Продовольственная обеспеченность

Реализация приоритетного направления «Продовольственная обеспеченность» будет направлена на увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 10,1 процента к 2022 году и на 13,8 процента к 2025 году по отношению к 2017 году и на сохранение обеспеченности населения области основными видами продукции сельского хозяйства собственного производства.

В настоящее время в сельской местности проживает около трети всего населения Новгородской области. Сельское хозяйство является основной сферой приложения труда в сельской местности и основным источником доходов сельских домохозяйств.

Благоприятное географическое местоположение области относительно самых крупных в России рынков сбыта продовольственной продукции – Москвы и Санкт-Петербурга, а также наличие свободных земель сельскохозяйственного назначения делают область привлекательной для инвестирования в сельское хозяйство.

В области функционирует 133 сельскохозяйственных организации различных организационно-правовых форм, 795 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ), более 190 тыс. личных подсобных хозяйств.

За период 2011-2016 годов достигнут устойчивый рост производства во всех базовых подотраслях агропромышленного комплекса (далее - АПК). Рост сельскохозяйственного производства за этот период обусловлен увеличением производства основных видов сельхозпродукции: скота и птицы на убой, яиц, зерна, картофеля, овощей. Лидирующие позиции в Северо-Западе по этим направлениям области удалось сохранить и по итогам 2017 года, который был крайне тяжёлым для сельского хозяйства из-за чрезвычайных погодных ситуаций. В 2017 году производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составило 24,9 млрд рублей, из нее 9,3 млрд рублей составляет продукция первичной и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции. По производству продукции сельского хозяйства область занимает 5 место среди субъектов Северо-Западного федерального округа.

В настоящее время по производству продукции в расчете на одного среднегодового работника в сельскохозяйственных организациях Новгородская область занимает 10 место в стране.

Проблемами, сдерживающими развитие сельского хозяйства на современном этапе, являются:

низкая рентабельность молочного скотоводства (5,7 процента) в связи с низкими закупочными ценами на молоко, мясо крупного рогатого скота, высокими ценами на корма и длительными технологическими циклами в данной подотрасли;

недостаточный вклад КФХ в производство продукции сельского хозяйства области (5,9 процента, тогда как по России 12,5 процента), недостаточный уровень развития кооперации между крестьянскими хозяйствами;

наличие свободных (неиспользуемых) земель сельскохозяйственного назначения (в настоящее время используется 44 процента пашни);

невысокий уровень развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства в сельской местности (уровень обеспеченности сельского населения водой – 43,2 процента, газом – 16,5 процента);

отсутствие регионального ветеринарного мониторинга продукции животного происхождения, без которого экспортные поставки продукции животного происхождения невозможны;

недостаточная укомплектованность областных бюджетных учреждений ветеринарии мобильными и стационарными автоматизированными рабочими местами (70 процентов);

недостаточно обеспеченная материально-техническая база государственной ветеринарной службы (86 процентов).

недостаточная обеспеченность высококвалифицированными специалистами в области ветеринарии в сельской местности (51 процент).

Задачами приоритетного направления являются:

вовлечение в оборот от 7 до 10 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения ежегодно;

доведение уровня обеспечения населения области молоком и молокопродуктами собственного производства до 50 процентов к 2022 году и до 53 процентов к 2025 году;

развитие КФХ и сельскохозяйственной кооперации;

защита населения от болезней, общих для человека и животных, в т.ч. возникающих при использовании (потреблении) недоброкачественной в ветеринарно-санитарном отношении животноводческой продукции;

профилактика заразных и иных болезней животных путем снижения доли очагов особо опасных болезней от общего количества заразных болезней животных, зарегистрированных на территории области, с 30 процентов в 2018 году до 24 процентов к 2022 году и до 20 процентов к 2025 году.

Реализация приоритетного направления будет основана на следующих проектных инициативах:

«Развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции»;

«Развитие системы поддержки фермеров и сельской кооперации»;

«Экспорт продукции агропромышленного комплекса»;

«Улучшение условий жизни в сельской местности»;

«Развитие качественного обслуживания государственной ветеринарной службой населения области и хозяйствующих субъектов всех форм собственности».

Проектная инициатива «Развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции» обеспечит увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции до 29,6 млрд рублей к 2022 году (в 2017 году – 24,7 млрд рублей) и до 34,9 млрд рублей к 2025 году, а также увеличение объемов реализации продуктов первичной и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции до 11,6 млрд рублей к 2022 году (в 2017 году – 9,3 млрд рублей) и до 14,6 млрд рублей к 2025 году. Доля продуктов первичной и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции в общем объеме производства пищевой продукции увеличиться до 28,5 процента к 2022 году (в 2017 году – 26,9 процента) и до 31,0 процента к 2025 году.

По производству продукции в расчете на одного среднегодового работника в сельскохозяйственных организациях Новгородская область должна занять 9 место по итогам 2022 года (в 2016 году – 10 место) и 7 место по итогам 2025 года.

Результат будет достигнут в рамках приоритетных региональных проектов: «Развитие молочного животноводства», «Развитие семеноводства картофеля», «Развитие аквакультуры», «Цифровое сельское хозяйство» и «Повышение продуктивности охотничьих угодий».

А также в целях достижения показателей проектной инициативы, планируется проведение научно-исследовательских и научно-внедренческих работ прикладного характера по темам:

научно-практическое обоснование повышения эффективности использования генетических ресурсов в молочном скотоводстве;

исследование сортов зерновых культур, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, не допущенных к использованию в северо-западном регионе, с целью их районирования и использования в северо-западном регионе.

1. Целью приоритетного регионального проекта «Развитие молочного животноводства» является повышение уровня самообеспечения молоком жителей области (объём производства молока в КФХ и сельхозорганизациях к 2025 году должен составить 55 тыс. тонн, что на 7,0 тыс. тонн выше значения 2017 года). В 2017 году производство молока в КФХ и сельхозорганизациях составило 48,0 тыс.тонн.

2. Приоритетный региональный проект «Развитие семеноводства картофеля» позволит обеспечить сельхозтоваропроизводителей области семенным материалом картофеля высоких репродукций за счет приобретения исходного материала у отечественных оригинаторов сортов картофеля в целях дальнейшего размножения. Обеспеченность семенами картофеля высоких репродукций собственного производства к 2022 году составит не менее 35 процентов (в 2017 году - 23 процента) и к 2025 году - не менее 40 процентов.

3. Целью приоритетного регионального проекта «Развитие аквакультуры» является развитие организаций рыбохозяйственного комплекса, сохранение объема и разнообразия видов объектов аквакультуры, их переработки, занятости в этой отрасли. Реализация проекта направлена на увеличение объёма производства объектов аквакультуры к 2022 году на 17,5 процента к уровню 2017 года, что составит 724 тонны, к 2025 году на 31,8 процента к 2017 году, что составит 812 тонн.

4. Приоритетный региональный проект «Цифровое сельское хозяйство» предусматривает внедрение в 2021 году системы предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в электронном виде, системы геномной оценки молочного стада, региональной геоинформационной системы АПК. Внедрение геоинформационной системы АПК позволит вводить в оборот ежегодно от 7 до 10 тысяч гектаров новых земель сельскохозяйственного назначения.

5. Приоритетный региональный проект «Повышение продуктивности охотничьих угодий» позволит увеличить в рационе населения экологически чистой пищевой продукции охоты за счет повышения продуктивности охотничьих угодий путем создания естественных резерватов охотничьей фауны, проведения охранных и биотехнических мероприятий.

В рамках проектной инициативы «Развитие системы поддержки фермеров и сельской кооперации» будут реализовываться приоритетные региональные проекты «Развитие кооперации среди крестьянских фермерских хозяйств» и «Развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса на селе», а так же региональная составляющая федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

1. Результатом региональной составляющей федерального проекта «Создание системы поддержки фермерства и развитие сельской кооперации» будет количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (нарастающим итогом), к 2022 году – 62 единицы, к 2025 году – 113 единиц (2017 год – 14 единиц).

2. Приоритетный региональный проект «Развитие кооперации среди крестьянских фермерских хозяйств» направлен на увеличение производства сельскохозяйственной продукции КФХ и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (далее – СпоК) на территории Новгородской области в 1,2 раза к 2022 году по отношению к 2017 году и в 1,6 раза к 2025 году. В 2017 году производство продукции сельского хозяйства в КФХ составило 1,4 млрд рублей.

3. Приоритетный региональный проект «Развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса на селе» направлен на формирование и развитие системы сельскохозяйственного консультирования и информационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Новгородской области, в результате его реализации охват сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и СПоК консалтинговыми услугами к 2020 году составит 99 процентов. В 2017 году охват сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и СПоК консалтинговыми услугами составило 20 процентов.

Проектная инициатива «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» будет направлена на расширение объемов поставок сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки на внешний агропродовольственный рынок (объем экспорта продукции агропромышленного комплекса к 2022 году увеличится в 1,6 раза и в 2,8 раза к 2025 году). В 2017 году экспорт продукции агропромышленного комплекса составил 23,2 млн долл. США. Проектная инициатива будет реализовываться региональной составляющей федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса».

В рамках проектной инициативы «Улучшение условий жизни в сельской местности» предполагается создать комфортные условия жизнедеятельности в сельской местности. В рамках проектной инициативы предусмотрена реализация ведомственного регионального проекта «Развитие водоснабжения сельских населенных пунктов».

Ведомственный региональный проект «Развитие водоснабжения сельских населенных пунктов» направлен на доведение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 53,7 процента к 2022 году (в 2017 году - 51,2 процента) и до 54,2 процента - к 2025 году.

Проектная инициатива «Развитие качественного обслуживания государственной ветеринарной службой населения области и хозяйствующих субъектов всех форм собственности» позволит сохранить эпизоотическое благополучие области и обеспечить выпуск безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции, при этом доля очагов особо опасных болезней от общего количества заразных болезней животных, зарегистрированных на территории области, к 2022 году не должна превышать 24,0 процента (в 2017 году – 31,0 процент), а к 2025 году - 20,0 процентов.

В этих целях будут реализованы приоритетные региональные проекты «Реализация комплекса мер по финансовому и материально техническому обеспечению государственной ветеринарной службы» и «Цифровая трансформация ветеринарной службы».

1. В результате реализации приоритетного регионального проекта «Реализация комплекса мер по финансовому и материально-техническому обеспечению государственной ветеринарной службы»:

совокупная обеспеченность государственной ветеринарной службы материальными ресурсами повысится до 90 процентов к 2022 году (в 2017 году – 80 процентов) и до 93 процентов к 2025 году;

обеспечение аккредитации государственных ветеринарных лабораторий (испытательных центров) Новгородской области на проведение диагностических лабораторных исследований болезней животных и оценки соответствия продукции животного происхождения и кормов для животных установленным требованиям и нормам Евразийской экономической комиссии и Российской Федерации до 95 процентов к 2022 году (в 2017 году – 25 процентов) и до 100 процентов к 2025 году;

обеспечение государственной ветеринарной службы высококвалифицированными специалистами в области ветеринарии для работы в сельской местности до 70 процентов в 2022 году (в 2017 году – 51 процент) и до 85 процентов к 2025 году.

2. Приоритетный региональный проект «Цифровая трансформация ветеринарной службы» направлен на создание оборудованных стационарных и мобильных автоматизированных рабочих мест в учреждениях для работы в федеральной информационной системе в области ветеринарии на 90 процентов к 2022 году (в 2017 году – 50 процентов) и на 100 процентов к 2025 году.

Культура

В Новгородской области государственная политика в сфере культуры реализуется в рамках государственной программы Новгородской области «Развитие культуры и туризма Новгородской области на 2014 - 2021 годы».

Уникальность Новгородской области заключается, прежде всего, в ее культурной среде, являющейся отражением роли региона в становлении и развитии русской государственности.

Культурное наследие Новгородской области, в том числе недвижимые памятники истории и культуры, составляет важную часть культурного достояния как Новгородской области, так и Российской Федерации в целом, повышая привлекательность Новгородской области как культурного и туристского центра Северо-Запада Российской Федерации.

Неотъемлемой частью историко-культурного наследия являются документы Архивного фонда Новгородской области как составная часть Архивного фонда Российской Федерации. Государственными и муниципальными архивами области обеспечивается вечное хранение и использование более 2,5 млн архивных документов за период с первой половины XV века по настоящее время. Ежегодно Архивный фонд области увеличивается на 15 тысяч единиц хранения.

Большое значение для сферы культуры Новгородской области имеет деятельность, связанная с сохранением и развитием традиционной народной культуры. На территории области осуществляют деятельность 20 домов и центров народного творчества. Основным учреждением, осуществляющим региональную политику в деле сохранения нематериального культурного наследия области, является Новгородский областной Дом народного творчества (структурное подразделение областного автономного учреждения культуры и искусства «Новгородское областное театрально - концертное агентство»). Ежегодно Домом народного творчества организуется около 75,0 тыс. мероприятий.

В области работает 300 культурно-досуговых учреждений, в том числе 245 в сельской местности.

Одним из основных направлений сферы культуры является организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности книжных фондов библиотек.

Население Новгородской области обслуживают 326 государственных и муниципальных библиотек, из них 324 библиотеки находятся в ведении городского округа и муниципальных районов, 312 библиотек расположены в сельской местности. Кроме того, население отдаленных и малонаселенных пунктов обслуживают около 913 библиотечных пунктов внестационарного обслуживания.

Процент охвата населения библиотечным обслуживанием составляет в целом по области 45 процентов, что составляет более 250,0 тыс. читателей области.

Система дополнительного образования детей насчитывает 30 единиц (22 детских школ искусств, 7 музыкальных школ и одна художественная школа), в которых обучаются 6 782 учащихся, что составляет 12,07 процента от числа учащихся в общеобразовательных школах на 01.01.2018. Динамика доли учащихся, занимающихся в организациях дополнительного образования детей, за последние 3 года имеет негативную направленность (на 01.10.2016 - 6817 учащихся (12,3 процента), на 01.10.2017 - 6864 учащихся (12,3 процента)), данный показатель ниже среднего значения по Северо-Западному федеральному округу и Российской Федерации (12,9 процента).

Одной из наиболее популярных форм проведения досуга населения на территории Новгородской области является кинопоказ.

В 2017 году некоммерческими организациями кинопоказ осуществлялся в киноцентре «Россия» Великого Новгорода, в 13 кинотеатрах и на 59 киноустановках муниципальных районов. В течение 2017 года по киносети в целом было организовано 32417 киносеансов, которые посетили 408737 зрителей, что на 31 процент ниже уровня 2016 года. Доходы от кинопроката также снизились на 13 процентов, что связанно с открытием кинотеатра «Мираж синема» в Великом Новгороде, и последовавшим оттоком количества зрителей киноцентра «Россия». Отмечается высокий уровень проведения мероприятий в Мошенском, Маловишерском, Боровичском, Новгородском, Чудовском районах.

Одним из значимых направлений сферы культуры региона является музейная деятельность. На территории области расположено 10 муниципальных музеев, государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли». В течение 2017 года музеи области посетило 60 674 человек, что на 2 процента ниже уровня 2016 года. Снижение связано с тенденцией реорганизации и переходом музеев в состав культурно-досуговых учреждений.

Локомотивом музейной отрасли Новгородской области является федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» (далее- Музей - заповедник), включающий 9 филиалов в Боровичском, Валдайском, Старорусском, Чудовском районах и в Великом Новгороде. Музей - заповедник ежегодно посещают более 1 млн человек.

Основными проблемами культуры на территории области является не соответствие материально-технического обеспечение сельских учреждений культуры современным требованиям.

В течение последних лет в Новгородской области наблюдается уменьшение сети государственных и муниципальных учреждений культуры. Сокращение составило 114 единиц (14 процентов) по отношению к 2012 году. Также сокращается и численность работников культуры. В 2018 году численность работников культуры уменьшилась на 19,2 процента к 2013 году.

Доля расходов на культуру в общем объеме расходов консолидированного бюджета в 2018 году составила 4,2 процента, темп роста расходов на культуру по сравнению с 2013 годом составил 128,5 процента.

Численность работников в сфере культуры и искусства в расчете на 1000 жителей изменилась с 3,91 человека в 2013 году до 3,15 человека в 2018 году.

Данные тенденции обусловлены снижением численности населения, в том числе населения, проживающего в сельской местности, а также процессами оптимизации бюджетной сети в рамках проведения реформы бюджетного сектора.

Вместе с сокращением количества культурно-досуговых учреждений, сократилось и число клубных формирований - на 3 процента за 5 лет (с 3 790 единиц в 2013 году до 3 692 единиц в 2017 году), число участников клубных формирований сократилось на 3 процента по сравнению с уровнем 2013 года и в 2017 году составило 52 883 человек.

Великое историческое и культурное наследие являются надежным фундаментом для формирования новых экономических взаимоотношений, связанных с сохранением, созданием, распространением и потреблением культурных благ и ценностей.

Необходимо направить уже имеющиеся ресурсы на производство нового актуального и инновационного культурного продукта, который должен стать привлекательным для соседних регионов и международного сообщества. Для этого могут быть привлечены не только представители бизнеса, благотворительные фонды, но также некоммерческие организации в области культуры и туризма, новые культурные институции.

Неотъемлемой частью реализации стратегии являются задачи, определенные Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Ключевой целью сферы культуры в регионе является улучшение качества культурной среды, вовлечение населения области в культурную жизнь и процессы творческой самореализации людей, независимо от места их проживания, формирование единого культурного пространства, скрепленного системой общих традиционных для Новгородской области культурными и духовно-нравственными ценностями для создания образа «Регион русской культуры», центра культурно-познавательного туризма и включения в ТОП 5 рейтинга информационной активности региона в информационной системе «Единое информационное пространство в сфере культуры» к 2025 году.

Необходимо придать новый импульс реализации культурного потенциала региона, обеспечить продвижение современных форматов культурной жизни для расширения инфраструктуры отрасли культуры.

Оказать содействие в реализации новых инициатив, созданию пространств для новых авторов художественных произведений, расширению количества фестивалей и других крупных общественных событий.

Историческое разнообразие культурного пространства региона должно стать драйвером не только для развития традиционного туризма, основанного на культурном наследии, но и для формирования новых культурных образов и смыслов, развития городской среды и новых креативных отраслей экономики.

При этом ключевыми задачами на среднесрочную перспективу будут являться:

развитие Новгородской области как национального и международного центра культуры и искусства с участием общественных и образовательных организаций, частного партнерства;

продвижение талантливой молодежи в сфере музыкального искусства, в том числе посредством участия в формировании национального молодежного симфонического оркестра, поддержка молодежных субкультур, молодежных движений и инициатив в сфере культуры;

создание (реконструкция) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства;

обеспечение детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;

создания (реконструкции) культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений, развитие муниципальных библиотек;

создание виртуального концертного зала на территории области;

поддержка добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации;

организация мероприятий, направленных на повышение интереса к чтению книг, популяризацию русского языка и литературы, народных художественных промыслов и ремесел, развитие театрального искусства, музейного и архивного дела, повышение роли профессиональных союзов, творческих сообществ, общественных и экспертных советов.

Достижение указанных задач будут обеспечивать 2 проектные инициативы:

«Культурное поколение»;

«Наследие и современность».

Проектная инициатива «Культурное поколение» направлена на создание новых культурных проектов в театральном, музейном, библиотечном деле и культурно-досуговом направлении, увеличение количества участников творческих мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней из числа учащихся учреждений дополнительного образования и профессиональных образовательных организаций в сфере культуры с 51 процента в 2018 году до 53 процентов в 2022 году и до 65 процентов в 2025 году и включает в себя следующие приоритетные региональные проекты.

Приоритетный региональный проект «Подготовка кадров» направлен на повышение квалификации работников на базе Центров непрерывного образования и повышение квалификации творческих и управленческих кадров сферы культуры в количестве не менее 2,5 процента от числа основного персонала отрасли культура, организацию обучения детей и молодежи по образовательным программам культуры. Результатом станет сохранение на уровне 70 человек ежегодного количества выпускников профессиональных образовательных учреждений культуры, а также снижение доли устаревших музыкальных инструментов с 55 процентов в 2018 году до 42,4 процента в 2022 году и до 33,4 процента в 2025 году.

Приоритетный региональный проект «Талантливая молодежь» направлен на увеличение к 2025 году на 15 процентов количества посещений культурно-массовых мероприятий молодежью от 15 до 24 лет и на 20 процентов количества участников творческих мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней из числа учащихся учреждений дополнительного образования и профессиональных образовательных организаций в сфере культуры. Проект предусматривает поддержку современных направлений культуры, организацию с 2019 года ежегодного фестиваля субкультур и молодежных движений, организацию и проведение организациями культуры и дополнительного образования детей в сфере культуры 100 творческих и просветительских мероприятий регионального и межрайонного уровней (фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, постановок, публичных лекций, акций, творческих встреч и олимпиад) ежегодно, организацию и проведение ежегодно не менее 8 международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, а также региональных этапов федеральных конкурсов среди молодежи ежегодно.

Проектная инициатива «Наследие и современность» направлена на сохранение, эффективное использование и популяризацию историко-культурного потенциала региона и обеспечение условий для увеличения числа посещений учреждений культуры не менее чем на 10 процентов к 2022 году и 17 процентов к 2025 году по отношению к уровню 2018 года.

Приоритетный региональный проект «Строительство и реконструкция объектов культуры» обеспечит обновление и формирование материально-технической базы в сфере культуры и позволит достичь не менее 90 процентов учреждений культуры в удовлетворительном состоянии от общего количества учреждений культуры к 2025 году:

строительство фондохранилища Новгородского государственного объединенного музея-заповедника;

завершение реставрации Путевого дворца в Шимском районе и музея народного деревянного зодчества «Витославлицы»;

реконструкция зданий театра для детей и молодежи «Малый» и Новгородского академического театра драмы им. Ф.М.Достоевского, что позволит повысить качество проводимых мероприятий, обеспечит технику безопасности в производственном процессе, создаст комфортные условия для зрителей и повысит посещаемость не менее чем на 15 процентов; 

строительство 4 домов культуры в Парфинском (2020 год), Новгородском (2020 год), Любытинском (2021 год) и Чудовском (2021 год) районах позволит обеспечить предоставление услуг в новых культурно-досуговых учреждениях 9000 жителей сельских поселений;

реконструкция 4 домов культуры: в 2019 году в Чудовском районе, в 2020 году в Старорусском, Крестецком районах, что позволит обеспечить предоставление услуг в обновленных культурно-досуговых учреждениях 11793 жителям сельских поселений;

капитальный ремонт 6 зданий культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений Демянского, Крестецкого, Новгородского, Старорусского районов в 2019 году и еще 36 зданий до 2025 года на территориях сельских поселений Боровичского, Волотовского, Любытинского, Маревского, Маловишерского, Пестовского, Солецкого, Холмского, Хвойнинского, Чудовского районов, который улучшит условия пребывания в учреждениях культуры для 48 тыс. человек;

приобретение автоклубов для 19 муниципальных районов области (10 автоклубов в 2021 году, 9 – в 2022 году), что позволит предоставлять услуги в сфере культуры более 150 тыс. жителей (более 80 процентов сельского населения региона).

Приоритетный региональный проект «Межрегиональный культурный обмен» позволит увеличить на 15 процентов количества посетителей межрегиональных творческих проектов, проводимых в Новгородской области (35,2 тыс. посетителей к 2025 году). Проект предусматривает организацию выступлений творческих коллективов, обменных гастролей, музейных выставочных проектов, выставок мастеров художественного и декоративно-прикладного искусства Новгородской области и других регионов в субъектах Российской Федерации, организацию участия 30 мастеров-ремесленников регионов Российской Федерации в международном фестивале народного творчества и ремесел «Садко» ежегодно, организацию и проведение с регионами Российской Федерации 5 совместных научно-практических конференций, вебинаров, круглых столов по сотрудничеству в области культуры, искусства и архивного дела ежегодно.

Приоритетный региональный проект «Цифровая культура» направлен на формирование информационного пространства знаний и увеличение количества обращений к цифровым ресурсам культуры в 5 раз к 2025 году:

создание виртуального концертного зала в Великом Новгороде, количество зрителей которого к 2025 году превысит 7 тысяч человек;

расширение сети доступа к региональному центру Президентской библиотеки не менее 3 муниципальных районов;

создание в Великом Новгороде интерактивно-выставочного музейного комплекса с использованием технологий дополненной реальности, который смогут посещать 300 тыс. человек ежегодно;

осуществление онлайн-трансляций ключевых мероприятий, размещаемых на портале «Культура.РФ».

Приоритетный региональный проект «Национальное кино» направлен на увеличение на 30 процентов количества посещений киносеансов на территории Новгородской области (359,1 тыс. посещений к 2025 году) и на 15 процентов количества посещений киносеансов национальных фильмов (189,8 тыс. посещений к 2025 году), чему будет способствовать ежегодное оснащение кинозалов в муниципальных районах области современным оборудованием для кинопоказа, организация и проведение ежегодно Всероссийского фестиваля исторических фильмов «Вече», проведение ежегодно не менее 3 кинофестивалей, акций, торжественных мероприятий, посвященных премьерным кинопоказам, предоставление льгот на посещение киносеансов отдельным категориям граждан, привлечение кинокомпаний к съемкам национальных фильмов на территории области, проведение совместных мероприятий (форумов, семинаров, презентаций) с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения и организациями кинематографии, проведение учебных семинаров, интерактивных занятий по кинопроизводству для молодежи. Проект позволит создать комфортные условия для просмотра фильмов более 140 тыс. жителей области.

Приоритетный региональный проект «Единый календарь культурных событий» создаст условия для расширения масштабов международного и межрегионального сотрудничества, реализации культурных инициатив и авторских проектов. Целью проекта является увеличение на 30 процентов числа посещений международных и всероссийских культурных мероприятий, проводимых на территории Новгородской области (112,6 тыс. посетителей к 2025 году), чему будут способствовать: придание международного статуса фестивалям, проведение ежегодно не менее 15 международных и всероссийских культурных мероприятий, в том числе творческих акций, ремесленных ярмарок, реализация ежегодно не менее 10 выставочных проектов новгородских авторов, художников и творческих объединений из городов России и зарубежных стран, проведение ежегодно не менее 50 выставок современного искусства, реализация ежегодно с участием Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» не менее 250 внутрироссийских, зарубежных и виртуальных выставочных проектов, направленных на популяризацию культурно-исторического наследия Новгородской области.

Учитывая особый статус Новгородской области – одной из древнейших историко-культурных территорий России, ставшей центром развития русской государственности, в 2019 году будет разработана комплексная стратегия развития культуры Новгородской области на долгосрочный период.

Жильё и городская среда

Стратегической целью приоритетного направления является формирование комфортной и современной среды проживания в городах Новгородской области, при этом в 2022 году индекс качества городской среды увеличится на 5 процентов, к 2025 году – на 15 процентов, доля семей, которые имеют возможность приобрести жильё за счёт ипотечного кредита возрастет с 38 процентов в 2017 году до 47 процентов в 2022 году, до 50 процентов к 2025 году, объём жилищного строительства увеличится с 231,6 тыс. кв. м в 2017 году до 304 тыс. кв. м в 2022 году, до 351 тыс. кв. м к 2025 году, удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах к 2025 году снизится до 0,173 Гкал/кв. м; удельный расход холодной воды в многоквартирных домах к 2025 году снизится до 44,43 куб. м/чел.; удельный расход горячей воды в многоквартирных домах к 2025 году снизится до 20,43 куб. м/чел.; удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах к 2025 году снизится до 725,07 кВт/ч/кв. м; удельный расход природного газа в многоквартирных домах с иными системами теплоснабжения к 2025 году снизится до 0,11135 куб. м/чел.

Одним из ключевых направлений, требующих тесного взаимодействия между властью на местах и населением, является благоустройство поселений, которое в настоящее время приобрело особую актуальность и остроту. Основной задачей органов местного самоуправления области на ближайшие годы должно стать формирование комфортной городской среды. Приоритетное направление «Жильё и городская среда» ориентировано на решение комплекса задач, призванных повысить качество благоустройства городов, создать привлекательные условия для жизни людей, повысить инвестиционную привлекательность населенных пунктов, в том числе для малых и средних предприятий в сервисных секторах экономики.

Максимальный эффект от реализации отдельных отраслевых мероприятий, нацеленных на повышение качества среды проживания, может быть достигнут при условии комплексного подхода, предусматривающего концентрацию организационных и финансовых ресурсов на компактной территории.

Ключевыми проблемами в данной сфере являются:

недостаточное количество комфортных, современных скверов, парков, пространств, предназначенных для досугового времяпрепровождения граждан. В местах общественного пользования отмечается недостаток малых архитектурных форм, освещения, «зеленых зон». По состоянию на начало 2017 года уровень благоустройства составил 69 процентов по общественным территориям;

аварийный жилищный фонд, признанный таковым после 2012 года, составил на начало 2018 года 62,76 тыс. кв. м. и требует незамедлительного расселения. Новгородская область находится на 8 месте среди субъектов Северо-Западного федерального округа по наличию аварийного жилищного фонда;

уровень газификации Новгородской области сетевым природным газом на начало 2018 года составил 60,3 процента, в том числе 74,9 процента - города и 22,4 процента - села. Многие крупные населенные пункты в Новгородском, Валдайском, Боровичском и других районах области не газифицированы или имеют низкий уровень газификации.

К 2025 году необходимо решение следующих задач:

повышение индекса качества городской среды в городах, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды;

вовлечение граждан в решение вопросов развития городской среды;

сокращение непригодного для проживания жилищного фонда;

увеличение количества семей, улучшивших жилищные условия с использованием ипотечного кредита;

увеличение объемов жилищного строительства;

снижение среднего уровня процентной ставки по ипотечному кредиту.

Кроме того, неотъемлемым условием создания комфортной среды для проживания является развитие строительного комплекса. Ключевой проблемой в данной сфере является необеспеченность инженерной инфраструктурой земельных участков, в том числе предназначенных для массовой застройки, административные барьеры в строительной отрасли.

Инвестиционными программами электросетевых организаций (филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» и АО «Новгородоблэлектро») в 2019 году на развитие электросетевого комплекса области предусмотрено 792,9 млн рублей, в том числе на реконструкцию ПС «Базовая», технологическое присоединение льготной категории заявителей, приобретение специализированной техники, внедрение интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий в Валдайском и Боровичском районах.

Снижение административных барьеров для бизнеса и населения в градостроительной сфере области будет осуществляться за счет:

совершенствования нормативной правовой базы и развития инструментов электронного правительства на территории области;

обеспечения устойчивого развития территории региона и создания благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства на основе реализации документов территориального планирования Новгородской области и муниципальных образований;

формирования региональной государственной информационной системы территориального планирования Новгородской области;

актуализации документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Новгородской области;

совершенствования региональных и местных нормативов градостроительного проектирования на территории Новгородской области;

реализации целевых моделей, направленных на упрощение процедур получения разрешения на строительство и доступа к инженерной инфраструктуре.

Решение вышеуказанных задач, в том числе будет обеспечивать проектная инициатива «Современный облик городов и поселений». Целью проектной инициативы является создание новых современных общественных пространств и развитие рынка благоустроенного жилья для комфортного проживания населения.

Органами исполнительной власти области продолжится взаимодействие с органами местного самоуправления области по реализации проекта «Концепция колористических решений» для значимых городов и городских поселений с учетом их истории, культуры, уникальности; созданию единых правил выполнения работ по ремонту, переустройству, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства, влекущих за собой изменение облика зданий и сооружений; разработке дизайн-кодов для городов Великий Новгород, Боровичи, Валдай, Старая Русса; созданию единых правил размещения и содержания информационных вывесок и конструкций на территории городов и городских поселений муниципальных образований области; созданию градостроительных советов с привлечением экспертного сообщества.

Проектная инициатива будет реализована через следующие проекты:

1. Региональная составляющая федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Проект направлен на благоустройство общественных территорий, скверов и парков в городах Боровичи, Валдай, Малая Вишера, Окуловка, Старая Русса и других городах области, в том числе благоустройство Софийской набережной в Великом Новгороде.

Будет реализован комплекс мероприятий по благоустройству общественных территорий, включая создание или реконструкцию детских и спортивных площадок, пешеходных дорожек, парковочных мест для автотранспорта, устройству систем освещения, элементов ландшафтного дизайна, малых архитектурных форм; неэффективно используемые территории в структуре микрорайона могут быть преобразованы в коммерческие пространств в интересах создания рабочих мест.

К 2020 году завершится реконструкция водонапорной башни в городе Старая Русса. Преобразование объекта культурного наследия в музей создаст целостность восприятия городской площади, позволит познакомить гостей города с его историей. В башне планируется создать информационный центр для туристов, экспозицию и смотровую площадку. Реализация проекта стала возможна в результате победы г. Старая Русса во всероссийском конкурсе «Малые города и исторические поселения». В целях благоустройства территорий городов Малая Вишера, Боровичи, Чудово органами исполнительной власти области будет оказываться методическая помощь органам местного самоуправления области для участия во всероссийском конкурсе в 2019 году и последующие годы.

Это позволит создавать современную городскую среду с учетом истории, культуры, уникальности городских и сельских поселений области, ежегодно повышать индекс её качества на 2-5 процентов, в том числе в г.Малая Вишера, г.Старая Русса, г.Боровичи, г.Валдай.

В результате реализации проекта в 2022 году будут благоустроены 100 общественных территорий, скверов и парков, к 2025 году - 135 общественных территорий, скверов и парков (90 процентов от потребности в благоустройстве общественных территорий).

2. Региональная составляющая федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» направлена на улучшение жилищных условий граждан в Новгородской области путем переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.

В результате реализации проекта в 2022 году общая площадь расселения аварийного жилищного фонда составит 10,74 тыс. кв. м, 608 граждан будут переселены из аварийного жилищного фонда, к 2025 году – 41,7 тыс. кв. м. и 2494 граждан.

3. Региональная составляющая федерального проекта «Ипотека и арендное жилье» направлена на улучшение жилищных условий граждан в Новгородской области путем увеличения объема ввода жилья.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов в 2022 году составит 920 единиц, к 2025 году – 970 единиц, годовой объём ввода жилья на территории области составит 304 тыс. кв. м. в 2022 году, 351 тыс. кв. м. к 2025 году;

снижение средней ставки по ипотечному кредиту с 9,6 процента в 2017 году до 8,6 процентов в 2022 году, до 7,9 процента к 2025 году;

увеличение доли семей, которые имеют возможность приобрести жильё за счёт ипотечного кредита с 38 процентов в 2017 году до 47 процентов в 2022 году, до 50 процентов в 2025 году.

В 2019 году и последующие годы продолжится предоставление мер социальной поддержки за счёт средств областного бюджета отдельным категориям граждан в виде компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья.

4. Приоритетный региональный проект: «Газификация Новгородской области» реализуется в целях строительства межпоселковых и уличных газопроводов, газификации домовладений в муниципальных образованиях области. Планируется за счёт внебюджетных средств на строительство объектов газификации: д. Борки-д.Сергово-д.Завал-д.Сельцо Новгородского района, д.Короцко-д.Бор-д.Большое Городино-д.Ивантеево Валдайского района, г.Валдай-д.Станки-д.Ящерово Валдайского района, д.Усадье Валдайского района, к котельной № 221 высокого ЭРТ в/г № 2, п. Котово Окуловского района; строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях Новгородского, Боровичского, Любытинского, Демянского, Валдайского и Волотовского районов.

В результате реализации мероприятий приоритетного проекта в 2022 году увеличится уровень газификации Новгородской области на 3 процента, к 2025 году - на 5 процентов.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 22.