В 1985г. в СССР началась радикальная реформа общества, которая проходила под лозунгами: “Гласность. Ускорение. Перестройка”. Необходимость радикального реформирования страны в середине 80-х гг. была обусловлена затяжным кризисом, в котором находилось государство. Причины кризиса можно условно разделить на три группы: экономические, внутри- и внешнеполитические.
В первой группе причин можно выделить неэффективность командно-административной системы с присущими ей чрезмерной централизацией управления экономикой, приказными методами регулирования, отсутствием личной заинтересованности производителя. Как следствие этого: разрастание бюрократического аппарата, затратность, инертность, невосприимчивость к изменениям народного хозяйства, падение темпов роста производительности труда, углубляющийся кризис во многих отраслях, все большее техническое отставание от развитых стран.
Среди внешнеполитических причин можно выделить следующие: вновь появившаяся тенденция к изоляции от мирового сообщества, начало демократических преобразований в некоторых странах социалистического лагеря (Венгрия, Чехословакия), провал компании в Афганистане, а все увеличивающееся технологическое отставание от США и стран Запада обусловило невозможность продолжения на равных “гонки вооружений”. К внутриполитическим причинам “перестройки” относятся: концентрация власти в рядах консервативного партийного аппарата, расцвет бюрократии, нарушение принципа народовластия, игнорирование интересов и мнений различных социальных групп, народностей, жесткий контроль над всеми элементами политической системы, явное отчуждение рядового гражданина от власти и управления, диктат государства над личностью, развал самой партии (коррупция, недееспособность).
Курс на “перестройку” был провозглашен в 1985г. (апрельский Пленум ЦК КПСС). “Перестройка” носила довольно противоречивый характер: многие шаги предпринимались необдуманно и носили половинчатый характер. Стратегические цели перестройки были следующие: демонтаж командно-административной системы; обеспечение разнообразия форм собственности; создание саморегулирующегося хозяйственного механизма при сохранении направляющей роли государства; повышение экономической активности личности; открытость для окружающего мира.
Изменения в политической системе в период “перестройки”.
Курс “социалистического реформизма” в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные люди; смена составов происходила на каждом новом этапе “перестройки”. Было признано необходимым вновь восстановить роль советов, как органов власти, которую присвоили себе партийные органы, однако руководящая роль партии при этом сохранялась.
В июне 1988 г. 19-я партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г. Был принят блок законов, реформирующих политическую систему государства: закон “Об изменениях и дополнениях в Конституцию СССР”, закон “О выборах” и законы “О статусе народного депутата”.
По образцу конституции 1918 г. Была восстановлена двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов СССР (высший орган государственной власти; наряду с депутатами от территориальных и национальных избирательных округов в него стали входить и депутаты от общественных организаций) и Верховный Совет народных депутатов (постоянно действующий двухпалатный законодательный орган, который выбирался из депутатов съезда; обладал широкими полномочиями: контрольными, распорядительными). Верховный Совет состоял из Совета Союза, рассматривавшего вопросы, имевшие общее для всей страны значение, и Совета Национальностей, который рассматривал вопросы межнациональных отношений.
Таким образом, расширилось представительство различных общественных групп. Кроме того, создавался комитет конституционного надзора, имевший право проверить правовые акты на соответствие Конституции; был значительно расширен круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы; власть сконцентрировалась в руках Верховного Совета, ограничив роль КПСС; было проведено чёткое разграничение полномочий между союзными и республиканскими органами власти, расширились права республик; сузились полномочия министерств и ведомств. Кроме того, учреждался пост президента СССР, наделённого широкими полномочиями. Президент избирался съездом, а затем сам назначал премьер-министра. В марте 1990 г. На пост Президента был избран генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв.
19-я партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу, и осудила административно-командный метод руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан. В 1988-990 гг. В развитие этих положений принимается ряд указов и законов: “О порядке организации и проведения собраний, уличных шествий и демонстраций”, “О прессе и средствах массовой информации”, “О въезде и выезде из СССР”, “Об общественных организациях” и др. Таким образом, подчёркивались приоритет права и принцип разделения властей. Эти преобразования предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного процесса .
Таким образом, XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы: двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. Часть народных депутатов избиралась в избирательных округах по стране, часть – партией, профсоюзами и общественными организациями. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.Горбачев. Выбор народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского opгaна нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно – парламентом). Сформировалась концепция "социалистического правового государства", в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения власти. Весной 1988 г. формируется Демократический союз. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа. В ноябре 1990 г. образовалась Республиканская партия, с марта 1990 г. стала формироваться Демократическая партия,, .почти одновременно с ней Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии. В октябре 1990г. во время обсуждения альтернативных проектов экономической реформы Президент СССР поддержал проект Союзного Совета Министров против боле радикального проекта, уже одобренного российским парламентом. В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с "теневой" экономикой но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть населения проголосовало на "независимую и демократическую республику". На март был назначен референдум по вопросу о сохранении. Проведенный 17 марта 1991 г. референдум дал большинство сторонников Союза, но подтвердил раскол общества. В июне 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б.Ельцин.
Продолжалось обсуждение проектов нового союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие на федеративных. Предполагалось подписать договор 20 августа 1991 г. Но. 19 августа 1991г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении "восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР". Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения. Вслед за провалом "путча" восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные прибалтийские республики в сентябре были признаны СССР. Генеральный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом России. Стремясь сохранить центр, М.С. Горбачев предлагает республикам новый вариант союзного договора, но союз уже окончательно распадается. В начале декабря Украина объявила о своей независимости (после референдума), и вслед за этим президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что "Советский Союз более не существует" и что ими образовано "Содружество Независимых Государств" (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза. Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций президента СССР.
Обновление законодательства в период кризиса и перестройки
В декабре 1990 г. принимается Закон "О всенародном голосовании (референдуме СССР). Право назначать референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР. В апреле 1990 г. был принят Закон "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". Права союзных республик существенно расширялись. Закон "О правовом режиме чрезвычайного положения" устанавливал порядок введения чрезвычайного положения, круг органов, имеющих на это право (Президент СССР, Верховные советы СССР и республик). В марте 1990 г. был принят Закон "О собственности в СССР", в котором перечислялись ее три основные формы: "собственность граждан", коллективная и государственная. Формами собственности граждан являются собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного хозяйства. Формами коллективной собственности являются – собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, товарищества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации. Государственная собственность подразделяется на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, коммунальную, государственных предприятий. Демократизация социальных структур отразилась в содержании новых законов "Об общественных объединениях" (октябрь 1990 г.) и "О профессиональных союзах" (декабрь 1990г.). В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция Законом СССР (октябрь 1990 г.) под спекуляцией понималась скупка товаров, на которые установлены государственные розничные цены в предприятиях торговли, продажа товаров со складов, баз и т.д. в нарушение установленных правил, сокрытие товаров от покупателей, уклонение от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений с легальной торговой деятельностью. В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социальны экономических преобразований последующих лет.
Реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.
19 ноября принимается Закон “О государственном предприятии”, значительно расширивший права предприятий, которые практически переводились на хозрасчёт, могли самостоятельно формировать производственные и сбытовые планы, распоряжаться остатком прибыли. На практике государственные органы ограничивали область коммерческой деятельности предприятий.
Принятый в ноябре 1986 г. И мае 1988 г. Закон легализирует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Но развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, идеологические и психологические препятствия.
В марте 1990 г. Был принят Закон “О собственности в СССР”, вводивший “собственность граждан, коллективную и государственную”. Закон допускал и смешанные формы собственности.
В апреле 1990 г. Был принят Закон “Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик”, разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов.
В июне 1990 г. Был принят Закон “О предприятиях в СССР”, направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятий и хозяйственного расчёта. Перечислялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или региональным организациям. В декабре 1990 г. Принимается Закон “О всенародном голосовании (референдуме СССР)”, предусматривающий новую форму непосредственного участия народа в осуществлении государственной власти. Демократизация социальных структур отразилась в содержании новых законов “Об общественных объединениях” (октябрь 1990 г.) и “О профессиональных союзах” (декабрь 1990 г.).
В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция. Законом СССР (октябрь 1990 г.) под спекуляцией понимались скупки товаров со складов, баз и т.д. в нарушение установленных правил, сокрытие товара от покупателя, уклонение от регистрации.
В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет.
Итоги реформ. Развал СССР и образование СНГ.
Вскоре реформы вышли из-под контроля властей. Нарастала критика командно-административной системы КПСС, начали формироваться новые политические образования (партии, профсоюзы), усиливались националистические тенденции. Проблемы, которые намеривались решить реформаторы после 1985 г. (политический плюрализм, создание рыночной экономики) к 1990 г. не были решены. Реформы, проведённые российским правительством в июле 1990 г. (освобождение цен, приватизация) не изменили положения. В апреле 1991 г. союзный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии), подписали документы, в которых декларировались положений нового союзного договора, значительно расширяющего права республик. Но ситуация осложнялась начавшейся “Войной законов”: усиление суверенитета республик приводило к тому, что законы, принятые общесоюзными органами, не исполнялись на местах.
В 1992 г. начался “Парад суверенитетов”–процесс провозглашения республиками своих суверенитетов, сначала Украина и Прибалтийские республики (после проведения референдумов). После провала августовского путча 9 республик заявили о своём суверенитете.
9 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали договор, по которому СССР прекратил своё существование. Республики признавались суверенными государствами. Этими тремя республиками было образованно Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза. Позже в СНГ вступили ещё восемь республик, после чего Горбачёв объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 321.