Государственно-правовое развитие в Болгарии

Народная власть была установлена в Болгарии в результате победы восстания 9 сентября 1944 г. Присутствие в стране советских войск сковало действия реакции и не позволило ей развязать гражданскую войну, в которой она бы рассчитывала на военную помощь империализма.

В начальный период народной власти формально сохранялось действие Тырновской конституции 1879 года, принятой вскоре после освобождения страны от османского ига. По форме правления Болгария оставалась монархией, однако социально-классовая сущность государственных институтов менялась по мере усиления политических позиций рабочего класса и руководимых им остальных трудящихся. Старая государственная форма наполнялась новым содержанием и сама при этом изменялась, приспосабливалась к новым социально-политическим задачам. На местах реальной властью обладали комитеты Отечественного фронта (ОФ), в котором наиболее влиятельной силой были коммунисты. Комитеты ОФ проводили, чистку государственного аппарата от фашистских элементов, пополняли его демократически настроенными кадрами. Это затронуло и вооруженные силы, которые приняли участие в войне на стороне антигитлеровской коалиции.

В ноябре 1945 года состоялись выборы в Обыкновенное Народное Собрание. Избирательный декрет-закон, изданный к этим выборам, демократизировал избирательную систему по сравнению с регламентированной в Тырновской конституции. На выборах убедительную победу одержал Отечественный фронт. Первый народный парламент Болгарии утвердил осуществленные правительством Отечественного фронта политические, экономические и социальные меры и принял ряд законов, направленных на дальнейшие демократические преобразования в стране.

8 сентября 1946 г. состоялся референдум о форме правления, на котором болгарский народ почти единодушно высказался за ликвидацию монархии и установление народной республики. 15 сентября Обыкновенное Народное Собрание провозгласило Болгарию народной республикой. Главой государства стал Президиум Республики.

Согласно Тырновской конституции, конституционные реформы могли осуществляться только специально избранным Великим Народным Собранием, вдвое превышавшим по численности Обыкновенное Народное Собрание. Выборы в Великое Народное Собрание состоялись в конце октября 1946 года, и на этих выборах ОФ вновь одержал полную победу. Великое Народное Собрание не ограничилось учредительными функциями, а стало выполнять также функции верховного представительного органа. Оно издало ряд важных актов, в том числе приняло первый в истории страны государственный народнохозяйственный план на 1947–1948 годы.

4 декабря 1947 г. Великое Народное Собрание приняло Конституцию Народной Республики Болгарии – первый ее социалистический основной закон. Проект был разработан специальной комиссией ЦК Болгарской рабочей партии (коммунистов) при участии видных юристов и общественных деятелей, одобрен Национальным комитетом ОФ, руководящими органами всех партий фронта и опубликован для всенародного обсуждения. Наряду с этим проектом были опубликованы проекты, разработанные буржуазной оппозицией. В ходе всенародного обсуждения подавляющее большинство болгарского народа поддержало проект, представленный компартией.

Конституция 1947 года юридически оформила целостным образом новую, социалистическую государственность. Анализ содержания и формы Конституции показывает, что при ее создании творчески использовался опыт советского конституционного строительства, прежде всего опыт Конституции СССР 1936 года, испытанный в советской практике подход к конституционному регулированию важнейших общественных отношений. Это можно видеть на структуре болгарского основного закона, на системе закрепления основных прав и свобод граждан и их гарантий, на установленной в Конституции системе государственных органов. Но при этом следует подчеркнуть, что сами конституционные решения, содержавшиеся в основном законе 1947 года, во многом были оригинальными.

Конституция 1947 года не имела преамбулы. Она содержала 101 статью, объединенную в 11 глав.

Болгария характеризовалась в Конституции как Народная Республика с представительным правлением, созданная и утвержденная в результате героической борьбы болгарского народа с монархо-фашистской диктатурой и победоносного народного восстания 9 сентября 1944 г. Устанавливалось, что вся власть в Республике исходит от народа и принадлежит народу; она осуществляется как через представительные органы, так и путем народного опроса. Избирательные права предоставлялись гражданам по достижении 18-летнего возраста, допускалось лишение избирательных прав по суду. Конституция предусматривала ответственность и отзыв представителей народа и провозглашала принцип законности в управлении.

Конституция отразила факт существования в стране многоукладной экономики. Устанавливалось, что средства производства принадлежат либо государству как всенародное достояние, либо кооперативам, либо частным физическим или юридическим лицам. В Конституции определялся перечень объектов всенародной собственности, которая характеризовалась как главная опора государства в развитии народного хозяйства. Конституционно закреплялись государственная поддержка и поощрение кооперации. К частной собственности Конституция подошла дифференцированно: если трудовая частная собственность пользовалась покровительством государства, то частномонополистические объединения прямо запрещались, а государство управомочивалось на национализацию промышленности, торговли, транспорта и кредита за возмещение. Конституционные принципы сельскохозяйственной политики заключались в передаче земли тем, кто ее обрабатывает, запрещении крупных частных землевладений, поддержке государством трудовых кооперативных земледельческих хозяйств, в установлении возможности для организации государственных земледельческих хозяйств. Конституция устанавливала принцип планирования развития народного хозяйства и подчеркивала роль труда как основного общественно-экономического фактора, провозглашала государственную поддержку организаций, творческой инициативы и самодеятельности трудящихся.

Основу системы государственных органов, по Конституции, составляли представительные органы – Народное Собрание и Народные советы. Народное Собрание избиралось на четыре года и работало в сессионном порядке; его внутренним руководящим органом являлось Бюро в составе Председателя и трех его заместителей. Народное Собрание избирало Президиум Народного Собрания, который в период между сессиями Народного Собрания осуществлял ряд его полномочий, а кроме того, выполнял функции, традиционно присущие главе государства (опубликование законов, представительство государства в международных отношениях, осуществление права помилования и т.п.).

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти являлось Правительство (Совет Министров), ответственное перед Народным Собранием и его Президиумом и подотчетное им. Местными органами государственной власти были избиравшиеся на три года Народные советы, а их исполнительными и распорядительными органами – управы, находившиеся в двойном подчинении.

Конституция содержала ряд принципов судоустройства и судопроизводства, однако систему судов не устанавливала, отсылая по этому вопросу к текущему законодательству. Верховный судебный надзор над всеми судами возлагался на Верховный Суд, избираемый Народным Собранием на пять лет. Верховный надзор за точным исполнением законов осуществлялся Главным прокурором Народной Республики, избиравшимся Народным Собранием также на пять лет; ему подчинялись все прокуроры.

Особая глава Конституции была посвящена отношениям между органами государственной власти и органами государственного управления. Здесь определялись полномочия вышестоящих органов по отмене и приостановлению исполнения незаконных и неправильных решений нижестоящих органов, а также предусматривалось право вышестоящих Народных советов и Президиума Народного Собрания распускать нижестоящие Народные советы и смещать их управы.

В главе, посвященной основным правам и обязанностям граждан, устанавливались принципы равноправия граждан, право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, свобода совести, вероисповедания и совершения религиозных обрядов с запрещением злоупотреблять религией в политических целях, право на образование, свобода и неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, право на объединение, свобода печати, слова, собраний, митингов и манифестаций, право на просьбы, жалобы и петиции, право на возмещение вреда, причиненного должностными лицами вследствие незаконного и неправильного выполнения служебных обязанностей, право на покровительство государства при нахождении за границей, право убежища для иностранцев, преследуемых за национально-освободительную борьбу, защиту демократических принципов, прав трудящихся или свободы научной и культурной деятельности. Провозглашался ряд принципов государственной социальной политики (забота о семье, о воспитании молодежи, о развитии науки и искусства, о народном здравоохранении). Указывались материальные, социальные и правовые гарантии многих конституционных прав. Исходя из принципа единства основных прав и обязанностей граждан, Конституция предусмотрела такие основные обязанности, как обязанность трудиться, обязанность защиты Отечества, военной службы, сбережения всенародной собственности, содействия усилению мощи Родины и обеспечению благосостояния народа, обязанность платить налоги.

В Конституции устанавливались герб, печать, флаг и столица Республики.

Предпоследняя глава регулировала процедуру изменения основного закона, а последняя содержала переходные предписания.

На базе Конституции народное государство осуществляло дальнейшие социально-экономические и политические преобразования. Вскоре после принятия Конституции была проведена национализация промышленности, в результате которой в руках социалистического государства сосредоточилось более 90% промышленного производства. Было принято законодательство, обеспечивавшее реализацию конституционных прав граждан, достройку и дальнейшее совершенствование социалистической государственной организации. В то же время динамичное развитие болгарской государственности не всегда получало отражение в Конституции; так, Закон о Народных советах депутатов трудящихся 1951 года переименовал местные представительные органы (позднее, однако, было восстановлено прежнее название), а исполнительные и распорядительные органы были названы исполнительными комитетами, тогда как в Конституции названия «Народные советы» и «управы» остались без изменения. Не вносились изменения в конституционные нормы о составе Правительства, хотя на практике этот состав неоднократно изменялся.

Некоторые изменения в Конституцию все же вносились.

Так, в 1961 году была повышена норма представительства по выборам в Народное Собрание; отменено деление сессий Народного Собрания на очередные и внеочередные; уменьшена с 1/3 до 1/5 доля депутатов, по требованию которой следовало созвать сессию; установлено, что первая сессия вновь избранного Народного Собрания должна быть созвана в течение двух месяцев после выборов. Тогда же в связи с проведенной ранее, в 1959 году, реформой территориального деления страны было установлено, что территория НРБ делится не на общины и уезды (околии), а на общины и округа; если ранее предусматривалась возможность создания законом более крупных, чем уезды, единиц (такими единицами и стали округа), то теперь оставалась возможность учреждения законом вообще других административных единиц.

В 1965 году норма представительства по выборам в Народное Собрание вновь была повышена, что опять имело следствием увеличение числа депутатов. Ряд конституционных норм подвергся изменению в 1969 году. Норма о возможности продления полномочий Народного Собрания в случае войны или других чрезвычайных обстоятельств была дополнена положением о возможности такого продления сроком до года и по другим важным причинам. Была изменена конституционная характеристика Народных советов, которые стали определяться как органы государственной власти и народного самоуправления. Срок их полномочий увеличился до четырех лет, а Народное Собрание уполномочивалось продлевать его по важным причинам на срок до года.

К концу 50-х годов в Болгарии были решены главные задачи переходного периода, построены основы социалистического общества. Опираясь на достигнутые успехи, страна перешла к строительству развитого социализма, программа которого была принята X съездом БКП в 1971 году. Уже с середины 60-х годов БКП интенсивно разрабатывала проблемы государственного строительства на новом этапе развития болгарского общества. Одним из важнейших результатов этой работы стала подготовка новой Конституции.

Народное Собрание приняло решение об основательном пересмотре Конституции в соответствии с задачами нового этапа развития еще в марте 1959 года. В 1962 году на VIII съезде БКП был сделан вывод о необходимости принятия новой Конституции. Народное Собрание образовало специальную комиссию для разработки ее проекта. Необходимость принятия новой Конституции была подтверждена IX съездом БКП, состоявшимся в 1967 году. Весной 1968 года Народное Собрание образовало новую комиссию, которая и разработала проект Конституции, одобренный Пленумом ЦК БКП в марте 1971 года.

Проект был опубликован для всенародного обсуждения, в ходе которого состоялось более 30 тыс. собраний с более чем 3 млн. участников. По проекту было внесено 14 тыс. предложений, которые учитывались при окончательном его редактировании. Обсуждение длилось около месяца. Народное Собрание одобрило окончательный проект Конституции и постановило вынести его на референдум, приняв специальный Закон о порядке проведения референдума.

Согласно этому закону, в референдуме могли принять участие все граждане, обладающие избирательным правом. Для принятия Конституции требовалось большинство голосов всех избирателей страны, а не только участвовавших в голосовании.

В проведенном 16 мая 1971г. референдуме участвовало 99,7% граждан, имевших право голоса, из которых за Конституцию проголосовало 99,36%. Таким образом, принятие Конституции стало результатом волеизъявления практически всего болгарского народа.

Конституция 1971 года состоит из 143 статей, объединенных в 10 глав. Она открывается преамбулой, в которой, в частности, указывается, что Конституцию приняли граждане Республики, основываясь на исторических достижениях социалистического развития, опираясь на сотрудничество с СССР и другими странами социалистического содружества и их взаимопомощь, на поддержку всех прогрессивных сил мира и исполненные решимости построить под руководством БКП развитое социалистическое общество. В преамбуле отмечено значение Конституции 1947 года и указано, что в настоящей Конституции ее основные принципы развиваются с учетом нового этапа социалистического строительства в НРБ.

В главе об общественно-политическом устройстве в отличие от прошлого основного закона содержится целостное регулирование политической системы болгарского общества. Республика определяется как социалистическое государство трудящихся города и деревни во главе с рабочим классом. Сохранены принципы принадлежности власти народу и осуществления ее как через представительные органы, так и непосредственно. Конституция 1971 года определила задачи социалистического государства, служащего народу, и главные направления в его развитии.

В Конституции записано, что руководящей силой в обществе и государстве является Болгарская коммунистическая партия. Она руководит строительством развитого социалистического общества в НРБ в тесном, братском сотрудничестве с Болгарским земледельческим народным союзом. Определяются задачи общественных организаций и принципы их взаимодействия с социалистическим государством. Особо отмечена роль Отечественного фронта.

Специфическая черта Конституции НРБ 1971 года заключается в том, что она определяет основные принципы организации и деятельности политической системы общества: народный суверенитет, единство власти, демократический централизм, социалистический демократизм, законность и социалистический интернационализм. Помимо этого, Конституция особо и более широко по сравнению с Конституцией 1947 года закрепляет принцип законности в управлении. Здесь же содержится принцип, согласно которому конституционные права, свободы и обязанности реализуются, как правило, на основе самой Конституции, и устанавливается, что они не могут осуществляться в ущерб общественным интересам.

Весьма важным положением данной главы Конституции является указание на принадлежность Болгарии к мировому социалистическому содружеству.

Конституция 1971 года отличается от предыдущего основного закона и в регулировании общественно-экономического устройства. Здесь подчеркивается, что экономическая система НРБ является социалистической и что экономика Республики развивается как часть мировой социалистической экономической системы. В качестве форм собственности определены государственная (общенародная) собственность, кооперативная собственность, собственность общественных организаций и личная собственность; формы общественной собственности постепенно развиваются и сближаются, перерастая в единую общенародную собственность. Новые конституционные формулировки свидетельствуют о расширении сферы государственного планирования общественной жизни: вместо народнохозяйственных планов теперь принимаются единые планы общественно-экономического развития. Закрепляются государственная монополия внешней торговли и возможность государственных монополий в иных сферах хозяйства.

Чрезвычайно важное значение имеет предусмотренное Конституцией право коллективов трудящихся участвовать в руководстве хозяйственной деятельностью.

Конституция сохранила принцип государственной поддержки кооперативов и подтвердила право граждан на индивидуальную трудовую деятельность. Особо подчеркивается государственная охрана прав авторов, изобретателей и рационализаторов, которые не могут использовать свои права в противоречии с общественными интересами.

Конституционно установлены принципы землепользования, принцип охраны природы и памятников культуры.

Сохранив характеристику труда как основного общественно-экономического фактора, Конституция предписала применение социалистического принципа распределения по труду, а также возложила на государство определенные обязанности в сфере труда.

Получили конституционное закрепление и принципы политики в области науки и техники.

Глава об основных правах и обязанностях граждан помещена теперь не в конце основного закона, а сразу после глав об общественном строе. По сравнению с Конституцией 1947 года в данной главе содержится значительно более широкий перечень конституционных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. Провозглашаемые права и свободы имеют более основательно разработанную систему гарантий. Значительно расширены социальные обязанности государства по отношению к гражданам.

Например, в связи с правом на труд Конституция 1971 года дополнительно закрепила право на свободный выбор профессии, право на безопасные и здоровые условия труда. Если Конституцией 1947 года право на социальное обеспечение гарантировалось посредством общего страхования и доступной медицинской помощи, то в Конституции 1971 года это право гарантируется путем единого социального страхования и выделения необходимых средств из национального дохода для финансирования страховых взносов, а кроме того, предусматривается участие застрахованных в управлении социальным страхованием. Что же касается медицинской помощи, то она, согласно Конституции 1971 года, является бесплатной. Если обратиться к конституционному регулированию личных прав и свобод, то можно в качестве примера указать на сокращение срока возможного задержания гражданина с 48 до 24 часов. Установлено право гражданина требовать предания суду должностных лиц за преступления, совершенные при исполнении ими служебных обязанностей. В число конституционных обязанностей граждан включены, например, обязанности точно и добросовестно соблюдать и исполнять Конституцию и законы страны, содействовать сохранению и укреплению мира. Конституция 1971 года внесла ряд изменений в представительную систему – основу государственной организации НРБ. В частности, изменены сроки полномочий представительных органов: Народное Собрание избирается на 5 лет, что соответствует периоду общественно-экономического планирования, а Народные советы – на половину этого срока, т. е. на 2,5 года. Статус Народного Собрания определен теперь Конституцией значительно более подробно, чем это было в предыдущем основном законе. Минимальное число сессий в году увеличено с двух до трех. Установлен постоянный численный состав Народного Собрания.

Вместо прежнего Президиума Народного Собрания Конституция 1971 года учредила Государственный Совет как высший постоянно действующий орган государственной власти, соединяющий принятие решений с их исполнением. Будучи высшим органом Народного Собрания, Государственный Совет обеспечивает соединение законодательной и исполнительной деятельности. Осуществляя функции главы государства, Государственный Совет наряду с этим в период между сессиями Народного Собрания замещает его по многим важным вопросам государственной деятельности.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти по-прежнему остается Совет Министров (Правительство).

Статус его определен Конституцией 1971 года значительно подробнее, чем прежним основным законом. То же можно сказать о Народных советах и их исполнительных комитетах.

В главе о суде и прокуратуре расширено регулирование общих принципов судоустройства и судопроизводства. В эту главу включены также некоторые принципы уголовного права и процесса, содержавшиеся в Конституции 1947 года в главе о правах и обязанностях граждан. Более точно определяются в действующей Конституции задачи судов и прокуратуры.

В государственный герб и государственную печать Конституция 1971 года внесла некоторые изменения и дала их более подробное описание.

Некоторые изменения внесены и в порядок изменения Конституции.

Конституция 1971 года выдержала экзамен на стабильность: за более чем полтора десятилетия своего действия она не подверглась никаким изменениям, хотя развитие политической системы и государственной организации в Республике протекает весьма динамично. Это говорит о том, что Конституция составлялась на добротной прогностической основе, что идеи ее воплотились в высококачественные юридические формулы.

На основе Конституции в Болгарии ведется обширная законодательная работа. Многие государственно-правовые институты, целые отрасли права получили совершенно новое регулирование, и вместе с тем существенные изменения в порядке реализации новых конституционных положений были внесены в ряд законов, изданных ранее.

В первые годы после вступления в силу действующей Конституции в сфере статуса личности были приняты, например, такие акты, как Закон о

собственности граждан (1973 г.), Закон о народном здравоохранении (1973г.), Закон о пребывании иностранцев в НРБ (1972 г.), в сфере организации и деятельности государственных органов – Избирательный закон (1973 г.), Закон о народных представителях и народных советниках (1977 г.), Положение о работе Народного Собрания (1977 г.), Указ о наказах избирателей (1978 г.), Закон о нормативных актах (1973 г.), Закон о государственном и народном контроле (1974 г.), Закон о судоустройстве (1976 г.), Указ об адвокатуре (1976 г.).

Среди законодательных актов следует отметить в первую очередь такие новые кодификации, как Семейный кодекс 1985 года, Кодекс труда 1986 года. Характерная особенность Кодекса труда, партийная концепция которого была подвергнута обстоятельному всенародному обсуждению, заключается в том, что он регулирует не только трудовые отношения граждан, но и систему самоуправления трудовых коллективов.

Одной из настоятельных задач в области законодательства остаются разработка и принятие нового Закона о Народных советах. Действующий закон был принят еще в 1951 году и с тех пор неоднократно подвергался крупным реформам и частным новеллизациям. После принятия Конституции 1971 года, в 1972 году, публиковался проект нового закона, однако в то время разработать и принять его не удалось. Теперь эта задача поставлена в порядок дня XIII съездом БКП.

XIII съезд БКП, состоявшийся в апреле 1986 года, определил дальнейшие задачи в сфере социального управления и социалистической демократии, исходя из того, что создались необходимые предпосылки для нового этапа в совершенствовании социалистических общественных отношений в соответствии с ленинским принципом демократического централизма. В Отчете ЦК БКП съезду указывается, что в политической области смысл и содержание курса партии на совершенствование социального управления заключаются в совершенствовании структуры и функций государственных органов так, чтобы они активно разрабатывали экономический и политический подходы и содействовали их применению, творчески сочетали централизм и децентрализацию, права и обязанности, еще шире вовлекали трудящихся в управление общественной жизнью.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 13.