастелью и т. п. Так, постепенно развивая навыки, изучая приемы и в первую очередь наблюдая окружающий мир, с целью его изучения, применяя анализ с годами изображение предметов в детских рисунках становится более точным и реалистичным.
Методы обучения
Методы обучения – это процесс передачи знаний, навыков, умений от учителя к ученику, в соответствии с содержанием обучения.
Большое внимание современная дидактика уделяет побуждающей функции метода обучения. Метод обучения не просто должен передавать знания, а еще и мотивировать, побуждать познавательную потребность ученика, заинтересовывать в поиске возможных решений той или иной задачи. Другие назначения открываются в развивающей и воспитывающей функции метода.
Суть развивающей функции – научить учащихся способам познавательной деятельности. Можно выделить несколько ключевых направлений совершенствования методов обучения: создание обстановки сотрудничества, коллективного духа, взаимопомощи, ответственности за самостоятельное решение задач
Метод обучения следует отличать от средства. Метод непосредственно связан с деятельностью и не существует вне деятельности. Под средствами обучения подразумевают книги, учебные и наглядные пособия, справочники и т.д. Их используют для различных целей, будучи включенными в какую-либо деятельность, учебные средства помогают комплексно осуществлять достижение данной цели, а использование разных средств, в процессе обучения, приводит к изменению структуры самого учебного метода.
Существует классификация методов по источнику получения знаний: слово, наглядные пособия, практическая работа. Таким образом, методы делятся на три группы.
1. Словесные методы: рассказ, беседа, дискуссия, лекция, объяснения, работа с учебником, книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов, презентаций.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, художественные и лабораторные работы.
Словесные методы
Словесный метод – самый доступный и распространенный инструмент в арсенале учителя. Пользуясь словесным методом можно в кратчайший срок передать большую по объему информацию. Искусно владея словом, учитель может довольно глубоко воздействовать на детей, активизировать воображение, чувства и память. Словесные методы стоит использовать вкупе с наглядными и практическими, особенно это касается средней и старшей школы (для начальных классов характерно преобладание именно словесного метода).
В свою очередь словесный метод делиться на:
- метод рассказа: предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод используется абсолютно на всех этапах школьного обучения, меняется только характер, объем и продолжительность рассказа.
- метод объяснение: монологическая форма изложения, которое сочетает в себе наблюдение учеников за приборами, опытами, выполнение соответствующих записей. Под наблюдением подразумевают толкование закономерностей, свойств изучаемого предмета, явлений и отдельных понятий. К этому методу обращаются при изучении теоретического материала различных наук, решении задач химических, математических и т.д. Объяснение помогает раскрыть коренные причины и следствия тех или иных явлений природы и жизни человека. Этот метод широко применяется в работе с детьми разных возрастов, особенно в работе с учащимися средней и старшей школы, так как идет усложнение учебного материала, возрастают интеллектуальные возможности школьников.
- метод беседа: диалогический метод обучения, во время урока-беседы педагог задает вопросы, заранее тщательно продуманные и систематизированные, которые и подводят учеников к пониманию нового материала, одновременно проверяя усвоение уже изученного. Беседа является одним из наиболее старых дидактических методов работы. Беседа дает достаточно полно реализовать и продемонстрировать знания учащихся, она открывает простор для самостоятельных рассуждений, высказываний. Она так же помогает учителю понять способности каждого ребенка.
- метод учебная дискуссия: ее главная функция – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в тему, вовлечение к активному обсуждению различных суждений, высказываний и мнений по той или иной проблеме, побуждение к осмыслению разных подходов, к аргументации чужой и своей точки зрения. Для проведения такого урока необходима тщательная подготовка учащихся, как в содержательном плане, так и в формальном и как минимум два противоположных мнения по обсуждаемой проблеме. Учебная дискуссия хоть и предполагает, наличие у учащихся умения четко формулировать свои мысли, строить логические цепочки и систему аргументированных доказательств, она одновременно учит их мыслить, делать выводы, доказывать свою позицию.
- метод работа с учебником и книгой: в начальных классах работа с учебником главным образом проходит под контролем учителя, в дальнейшем школьники должны учиться делать это самостоятельно. Существует несколько приемов самостоятельной работы с печатными источниками (конспектирование; цитирование; тезирвоание; рецензирование). В зависимости от характера текста меняется и оттенок работы над ним. Наглядные методы
Под наглядными методами обучения понимаются методы, при которых учебный материал усваивается в процессе демонстрации наглядного пособия. Наглядный метод применяют вместе со словесным и практическим методами обучения. Это позволяет добиться глубокого, многогранного, наглядно-чувственного освоения информации, ознакомления с процессами, явлениями и объектами в их натуральном виде или в их изображении (рисунки, схемы, репродукции и т.д.). Сегодня с этой целью в школах используются экранные технические средства.
В настоящее время обучение строится в неразрывной связи с жизнью, что позволяет значительно расширить границы использования метода наблюдения. Только наблюдая явления природы, результаты трудов людей, общественную жизнь можно, направляя и организуя полученные в ходе наблюдения знания можно проецировать их на жизнь. Именно метод наблюдения позволяет учащимся получить действительно достоверные знания, сформировать представления о различных проблемах.
Правильно поставленные наблюдения содействуют развитию умственных способностей детей. Прав был К. Д. Ушинский, который отмечал: «Если ученье имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».
В. А. Сухомлинский считал, что острота детской памяти, яркость мысли с поступлением ребенка в школу не только не ослабятся, но еще больше усилятся, если средой, в которой ребенок будет учиться мыслить, запоминать и рассуждать, станет окружающий мир. Так сложились 300 страниц «Книги природы», как ее образно назвал В. А. Сухомлинский.
Многие учителя обращаются к этому опыту, в котором автор придерживается четкой позиции: наблюдения за природой - источник и средство умственного развития учащихся, строгий отбор объектов наблюдений, тщательно разработанная методика проведения наблюдений, направленная на то, чтобы пробудить умственную активность воспитанников.
В. А. Сухомлинский выявил важную закономерность умственного развития школьников: «...Чем больше абстрактных истин, обобщений надо усвоить на уроке, чем напряжнее этот умственный труд, тем чаще ученик должен обращаться к первоисточнику знаний - к природе, тем ярче должны запечатлеваться в его сознании образы и картины окружающего мира... Умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а лишь средство: яркий образ окружающего мира является для учителя источником, в различных формах, красках, звуках которого кроются тысячи вопросов».
Эти опыты и выводы советского педагога подтверждают мысль, что наблюдения должны сопровождать весь учебный процесс и активно интегрироваться в него.
Метод демонстраций обычно подразумевает демонстрацию приборов, схем, репродукций, технических установок, кинофильмов и др. Широкое использование демонстраций обеспечивает включение первой сигнальной системы учащихся на начальном этапе восприятия учебного материала и помогает преодолеть разрыв между представлением в сознании и словесном описании. Нередко демонстрация сочетается с методом наблюдения.
Продемонстрировать в классе все предметы невозможно, в этом случае натуральный объект могут заменить схемы, репродукции картин. При выборе наглядного материала нужно учитывать силу воздействия его на восприятия учащихся, размеры репродукций, пособие должно быть достаточно большим и качественным для подробного рассмотрения.
Многие учителя успешно используют и самодельные пособия, например, поэтапно выполненный пейзаж. Обычно такие пособия находят большой отклик у учащихся, вдохновляют, служат примером и оставляют яркий след в памяти.
В средней школе, в рамках наглядного метода, часто прибегают к показам документальных фильмов. Использование кино в процессе обучения требует от учителя тщательной подготовки. Для начала преподавателю необходимо самому ознакомиться с содержанием картины, решить вопрос о уместности ее презентации и связи с другими методами обучения. Учителем создается план «пояснений». Как правило, какие-то разъяснения учитель дает непосредственно перед фильмов, чтобы дети были ориентированы на что им следует обратить внимание при просмотре, и уже в зависимости от сложности, насыщенности информацией картины, какие-то комментарии проговариваются в ходе просмотра. И после просмотра, оперируя содержанием фильма подводится итог, проверяется степень усвоения информации учащимися, задаются соответствующие вопросы. Но весь этот процесс должен быть продуман заранее.
Практические методы
Эти методы основаны на практической деятельности учащихся и делятся на: лабораторные, упражнения и практические работы.
Упражнение подразумевает многократное повторение, выполнение умственного, практического действия с целью приобретения нового навыка или повышения его владением. Упражнение широко применяется в учебном процессе, на всех его этапах и предметах. От особенностей школьного предмета, изучаемого вопроса, конкретного материала и возраста учащихся зависит характер и методика упражнений.
По характеру упражнения можно разделить на: устные, графические, письменные и учебно-трудовые. Выполняя, каждое из них учащийся совершает умственную и практическую работу.
Устные упражнения направлены на развитие логического мышления, речи, памяти и внимания учеников. Такие занятия отличаются «подвижностью», «динамичностью» и не требуют временных затрат на ведение записей.
Письменные упражнения помогают закрепить знания, отточить их применяя на практике. Их применение так же развивает логическое мышление, повышает грамотность и культуру письменной речи, учит самостоятельности в работе.
Графические упражнения: выполнение чертежей, схем, технологических карт, рисование плакатов и стендов, выполнение зарисовок и др. Из-за того, что графический метод содержит в себе много этапов, необходимых к прохождению учеником (определить цель, выбрать оптимальный путь ее выполнения, изучить предмет исследования и т.д.), этот метод широко и с большей интенсивностью применяется в средней и старшей школе.
Важное правило организации упражнений – их разнообразие, следующие – систематичность их выполнения. Таким образом, можно организовать учебный процесс так, чтобы после объяснения нового материала следовало упражнение (на закрепление), которое еще и покажет степень его усвоения. Следующие правило – постепенное усложнение упражнений, сразу после изучения нового материала даются типовые упражнения, где применение новых знаний и навыков очевидно и последовательно, в случае их усвоения, упражнения следует усложнить и таким образом разнообразить (упражнения в решении которых учащиеся могут использовать знания других тем предмета).
Учебно-практические работы. Их цель - обеспечить закрепление и конкретизацию полученных теоретических знаний учащихся, осуществить связь теории и практики в обучении.
Практические работы можно организовать не только в классе, но и за пределами школы (пленер, измерения на местности, уборка урожая, работа на пришкольном участке и др.). Логическое продолжение практической работы, неотъемлемая ее составляющая – труд. Для учеников средней школы характерно увеличение объема практических работ, что побуждает дидактику искать новые условия повышения эффективности такой деятельности. Тесная связь практических работ с научными теоретическими знаниями – одно из этих условий. Практические работы должны быть организованны и проведены таким образом, чтобы они способствовали углублению знаний, формировали и закрепляли умения и навыки. Потребность в самостоятельном применении знаний возникает, если перед учащимися ставится комплексная трудовая задача (вырастить на участке высокий урожай какой-либо культуры), для выполнения задания придется составить план работы и обосновать его, мотивируя отдельные его разделы.
Творческие работы могут быть различными в зависимости от характера предмета: сочинения, изложения, конструирование, проектирование, рисование по памяти. Когда вводишь в процесс обучения творческие работы, важно поощрять стремления детей решить задачу альтернативным, оригинальным способом, по-своему изложить материал, внести в рисунок, лепку элемент самостоятельности – все это способствует усилению влияния обучения на развитие творческих способностей у учащихся.
Стоит подчеркнуть роль творческого начала на протяжении всего обучения, от младших до старших классов. Такие занятия способны одновременно развивать ребенка в разных направлениях: творческое и логическое мышление, воображение, умение искать нестандартный подход в решении обыденных задач. По мере взросления учащихся, работы творческого характера должны занимать все более важное место в учебном процессе.
План – конспект урока № 1
Для 7 класса
Вид занятий | Урок-беседа-знакомство | ||
Тема урока | «Пейзаж. Виды пейзажа» | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Цель урока | Расширить представление детей о жанре пейзажа, его видах познакомить с работами художников в этой области, формирования художественно-творческой активности; | ||
Задачи: |
| ||
а) обучающие | - Обучить основам построения композиции пейзажа; | ||
б) развивающие | - Сформировать умения в создании пейзажа в ходе практической работы - Показать значение и место пейзажа в искусстве, роль и значение его в жизни человека; | ||
в) воспитательные | - Воспитание интерес к воспитанию культуры рисования, любовь к искусству. | ||
Оборудование урока а) для учителя | - репродукции пейзажей, презентация на тему «Пейзаж. Виды пейзажа», схема последовательности рисования пейзажа. Проектор для показа слайдов (ИКТ) | ||
Оформление классной доски |
1. Дата 2. Тема урока. 3. Репродукции картин. 4. Новые термины (пейзаж, марина, ландшафт, промышленный пейзаж, городской) | ||
Ход урока
Организационная часть(2мин.)
Сообщение новых знаний
( 25-20 мин.)
Практическая работа
Подведение итогов
Завершение урока, задание на дом
План – конспект урока № 2-3
для 7 класса
Вид занятий | Рисование по памяти | |
Тема урока | «Летний пейзаж. Живопись». | |
Тип урока | Комбинированный. | |
Цель урока | Выполнить этюд в технике живопись, по памяти. | |
Задачи: | ||
а) обучающие | - Научить компоновке пейзажа; - Научить передавать настроения через краски(колористическое, тональное решение); - Обучить умению рисовать, применяя средства художественной выразительности в живописи, соблюдать последовательность живописного изображения. | |
б) развивающие | - Развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над пейзажем, совершенствование зрительной памяти. | |
в) воспитательные | - Воспитание любви к искусству, природе. - Воспитание уважительного отношения к предмету, аккуратность в работе. | |
Оборудование урока а) для учителя б) для учащихся | План-конспект, методические таблицы, постановка, репродукции картин, образцы работы. Гуашевые краски, кисти, разной толщины, баночка для воды, тряпочка, альбом. | |
Оформление классной доски | План-конспект, доска, мел, наглядный материал: плакат «Поэтапное выполнение пейзажа», картина в технике «гуашь»
1. Дата 2. Тема урока. 3. Репродукции картин. 4. Поэтапное выполнение пейзажа. | |
Ход урока
На 3 уроке ученики заканчивают свой рисунок.
План – конспект урока № 4
для 7 класса
Вид занятий | Рисование по представлению | |
Тема урока | «Декоративный пейзаж» | |
Тип урока | Комбинированный | |
Цель урока | Выполнить декоративный пейзаж. | |
Задачи: | ||
а) обучающие | - Углубить знания и навыки в живописи. - Познакомить с разными техниками стилизации. - Научить преобразовывать реалистичный пейзаж в декоративный. | |
б) развивающие | - Развить творческие способности у учащихся, зрительную память, воображение, цветовосприятие. - Закрепление навыков работы в технике гуашь. | |
в) воспитательные | - Воспитывать аккуратность, усидчивость. - Воспитание образного мышления, чувства композиции, эстетического вкуса. | |
Оборудование урока а) для учителя б) для учащихся | - педагогический рисунок; - образцы рисунков учащихся; - альбом, кисти, гуашь, тряпочка, карандаши, ластик. | |
Оформление классной доски |
1. Дата 2. Тема урока. 3. Пед. рисунок, образцы работ.
| |
Ход урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художники разных эпох и направлений, постоянно наблюдали состояние Природы в разные поры года и изучали те изменения, которые происходят в природе в течение суток и в зависимости от изменений погоды и поры года. Они настойчиво искали изобразительные приёмы и средства, что бы наилучшим образом передать не только правильную форму, цвет, колорит, но главным образом - полученные впечатления от увиденного, чувства и настроение, которые при этом возникают. Природа дает широкие возможности для безграничных творческих поисков. Именно этим обусловлен постоянный интерес художников к пейзажному жанру и его актуальность во все времена.
Целью данной дипломной работы было изучение пейзажа как жанра, создание летнего пейзажа в технике масляной живописи.
Для достижения цели необходимо было выполнить ряд задач: изучить историю пейзажа; изучить учебно-методическую и научную литературу; подобрать материал для выполнения работы, ряд фотоснимков, работ разных художников, в частности художников нашего края; на примере пейзажистов научится передавать состояние и настроение природы, нюансы свойственные лету в наших северных широтах. Выполнить работу на заданную тему в технике масляной живописи, а так же разработать блок уроков на тему «Искусство пейзажа» для учеников средней общеобразовательной школы.
Ознакомившись с учебно-методической и научной литературой, историей пейзажа как жанра, с картинами известных художников пейзажистов, которые стояли у истоков жанра и с картинами моих современников, проведя занятия у учеников 7ых классов школы №2, мною были сделаны следующие выводы:
· Пейзажу в разные времена отводилась своя роль, однако, развиваясь исторически, главной особенностью пейзажа становится передача эмоций мысли, мироощущения, передача настроения, и нравственное воспитание.
· Так называемые пейзажи-настроения, лирические пейзажи, именно в них наиболее выражены те чувства и эмоции которые художник хотел изобразить.
· Особенность пейзажа сибирских просторов передаётся всеми художественно-выразительными средствами – линией, цветом, пятном, композицией, мазком, а также знанием самой природы края.
· Учащиеся с интересом изучают материал и показывают хорошие результаты.
Таким образом, главная цель, а именно, написание живописного пейзажа о нашем северном лете в технике масляной живописи, выполнена. На мой взгляд работа достаточна живая, при своих внушительных размерах, монументальности, удалось сохранить легкое летнее настроение. Пейзаж узнаваем, застылые в моменте написания картины облака, тем ни менее создают впечатление движения, неспешного, плавучего по горизонту движении, словно в июльский зной. Считаю, что мои личные впечатления и любовь к природе полно и глубоко отразились данной картине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дата: 2019-04-22, просмотров: 1575.