Государство и право Российской Федерации в конце ХХ в. Конституция Российской Федерации 1993 г

12 июня 1990 г. Первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию “О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической республики”. В преамбуле этого документа, в частности, говорилось, что съезд торжественно провозглашает суверенитет РСФСР на всей её территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновлённого СССР. Но в тексте самой Декларации содержались такие положения, которые противоречили не только Конституции СССР, но и ставили под сомнение возможность существования Союза вообще.

Судьба СССР была решена на так называемой Беловежской встрече руководителей Белоруссии, России и Украины 8 декабря 1991 г., когда было подписано Соглашение о создании СНГ, предусматривавшее роспуск Союза ССР, прекращение действия его законов и ликвидацию его органов. Россия–самая мощная из республик–по соглашению с другими членами бывшего Союза взяла на себя правопреемство СССР в той части, которую нельзя было делить(членство СССР в Совете Безопасности ООН, право применения ядерного оружия передано Президенту России и т.д.). Однако Российская Федерация провозглашалась “социалистическим советским” государством. В нём действовала старая Конституция. Съезд народных депутатов РСФСР (затем Российской Федерации)–высший орган государственной власти–был наделён рядом исключительных прав по важнейшим вопросам: принятие новой Конституции, внесение изменений и поправок в неё. Верховный Совет–постоянно действующий двухпалатный законодательный орган: Совет Республики и Совет Национальностей. Кроме законодательной выполнял распорядительную функцию.

Президент–глава исполнительной власти,--обладая значительными полномочиями, в ключевых вопросах был зависим от Верховного Совета и Съездов.

Таким образом, в период до 1995 г.(принятие новой Конституции) в государстве назревал кризис в отношениях между Президентом и Верховным Советом, который усугублялся тем, что разделение властей не было чётко проведено

Как и Горбачев, Ельцин медлил с непопулярными реформами. К концу 1991 запасы продуктов иссякли, нависла реальная угроза голода. Реформы пришлось срочно "начать с конца". И.о. премьера Е.Т. Гайдар провел в январе 1992 либерализацию цен и отменил фондирование ресурсов. Это заполнило прилавки и спасло страну от голода. Но в условиях монополизма производства это привел к росту цен за год в 100-150 раз (а зарплаты – в 10-15 раз). Медленно начиналась приватизация, сильно пораженная коррупцией. Выросла безработица, особенно ВПК. В декабре депутаты признали работу Гайдара неудовлетворительной. Премьером стал опытный управленец В.С.Черномырдин. Реальна была на рубеже 1991-1992 гг. и угроза распада России. Сепаратизм проявился в Татарстане Башкортостане, Якутии. Трудные переговоры и взаимные уступки позволили в марте 1992 г. подписать Федеративный договор. Но в Чечне возник кровавый конфликт. Однако национальная политика Ельцина терпела провал, как и когда-то царей и коммунистов. Прорыв, достигнутый в августе 1996 г. на переговорах А.И.Лебедя с чеченскими сепаратистами, вызвал надежды на решении кровоточащей проблемы.

Трудная проблема – ситуация в СНГ, особенно положение русскоязычных жителей, когда сотни тысяч бегут в Россию из Средней Азии, Казахстана и Кавказа Подписаны сотни документов о сотрудничестве стран СНГ, но многие из них не работают. Внутри СНГ сложился более тесный "союз 4-х" – с Казахстаном, Киргизией Беларусью. Острая проблема нашего времени – конфликт президента и парламента достигший пика осенью 1993г. (Конституция 1978 г. с множеством поправок подпитывала притязания обеих сторон).

Конституция РФ 1993 г.

На референдуме 12 декабря была одобрена Конституция РФ. РФ стала республикой смешанного типа с широкими полномочиями президента, одновременно прошли и выборы в 1 (V), а в 1995г. – во 11 (VI) думу.

Конституция Российской Федерации была принята в декабре 1993 г..В статье 4. Было утверждено единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов России на всей её территории, единое гражданство.

60.1.1 Реформирование представительных органов.

Итог реформированию представительных органов подвела Конституция Российской Федерации. Законодательным органом России стал парламент (Федеральное собрание), состоящий из двух палат: верхней--Совета Федерации и нижней–Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Принятые нижней палатой парламента федеральные законы должны быть одобрены и верхней–Советом Федерации.

60.1.2. Исполнительные органы государственной власти.

После 12 декабря 1993 г. Российская Федерация по форме правления стала президентской республикой. Президент получил юридическую возможность роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. Он вправе самостоятельно принимать решения об отставке правительства, перед вновь избранным Президентом старое правительство слагает свои полномочия, Президент имеет право председательствовать на заседаниях высшего исполнительного органа страны, за ним остаётся окончательное решение об отставке по собственной воле председателя правительства. Высший орган исполнительной власти–Правительство Российской Федерации.

60.1.3. Судебные органы.

Определенный итог развитию судоустройства подвёл Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации”, введенный в действие с 1 января 1997 г.. Он устанавливает 2 системы судов–федеральные и субъектов Федерации. К первым отнесены Конституционный суд РФ, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Среди последних предполагается создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. К судам членов РФ отнесены конституционные ( уставные) суды и мировые судьи. Решение уставного суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

2. Признаки правового государства в России.

По новой Конституции Российская Федерация провозглашалась федеративным, демократическим, правовым, социальным и светским государством. Таким образом открывался период формирования правового государства в России, обладающего следующими признаками:

1. Принцип разделения властей. По Конституции РФ “органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью.

2. Принцип верховенства права и закона.–“ Все граждане государства, все должностные лица, органы государственной власти должны исполнять законы, за их нарушение несут ответственность”. Но в то же время не допускается незаконное вмешательство в частную жизнь граждан, иными словами–“все, что не запрещено–то дозволено”.

3. Принцип верховенства Конституции–“Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и другие правовые акты не должны ей противоречить”.

4. Принцип независимости судебной власти–ст.120(Конституции РФ), в которой также заложены нормы несменяемости и неприкосновенности судей. “Вмешательство органов государственной власти в работу судебных органов запрещено и преследуется по закону”.

5. Принцип “Приоритета международного права”–“Общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ являются частью её правовой системы”. “В случае расхождения правил закона и правил международного договора приоритет отдаётся правилам международного договора” (Конст. РФ ч.4,ст.5).

6. “Человек, его права и свободы – высшая ценность государства”. Согласно Конституции России, человеку гарантированы личные, политические, экономические, социальные и культурные неотчуждаемые права. Основные обязанности государства сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Государственные преобразования России положили начало формирования правового государства. И теперь от дальнейшего развития реформ зависит, будет ли достигнута главная цель–правовое государство.

Таким образом,кромные результаты "партий власти" – "Выбора России" демократа Т. Гайдара в 1993 г. и правоцентристского НДР В.Черномырдина в 1995г. Изобилие фракций в думе, сильные позиции КПРФ (часто в блоке с националистами), конфликты думы с президентом и верхней палатой – все это политизирует работу думы и мешает принятию назревших законов. Все же в 1994 г. была принята 1ч., в 1996г. – 2ч. ГК РФ. 1 января 1997г. вступает в силу УК РФ. На президентских выборах летом 1996 г. ослабли позиции демократа Г.Явлинского и националиста В.Жириновского, провалилась кандидатура экс-президента СССР М.Горбачева. Однако успешно выступил генерал А.Лебедь. Победу на этих свободных выборах одержал Б.Ельцин (перевес 10 млн. голосов над Зюгановым). Но из 40 млн. избирателей Ельцина многие в нем видят лишь меньшее зло в сравнении с красной угрозой. Острые проблемы России остаются открытыми.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 16.