Серкова Анастасия Владимировна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Серкова Анастасия Владимировна

 Летний пейзаж в технике масляной живописи

Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование (бакалавриат)
Квалификация выпускника: бакалавр
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы: Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств

 

Научный руководитель:  доцент, кандидат педагогических наук Голосай А.В.
   

 

Допущена к защите «____»___________201__ г. Зав. кафедрой ИЗО ___________________ Дата защиты «___»__________201__ г. Отметка ___________________________   ___________________________   (Председатель ГЭК)

 

Нижневартовск 2018 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.. 5

1.1. История пейзажа. 5

1.2. Расцвет пейзажа в России в XIX веке. 7

1.3. Пейзаж в творчестве художников нашего края. 13

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА.. 16

2.1. Творческая работа. Выбор темы и этапы работы над пейзажем.. 16

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 19

3.1 Роль пейзажной живописи для детей 5-8 классов. 19

3.2. Методика проведения занятий по пейзажу. 20

3.3 Методы обучения. 23

План – конспект урока № 1. 31

План – конспект урока № 2-3. 36

План – конспект урока № 4. 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 46

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 47

 



ВВЕДЕНИЕ

Природа всегда являлась предметом восхищения творческих натур, она вдохновляла поэтов, писателей, музыкантов и художников. Особенно это характерно для русского народа. Человек желал выразить посредством искусства своё ощущение природы, свое к ней отношение. Тема природы находила выражение в творчестве таких великих людей как: Пушкин А.С, Пастернак, Фет, Вивальди, Моцарт, Чайковский и многих других. Но я считаю, что самое яркое отражение природа получила именно в изобразительном искусстве.

Выбор темы дипломной работы обусловлен желанием донести до зрителя красоту нашего края, посредством летнего пейзажа. Лето в Ханты-Мансийском округе короткое, поэтому и хочется запечатлеть эти мимолетные теплые деньки,  передать состояние природы, её настроение, присутствующее в пейзаже, свое отношение к природе родного края.

Именно пейзаж, как никакой другой жанр живописи, способен гармонично передать всю лиричность природы Сибири. Он способен затронуть лучшие чувства и мысли зрителя, вдохновить на любовь, заставить восхищаться родными просторами. Пейзаж играет важнейшую роль в духовной культуре народа, в искусстве, эта та тема, которая никогда не потеряет своей актуальности.

Занимаясь изучением пейзажа, как жанра изобразительного искусства, мы воспитываем в себе высокие нравственные и эстетические чувства, учимся видеть не только красоту природы, но и учимся глубоко понимать мысль и настроение самого произведения. Это особенно актуально в современном обществе, в эпоху материальных ценностей. В нашем сумасшедшем настоящем так мало времени, чтобы остановиться, обратить свое внимание на окружающую красоту, созерцать ее и думать о вечном.

Целью данной выпускной квалификационной работы изучить пейзаж, как жанр, передать особенности летнего пейзажа посредством знаний законов и техники живописи и применить эти знаний на практике, а также изучить методы обучения на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, выполнить летний пейзаж в технике масляной живописи.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы стал летний пейзаж, правила его выполнения. Объектом исследования стала природа Ханты-Мансийского автономного округа.

Задачи исследования:

1. Изучить учебно-методическую и научную литературу;

2. Изучить историю развития пейзажа как жанра в России;

3. Пользуясь примером известных художников научиться передавать, используя живописные средства, красоту северного края;

4. Разработать блок уроков на тему «Искусство пейзажа» для 5-8 классов общеобразовательной школы;

5. Показать значимость изучения пейзажной живописи в формировании художественно-эстетического восприятия окружающего мира, в нравственном воспитании школьников на уроках изобразительного искусства.

6. Разработать эскизы к работе «Летний пейзаж». Выполнить работу в технике масляной живописи.

7. Оформление и защита дипломного проекта.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех частей: первая часть – теоретическая (введение, краткая историческая справка, основы техники пейзажной масляной живописи). Вторая часть – практическая (живописное полотно). Третья часть – методическая (разработка блока уроков по теме: «летний пейзаж», как они помогают решать основные учебно-воспитательные задачи).



История пейзажа

 Пейзаж -  жанр изобразительного искусства, один из традиционных жанров станковой живописи и графики, предметом изображения в нем является природа, определенный вид местности, ландшафта. Само слово пейзаж в русском языке происходит от французского «Paysage», «pays» — «страна», «местность». В зависимости от характера произведения можно выделить несколько направлений: сельский, городской, индустриальный пейзаж и марина (морской пейзаж).

Элементы пейзажа были замечены уже в наскальной живописи, в эпоху неолита. Первобытные люди наносили на стены пещер изображения окружающих их территорий, особенности их окружения, реки, озера, деревья и др. В Сахаре, На плато Тассилин - Аджер, были обнаружены наскальные рисунки сцен охоты и перегона стад, рядом с фигурами животных и людей художник схематично изобразил пейзаж, не конкретизирующий место действия. Изображение природы встречается в египетских фресках, в рельефах и росписях Древнего Востока и древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах. В западноевропейском искусстве XII—XV века преобладают тенденции к чувственно-убедительной трактовки мира, символический фон сменяется пейзажным пространством.

Пейзаж как жанр окончательно сформировался в XVII в. Художники эпохи возрождения, а именно голландские живописцы, изучали пейзаж непосредственно с натуры и, на основе наблюдений, они разрабатывали основные принципы построения пейзажного пространства, световоздушной перспективы. Еще в X в. художники обратились к изучению натуры (Брейгель в Нидерландах), особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII-XVIII вв. (П.Рубенс во Флатщрии, Рембрандт и Я. Рейсдал в Голландии, Н.Пуссен, К.Лоррен во Франции). Были созданы система валеров, световоздушная перспектива. В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрной живописи (К Кора во Франции, А.А.Иванов, А.Саврасов, Ф.Васильев, И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов в России) продолжили импрессионисты (Э.Мане, К.Моне, О. Ренуар во Франции, К.Коровин, И.Грабарь в России), открывшие новые возможности в передаче изменчивости света - воздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.

Конец XVIII – первая половина XIX века характер пейзажа приобретает тенденции романтизма. Это период сближение души человека с природой. Художники, изучая природу, изображаю разные ее проявления, по крупицам раскрывали ее сокровенный смысл и находили в ней средство для исправления несовершенной человеческой натуры. Пейзаж выглядел достаточно реалистичным, но при этом сохранялась легкость и воздушность этюда. Примером может послужить творчество англичанина Дж. Констебла (см. приложение №1).

Для творчества мастеров европейских школ характерна кропотливая работа над реалистичным пейзажем. В середине XIX века французские барбизонцы, английские преимпрессионисты и К. Коро стали писать с натуры, на пленэре, стараясь запечатлеть в своих картинах состояние природы именно в данный момент времени, времени суток, времени года.

У мастеров импрессионизма пейзаж выходит на передний план (К. Моне, П. Сезанн, А. Сислей и др.). Главным условием создания пейзажного образа для них являлась работа на пленэре. Художники создавали серии полотен объединённых одним мотивом, чтобы запечатлеть изменчивость состояния окружающей среды (К.Моне «Вестминстерский дворец, эффект тумана», «Вестминстерский дворец» (см. приложение №3-4)).

В пейзаже складывается множество различных направлений, которые способствуют развитию принципов импрессионизма и одновременно создают противоречия между ними. П. Сезанн, например, в своих произведениях сумел соединить величественную мощь и четкий конструктив естественных природных ландшафтов (см. приложение №2).

Ван Гог же в своем творчестве одушевлял отдельные элементы пейзажа, стремился к передаче психологической атмосферы в своих пейзажных мотивах. Он писал по наитию, под первым впечатлением, охваченный творческим порывом, картины словно вырывались из-под его кисти, знаменую собой величие природы, трепет перед ней (см. приложение №5-6).

Во времена академической школы живописи, пейзаж отходил на второй план, начиная с эпохи импрессионизма, это направление нашло отклик в творчестве многих художников.

Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Методы обучения

Методы обучения – это процесс передачи знаний, навыков, умений от учителя к ученику, в соответствии с содержанием обучения.

Большое внимание современная дидактика уделяет побуждающей функции метода обучения. Метод обучения не просто должен передавать знания, а еще и мотивировать, побуждать познавательную потребность ученика, заинтересовывать в поиске возможных решений той или иной задачи. Другие назначения открываются в развивающей и воспитывающей функции метода.

Суть развивающей функции – научить учащихся способам познавательной деятельности. Можно выделить несколько ключевых направлений совершенствования методов обучения: создание обстановки сотрудничества, коллективного духа, взаимопомощи, ответственности за самостоятельное решение задач

Метод обучения следует отличать от средства. Метод непосредственно связан с деятельностью и не существует вне деятельности. Под средствами обучения подразумевают книги, учебные и наглядные пособия, справочники и т.д. Их используют для различных целей, будучи включенными в какую-либо деятельность, учебные средства помогают комплексно осуществлять достижение данной цели, а использование разных средств, в процессе обучения, приводит к изменению структуры самого учебного метода.

Существует классификация методов по источнику получения знаний: слово, наглядные пособия, практическая работа. Таким образом, методы делятся на три группы.

1. Словесные методы: рассказ, беседа, дискуссия, лекция, объяснения, работа с учебником, книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов, презентаций.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, художественные и лабораторные работы.



Словесные методы

Словесный метод – самый доступный и распространенный инструмент в арсенале учителя. Пользуясь словесным методом можно в кратчайший срок передать большую по объему информацию. Искусно владея словом, учитель может довольно глубоко воздействовать на детей, активизировать воображение, чувства и память. Словесные методы стоит использовать вкупе с наглядными и практическими, особенно это касается средней и старшей школы (для начальных классов характерно преобладание именно словесного метода).

В свою очередь словесный метод делиться на:

- метод рассказа: предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод используется абсолютно на всех этапах школьного обучения, меняется только характер, объем и продолжительность рассказа.

- метод объяснение: монологическая форма изложения, которое сочетает в себе наблюдение учеников за приборами, опытами, выполнение соответствующих записей. Под наблюдением подразумевают толкование закономерностей, свойств изучаемого предмета, явлений и отдельных понятий. К этому методу обращаются при изучении теоретического материала различных наук, решении задач химических, математических и т.д. Объяснение помогает раскрыть коренные причины и следствия тех или иных явлений природы и жизни человека. Этот метод широко применяется в работе с детьми разных возрастов, особенно в работе с учащимися средней и старшей школы, так как идет усложнение учебного материала, возрастают интеллектуальные возможности школьников.

- метод беседа: диалогический метод обучения, во время урока-беседы педагог задает вопросы, заранее тщательно продуманные и систематизированные, которые и подводят учеников к пониманию нового материала, одновременно проверяя усвоение уже изученного. Беседа является одним из наиболее старых дидактических методов работы. Беседа дает достаточно полно реализовать и продемонстрировать знания учащихся, она открывает простор для самостоятельных рассуждений, высказываний. Она так же помогает учителю понять способности каждого ребенка.

- метод учебная дискуссия: ее главная функция – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в тему, вовлечение к активному обсуждению различных суждений, высказываний и мнений по той или иной проблеме, побуждение к осмыслению разных подходов, к аргументации чужой и своей точки зрения. Для проведения такого урока необходима тщательная подготовка учащихся, как в содержательном плане, так и в формальном и как минимум два противоположных мнения по обсуждаемой проблеме. Учебная дискуссия хоть и предполагает, наличие у учащихся умения четко формулировать свои мысли, строить логические цепочки и систему аргументированных доказательств, она одновременно учит их мыслить, делать выводы, доказывать свою позицию.

- метод работа с учебником и книгой: в начальных классах работа с учебником главным образом проходит под контролем учителя, в дальнейшем школьники должны учиться делать это самостоятельно. Существует несколько приемов самостоятельной работы с печатными источниками (конспектирование; цитирование; тезирвоание; рецензирование). В зависимости от характера текста меняется и оттенок работы над ним. Наглядные методы

Под наглядными методами обучения понимаются методы, при которых учебный материал усваивается в процессе демонстрации наглядного пособия. Наглядный метод применяют вместе со словесным и практическим методами обучения. Это позволяет добиться глубокого, многогранного, наглядно-чувственного освоения информации, ознакомления с процессами, явлениями и объектами в их натуральном виде или в их изображении (рисунки, схемы, репродукции и т.д.). Сегодня с этой целью в школах используются экранные технические средства.

В настоящее время обучение строится в неразрывной связи с жизнью, что позволяет значительно расширить границы использования метода наблюдения. Только наблюдая явления природы, результаты трудов людей, общественную жизнь можно, направляя и организуя полученные в ходе наблюдения знания можно проецировать их на жизнь. Именно метод наблюдения позволяет учащимся получить действительно достоверные знания, сформировать представления о различных проблемах.

Правильно поставленные наблюдения содействуют развитию умственных способностей детей. Прав был К. Д. Ушинский, который отмечал: «Если ученье имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».

В. А. Сухомлинский считал, что острота детской памяти, яркость мысли с поступлением ребенка в школу не только не ослабятся, но еще больше усилятся, если средой, в которой ребенок будет учиться мыслить, запоминать и рассуждать, станет окружающий мир. Так сложились 300 страниц «Книги природы», как ее образно назвал В. А. Сухомлинский.

Многие учителя обращаются к этому опыту, в котором автор придерживается четкой позиции: наблюдения за природой - источник и средство умственного развития учащихся, строгий отбор объектов наблюдений, тщательно разработанная методика проведения наблюдений, направленная на то, чтобы пробудить умственную активность воспитанников.

В. А. Сухомлинский выявил важную закономерность умственного развития школьников: «...Чем больше абстрактных истин, обобщений надо усвоить на уроке, чем напряжнее этот умственный труд, тем чаще ученик должен обращаться к первоисточнику знаний - к природе, тем ярче должны запечатлеваться в его сознании образы и картины окружающего мира... Умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а лишь средство: яркий образ окружающего мира является для учителя источником, в различных формах, красках, звуках которого кроются тысячи вопросов».

Эти опыты и выводы советского педагога подтверждают мысль, что наблюдения должны сопровождать весь учебный процесс и активно интегрироваться в него.

Метод демонстраций обычно подразумевает демонстрацию приборов, схем, репродукций, технических установок, кинофильмов и др. Широкое использование демонстраций обеспечивает включение первой сигнальной системы учащихся на начальном этапе восприятия учебного материала и помогает преодолеть разрыв между представлением в сознании и словесном описании. Нередко демонстрация сочетается с методом наблюдения.

Продемонстрировать в классе все предметы невозможно, в этом случае натуральный объект могут заменить схемы, репродукции картин. При выборе наглядного материала нужно учитывать силу воздействия его на восприятия учащихся, размеры репродукций, пособие должно быть достаточно большим и качественным для подробного рассмотрения.

Многие учителя успешно используют и самодельные пособия, например, поэтапно выполненный пейзаж. Обычно такие пособия находят большой отклик у учащихся, вдохновляют, служат примером и оставляют яркий след в памяти.

В средней школе, в рамках наглядного метода, часто прибегают к показам документальных фильмов. Использование кино в процессе обучения требует от учителя тщательной подготовки. Для начала преподавателю необходимо самому ознакомиться с содержанием картины, решить вопрос о уместности ее презентации и связи с другими методами обучения. Учителем создается план «пояснений». Как правило, какие-то разъяснения учитель дает непосредственно перед фильмов, чтобы дети были ориентированы на что им следует обратить внимание при просмотре, и уже в зависимости от сложности, насыщенности информацией картины, какие-то комментарии проговариваются в ходе просмотра. И после просмотра, оперируя содержанием фильма подводится итог, проверяется степень усвоения информации учащимися, задаются соответствующие вопросы. Но весь этот процесс должен быть продуман заранее.

Практические методы

Эти методы основаны на практической деятельности учащихся и делятся на: лабораторные, упражнения и практические работы.

Упражнение подразумевает многократное повторение, выполнение умственного, практического действия с целью приобретения нового навыка или повышения его владением. Упражнение широко применяется в учебном процессе, на всех его этапах и предметах. От особенностей школьного предмета, изучаемого вопроса, конкретного материала и возраста учащихся зависит характер и методика упражнений.

По характеру упражнения можно разделить на: устные, графические, письменные и учебно-трудовые. Выполняя, каждое из них учащийся совершает умственную и практическую работу.

Устные упражнения направлены на развитие логического мышления, речи, памяти и внимания учеников. Такие занятия отличаются «подвижностью», «динамичностью» и не требуют временных затрат на ведение записей.

Письменные упражнения помогают закрепить знания, отточить их применяя на практике. Их применение так же развивает логическое мышление, повышает грамотность и культуру письменной речи, учит самостоятельности в работе.

Графические упражнения: выполнение чертежей, схем, технологических карт, рисование плакатов и стендов, выполнение зарисовок и др. Из-за того, что графический метод содержит в себе много этапов, необходимых к прохождению учеником (определить цель, выбрать оптимальный путь ее выполнения, изучить предмет исследования и т.д.), этот метод широко и с большей интенсивностью применяется в средней и старшей школе.

Важное правило организации упражнений – их разнообразие, следующие – систематичность их выполнения. Таким образом, можно организовать учебный процесс так, чтобы после объяснения нового материала следовало упражнение (на закрепление), которое еще и покажет степень его усвоения. Следующие правило – постепенное усложнение упражнений, сразу после изучения нового материала даются типовые упражнения, где применение новых знаний и навыков очевидно и последовательно, в случае их усвоения, упражнения следует усложнить и таким образом разнообразить (упражнения в решении которых учащиеся могут использовать знания других тем предмета).

Учебно-практические работы. Их цель - обеспечить закрепление и конкретизацию полученных теоретических знаний учащихся, осуществить связь теории и практики в обучении.

Практические работы можно организовать не только в классе, но и за пределами школы (пленер, измерения на местности, уборка урожая, работа на пришкольном участке и др.). Логическое продолжение практической работы, неотъемлемая ее составляющая – труд. Для учеников средней школы характерно увеличение объема практических работ, что побуждает дидактику искать новые условия повышения эффективности такой деятельности. Тесная связь практических работ с научными теоретическими знаниями – одно из этих условий. Практические работы должны быть организованны и проведены таким образом, чтобы они способствовали углублению знаний, формировали и закрепляли умения и навыки. Потребность в самостоятельном применении знаний возникает, если перед учащимися ставится комплексная трудовая задача (вырастить на участке высокий урожай какой-либо культуры), для выполнения задания придется составить план работы и обосновать его, мотивируя отдельные его разделы.

Творческие работы могут быть различными в зависимости от характера предмета: сочинения, изложения, конструирование, проектирование, рисование по памяти. Когда вводишь в процесс обучения творческие работы, важно поощрять стремления детей решить задачу альтернативным, оригинальным способом, по-своему изложить материал, внести в рисунок, лепку элемент самостоятельности – все это способствует усилению влияния обучения на развитие творческих способностей у учащихся.

Стоит подчеркнуть роль творческого начала на протяжении всего обучения, от младших до старших классов. Такие занятия способны одновременно развивать ребенка в разных направлениях: творческое и логическое мышление, воображение, умение искать нестандартный подход в решении обыденных задач. По мере взросления учащихся, работы творческого характера должны занимать все более важное место в учебном процессе.


 


План – конспект урока № 1

Для 7 класса

Вид занятий

Урок-беседа-знакомство

Тема урока

«Пейзаж. Виды пейзажа»

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Расширить представление детей о жанре пейзажа, его видах познакомить с работами художников в этой области, формирования художественно-творческой активности;

Задачи:

 

а) обучающие

- Обучить основам построения композиции пейзажа;

б) развивающие

- Сформировать умения в создании пейзажа в ходе практической работы

- Показать значение и место пейзажа в искусстве, роль и значение его в жизни человека;

в) воспитательные

- Воспитание интерес к воспитанию культуры рисования, любовь к искусству.

Оборудование урока а) для учителя

 - репродукции пейзажей, презентация на тему «Пейзаж. Виды пейзажа», схема последовательности рисования пейзажа. Проектор для показа слайдов (ИКТ)

Оформление классной доски

1.________2.__________________________                  
 

 

 

1. Дата

2. Тема урока.

3. Репродукции картин.

4. Новые термины (пейзаж, марина, ландшафт, промышленный пейзаж, городской)

Ход урока

Организационная часть(2мин.)

До начала урока подготовка доски: запись даты, темы, терминов, подготовка наглядного материала. Приветствие: Добрый день, класс! Сегодня на уроке я расскажу о всем Вам знакомом жанре – пейзаже.

Сообщение новых знаний

( 25-20 мин.)

 

 

 

 

 

 

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, один из традиционных жанров станковой живописи и графики, предметом изображения в нем является природа, определенный вид местности, ландшафта. Само слово пейзаж в русском языке происходит от французского «Paysage», «pays» — «страна», «местность». В зависимости от характера произведения можно выделить несколько направлений: сельский, городской, индустриальный пейзаж и марина (морской пейзаж). Элементы пейзажа были замечены уже в наскальной живописи, в эпоху неолита. Первобытные люди наносили на стены пещер изображения окружающих их территорий, особенности их окружения, реки, озера, деревья и др. В Сахаре, На плато Тассилин - Аджер, были обнаружены наскальные рисунки сцен охоты и перегона стад, рядом с фигурами животных и людей художник схематично изобразил пейзаж, не конкретизирующий место действия. Изображение природы встречается в египетских фресках, в рельефах и росписях Древнего Востока и древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах. В западноевропейском искусстве XII—XV века преобладают тенденции к чувственно убедительной трактовки мира, символический фон сменяется пейзажным пространством. Пейзаж как жанр окончательно сформировался в XVII в. Художники эпохи возрождения, а именно голландские живописцы, изучали пейзаж непосредственно с натуры и, на основе наблюдений, они разрабатывали основные принципы построения пейзажного пространства, световоздушной перспективы. Еще в X в. художники обратились к изучению натуры (Брейгель в Нидерландах), особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII-XVIII вв. (П.Рубенс во Флатщрии, Рембрандт и Я. Рейсдал в Голландии, Н.Пуссен, К.Лоррен во Франции). Среди задач художника, изображающего пейзаж, можно выделить несколько основных - передать колорит, настроение, особенности данного состояния природы. Посредством живописи показать свое отношение к природе. Работа над пейзажем-картиной достаточно сложный и долгий процесс. Вначале живописец наблюдает за природой, ищет близкие для себя мотивы, создает этюдные зарисовки, проводит тональные, колористические и композиционные поиски. Затем получившиеся натурные этюды служат точкой «отправления» для будущей картины. В пейзажах отражается сам человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.    Учебный пейзаж. В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм Учебный натюрморт носит также названии академический или, как говорили выше, постановочный.    

Практическая работа

 

- Давайте посмотрим, что вы знаете о пейзаже? Соотнесите приведенные примеры с названиями видов пейзажей. Существует несколько видов пейзажей: – марина - это пейзаж, изображающий морской вид; – сельский пейзаж - это картина, на которой художник изобразил сельскую местность, деревушки, домики, колеи дорожек; – городской пейзаж - это картина, на которой художник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дворики; – промышленный пейзаж - это картина с изображением предприятий промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса.; – ландшафтный - это картина, на которой изображён общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее).   Молодцы, правильно все сделали!  

Подведение итогов

-Подведем итоги! Сегодня, ребята, мы с вами узнали чуть больше о пейзаже, познакомились с его историей и видами. -Вы все молодцы и отлично поработали! Многие удивили знаниями по теме. В процессе работы у вас возникли какие-либо вопросы? Понравился ли вам урок? Что именно понравилось, а что нет и почему?

Завершение урока, задание на дом

-Ребята, мне было очень приятно работать с вами. Спасибо! На этом наш урок заканчивается. На следующий урок принесите, пожалуйста, гуашь, кисти, альбом. -До встречи на следующем занятии.      

 



План – конспект урока № 2-3

для 7 класса

Вид занятий Рисование по памяти
Тема урока «Летний пейзаж. Живопись».
Тип урока Комбинированный.
Цель урока Выполнить этюд в технике живопись, по памяти.  
Задачи:  
 а) обучающие - Научить компоновке пейзажа; - Научить передавать настроения через краски(колористическое, тональное решение); - Обучить умению рисовать, применяя средства художественной выразительности в живописи, соблюдать последовательность живописного изображения.
б) развивающие - Развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над пейзажем, совершенствование зрительной памяти.
в) воспитательные - Воспитание любви к искусству, природе. - Воспитание уважительного отношения к предмету, аккуратность в работе.
Оборудование урока а) для учителя б) для учащихся План-конспект, методические таблицы, постановка, репродукции картин, образцы работы. Гуашевые краски, кисти, разной толщины, баночка для воды, тряпочка, альбом.
Оформление классной доски План-конспект, доска, мел, наглядный материал: плакат «Поэтапное выполнение пейзажа», картина в технике «гуашь»  
1.________2.__________________________                     

 

 


1. Дата

2. Тема урока.

3. Репродукции картин.

4. Поэтапное выполнение пейзажа.


Ход урока

Организационная часть   (2-3мин) До начала урока подготовка доски: запись даты, темы, терминов, подготовка наглядного материала, постановка несложного натюрморта. Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. - Ребята, помните какой жанр изобразительного искусства мы изучили на прошлом уроке? Пейзаж. Давайте вспомним что такое «пейзаж», какие виды пейзажа вы знаете? Сообщение новых знаний (8 -10 минут)     - Сегодня мы с вами дальше продолжим изучать пейзаж и попробуй написать этюд на тему «Летний пейзаж». Обратите внимание на доску. Здесь вы видите поэтапное выполнение пейзажа. - Давайте разберем этапы выполнения пейзажа 1. Начинаем работу с построения карандашного наброска; Работу выполняют в следующем порядке: а) Решите для себя будет это вертикальный или горизонтальный рисунок. б) Как и любой рисунок, все начинается с компоновки на листе. Определите линию горизонта. Учтите, что она не должна проходить ровно по середине листа. в) Если Вы рисуете горы, лес, то обязательно продумайте какая вершина станет более высокой, а какая – низкой. Не стоит изображать деревья или горы одинаковой высоты, хоть так и бывает в реальности. Лучше всего сделать их разными, определить ритм, это добавит динамики и живости Вашему рисунку. г) Уделите чуть больше внимания элементам, которые находятся на переднем плане. в) После того как карандашный набросок готов, можно переходить к следую­щему этапу работы   2. Делаем подмалевок, краской покрываем весь лист бумаги; 3. Подмалевок готов! Теперь приступаем к детальной проработке того, что находится на переднем плане, нюансов и деталей. - Не спешите брать и наносить цвет на бумагу сразу. Поищите его на палитре. Это даст вам возможность найти нужный тон. - Помните, что для более тонких деталей используются более тонкие кисти, а для написания больших плоскостей, таких как небо, дальний план, масса деревьев, например, используем толстые кисти. Не забывайте об этом, когда будете выполнять работу. - Обратите особое внимание на стенд, который учит поэтапному ведению работы. -Ребята, как вы думаете, по каким критериям мы будем оценивать сегодняшний урок? 1. аккуратность; 2. правильная компоновка на листе; 3. отношение к работе; 5. результаты устного опроса. Сегодня вы успеете сделать набросок и подмалевок. В завершении урока мы как обычно вместе будем оценивать ваши работы. -Приступаем к работе. Практическая, самостоятельная работа (25 – 27 минут) - Учитель во время работы консультирует учеников, оказывает индивидуальную помощь, направляет их деятельность, помогает. Дети заканчивают работу в цвете. Подведение итогов (2-3 мин) -Заканчиваем работу. Учитель совместно с детьми анализирует и оценивает работы. Коллективно проговариваются плюсы и недочеты работ, согласно критериям оценивания. -Для подведения итогов работы давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке, что вызвало трудности? Завершение урока, задание на дом (2-3 мин) -На следующем уроке мы закончим наш натюрморт. Уберите свои рабочие места. Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо. На этом наш урок заканчивается. До свидания.

На 3 уроке ученики заканчивают свой рисунок.



План – конспект урока № 4

для 7 класса

 

Вид занятий Рисование по представлению
Тема урока «Декоративный пейзаж»
Тип урока Комбинированный
Цель урока Выполнить декоративный пейзаж.
Задачи:  
а) обучающие - Углубить знания и навыки в живописи. - Познакомить с разными техниками стилизации. - Научить преобразовывать реалистичный пейзаж в декоративный.
б) развивающие - Развить творческие способности у учащихся, зрительную память, воображение, цветовосприятие. - Закрепление навыков работы в технике гуашь.
в) воспитательные - Воспитывать аккуратность, усидчивость. - Воспитание образного мышления, чувства композиции, эстетического вкуса.
Оборудование урока а) для учителя б) для учащихся  - педагогический рисунок;  - образцы рисунков учащихся; - альбом, кисти, гуашь, тряпочка, карандаши, ластик.
Оформление классной доски
1.________2.__________________________                       
 

 

1. Дата

2. Тема урока.

3. Пед. рисунок, образцы работ.

 

Ход урока

Организационная часть(2мин.) До начала урока подготовка доски: запись даты, темы, терминов, подготовка наглядного материала. - Приветствие, Добрый день, ребята! Сегодня мы познакомимся с разными техниками стилизации реалистичного пейзажа. Закрепим навыки, приобретенный на предыдущих занятиях, рисования гуашью. Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами два пейзажа и оба написаны в разных техниках – реалистичной и декоративной. Беседа по теме урока ( 10-15 мин.)         - Давайте разберемся что такое декоративный пейзаж. - Декоративный – упрощенный по форме по цвету. Насыщенный декоративными элементами. В декоративном пейзаже на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета не столько отражают реальные взаимосвязи предметов постановки, сколько условную задачу заранее         продуманного колорита, то есть колорита, построенного на нюансе, контрасте. В декоративном пейзаже художник не стремится передать натуральный вид предмета, а стилизует его. - Посмотрите пейзажи. За что зацепился ваш глаз? Может причудливая форма ветвей деревьев, камни, яркие всполохи цветов и тд. Может вы увидите в них свой уникальный интересный ритм или даже сможете интерпретировать орнамент. - С помощью красок попробуйте превратить реальный пейзаж в декоративную работу! - Декоративность созданная самой природой и ваш чуткий взгляд, помогут вам создать декоративную композицию на листе!   Практическая работа Приступаем к работе. Учитель оказывает индивидуальную помощь, следит за ходом выполнения работ. Подведение итогов. Анализ и оценка работ. Критерии: 1. как решена композиция 2. владение техникой 3. общее впечатление от работы - В заключении нашего урока давайте обсудим чему вы научились? Что вам больше всего понравилось? Организуем выставку работ и оценим их вместе в соответствие с обозначенными критериями. Завершение урока, задание на дом -Ребята, мне было очень приятно работать с вами. Спасибо! На этом наш урок заканчивается.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художники разных эпох и направлений, постоянно наблюдали состояние Природы в разные поры года и изучали те изменения, которые происходят в природе в течение суток и в зависимости от изменений погоды и поры года. Они настойчиво искали изобразительные приёмы и средства, что бы наилучшим образом передать не только правильную форму, цвет, колорит, но главным образом - полученные впечатления от увиденного, чувства и настроение, которые при этом возникают. Природа дает широкие возможности для безграничных творческих поисков. Именно этим обусловлен постоянный интерес художников к пейзажному жанру и его актуальность во все времена.

Целью данной  дипломной работы было изучение пейзажа как жанра, создание летнего пейзажа в технике масляной живописи.

Для достижения цели необходимо было выполнить ряд задач: изучить историю пейзажа; изучить учебно-методическую и научную литературу; подобрать материал для выполнения работы, ряд фотоснимков, работ разных художников, в частности художников нашего края; на примере пейзажистов научится передавать состояние и настроение природы, нюансы свойственные лету в наших северных широтах. Выполнить работу на заданную тему в технике масляной живописи, а так же разработать блок уроков на тему «Искусство пейзажа» для учеников средней общеобразовательной школы.

Ознакомившись с учебно-методической и научной литературой, историей пейзажа как жанра, с картинами известных художников пейзажистов, которые стояли у истоков жанра и с картинами моих современников, проведя занятия у учеников 7ых классов школы №2, мною были сделаны следующие выводы:

· Пейзажу в разные времена отводилась своя роль, однако, развиваясь исторически, главной особенностью пейзажа становится передача эмоций мысли, мироощущения, передача настроения, и нравственное воспитание.

· Так называемые пейзажи-настроения, лирические пейзажи, именно в них наиболее выражены те чувства и эмоции которые художник хотел изобразить.

· Особенность пейзажа сибирских просторов передаётся всеми художественно-выразительными средствами – линией, цветом, пятном, композицией, мазком, а также знанием самой природы края.

· Учащиеся с интересом изучают материал и показывают хорошие результаты.

Таким образом, главная цель, а именно, написание живописного пейзажа о нашем северном лете в технике масляной живописи, выполнена. На мой взгляд работа достаточна живая, при своих внушительных размерах, монументальности, удалось сохранить легкое летнее настроение. Пейзаж узнаваем, застылые в моменте написания картины облака, тем ни менее создают впечатление движения, неспешного, плавучего по горизонту движении, словно в июльский зной. Считаю, что мои личные впечатления и любовь к природе полно и глубоко отразились данной картине.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Серкова Анастасия Владимировна

 Летний пейзаж в технике масляной живописи

Дата: 2019-04-22, просмотров: 316.