Государственно-правовое развитие в Югославии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Созданное в 1942 году Антифашистское Вече Народного Освобождения Югославии (АВНОЮ) – высший орган политического руководства освободительной войной – год спустя было преобразовано в верховный представительный, законодательный и исполнительный орган Югославии, являющийся высшим выражением суверенитета народа. В период между сессиями АВНОЮ все его законодательные и исполнительные функции должен был осуществлять Президиум Антифашистского Веча, а в качестве правительства был учрежден Национальный Комитет Освобождения Югославии. Политической программой этих органов власти было освобождение страны и построение Югославии «на демократической федеративной основе как государственного содружества равноправных народов».

В ноябре 1943 года состоялась II сессия АВНОЮ. Ее документы, определившие направление дальнейшего строительства народной власти, считаются в Югославии первыми конституционными актами нового, народного государства.

На III сессии АВНОЮ в августе 1945 года было решено переименовать этот орган во Временную Народную Скупщину Демократической Федеративной Югославии. Она приняла три закона о дальнейшем строительстве системы органов государственной власти: Закон об Учредительной Скупщине, Закон о списках избирателей и Закон о выборах народных депутатов в Учредительную Скупщину.

Учредительная Скупщина собралась на заседание 29 ноября 1945 г. и в тот же день приняла свой первый конституционный акт – Декларацию о провозглашении Федеративной Народной Республики Югославии. Этим решением была окончательно ликвидирована монархия и закреплено создание федеративного"'народного государства с республиканской формой "правления. 29 ноября ежегодно отмечается в Югославии как государственный праздник – День Республики.

Важнейшим актом Учредительной Скупщины было принятие и провозглашение 31 января 1946г. Конституции Федеративной Народной Республики Югославии. Конституция 1946 года не только провозгласила, что вся власть в ФНРЮ «исходит от народа и принадлежит народу», но и гарантировала это народовластие тем, что предоставила народу право осуществлять свою власть через свободно избранные представительные органы государственной власти – Народные комитеты (на местах) и Скупщины республик и федерации, а также тем, что объявила всенародную собственность «главной опорой государства в развитии народного хозяйства».

Исходя из реального состояния в экономической системе, Конституция ФНРЮ наряду с закреплением всенародной собственности и собственности народных кооперативных организаций зафиксировала существование собственности частных физических и юридических лиц. В то же время рядом своих установлений она создала юридическую основу для постепенной ликвидации частной собственности, в том числе путем ее экспроприации и национализации.

Югославия была провозглашена «объединением равноправных народов», федерацией, в состав которой вошли шесть народных республик: Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. В составе Сербии были образованы Автономный край Воеводина и Автономная область Косово и Метохия. Конституционное оформление югославской федерации означало важный шаг на пути решения национального вопроса, который при буржуазно-помещичьей власти, проводившей политику национального угнетения и неравноправия, был самым острым и больным для большинства югославских народов. Конституция 1946 года закрепляла Народную Скупщину ФНРЮ в качестве представителя народного суверенитета, верховного органа государственной власти, осуществляющего исключительную законодательную власть в делах, входящих в компетенцию федерации. Высшим исполнительным и распорядительным органом власти являлось Правительство ФНРЮ, избираемое Народной Скупщиной и ответственное перед ней и ее Президиумом. Система органов власти в республиках была аналогична федеральной системе.

Основные черты и принципы Конституции 1946 года роднили ее с Конституцией СССР 1936 года. Однако в начале 50-х годов в конституционной системе страны произошли существенные перемены, связанные прежде всего с принятием Основного закона об управлении государственными хозяйственными предприятиями 1950 года и введением на этих предприятиях системы рабочего самоуправления. Еще через два года в соответствии с Общим законом о Народных комитетах система самоуправления из экономической сферы была перенесена и на область общественно-политической жизни. Коллективы производителей получили право избирать своих делегатов в особую палату Народных комитетов – вече производителей как вторую палату этих представительных органов.

Поскольку нововведения затронули сферу конституционного регулирования, в 1953 году был принят Конституционный закон об основах общественного и политического устройства ФНРЮ и о союзных органах власти, ставший, по сути дела, второй конституцией социалистической Югославии. Он закрепил и расширил систему органов самоуправления и в производстве, и в общественно-политической системе, введя, в частности, веча производителей в вышестоящие представительные органы, включая Союзную Народную Скупщину (так стал называться верховный представительный орган). Конституционный закон предусмотрел некоторое уменьшение компетенции федерации и расширение прав республик, перенесение на местные органы власти ряда важнейших государственных функций, предоставление предприятиям значительной самостоятельности в хозяйственной деятельности и в распоряжении своими доходами.

Введение в состав Союзной Народной Скупщины Веча Производителей привело к временной ликвидации Веча Народов*, которое по Конституции 1946 года было самостоятельной палатой Скупщины. Оно, правда, осталось в составе Скупщины, но лишь как часть депутатов Союзного Веча, которые могли собираться в некоторых предусмотренных Конституционным законом случаях и принимать решения в качестве Веча Народов.

Конституционный закон, далее, ликвидировал Президиум Народной Скупщины и впервые провел функциональное разделение органов, осуществляющих исполнительную власть и административную деятельность. Функция исполнительной власти была вручена Президенту и Союзному Исполнительному Вечу, ставшему по Конституционному закону органом самой Скупщины. Административную функцию должны были выполнять секретариаты и другие органы управления, ответственные и перед Скупщиной, и перед Союзным Исполнительным Вечем.

Конституционный закон, хотя и не отменил целиком Конституцию 1946 года, прекратил действие важнейших ее разделов. Существование одновременно двух конституционных актов породило значительную несогласованность в правовой системе. Кроме того, конституционные изменения 50-х годов, провозгласив начало процесса введения самоуправления в различных сферах общественной жизни, не смогли создать единую снизу доверху систему самоуправленческих органов, как и обеспечить механизм реального воплощения на практике идеи рабочего самоуправления. Непоследовательными и противоречивыми оказались и нормы, регулирующие федеративное устройство, а также взаимоотношения представительных, исполнительных и административных органов.

Первой после Конституционного закона 1953 года попыткой решить перечисленные выше задачи была Конституция 1963 года – третий основной закон в истории конституционной системы СФРЮ. Были обобщены и закреплены итоги предыдущего экономического, политического и государственно-правового развития, упорядочены взаимоотношения субъектов общественно-политической и экономической систем, осуществлено перераспределение компетенции между федерацией, республиками, автономными краями и местными территориальными единицами, определены принципы деятельности союзных органов власти. Конституция закрепила новое название государства – «Социалистическая. Федеративная Республика Югославия» и определила его как союзное государство добровольно объединившихся и равноправных народов и социалистическое демократическое содружество, основывающееся на власти трудового народа и самоуправлении.

Впервые было сказано о том, что в политическую систему общества входит Союз коммунистов Югославии как основная движущая сила политической активности в защите и в дальнейшем развитии завоеваний социалистической революции и социалистических общественных отношений. Важным институтом политической системы был объявлен Социалистический союз трудового народа Югославии как самая широкая опора общественно-политической активности и общественного самоуправления трудового народа.

В качестве основ общественно-экономического устройства Югославии Конституция устанавливала «свободно объединенный труд, который осуществляется средствами производства, составляющими общественную собственность» и «самоуправление трудящихся в производстве и распределении общественного продукта в трудовой организации и общественном содружестве».

Большое место отводилось в Конституции свободам, правам и обязанностям человека и гражданина, причем особенно подробно излагалось право на самоуправление.

Были введены особые институты конституционного надзора – конституционные суды республик и федерации. Важное новшество Конституции 1963 года состояло в пересмотре структуры Союзной Скупщины. Наряду с общепредставительной палатой – Союзным Вечем – в состав Скупщины были введены четыре так называемых веча трудовых содружеств, т. е. особые представительства работников, занятых в хозяйстве, культуре и просвещении, здравоохранении, управлении. Вече Производителей было переименовано в Хозяйственное Вече, а остальные палаты в соответствии с представляемыми ими областями получили названия: Просветительно-Культурное, Социально-Здравоохранительное и Организационно-Политическое Веча. Положение Веча Народов изменено не было.

Конституция 1963 года значительно упростила территориальное деление Югославии, установив в качестве территориальных единиц общину, уезд, автономный край, республику и федерацию, которые были названы «общественно-политическими содружествами».

На основе Конституции СФРЮ были приняты конституции и во всех социалистических республиках Югославии.

В 1967 году Союзной Скупщиной была принята первая серия конституционных поправок, важнейшая из которых состояла в расширении компетенции Веча Народов и превращении его при рассмотрении ряда вопросов, по существу, в самостоятельную, шестую палату Союзной Скупщины.

Через год вступили в силу новые, еще более значительные поправки, изменившие, в частности, структуру Союзной Скупщины. Вече Народов после пятнадцатилетнего перерыва снова получило статус самостоятельной палаты, без которой отныне не могло быть принято ни одно решение. Союзное и Организационно-Политическое Веча были ликвидированы, а в качестве общепредставительной палаты создано Общественно-политическое Вече. Хозяйственное, Просветительно-Культурное и Социально-Здравоохранительное Веча остались в Скупщине без изменений. В соответствии с этим был изменен порядок выборов и закреплены три различные избирательные системы по выборам Союзной Скупщины. Коллективы предприятий и учреждений были наделены правом самостоятельно устанавливать те институты и средства, при помощи которых они осуществляют самоуправление.

Хотя поправки 1968 года вновь обращались к проблеме федеративного устройства, внеся некоторые изменения в соотношение компетенции федерации и республик, усилив правовые гарантии равноправия югославских народов и национальностей, уже через два года возник вопрос о еще болеt существенном перераспределении компетенции между федерацией и ее частями в пользу последних. Проведенная в 1970–1971 гг. дискуссия, в которой решающий голос принадлежал республикам, закончилась принятием в июне 1971 года третьей серии конституционных поправок. Подавляющая часть функций федерации в области хозяйства, культуры, здравоохранения, образования перешла в ведение республик и автономных краев. Всего за время действия Конституции 1963 года в нее были внесены 42 конституционные поправки, настолько изменившие первоначальный текст, что пользование им стало затруднительным. Потребовалось вновь создание единого текста основного закона. Эта задача была решена принятием в 1974 году четвертой Конституции социалистической Югославии.

Конституция СФРЮ 1974 года не просто суммировала положения предыдущего основного закона и поправок к нему, но развила и усовершенствовала ряд норм и принципов. Она представляет собой объемный и по-своему логичный политический и юридический документ. Вводная часть содержит основные принципы конституционного устройства СФРЮ и носит программно-декларативный характер. Здесь излагаются характерные черты положения человека в югославском социалистическом федеративном содружестве, основанном на самоуправлении, и устанавливается, что общественно-экономическая и политическая системы обусловливаются «таким положением человека и служат ему и осуществлению его роли в обществе».

Основной раздел состоит из пяти частей и представляет собой нормативно-правовую базу конституционной системы СФРЮ. В части первой содержатся положения, определяющие форму и характер Югославии как союзного государства и как социалистического самоуправляющегося демократического содружества трудящихся, граждан и равноправных народов и национальностей.

Вторая часть посвящена общественному строю страны. Провозглашается, что основой общественно-экономического строя СФРЮ являются свободно объединенный труд средствами производства, находящимися в общественной собственности, и самоуправление работников в сфере производства и распределения (ст. 10). Вводится понятие основной организации объединенного труда (ОООТ) как базовой формы объединенного труда, где трудящиеся непосредственно реализуют свои общественно-экономические права. ОООТ являются первичными звеньями не только общественно-экономической, но и политической системы. Это – главное средство и главная сфера реализации самоуправленческих прав, откуда самоуправление поднимается и на более высокие уровни благодаря введенной системе делегирования в представительные органы государственной власти и общественного самоуправления – Скупщины.

В качестве основы общественно-политической системы провозглашается власть рабочего класса и всех трудящихся, которые осуществляют власть и управляют общественными делами, будучи объединены в организации объединенного труда, другие самоуправляющиеся организации и содружества, классовые и иные общественно-политические и общественные организации, а также через различные формы непосредственной демократии и самоуправления. Что касается функций власти и управления в общественно-политических содружествах, то их выполняют Скупщины, которые характеризуются как органы общественного самоуправления и высшие органы власти в рамках прав и обязанностей этих содружеств.

В части третьей подробно регулируются отношения в федерации и ее права и обязанности, причем концепция конституционных поправок 1971 года относительно соотношения компетенции федерации и республик остается неизменной. Конституция практически не содержит положений о функциях федерации в области образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и т. д., что означает передачу подавляющей части этих функций республикам и краям. В области народного хозяйства функции федерации почти полностью сводятся к обеспечению единства югославского рынка, для чего органы федерации наделяются широко разветвленным механизмом воздействия на рыночные процессы. В руках федерации находятся функции защиты суверенитета, независимости и территориальной целостности страны, поддержания международных отношений, обеспечения безопасности, единства основ общественно-экономической и политической систем, прав и свобод человека и гражданина и других общих интересов. Для выполнения этих функций союзные органы утверждают политику и принимают законы и другие акты, а союзные органы управления непосредственно отвечают за исполнение законов в этих областях.

Четвертая часть закрепляет организацию федерации, прежде всего состав и компетенцию ее высших органов. Союзная Скупщина переименована в Скупщину СФРЮ, а ее структура вновь существенным образом изменилась, напоминая теперь двухпалатный парламент первых лет народной власти. Наряду с Союзным Вечем, которое составляют делегаты самоуправляющихся организаций, объединений и общественно-политических содружеств в республиках и краях, в Скупщине СФРЮ действует Вече Республик и Краев, составляемое из делегатов Скупщин республик и краев (ст. ст. 291, 292). При этом одну часть прав и обязанностей Скупщины СФРЮ осуществляет только Союзное Вече, другую – Вече Республик и Краев, и, наконец, третью – оба веча равноправно.

Вслед за поправками XXXVI и XXXVII к Конституции СФРЮ 1963 года новая Конституция устанавливает два органа, обладающих функциями главы государства: Президиум СФРЮ и Президента Республики, являющегося Председателем Президиума СФРЮ. Однако в самой Конституции предусматривалась временность такого положения, поскольку Президентом Республики мог быть (и был) избран только Иосип Броз Тито. После его смерти в 1980 году функции главы государства целиком выполняет Президиум СФРЮ, обладающий широкими полномочиями в области внешней и внутренней политики, особенно в осуществлении равноправия народов и национальностей, руководстве Вооруженными Силами, проведении кадровой политики. В состав Президиума СФРЮ входят по одному представителю от каждой республики и автономного края, а также – по положению – Председатель СКЮ. Члены Президиума избираются только на один срок (пять лет), причем мандат Председателя Президиума и его заместителя длится один год. Исполнительная власть осуществляется, по Конституции, Союзным Исполнительным Вечем как исполнительным органом Скупщины СФРЮ, а функции управления выполняют союзные секретариаты. Председатель и члены Союзного Исполнительного Веча, как и руководители союзных секретариатов, избираются Скупщиной СФРЮ.

Наряду с Союзным Судом, Союзной Прокуратурой и Союзным общественным защитником самоуправленческих прав в Югославии действует особый орган защиты конституционности и законности – Конституционный Суд Югославии.

Конституция СФРЮ 1974 года за все время действия изменялась только один раз: в 1981 году в отдельные ее статьи внесены восемь конституционных поправок. Поправка I усиливает обязанность всех органов власти и самоуправления обеспечивать условия для осуществления интересов рабочего класса во всех сферах политической и общественной жизни. Поправки II – VII уточняют сроки действия мандата руководителей высших государственных органов, а также устанавливают более строгие ограничения повторного избрания на эти должности. Поправкой VIII определяется порядок проведения в жизнь конституционных поправок.

В 1986 году XIII съезд СКЮ принял решение о проведении конституционной реформы. Ее концепция разработана в «Предложении об изменении Конституции СФРЮ», принятом Президиумом СФРЮ в январе 1987 года и одобренном Скупщиной СФРЮ. Одна из причин реформы – недостатки в организации и функционировании системы самоуправления, основанной на Конституции 1974 года. Предусматривается повышение эффективности и самостоятельности, а также усиление ответственности субъектов производственно-хозяйственной деятельности в условиях товарного производства. Наряду с сохранением положения основной организации объединенного труда (т. е. бригады и т. п.) в качестве первичного звена экономической структуры предусматривается повысить роль трудовых организаций (т. е. предприятий), расширить компетенцию рабочего совета, ограничить случаи, когда решение рабочего совета трудовой организации требует согласия всех рабочих советов входящих в нее основных организаций объединенного труда.

В главе об основах общественно-политической системы предполагается расширить компетенцию общины в обеспечении нормальной жизни и деятельности трудящихся и граждан, а также усовершенствовать делегатскую систему, упростить процедуру выборов и отзыва.

Намечается расширение сферы компетенции федерации, предоставление ей права регулировать целый ряд новых вопросов; будут приняты меры для надлежащего исполнения республиками и краями союзных законов.

Усиливается роль союзного законодательства в соотношении с законодательством республик и краев. Расширяется и уточняется компетенция союзных правоохранительных органов – Конституционного Суда Югославии, Союзного Суда, Союзного прокурора.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 296.