Место и роль философии в культуре
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фил систематизирует знания о мире, создает ценности и идеалы,руководит поступками людей. Роль фил в жизни общ : она ищет ответы на ?: «Можно ли построить на земле идеал социум?», «Каким он должен быть?», «Что должно управ чел массами?», «Возможно ли достиж равенства и братства или это - утопия?»Фил относ к сфере дух культ, к сфере далекой от матер жизни, от повседневных проблем. Культ – совокупн результ чел деятель и самой этой деятель. Роль фил в культ опред тем, что она размышл над основан культ. Она извлекткульт смыслы из соц-историч контекста, очищих от конкретики и превращ их в чистые понятия, оперир кот конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культ сост ценности и знания, а рефлексией над ними занимается фил. В отлич от науки, фил ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что должно быть.В культуре сущ разные мировоззр сист: религ, мифолог, фил. фил теории отвечают критерию рациональности. Взгляд фил на мир и человека точнее и шире, чем точка зрения здравого смысла и жизненно-практического мировоззрения. Поэтому фил считают наукой, особой наукой, которую М. М. Бахтин охарактеризовал как «метаязык» всех наук. Ее интер отнош чел и мира, чел и чел, чел и продукта культуры. А. Швейцер, философия должна не только исследовать нормативное сознание, но и нести культурные ценности в качестве действенных идей в общественное мнение.

 

6.Основные направления и подходы в философии.
МАТЕРИАЛИЗМ:матер–ед-ая субстанц,а сознан–высш форма отражен материей самой себя.(Фалес, Демокрит, Бэкон,Фейербах, Маркс…)ИДЕАЛИЗМ: идеалисты счит субст-ей идеальное.ОБ ИДЕАЛИЗМ:основ действ-ти- высш идеальн начало(дух, абсолютная идея, Бог и проч.). Оно творит матер, матер мир. (Платон, Гегель)СУБ ИДЕАЛИЗМ:ед-ой реал-ю облад сознан, а в нем в виде ощущений, представл и понят сущ-ет материальное. Существован матер вне сознан подверг-ся сомнен или отриц-ся. (Беркли)МОНИЗМ: сущ одна субстан,т.е. первооснов бытия(Гераклит, Аристотель).ДУАЛИЗМ:сущ 2 равноправ субстанции (матер и духов). (Декарт)ПЛЮРАЛИЗМ:сущ множ-во субстанций. (Лейбниц)ГНОСТИЦИЗМ (ГНОСЕОЛОГИЧ ОПТИМИЗМ): мир познаваем. (больш-во философов)АГНОСТИЦИЗМ:невозмож познать сущ-ть мира, познан чел доступны лишь явления. (Кант)ДИАЛЕКТИКА: реал-ть нах-ся в постоян движ, всё в мире связ прич-следств связями. (Гераклит, Гегель, Маркс…)МЕТАФИЗИКА – подход, противополож диалектике;явления рассм-ся в статике. (французские материалисты эпохи Просвещения: Гельвеций, Ламетри, Гольбах…)

 

7.Главные философские категории и проблемы. Основные вопросы философии.

Категор - наиболее фундаментал пон той или иной науки.Основ фил категории:1) бытие и ничто;2) матер и сознание;3) пространство и время;4) причина и следствие;5) необходим и случайность;6) возможн и действительн;7) содерж и форма;8) сущн и явление.

Осн пробл фил связанные с познанием. В современной фил литературе формулир такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мирЧто такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Что такое добро и зло? Что есть истина и заблуждение?Пробл бытия – это проб поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нужд мир и чел. категория «бытие» есть катег онтологическая. Лучше всего сущность фил проблем выразил Иммануил Кант. Он считал, что сферу фил можно подвести под следующие вопросы:1)Что я могу знать?2)Что я должен делать? 3)На что я смею надеяться? ОСНОВ ? ФИЛ – ? об отнош мышл к бытию, духа к материи. Что первично, а что вторично?ПРОБЛ ценностей, диалектики , познания, бытия

 

8.Философская мысль в Древней Индии.
Главн источ-веды(священные книги 15-16в)4 вида вед:книги гимнов,напевов,жертв формул,заклинан.Веды содерж наиб знач идеи и категор фил Др Индии: Рита-зак эволюц и порядка,+этич зак всеобщ взаимосвяз и последоват-ти всех проц; космич зак всех жив существ.Пуруша-Безлич духовн нач мира,первочел возникш из хаоса,первич энерг,чист сознан; Брахма-Космос — Бог, творящ мир; Сансара-приносящ страдан проц бесчисл пе рерожден лич-ти и бессмерт души, ее перемещен в различ тела — растен, живот, людей. Карма — зак судьбы, предопределяющ жизнь чел. Атман — част Брахмы-творца, бож-ый неизм компон души чел. сформиров 2 гр этико-фил сист: ортодокс направл: веданта-освобожд, достиж изнач-го тождества атмана и брахмана. Санкхья- в основан реал-ти 2 нач: идеал— пуруша и матер — пракрити. оба начала несотвор и неуничтож. Йога-разраб упр, помощ котор чел достиг особ состоян, когда он освоб-ся от матер мира. Вайшешика-реал-ил сущ в 7 видах:субст,кач,действ,всеобщ,особ,причуд-то,небытие. Субст проявл в 9 формах:зем,вод,ог,возд,эфир-акаша,просто-во,врем,душа,ум.Ньяя-об внеш мира реал сущ(вне сознан). Мир логич и поэт познаваем. Миманса-звук речи эл-ми субст, котор прояв-ся в речи.тексты — лишь фиксац сущ-щих смыслов. Матер мир реален так же, как души и боги, но сост из атомов; душа связ с телом, но не умир вместе с ним, так как явл-ся веч суб-цией. Неортодокс направл: Джайнизм-разраб пути освобожден души от кармы, в основ котор ненасилие.Философия джайнизма внесла больш вклад в разраб пробл истины в познан. Чарвака-объяс мир взаимод-ем 4 эл-ов: зем, вод, ог и возд.

В рез их соед в различ пропорц возник все вещи матер мира+ и души. Буддизм-освобожд чел от страд, для чего ему необход достичь сост высш блаж-ва.4 ист:1.жиз полна страд;2. прич страд—жажд славы, удов, наживы и самой жиз; 3.от страд мож изб-ся; 4) освобожд наступ при отказе от земн желан, приход просветлен, нирвана. 

 



Фил учения Древнего Китая

Дао-мировой закон. Путь по кот развив мир. Ян-активн, дух, светлое, мужс нач. Инь- пассивное, матер, темное, женск нач. стихии: огонь, земля, металл, вода, дерево.

Шк: даосизм, конфуцианство, легизм, моизм. Даосизм. Лао Цзы. По своей прир и содерж глубоко онтологичен и логичен. Дао- путь, закон и идеал субст Вселен, в кот он проявл через Дэ, преобраз первонач хаос в строгий поряд, привычный мир.Конф-во. Кун Фу Цзы. Не делай др того, чего не желаешь себе. Суть - наладить гармонию во всех сфер жизни общ (гос, социум, семья, чел) и соблюд высок нравств принципы и морал устои. В своих ученКонфуций затраг главн проб – воспит и взаимоотнош между людьми. Он счит- из этого возник все существ проблемы в общ, и что теперь кит народу необходимо искоренять эти недостатки, ведь только в этом случае получится идеальное образованное общество.Конфуций утверждал- необходимо так относ к людям, как относишься к самому себе. Исходя из этого, он выд основ качества, кот идеально подходят поставленным целям: Человеколюбие. Мудрость. Смелость. Конфуций счит- все гос явл больш единой семьей, и что каждый чел должен уважительно относ не только к своим родителям, но и ко всем жителям Кит. он считал культ чел и его воспитание. каждый житель должен соблюд все правила этикета и повед в цивилизов общ.Легизм. Шан Ян и Хань Фэй. Легизм- уч законников-Фацзя. Предмет легизма - управл гос. Легисты считали чел изнач недобрым, порочным, эгоистичным. В гос должна обеспечив жесткая иерархичность, поддерж порядка путем насилия. Легизм – «шк законников». Основным ?шк легистов-? правильного управл гос. Фил счит что политика и мораль – вещи несовместимые, в идеал гос должно быть 2направл деят – поощрение и наказание своих граждан.Господств идеей шк-полное равенство всех людей и перед зак, и перед властью, и перед Богами. титулы и чины следует давать по способн и заслугам. полное подчинение сущ зак. Единственно верное наказ для инакомысл – смертная казнь.Моизм. Мо Ди. Моизм – затрагив в основном соц и религ сферы бытия чел. В своих трактатах Мо Ди сформул основн критериев:Всеобщая люб чел к чел и сопутствующ этому взаимная выгода;Почитан мудрости или мудрых-достойных (Шан Сянь);Почит единства или объед (Шан Тун);Ненападение, пацифизм (Фэй Гунн);Неприятие музыки (Фэй Юэ);Бережлив при захоронениях (Цзе Цзан);Общая бережлив, уменьшение потребления, гедонизма (Цзе Юн);Признание воли Неба (Тян Чжи);Отриц судьбы (Фэй Мин);Духовность, в смысле поним и признание воли духов (Мин Гуй).

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.