Главная отличит черта - формир методов научного познания. *активное развитие научного знания*освобождение фил и науки от контроля со стороны церкви*приобретение наукой статуса соц института Фил "Нового времени" началась с астрономической револ Коперника, изменившей образ мира. Коперник помещает в центр мира вместо Земли Солнце. Кеплер разрабатывает теорию кругового вращения планет. Ньютон подтверждает многое из этих идей экспериментально.времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.Особенно хар для данного периода развития фил тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влияние на все сферы жизни социума.Эмпиризм. Бэкон. Лучшая провер истины- целенаправленный , повторенный возможно большее кол раз эксперимент. В науке предпочтителен индуктив метод. Гоббс, Локк.Рационализм. Декарт. Источн знаний может служить только разум чел. Наиболее предпочтительный и надежный путь научн познания связан с дедукт методом. Спиноза, Лейбниц. Бэкон счит, что общ несовершенно, необходимо развитие науки и техники, чтобы обеспечить интересы людей, победить голод, коррекция соц норм, ограничив чрезмерное матер потребление наиболее богатых. «Новая Атлантида»Т.Гоббс считал, что люди жили обособленно , по принципу «война всех против всех» и «человек человеку-волк». В рез «общественного договора» для регулирования соц отнош возникло гос. «Левиафан»Дж.Локк считал, что состояние общества до возникновения гос характериз формула «чел чел –друг» . Права людей на жизнь, свободу , собственн, на защиту от возмож насилия со стороны гос может обеспеч деление власти на исполн, законод и суд ветви.
20.Философское учение Ф.Бэкона.
Фрэнсис БЭКОН (1561-1626)-оодонач эмпиризма.Основн задача фил–конструирование нов метода познан,цель науки–принесен пользы человеч-ву.Общ задача всех наук – увеличен власт чел над прир.Наука–ср-во, а не цель.Наука познаёт прир-ые явлен ради использов этих явлен для блага людей.Основ метод науки, по мнен Бэкона-ИНДУКЦИЯ,котор опир-ся на опыт и эксперимент.Основ идея эмпиризма:ОПЫТ– фундам познания.Наша мысль движ от знаний единич-ых фактов к знан целого класса предм или проц.Эмпиризм абсолютизир опыт,а чувствен познан,приниж роль рац-го познания.Человеч сознан не способ позн изучаемый предм полно и точно.Мешают предрассуд–«идолы».Сущ 4 вида «идолов»:1.идолы рода–самые опас,они коренятся в самой сущ-ти чел,в его чувств и разуме.Мног остается за пред вниман,из-за огранич-ых возмож человеч орг-зма, относит несовершенством органов чувств.Чел, не отдавая себе отчет в этом,стрем-ся окр мир измер «самим собой» и поэт мног в прир моженеправильн осмысл,исказ или вовсе не замет. 2.идолы пещеры-индивид особ-ти людей, психологическ склад, склон-ти, пристраст,воспитан.Кажд чел смотрит на мир как бы из своей пещер,это привод к суб-му искажен картины мира.3.идолы площади–используя язык, речь, мы бессознат усваиваем предрассуд прошл поколений,осевшие в выраж-ях языка. Неудач и неправ выбор слов меш познан.4.идолы театра-склон-ю чел верить в автор-ист мб подменен автор-ом источ инф-ции. Как избав-ся от идолов,побед их? Какой же метод след счит научным?Сущ 3 пути познан:·путь паука-попыт вывест ист из собств чист сознан.·путь муравья-наблюдатель бессистемно накаплив факты,как муравей, который тащит в свой муравейн все,что встрет и смож унести.Оба эти пути не ведут к ист знан·путь пчелы-исследователь планомер собир только необход факты(как пчела-нектар с цвет),не пропуск нич важн и оставл за пред своего вним все лишн,не относящ-ся к его пробл-рез такой систем-ти-ист знан.В социально-философских взглядах Бэкон критич относ-ся и к народ массам-источ смуты, и к дворянству-интерес-ся лишь собств пробл,стремящ-ся к роскоши.Общ-во несовершен,выход-развит науки и техн, способ-ых созд услов для удовлетворен всех люд, побед голод,+коррекц соц норм,ограничивающ чрезмер матер потреблен наибол богатых.Гноссеология-теор познания изуч проблемы прир познания и возможн.
Философия Р.Декарта
Фил Рене Декарта – это то, из чего зародился рационализм. замечател математик. «Первоначала фил» - один из его самых известных трактатов. Фактич был деистом по своим взглядам.НО не отриц факта сущ Бога и акта творения им мира. Полагал-религиозные истины выше поним чел, и поэтому он и не пытался их осмысливать. «Рассуждение о методе» - критикует схоластику за то, что она ограничив, сдерживает развитие научн знания. Р.Декарт предлагает начин научное осмысл действительности с глобоального сомнения. Р.Декарт: «Мыслю, следовательно, существую». Его счит основат европ рационализма Нового времени. Образцом рационал может служить матем. Согласно Декарту, математика должна стать глав средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, кот составляют предмет математики: протяжен (величину), фигуру и движение.Но сознание человека не «пустое». Сознание по Декарту –СУБСТАНЦИЯ. Субст по Декарту то, что сущ само по себе , не нуждаясь ни в чем внешн по отношению к данной сущности. Субстанции обладают атрибутами: материя- протяженностью( ей также присуще движение), сознан- мышлением.Сознание человека не «пустое», так как содержит врожденные идеи. В качестве примера врожд идеи Декарт приводит идею Бога. Врожденным он счит и дедукт метод познания, при кот мысль развивается от знания большец степени общности к знанию меньшей степени общности. Познан частных истин мира вохможно только на основании реально существующего общего-мышления, наделенного врожден идеями. Знание-добро, незнание-зло! фил явл сторонником практич, а не отвлеченного познания. Он считал, что прир чел необходимо усовершенствовать
Дата: 2019-04-23, просмотров: 317.