ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История пейзажа

 Пейзаж -  жанр изобразительного искусства, один из традиционных жанров станковой живописи и графики, предметом изображения в нем является природа, определенный вид местности, ландшафта. Само слово пейзаж в русском языке происходит от французского «Paysage», «pays» — «страна», «местность». В зависимости от характера произведения можно выделить несколько направлений: сельский, городской, индустриальный пейзаж и марина (морской пейзаж).

Элементы пейзажа были замечены уже в наскальной живописи, в эпоху неолита. Первобытные люди наносили на стены пещер изображения окружающих их территорий, особенности их окружения, реки, озера, деревья и др. В Сахаре, На плато Тассилин - Аджер, были обнаружены наскальные рисунки сцен охоты и перегона стад, рядом с фигурами животных и людей художник схематично изобразил пейзаж, не конкретизирующий место действия. Изображение природы встречается в египетских фресках, в рельефах и росписях Древнего Востока и древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах. В западноевропейском искусстве XII—XV века преобладают тенденции к чувственно-убедительной трактовки мира, символический фон сменяется пейзажным пространством.

Пейзаж как жанр окончательно сформировался в XVII в. Художники эпохи возрождения, а именно голландские живописцы, изучали пейзаж непосредственно с натуры и, на основе наблюдений, они разрабатывали основные принципы построения пейзажного пространства, световоздушной перспективы. Еще в X в. художники обратились к изучению натуры (Брейгель в Нидерландах), особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII-XVIII вв. (П.Рубенс во Флатщрии, Рембрандт и Я. Рейсдал в Голландии, Н.Пуссен, К.Лоррен во Франции). Были созданы система валеров, световоздушная перспектива. В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрной живописи (К Кора во Франции, А.А.Иванов, А.Саврасов, Ф.Васильев, И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов в России) продолжили импрессионисты (Э.Мане, К.Моне, О. Ренуар во Франции, К.Коровин, И.Грабарь в России), открывшие новые возможности в передаче изменчивости света - воздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.

Конец XVIII – первая половина XIX века характер пейзажа приобретает тенденции романтизма. Это период сближение души человека с природой. Художники, изучая природу, изображаю разные ее проявления, по крупицам раскрывали ее сокровенный смысл и находили в ней средство для исправления несовершенной человеческой натуры. Пейзаж выглядел достаточно реалистичным, но при этом сохранялась легкость и воздушность этюда. Примером может послужить творчество англичанина Дж. Констебла (см. приложение №1).

Для творчества мастеров европейских школ характерна кропотливая работа над реалистичным пейзажем. В середине XIX века французские барбизонцы, английские преимпрессионисты и К. Коро стали писать с натуры, на пленэре, стараясь запечатлеть в своих картинах состояние природы именно в данный момент времени, времени суток, времени года.

У мастеров импрессионизма пейзаж выходит на передний план (К. Моне, П. Сезанн, А. Сислей и др.). Главным условием создания пейзажного образа для них являлась работа на пленэре. Художники создавали серии полотен объединённых одним мотивом, чтобы запечатлеть изменчивость состояния окружающей среды (К.Моне «Вестминстерский дворец, эффект тумана», «Вестминстерский дворец» (см. приложение №3-4)).

В пейзаже складывается множество различных направлений, которые способствуют развитию принципов импрессионизма и одновременно создают противоречия между ними. П. Сезанн, например, в своих произведениях сумел соединить величественную мощь и четкий конструктив естественных природных ландшафтов (см. приложение №2).

Ван Гог же в своем творчестве одушевлял отдельные элементы пейзажа, стремился к передаче психологической атмосферы в своих пейзажных мотивах. Он писал по наитию, под первым впечатлением, охваченный творческим порывом, картины словно вырывались из-под его кисти, знаменую собой величие природы, трепет перед ней (см. приложение №5-6).

Во времена академической школы живописи, пейзаж отходил на второй план, начиная с эпохи импрессионизма, это направление нашло отклик в творчестве многих художников.

Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 281.