Конституционное законодательство периода английской революции 17 в. Государственно правовой режим протектората Кромвеля

Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.

Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль провозгласил незаконным: 1) приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента; 2) взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем – 7 лет.

Акт об устроении, именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Дальнейшее ограничение королевской прерогативы выразилось в том, что судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, "пока ведут себя хорошо", и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность палаты, запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты. Важным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.

Таким образом, на рубеже XVII–XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип несменяемости судей.

 

 

Изменения в полномочиях короны, правительства и парламента Великобритании в XVIII – XIX вв. Ответственное правительство.

Образование конфедерации

В 1781 году конгресс из представи­телей штатов принял первый конституционный документ, получив­ший название «Статьи конфедерации». Согласно этому документу штаты объединялись в конфедерацию (Соединенные Штаты Амери­ки), но каждый штат сохранял свою независимость и все права, кро­ме тех, которые передавались конфедерации. Представители штатов учредили Конгресс, предназначенный для ведения общих дел. Каж­дый штат при решении вопросов в Конгрессе имел один голос. В период между сессиями Конгресса его полномочия были возложены на Комитет штатов, в который вошли по одному делегату от каждого штата. Таким образом, был создан союз государств – конфедера­ция, а не единое государство. В 1783 году Англия признала независи­мость США. Экономические и другие обстоятельства (захват новых земель, усиление военной мощи государства, необходимой для обо­роны, необходимость внутреннего спокойного развития штатов) спо­собствовали изменению умонастроения правящих кругов относитель­но будущего государственного устройства США и понимания необ­ходимости создания единого государства.

Эволюция государственного строя США в 1871 – 1918 гг. (изменения в отношении Конгресса и положения Президента США).

Как глава государства современный президент США обладает реальной полнотой власти. Это обусловлено тем, что в самой известной президентской республике президент не только глава государства, но и глава исполнительной власти: в департаментах США, подчиненных президенту, сейчас занято около 3 млн. служащих. Дополнительный штат госслужащих работает в примерно 60-ти «независимых» агентствах, правительственных корпорациях и квазиофициальных учреждениях, на деле обслуживающих исполнительную ветвь власти. Уже с середины XIX века сложилось мнение, что в США утвердилась «президентская форма правления». Это положение связано в первую очередь с усилением фактической, а не предписанной конституцией власти президента. Так, в период между двумя мировыми войнами роль президента как главы исполнительной власти значительно усилилась. Возросла численность служащих его кабинета; начало этой тенденции положил президент Вудро Вильсон еще в годы Первой мировой войны. А в годы Второй мировой войны было создано Исполнительное бюро президента, в которое вошли: Управление по делам Белого дома, Бюро бюджета, а позднее – Национальный совет безопасности, Управление гражданской и оборонной мобилизации, Совет экономических консультантов. Исполнительное бюро, не обладая легальным статусом, готовило проекты решений, которые непременно учитывало правительство. Президент Соединенных Штатов имеет право издания нормативных актов и применения вето на законопроекты конгресса – и активно их использует. Так, в 40-е годы XX века в американскую правовую жизнь вошла практика делегированного законодательства, согласно которой конгресс уполномочивал президента издавать исполнительные приказы, содержание которых, по сути, мало, чем отличалось от законов. И за период с 1933 по 1944 годы Президент Ф.Д.Рузвельт издал около 4 тыс. таких приказов (за этот же период Конгресс принял 4,5 тыс. законов). Еще в XIX веке президента Э. Джексона (1829–1837) называли тем президентом, который сместил баланс между президентом и конгрессом в сторону президента, т.к. его 12 вето оказались непреодолимыми для Капитолия. Ф.Д.Рузвельт применял обычное вето уже 372 раза, а карманное – 263 (это рекорд в данной области), причем преодолеть вето Рузвельта конгресс смог лишь всего девять раз. Следовательно, в определенных условиях принцип разделения властей (законодательной и исполнительной) замещался принципом их сотрудничества – или противоборства. Ф.Д.Рузвельт как президент США приобрел те полномочия в области регулирования экономики, которые до этого были привилегией лишь конгресса и законодательных собраний штатов. Вторая мировая война способствовала созданию президентом многочисленных подчиненных ему комитетов, которые стали бдительно контролировать экспорт, распределение сырья, оборудования, рабочей силы, военное производство. С окончанием войны эти комитеты не только не исчезли, но даже укрепились, а вместе с ними возрос авторитет президента. Усилению института президентства способствовало также появление «сильных» харизматичных президентов в XX веке: республиканца Т. Рузвельта (1901–1909), демократа В. Вильсона (1913–1921), демократа Ф.Д. Рузвельта (1933–1945), демократа Д.Ф. Кеннеди (1961–1963), республиканца Р. Рейгана (1981–1989). В области внешней политики именно Ф.Д. Рузвельт положил начало практике издания президентом исполнительных приказов о начале военных действий, не нуждавшихся в формальном предварительном согласии конгресса, и стал реальным главнокомандующим. Впоследствии многие военные акции американских президентов – Трумэна в Северной Корее, Л.Б.Джонсона во Вьетнаме, Дж.Буша-старшего в Персидском заливе – сводились к беспрепятственному осуществлению ими своих внешнеполитических полномочий без предварительных санкций конгресса США.

Кодификация германского права нового времени. Германское Гражданское уложение 1900 г.: состав и характеристика отдельных институтов (лица, сделки, обязательства, собственность, семейное и наследственное право).

Под опекой Бисмарка была начата работа по кодификации обще-имперского гражданского права, призванного ликвидировать партикуляризм в этой сфере. Долгая (на протяжении десятилетий) и сложная работа двух комиссий в составе лучших правоведов страны и представителей финансово-промышленных кругов привела к принятию 18 августа 1896 года Германского Гражданского Уложения (ГГУ), в котором было указано, что оно будет применяться с 1 января 1900 года. ГГУ было составлено по так называемой «пандектной» системе, традиция которой восходила к Кодексу Юстиниана. Оно было написано сложным и малопонятным юридическим языком и состояло из 2385 статей, обобщенных в 5 книгах: 1) Общая часть; 2) Обязательственное право; 3) Вещное право; 4) Брачно-семейное право; 5) Наследственное право.

В качестве субъектов гражданских правоотношений Уложение признает физических и юридических лиц. Правоспособность физических лиц основывалась на принципе юридического равенства. Совершеннолетие наступало с 21 года. Для лиц в возрасте от 7 лет до 21 года Уложение устанавливало различные степени ограничения дееспособности. Новшеством в ГГУ стало введение понятия юридического лица. Главным юридическим лицом признавалось общество хозяйственного назначения, которое приоб-ретало правоспособность через концессию (разрешение), получаемую от правительства. Германское Гражданское Уложение называло два вида юридических лиц:

1) общества, союзы, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследующими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (преследующими культурные, научные и подобные им цели);

2) учреждения, которые образуются в силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество.

В праве собственности все вещи Уложение делило на земельные участки и движимые вещи, строго различая правовой режим движимых и недвижимых вещей. Германское Гражданское Уложение выделяло следующие вещные права:

50) право собственности, а также владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитуты, узуфрукт, право застройки);

51) право на получение определенной выгоды от чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.);

52) право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли).

 

Естественно, основным вещным правом являлось право собственности. Уложение раскрывало его содержание следующим образом: «Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее». Таким образом, Уложение подчеркивало свободу частной собственности. Вместе с тем ГГУ содержало сервитутные ограничения прав собственника.

Наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений являлся договор. Уложение не дает определения договора, однако можно выделить существенные его черты: договор понимается как юридическая связь, установленная между не-сколькими лицами; содержанием договора может быть как положительное действие, так и воздержание от такового. Договорные отношения по

Уложению строятся на принципе свободы договора. Предоставляя частным лицам свободу по установлению договорных обязательств, Уложение устанавливает условия их действительности; соответствие договора законам; дееспособность лиц, заключающих сделку. В качестве основания возникновения обязательств Уложение также признает деликты. По общему правилу ответственность несет лицо, виновное в причинении вреда, но ГГУ не признает имущественного возмещения неимущественного вреда.

Уложение признало единственной законной формой брака гражданский брак. Брачный возраст был установлен для женщин – 16 лет, для мужчин – 21 год. Кроме достижения брачной правоспособности, необходимым условием вступления в брак было наличие обоюдного согласия, а для несовершеннолетних - согласия родителей. Женщине также не разрешалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего.

Препятствиями для действительности брака могли служить:

53) близкое родство;

54) нерасторжение первого брака.

 

Имущественные отношения супругов определялись брачным договором. Если стороны своим брачным договором не установили иного режима, то сохранялась раздельность права собственности на имущество супругов. Взаимоотношения между детьми и родителями строились на принципе осуществления родительской власти отцом: родительская власть в полном объеме переходит к матери лишь после смерти отца или лишения его родительской власти.

При наследовании по закону Уложение закрепляло систему линий родства, представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую линию составляли нисходящие наследники, вторую линию – родители и их нисходящие родственники, третью – дед и бабка, и их нисходящие родственники. Особое положение занимал переживший супруг. При наличии наследников первых двух линий, а также деда и бабки ему предоставлялось право собственности только на часть наследства умершего, если же родственников первой и второй линии, деда или бабки не было, то к пережившему супругу переходило все наследство.

При наследовании по завещанию Уложение исходило из принципа свободы завещаний. В целях охраны интересов законных наследников устанавливались некоторые ограничения завещательной свободы. Таким ограничением была обязательная доля законного наследника.

Введенное в действие с начала 1900 года Германское Гражданское Уложение явилось огромным событием в правовой жизни страны. Подобно ГГУ знаменательным стало и принятие в 1897 году нового Торгового Кодекса (Уложения), который состоял из четырех книг. Первая книга была посвящена организаций и деятельности торговых предприятий; вторая – положениям о торговых товариществах (АО, коммандитном товариществе). В третьей книге рассматривались вопросы заключения отдельных торговых сделок. Последняя книга ТУ регулировала морскую торговлю, включая морское страхование, поэтому в принципе Германское Торговое Уложение явилось регламентом прав коммерсантов.

 

 

Конституция ГДР 1949 г.

Высший орган власти – Народная палата (400 депутатов), избираемая на 4 года путем всеобщих, прямых и равных выборов. При тайном голосовании, народная палата избирает свой Президиум, в котором представлена каждая фракция, насчитывающая не менее 40 депутатов. Представительство земель осуществляет Палата земель, которая избирается местными ландтагами. Палата земель получила ограниченные права: она может в течение 14 дней заявить протест против закона, принятого Народной палатой, но окончательное решение принадлежит последней.

К компетенции обеих палат относятся выборы президента. Он избирается на 4 года, представляет республику в международных отношениях, принимает дипломатических представителей, осуществляет право – помилование и т.п. Первым президентом ГДР был избран представитель СЕПГ Вильгельм Пик.

Правительство формируется представителем фракции, которая является сильнейшей в Народной палате. Народная палата утверждает состав правительства и его программу. Правительство ответственно перед палатой.

Первые выборы в законодательную палату ГДР состоялись уже в 1949 г. Они проводились на основе общей избирательной программы с общими списками кандидатов Национального фронта демократической Германии. Квота, приходившаяся на каждую партию, была определена заранее, СЕПГ получила 25 % мест, христианско-демократический союз и либерально-демократическая партия – по 15 %, демократическая крестьянская партия – 7,5 %, Союз свободной немецкой молодежи – 5 %.

В 1952 г. было ликвидировано историческое деление страны на земли и установлено новое административно-территориальное деление ГДР на 14 округов и 217 районов. Была упразднена Палата земель и ландтаги. Власть на местах стали осуществлять окружные и районные собрания, которые избирали свои советы (органы исполнительной власти).

В 1952 г. конференция СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР. Через 16 лет после этого новая конституция ГДР 1968 г. декларировала победу социалистических производственных отношений.

Между тем, Западная Германия все более обгоняла Восточную по уровню жизни, степени промышленного и демократического развития. Социализм дискредитировал себя. В конце 80-х годов обстановка в мире изменилась. Закончилась "холодная война", противостояние капиталистической и социалистической систем. В этих условиях стало возможным объединение ФРГ и ГДР, и оно свершилось в 1989 г.

Вывод: Таким образом, после 1-ой мировой войны Германия стала жертвой противостояния между мировых систем и вновь потеряла свою целостность. Однако на этот раз объединение государства свершилось не насильственным путем, не "жезлом и кровью", как во времена Бисмарка, а посредством мирного соглашения.

Конституционное законодательство периода английской революции 17 в. Государственно правовой режим протектората Кромвеля.

Возникновение буржуазного государства. В XVII веке страны Западной Европы охватил кризис, затронувший все сферы общественной жизни, в том числе и экономику. Английская буржуазная революция XVII века провозгласила принципы нового об­щества. В то время в Англии существовали одновременно два хозяй­ственных уклада: капиталистический и феодальный. Англия намного быстрее чем другие страны Европы развивалась по капиталистическо­му пути. В английском сельском хозяйстве происходило два процесса: становление класса капиталистических арендаторов и обезземеливание крестьянства. Тысячи крестьян стали бродягами и нищими. Монархия не могла решить проблему их занятости, а лишь принимала в отноше­нии них репрессивные законодательные акты. Только одна десятая часть мужского населения страны (джентльмены, бюргеры, зажиточные кре­стьяне) имелаправо выбора парламента и имела доступ к управлению страной. Для Англии предреволюционного периода характерно раз­деление дворянства на два непримиримых класса – старое и новое (обуржуазившееся) дворянство. Новое дворянство (джентри) по своему экономическому положению было буржуазией. К особенностям английской революции следует отнести ее идео­логическую форму, которая была облечена в пуританизм. Последний, как рели­гиозное течение, широко распространился среди населения и стал, по существу, идеологией оппозиции. Во время ре­волюции пуританизмраскололся напресвитерианство, представленное крупной буржуазией иземель­ной аристократией, ииндепендентство, состоявшее из средней и мелкой буржуазии. Пресвитериане проповедовали идею конституционной мо­нархии, а индепенденты – соглашаясь с идеей конституционной монархии, требовали увеличения числа своих представителей в парламенте.

Необходимо также отметить и движение левеллеров, объединявшее ремесленни­ков и свободных крестьян. Они требовали республиканской формы правления и равноправия всех граждан.

В английском парламенте палата лордов противостояла палате общин. Последняя – пыталась влиять на внутреннюю и внешнюю политику абсолютизма.

Монархия, опираясь на узкий слой придвор­ной и частично провинциальной знати, вступила в полосу кризиса и упадка. В сложных внутри- и внешнеполитических условияхпредставители буржуа­зии, находившиеся в парламенте, отказали королю в денежных сред­ствах. Возникла конфликтная ситуация между феодальной монархи­ей, с одной стороны, и буржуазией и новым дворянством – с другой. В 1628 году королю Карлу I (1600–1649) парламентом была подана Петиция о праве, в которой, со ссылкой на Великую Хартию вольностей, было указано на недопустимость лишения английского подданного земли, изгна­ния его из страны и заточения в тюрьму без ос­нованного на законе судебного приговора. В Петиции были изложе­ны возражения против введения военного положения, систематичес­ких постоев солдат у населения, новых налогов без согласия парламента. Петиция о праве стала законом, поскольку Карл I был вынужден утвердить ее.

В 1629 году Карл I распустил парламент и до 1640 года едино­лично правил страной. Недостаток средств для ведения военных действий в Шотландии вынудил короля прибегнуть к созыву парламента, получившего за свою недолговечность назва­ние «Короткого» (с 13 апреля по 5 мая 1640 г.). Этот парламент согласился удовлетворить требования короля о введении дополнительных налогов лишь в обмен на реформы, призванные ликвидировать злоупотребления чиновников и королевский произвол. По этой причине Карлу I пришлось распустить Короткий парламент. В ноябре 1640 года король, понимая, что без парламента не удастся вый­ти из кризиса, созывает новый парламент, который работает до 1653 года и получает в истории название «Долгий».

Долгий парламент. С его деятельностью связан первый этап революции – конституционный. Историю английской революции следует разделить на четыре этапа:

1) конституционный (3 ноября 1640 г. – 22 августа 1642 г.);

2) первая гражданская война (1642–1646);

3) углубление демократического содержания революции (1646–1649);

4) индепендентская республика (1649–1653).

Долгий парла­мент принял законы, согласно которым парламент созывался каж­дые три года независимо от воли короля и не мог быть распущен по инициативемонарха. Кроме того, по решению парламента были упразднены Звездная палата и Высокая комиссия, являвшиеся опорой короля. 1 декабря 1641 года. Долгий парламент принял Великую ремонстрацию, ограничившую власть короля и предусматривавшую невозможность произвола во взимании налогов, неприкосновенность собственности, уменьшениевласти епис­копов и реформацию церкви.

Гражданская война. Гражданская война разделяется на два пе­риода:

1) руководство военными действиями находится в руках пресвитериан;

2) руководство переходит к индепендентам.

Лучше вооружен­ная и обученная армия короля первоначально одерживает победы над армией парламента. По предложению генерала О. Кромвеля (1599–1658) парламентская армия была реформирована, подчинена едино­му командованию. В 1645 году армия парламента одержала победу над армией короля (последний бежал в Шотландию, а затем был вы­дан парламенту). В парламенте большинство составляли пресвитериане, которые считали революцию законченной. Их устраивала кон­ституционная монархия и идея верховенства парламента. В армии преобладали индепенденты, которых поддерживали левеллеры. В 1649 году, после казни Карла I, парламент, в котором к этому времени осталось послушное индепендентам «парламентское охвостье», объя­вил Англию республикой. Верховная власть перешла к палате об­щин, а палата лордов была упразднена. Исполнительная власть пе­решла к Государственному совету.

Протекторат Кромвеля. В 1653 году Кромвель разогнал парла­мент и ввел конституцию, названную «Орудием управления», кото­рая юридически оформилавоенную диктатуру. По конституции Кромвель объявлялся пожизненным лордом-протектором. Он обладал широким кругом полномочий, например, назначал членов Государственного совета. С этого времени начинается движе­ние назад – от республики к монархии.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 13.