Государственно-правовое развитие в Чехословакии

Кошицкая правительственная программа от 5 апреля 1945 в городе Кошице провозгласила

− создание правительства широкого народного фронта чехов и словаков;

− создание избираемых народом новых органов власти – национальных комитетов, которые под «постоянным контролем народа» вверялось управление «всеми общественными делами»;

− в качестве законного представителя словацкой нации, носителя власти на территории Словакии признавался Словацкий национальный совет;

− в экономической части программы правительство Чехословакии выделило несколько ключевых проблем – быстро восстановить народное хозяйство опустошённое во время войны, заложить основы новой социальной

политики «в интересах всех слоев трудового народа», и оперативно обеспечить передачу имущества предателей под руководство национальных активов (документ говорит «имущество немцев, венгров, предателей и изменников родины», с исключением немецких и венгерских антифашистов), на утерянной земле осуществить земельную реформу. Требование национализации народного хозяйства правительством в программе конкретно не упоминается, но в целом считалось с ним. Её объём должен был быть решен только после освобождения всей страны. Это требование было настолько популярно среди населения, что против него никто не вышел открыто. Оговорки несоциалистических партий являлись в обсуждении национализации указов, касающихся в основном диапазоне национализации, о скорости, о роли кооперативов, а также некоторых организационных и процедурных вопросов.

 

Чехословацкая Республика (1948–1960)

Поражение нацизма в 1945 г. привело к неполному восстановлению чехословацкой государственности на прежней территории (за исключением Подкарпатской Руси, в этом же году переданной вместе с частью словацкого Кралёвохлмецкого района (Чоп и окрестности) УССР). 28 октября 1948 года было образовано Временное Национальное Собрание Чехословацкой Республики. 26 мая 1946 года прошли выборы в Национальное Учредительное Собрание, первое место на которых заняла – КПЧ, второе – ЧНСП, третье – ЧНП, четвёртое – ЧСДП, Президентом стал Эдвард Бенеш, Председателем Правительства – Председатель КПЧ Клемент Готвальд. 4 июля 1947 г. кабинет министров Чехословакии проголосовал за план Маршалла и за участие в Парижском саммите. Но уже 7 июля премьер-министр Готвальд был вызван для объяснений в Москву. Сразу вслед за этим, кабинет министров принял решение не ехать в Париж. В это же время проводилась политика депортаций – немцы и венгры были депортированы из страны (см. Декреты Бенеша). Экономическое положение страны ухудшалось и большинство населения напрямую связывало это с отказом от плана Маршалла.

При поддержке СССР силу набрала Коммунистическая партия Чехословакии, пришедшая к власти в феврале 1948 г.. 9 мая 1948 года Национальное Учредительное Собрание приняло Конституцию Чехословацкой Республики, согласно которой законодательным органом становилось Национальное Собрание, главой государства – Президент, избираемый Национальным Собранием, исполнительным органом – Правительство, органом автономии Словакии – Словацкий Национальный Совет, органами местного самоуправления – краевые, районные, общинные, городские, районные национальные комитеты, судебными органами – Верховный Суд, краевые суды, районные суды. Президентом был избран Клемент Готвальд, Председателем Правительства – Антонин Запотоцкий. В том же году были введены единые кандидатские списки выдвигаемые Национальным Фронтом, большинство в которых принадлежало Коммунистической Партии Чехословакии. В стране установился обычный восточноевропейский коммунистический режим, первые пять лет сопровождавшийся репрессиями по образцу сталинских. Некоторая либерализация была связана с почти одновременной кончиной Сталина и Готвальда в марте 1953 и затем – хрущёвскими реформами в СССР. Иногда дело доходило до беспорядков, так 1 июня 1953 г. в чешском городе Пльзень рабочие заводов «Шкода», недовольные денежной реформой, отказались выйти на работу, и вместо этого – вышли на улицы. Демонстранты захватили ратушу, сожгли городской архив. После мелких столкновений с полицией в город были введены танки, и демонстранты были вынуждены разойтись.

Чехословацкая Социалистическая Республика (1960–1990)

С 1960 Чехословацкая Республика стала называться Чехословацкой Социалистической Республикой (ЧССР). В этой аббревиатуре одному слову «Чехословацкая» соответствует две буквы – «ЧС».

С 1962 г. экономика страны находилась в перманентном кризисе – пятилетний план 1961–1965 гг. был провален по всем показателям. Осенью 1967 г. в Праге прошли демонстрации протеста против курса правительства. В 1968 году попытка реформирования политической системы (Пражская весна) была подавлена войсками Варшавского договора (операция «Дунай»).

С национально-государственной точки первые 20 послевоенных лет в Чехословакии существовало так называемое асимметричное национально-государственное устройство: чешская нация не имела своих национально-государственных органов, а словацкая имела (Словацкий национальный совет и национальные комитеты на местах), что означало определенную степень национально-территориальной автономии для Словакии. В то же время центральные органы государственной власти по факту выполняли в чешских землях ту же роль, что словацкие национальные органы в Словакии, оставаясь при этом властными и для последней, что создавало для чешских земель определённые преференции .

С 1 января 1969 года в ЧССР было введено федеративное деление страны на Чешскую Социалистическую Республику и Словацкую Социалистическую Республику, по аналогии с республиками СССР и СФРЮ.

− Последующие двадцать лет, когда страной руководил Густав Гусак, были ознаменованы политикой «нормализации» (политического застоя при экономическом стимулировании). В 1989 коммунисты лишились власти в результате бархатной революции, а страну возглавил писатель-диссидент Вацлав Гавел c 31.12.1989 – последний президент Чехословакии и первый президент Чехии.

Распад Чехословакии (1993)

Падение коммунистического режима в 1989 году привело к усилению тенденций политического размежевания Чехии и Словакии. Посткоммунистические элиты обеих частей государства взяли курс на независимость.

В 1990 году разгорелась так называемая «дефисная война». Чешские политики настаивали на сохранении прежнего написания «Чехословакия» в одно слово, словаки требовали дефисного написания: «Чехо-Словакия». В результате компромисса с 29 марта 1990 года страна стала официально именоваться «Чешская и Словацкая Федеративная Республика» (ЧСФР), сокращённое название «Чехословакия» по-словацки могло писаться с дефисом, по-чешски – без дефиса[4]. В русском языке был принят вариант с дефисом.

1 января 1993 страна мирным путём распалась на Чехию и Словакию, произошёл так называемый бархатный развод (по аналогии с бархатной революцией).

Государственный строй

С момента создания и до 1969 года Чехословакия являлась унитарным государством, с 1948 года унитарным государством с автономией Словакии, с 1969 года федеративным государством, состоящим из двух государств – Чехии и Словакии.

За свою историю Чехословакия имела три конституции: Конституционная Хартия Чехословацкой Республики 1920 года, принятая Национальным Собранием, Конституция Чехословацкой Республики 1948 года принятая Национальным Учредительным Собрание Чехословацкой Республики, Конституция Чехословацкой Социалистической Республики 1960 года, принятая Национальным Собранием.

Глава государства – президент, избирался Национальным Собранием сроком на 7 лет (с 1960 года – на 5 лет). Осуществлял представительские функции, мог распустить Национальное Собрание (до 1960 года). Нёс общую ответственность перед Национальным Собранием, а с 1960 года и политическую.

Законодательный орган – Национальное Собрание Чехословацкой Республики избиралось народом по партийным спискам по многомандатным избирательным округам сроком на 6 лет (с 1960 года – на 4 года, с 1972 года – на 5 лет), с 1954 года избиралось по одномандатным округам, до 1948 года состояла из Сената и Палаты Депутатов; До избрания первого Национального Собрания его функции исполняло Революционное Национальное Собрание. В 1945–1946 гг. её функции исполняло Временное Национальное Собрание Чехословацкой Республики, в 1945 году – Чешский Народный Совет, с 1969 года – Федеральное Собрание Чехословацкой Социалистической Республики, состояла из Палаты Наций и Народной Палаты. Национальное Собрание состояло из 300 депутатов, избирало из своего состава Президиум Национального Собрания, состоящее из Председателя Национального Собрания, заместителей Председателя Национального Собрания и 24 членов.

Исполнительный орган – Правительство, состояло из Председателя Правительства и министров, назначалось Президентом и несло ответственность перед Национальным Собранием.

Представительный орган Словакии – Земельное представительство с 1948 года – Словацкий Национальный Совет, избирался народом, исполнительный орган – Земельный президент, назначался Президентом по предложению Министерства внутренних дел, с 1948 года – Коллегия Уполномоченных, назначалась Правительством и несла ответственность перед Словацким Национальным Советом, с 1956 года – назначалась Словацким Национальным Советом, с 1960 года – Президиум Словацкого Национального Совета, с 1969 года – Правительство Словакии.

Представительные органы местного самоуправления – земельные, районные и общинные представительства, с 1945 года – земельные, с 1949 – краевые, районные, городские, общинные и районные (для районов в городах) национальные комитеты, избирались населением, исполнительные органы местного самоуправления – земельные комитеты, земельные президенты, районные комитеты, губернаторы, общинные комитеты, мэры, с 1948 года – президиумы национальных комитетов, с 1960 года – советы краёв, районов, городов, общин и городских районов.

Судебная система и прокуратура

Высшая судебная инстанция – Верховный Суд Чехословацкой Республики, апелляционные суды – высшие суды в 1949 году упразднены, суды первой инстанции – краевые суды в каждом из краёв и (с конца 1940-х) Городской суд в Праге, низшее звено судебной системы – районные суды в каждом из районов, (с конца 1940-х) городские суды в каждом из статутных городов, не имеющих городских районов, и районные суды в каждом из городских районов. В 1961–1964 годах существовали также местные народные суды на уровне общин и предприятий. Судьи назначались президентом (в 1961–1969 годах судьи Верховного Суда избирались Национальным Собранием, судьи краевых судов – краевыми национальными комитетами, судьи районных судов – населением, с 1969 года судьи Верховного Суда назначались Федеральным Собранием, верховные суды республик, краевые суды, районные суды – национальными советами, судьи из народа (до 1948 года – присяжные, избиравшиеся представительствами) избирались национальными комитетами. Орган административной юстиции – Высший Административный Суд в 1952 году был упразднён.

В 1953 году были созданы военные суды: высшей судебной инстанции военной юстиции стала Военная коллегия Верховного Суда, суды апелляционной инстанции военной юстиции – высшие военные суды, суды первой инстанции военной юстиции – военные окружные суды.

В 1952 году была создана прокуратура во главе с генеральным прокурором. Органами прокуратуры стали Генеральная прокуратура, краевые прокуратуры, районные прокуратуры, высшие военные прокуратуры и окружные военные прокуратуры.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 15.