Расцвет пейзажа в России в XIX веке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пейзаж играет важную роль в расцвете русской живописи XIX века. Он выходит на передний план и становится одним из ведущих жанров в живописи. Нельзя переоценить мировое значение русской пейзажной живописи, ее достижения. Картины с изображением природы русских живописцев обогатили русскую и мировую культуру в целом.

В русской пейзажной живописи раскрываются две ее стороны: объективная передача действительности, изображение определенных местностей, городов и т.д. и субъективная – художник проводит параллели между образами природы и человеческими чувствами и переживаниями, обращаясь вовнутрь себя, преобразую действительность.

Развитие пейзажа связано непосредственно с ростом научного самосознания, развитием науки, культуры, поэзии и искусства в целом. В течение всего XIX века научные светила, и деятели высказывали свои мнение о русской пейзажной живописи, вступали в споры, связанные с этой темой.

Вот что писал К.А. Тимирязев (русский ученый-естествоиспытатель), большой ценитель пейзажной живописи в целом и русской в частности: «Очевидно, между логикою исследователя природы и эстетическим чувством ценителя ее красот есть какая-то внутренняя органическая связь». Великий ученый Д.И. Менделеев очень высоко оценивал достижения русских пейзажистов и сказал: «...быть может, придет время, когда наш век будет считаться эпохой естествознания и философии ландшафта в живописи».

Условно можно разделить развитие русской пейзажной живописи на два этапа, хотя они и органически связаны между собой.

В первой четверти XIX столетия русская пейзажная живопись освобождается от рационалистических начал классицизма XVIII века. Существенная роль в этом процессе принадлежит романтизму, который также имел развитие в поэзии, прозе и других видах искусства.

Романтизм в русской пейзажной живописи нес характер мечтательности, задумчивости, был пронизан надеждой, ожиданием чего-то светлого, что Пушкин назвал «томленьем упования». Романтический пейзаж сыграл роль в том невероятном, величайшем подъеме национальной культуры, вершиной которого стала поэзия Пушкина А.С. Но в отличии от русской литературы, где романизм принял развитые и отчетливые формы, в живописи его стилистические черты размыты. Здесь, важную роль играет интерес к реальному, наблюдение натуры, стремление к непосредственному отражению действительности.

Романтический пейзаж развивался по трем направлениям: городской пейзаж; изучение природы на итальянской почве и открытие русского национального пейзажа.

Искусство Сильвестра Феодосиевича Щедрина – одно из достижений русской реалистичной живописи в пределах ее романтической направленности (см. приложение №7). Само его мироощущение было пронизано романтизмом. В лице Щедрина русская школа приобщались к традиции лирического пейзажа, который был широко освоен художниками других стран.

Щедрин обладал высокой степенью живописного мастерства. Он мастерски мог передать то чувство наслаждения, любования природой, которое жило в его сердце, в своих картинах. Для Щедрина пейзаж, словно поэтический образ, пронизанный живым чувством и настроением.  

Романтизм обращается к частной жизни человека, к ее художественному самопроявлению. Таким образов к пейзажному жанру стали обращаться любители, среди которых писатели и поэты-романтики.

Алексей Гаврилович Венецианов создал свою школу живописи, независимою от Академии, в ней учились крестьяне, разночинцы. Художники этой школы вносят свою лепту в развитие пейзажа в России. Они противопоставляют свою школу работы с натуры академическому течению, отвергая принятую манеру. Венецианов сумел создать произведения, в которых передано тепло, задушевная простота природы родных мест, краев (см. приложение №8).

С середины XIX века искусство вступает на путь реалистического развития. Эта тенденция коснулась и пейзажа. Мастера начинают искать подходы, приемы для правдивого изображения природы. Даже художники, которые остаются верны старой живописной школе и романтизму, тот же Венецианов, стараются добиться достоверного изображения, соответствующего реальности.

Александр Иванов сделал смелый и значительный шаг в этом направлении. Его творчество – величайшее явление русского искусства! Творчество Иванова характеризует полнота, емкость и многогранность глубокого содержания. Новое знание жизни природы делает искусство Иванова по-настоящему правдивым. Исследователи, чьими усилиями складывалась история русской живописи XIX века, посвятили ему немало статьей (см. приложение №9).

Уже к 40-50 годам XIX века русский национальный пейзаж стал выходить на передний план, стал общественно значимым и признанным жанром. Разумеется, в период формирования национальной пейзажной школы молодые художники искали опору в творчестве своих предшественников. Обращались к прогрессивному, по своим устремлениям, творчеству того же С.Ф. Щедрина и М.И. Лебедева. Но интерес и внимания к этим художником значительно ослабилось, так как в лучший период своего творчества, они работали далеко от родины и занимались изображением природы Италии. В свою очередь пейзажисты 50-ых годов были сосредоточены на изображении родной природы, они открывали новую страницу истории пейзажа.

Искусство 60-х готов во многом отличается от произведений, написанных в первый период развития русского реалистического пейзажа(50-е года). Исследователи отмечают, что дело не только в том, что художники со временем овладели в большей мере мастерством живописи, дело еще и в том, что само содержание их произведений насквозь пронизано дыханием природы, идеями народности, в конце концов, их произведения приобретают внутреннюю целостность и тесную связь с общим движением демократического искусства.

В 1851 году на ученической выстовке в Московском Училище Живописи и Ваяния выставляются картины волжских пейзажей Солова, «Вид на Кремль в ненастную погоду» Саврасова (см. приложение №10) и пейзажи Аммона – появление работ этих трех пейзажистов условно принято считать началом первого периода развития русской реалистической живописи. В это же время на сцене появляются и другие пейзажисты: Бочаров, Герц, Дубровин и др.

Говоря о первых этапах формирования реалистической живописи, наравне с Саврасовым, всегда всплывает в памяти такая внушительная фигура И. Шишкин, которого современники назвали «богатырем русского леса». Шишкин и Саврасов глубоко и полно выразили две главные черты пейзажной живописи – эпическое, монументальное и лирическое начало.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина знаменует собой важнейший этап в развитии этого жанра. В конце 80-ых им была написана одна из знаменитейших картин – «Утро в сосновом бору» (см. приложение №11). В пейзажах художника появляются новые типично российские мотивы. Шишкин создал образ родной природы, близкой каждому, создал некий народный идеал, воплощающий всю красоту родной земли, и тем самым покорил своими произведениями широкие круги общества. 

А. Куинджи яркий и талантливый художник, он был пейзажистов иного плана. Его произведения «После дождя» (см. приложение №12), «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь», «Березовая роща» (см. приложение №13) и многие другие, в свое время стали сенсациями, поделившими современников на почитателей и противников его творчества. Традиции, начало которым дает Куинджи в своем творчестве, прежде всего это своеобразные колористические находки и декоративные решения, были продолжены в творчестве его учеников, последователей живописцев конца XIX - начала XX века. 

В. Поленов по-своему разрабатывал тему родного края. Он стремился соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто добавить в тот или иной пейзажный мотив фигурки людей, но воплотить целостную картину жизни, в которой человек и природа – единый художественный образ. Его картины, «Заросший пруд» (см. приложение №14), «Золотая осень», «Бабушкин сад», шепчут нам одну простую истину - красота вокруг нас, в привычном течении жизни, в обыденности, в повседневности, в окружающей нас природе.

Целое поколение великолепных пейзажистов сумел воспитать Поленов. Его учениками были Константин Коровин (первым из молодых художников декларативно отошедший от реализма второй половины) Илья Остроухов, Исаак Левитан. Последний занимает ключевое положение в русской пейзажной живописи конца XIX века. Константин Юон считал, что именно Левитану было суждено поднять искусство русского пейзажа на качественно новый уровень, невиданный до этого, он считал, что Левитан способен высказать всю глубину человеческих чувств к природе посредством своего творчества. И он был прав. Левитан расширил возможности пейзажного жанра, обращаясь к образам природу, он затрагивал важные проблемы, размышлял о месте человека в этом мире, о жизни и смерти. Левитан имел огромное лирико-поэтическое дарование и занимался тщательным изучением природы с натуры, точным композиционным расчетом, продумывал колористическую гамму, это и наполняет его произведения исключительной левитановской проникновенностью.

Во второй половине XIX века складывается и продолжает свое развитие реалистический пейзаж, он становится неразделимым с теми историческими событиями, которые свершаются в то время. Пишутся «картины действительности», в которых природа выступает в качестве общественно-политической арены деятельности людей, все важнейшие сдвиги в судьбе страны находят свое отражение в искусстве.

Итак, пейзажная живопись, на своем реалистическом этапе, выходит из разряда второстепенных жанров, и по праву занимает почетное место рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 305.