Мировоззрение- сущность, структура , социальная роль
Мировоззрение-совокуп взгляд, идей , убежд , опред отнош суб к окруж миру , к общ и к самому себе . Структ: видение чел-ом окруж мира; оценка качеств и кол-нных парам прир ; осознание своего места в мире; отнош практич к окруж действит во всем ее многообразии. Мировоззр формир или стихийно, или целенаправленно (идеология формир мировоззрение).Мировоззр – сист.СТРУКТ МИРОВОЗЗР:1)миропоним (интеллектуальн процесс; понятия, суждения, умозакл о себе, мире и своих взаимоотнош с миром)2)мировосприятие (наглядные представления о мире);3)мироощущ(эмоции, настроения).Мировоззре меняется с развитием общ.Соц роль- модель поведения чел, объективно заданная соц позицией личн в системе соц, обществ и личных отнош.Сущн- смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обст-тв, сост вещи.
2.Исторические типы мировоззрения.
Миф — форма целостного масс-ого переживан и истолкован действит-ти при помощ чувств-нагляд образов, считающ-ся самостоят-ми явлен-ми реал-ти.В нём преоблад мироощущ. Мифологическ мировоззю в прир видит духовн стор.. Естеств и сверхъестес, фантаз и реал-то смеш-тся.Чел не выделен из прир, он раствор в ней. А мифологич картина мира антропоморфна (человек переносит на мир свои мотивы и переживания). Цен-ти и нормы в мифе представлены образами бог и героев.Они дают людям образцы долж повед.Мифологич мировоз основ не на теоретич довод и рассужд, а на худож переживании мира либо на общ-ых иллюзиях.Религиозное:Действит-ть дел-ся на 2 мира:естеств(мир людей) и сверхъест (мир богов). А в мифолог такого раздвоен нет. Происход разделен знан и веры (в мифолог они ед). Знан имеет дело с естес-ым миром,а вера – со сверхъестес. -религ,как форма мирово, опир-ся на веру в сверхъестес;-религиоз мировоз предполаг возмож-ть установлен контакта меж 2мя мирами,естес-ым и сверхъестес-ым при помощ специфическ культовой системы и обрядности. Философское:Фил-фия как мировоз отлич-ся критическ поз-ей в отнош окр мира, в отнош самого чел,+ в отнош проц познан чел-ом действит-ти. Философское мировоззрение основывается на логически непротиворечивых выводах по повод предм исслед-ия.Фил-фия даёт последов-ые, логич, обстоят-ые ответы на мировоззренч ?. Она апеллир не к чувс, не к вере, а к разум.Сущ 3 типа фил-го мировоз:1космоцентризм-в центр-осмыслен Косм как всесис-го начала, основы, зако-на, определяющего все сущее в прир, жиз чел-а и общ-ва.2.теоцентризм- сущ-ие и развит бытия и всех его составных частей опред-ся сущ-ем и волей Бога.3.антропоцентризм- в центре чел, его сущ-ть, возмож-ти, устремлен, предназначен в мире.
Фил учения Древнего Китая
Дао-мировой закон. Путь по кот развив мир. Ян-активн, дух, светлое, мужс нач. Инь- пассивное, матер, темное, женск нач. стихии: огонь, земля, металл, вода, дерево.
Шк: даосизм, конфуцианство, легизм, моизм. Даосизм. Лао Цзы. По своей прир и содерж глубоко онтологичен и логичен. Дао- путь, закон и идеал субст Вселен, в кот он проявл через Дэ, преобраз первонач хаос в строгий поряд, привычный мир.Конф-во. Кун Фу Цзы. Не делай др того, чего не желаешь себе. Суть - наладить гармонию во всех сфер жизни общ (гос, социум, семья, чел) и соблюд высок нравств принципы и морал устои. В своих ученКонфуций затраг главн проб – воспит и взаимоотнош между людьми. Он счит- из этого возник все существ проблемы в общ, и что теперь кит народу необходимо искоренять эти недостатки, ведь только в этом случае получится идеальное образованное общество.Конфуций утверждал- необходимо так относ к людям, как относишься к самому себе. Исходя из этого, он выд основ качества, кот идеально подходят поставленным целям: Человеколюбие. Мудрость. Смелость. Конфуций счит- все гос явл больш единой семьей, и что каждый чел должен уважительно относ не только к своим родителям, но и ко всем жителям Кит. он считал культ чел и его воспитание. каждый житель должен соблюд все правила этикета и повед в цивилизов общ.Легизм. Шан Ян и Хань Фэй. Легизм- уч законников-Фацзя. Предмет легизма - управл гос. Легисты считали чел изнач недобрым, порочным, эгоистичным. В гос должна обеспечив жесткая иерархичность, поддерж порядка путем насилия. Легизм – «шк законников». Основным ?шк легистов-? правильного управл гос. Фил счит что политика и мораль – вещи несовместимые, в идеал гос должно быть 2направл деят – поощрение и наказание своих граждан.Господств идеей шк-полное равенство всех людей и перед зак, и перед властью, и перед Богами. титулы и чины следует давать по способн и заслугам. полное подчинение сущ зак. Единственно верное наказ для инакомысл – смертная казнь.Моизм. Мо Ди. Моизм – затрагив в основном соц и религ сферы бытия чел. В своих трактатах Мо Ди сформул основн критериев:Всеобщая люб чел к чел и сопутствующ этому взаимная выгода;Почитан мудрости или мудрых-достойных (Шан Сянь);Почит единства или объед (Шан Тун);Ненападение, пацифизм (Фэй Гунн);Неприятие музыки (Фэй Юэ);Бережлив при захоронениях (Цзе Цзан);Общая бережлив, уменьшение потребления, гедонизма (Цзе Юн);Признание воли Неба (Тян Чжи);Отриц судьбы (Фэй Мин);Духовность, в смысле поним и признание воли духов (Мин Гуй).
Философия Р.Декарта
Фил Рене Декарта – это то, из чего зародился рационализм. замечател математик. «Первоначала фил» - один из его самых известных трактатов. Фактич был деистом по своим взглядам.НО не отриц факта сущ Бога и акта творения им мира. Полагал-религиозные истины выше поним чел, и поэтому он и не пытался их осмысливать. «Рассуждение о методе» - критикует схоластику за то, что она ограничив, сдерживает развитие научн знания. Р.Декарт предлагает начин научное осмысл действительности с глобоального сомнения. Р.Декарт: «Мыслю, следовательно, существую». Его счит основат европ рационализма Нового времени. Образцом рационал может служить матем. Согласно Декарту, математика должна стать глав средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, кот составляют предмет математики: протяжен (величину), фигуру и движение.Но сознание человека не «пустое». Сознание по Декарту –СУБСТАНЦИЯ. Субст по Декарту то, что сущ само по себе , не нуждаясь ни в чем внешн по отношению к данной сущности. Субстанции обладают атрибутами: материя- протяженностью( ей также присуще движение), сознан- мышлением.Сознание человека не «пустое», так как содержит врожденные идеи. В качестве примера врожд идеи Декарт приводит идею Бога. Врожденным он счит и дедукт метод познания, при кот мысль развивается от знания большец степени общности к знанию меньшей степени общности. Познан частных истин мира вохможно только на основании реально существующего общего-мышления, наделенного врожден идеями. Знание-добро, незнание-зло! фил явл сторонником практич, а не отвлеченного познания. Он считал, что прир чел необходимо усовершенствовать
В это врем Рос мног перенимает из западноевроп культ,котор развив под знамен эпох Просвещ.Огром знач для развит всей дух-ой культ Рос имело основан в 1755 году Моск универа.С этого врем фил-фия отход от схоластическ образов и станов-ся свобод от церк.Наиб вид-ми представит-ми фил-фского знан этого пер-М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев.М.В. Ломоносов(1711-1765)-придерж-ся деистическ взгляд и теор двойств-ой ист,что открыв возмож-ти для разраб материалистич-го мировоз.Наука изуч прир,а Священ писан–принадлеж-ть религ.Мир знан и мир веры не противореч др др-у.Матер вечна,неуничтож и дел-ся на 2 вида–«собственную»,из котор сост тела, и «постороннюю»-заполн промежутки, «поры» тела.В мире сущ-ют лишь эти 2 вида матер,абсолют-му простр-ву в нем нет места.Движен,котор М.В. Ломоносов тракт как перемещен тел в простр-ве, сущ в 3 форм: 1) поступательн2)вращательн3)колебательн.Остальн виды движен свод-ся к 3 основным.А Н Радищев (1749–1802)-«Путешествие из Петербурга в Москву»,«О человеке, его смерти и бессмертии»,придерж-ся преимущ деистическ взгляд.Развивающ-ся прир он представ в виде лестниц,на вершине-чел, в котор соед-ся и матер (его орг-зм) и идеал(сознан). В соц-фил-их взглядах идеал—общ-во справедл-ти,состоящ из равноправ свобод гражд.Историческ развит представл собой периодическ смену вольн-ти и рабства,нередко именно борьба за своб привод к рабству. В связи с появлен частн собств-ти и рассл-ем общ-ва в рез общ-го догов было образов гос-во. Но народ не мог добровол соглас-ся на рабство.Отсюда Радищнв делает вывод, что народ вправе судить государя за его несправед-ть.
Уровни и формы развития.
"изменение" – противополож покоя, неизменности. сост, альтернативное стабильности."движение" - любое направленное измен объекта, системы, отнош. Противопол движению – покой (отсутствие изменений). "развитие" - необратимое направл закономер изменение объектов, в резул кот возник новое качественное сост объекта. Процесс-послед смена сост, тесная связь закономерно следующих др за другом стадий изменений.Виды движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.ФОРМЫ РАЗВИ:"прогресс" - совершенствование развивающ объекта, улучшение его качественных параметров,"регресс" - обратный прогрессу процесс, деградация."эволюция" – постепенные количественные изменения."революция" - резкий качественный скачок в развит, коренное преобразование.
46.Диалектика как учение о всеобщих законах бытия.
В рамк классич фил слож отнош фил-ов к движ и развит в окр мире на 2 основ обобщающ подхода-
«диалектика» и «метафизикой.В движении.Диалект—учен о закономерност развит,об изменчив-ти бытия,о взаимосв-ти всех его проявлен и форм,+ фил-ий метод осмыслен и изуч окр действит-ти.Диалектич подход предполаг взаимосвяз-ть пред-ов,явлен,проц-ов*детерминизм-все существующ в мире, все хар-ки протекающ в нем проц-ов, все связи меж отдел фрагм-ми бытия не случ,а закономер.Ядро диалектики составл ряд основополагающ принц-ов,3 основ зак диалектики и сист важ диалек-их катег.Принц всеобщ связи-бытие представл собой целост-ть так или иначе взаимосвяз об-ов различной слож-ти, кач-ва,уровня...Принц всеобщ развит-утвержд невозмож-ть абсолютного покоя в прир.Все в мире когда-то возник, совершенств-ся,услож-ся,достиг своего наиб зрел состоян.Основ зак-ми диалектики:Закон ед-ва и борьбы противоположн(что?)Борьба противополож-ей в самой сущ-ти развивающихся предметов (внутри их) даёт импульс к развит,отраж источ развит.Зак перехода колич-ых измен в кач-ые(как?)Накоплен колич-ых изменен привод к нарушен границы меры и смене кач-ва, отража механизм развит.Зак отриц-я отриц-я(куда)-указыв на направл-ть развит.Возникш нов отриц старое.Категор диалект—наибол общ понят,используемые фил-фией для раскрыт сути диалектическ пробл,сущ-ть/явлен;содерж/форма;причина/следствие; возмож/действит-ть;необходим/случ,колич/кач.Гераклит, Гегель, Маркс.
Мир как иерархия систем
Системы: целостные, сложные, неоднородные, взаимосвязанные,функциональные, структурные. Система-целостн, образ множ элем, находящ в функциональных отнош между собой, образ опред структуру. Вселенная-очень слож многоур система. Млечный путь-наша галактика, в сост кот входит и Солнечная сист, явл элементом своей Мегагалактики. РФ сост и суб. В мире матер сист сущ определенные иерархии — упорядоченные последовательности соподчинения и усложнения. Они служат эмпирической основой системологии. Все многообразие нашего мира можно представить в виде последовательно возникших иерархий.Системы: материальные(машины), идеальные(суждения), социальные; живые, неживой прир; открытые(общество)-закртые; статические(газ)-динамич(солн система); стабильные- нестабильные.
Мировоззрение- сущность, структура , социальная роль
Мировоззрение-совокуп взгляд, идей , убежд , опред отнош суб к окруж миру , к общ и к самому себе . Структ: видение чел-ом окруж мира; оценка качеств и кол-нных парам прир ; осознание своего места в мире; отнош практич к окруж действит во всем ее многообразии. Мировоззр формир или стихийно, или целенаправленно (идеология формир мировоззрение).Мировоззр – сист.СТРУКТ МИРОВОЗЗР:1)миропоним (интеллектуальн процесс; понятия, суждения, умозакл о себе, мире и своих взаимоотнош с миром)2)мировосприятие (наглядные представления о мире);3)мироощущ(эмоции, настроения).Мировоззре меняется с развитием общ.Соц роль- модель поведения чел, объективно заданная соц позицией личн в системе соц, обществ и личных отнош.Сущн- смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обст-тв, сост вещи.
2.Исторические типы мировоззрения.
Миф — форма целостного масс-ого переживан и истолкован действит-ти при помощ чувств-нагляд образов, считающ-ся самостоят-ми явлен-ми реал-ти.В нём преоблад мироощущ. Мифологическ мировоззю в прир видит духовн стор.. Естеств и сверхъестес, фантаз и реал-то смеш-тся.Чел не выделен из прир, он раствор в ней. А мифологич картина мира антропоморфна (человек переносит на мир свои мотивы и переживания). Цен-ти и нормы в мифе представлены образами бог и героев.Они дают людям образцы долж повед.Мифологич мировоз основ не на теоретич довод и рассужд, а на худож переживании мира либо на общ-ых иллюзиях.Религиозное:Действит-ть дел-ся на 2 мира:естеств(мир людей) и сверхъест (мир богов). А в мифолог такого раздвоен нет. Происход разделен знан и веры (в мифолог они ед). Знан имеет дело с естес-ым миром,а вера – со сверхъестес. -религ,как форма мирово, опир-ся на веру в сверхъестес;-религиоз мировоз предполаг возмож-ть установлен контакта меж 2мя мирами,естес-ым и сверхъестес-ым при помощ специфическ культовой системы и обрядности. Философское:Фил-фия как мировоз отлич-ся критическ поз-ей в отнош окр мира, в отнош самого чел,+ в отнош проц познан чел-ом действит-ти. Философское мировоззрение основывается на логически непротиворечивых выводах по повод предм исслед-ия.Фил-фия даёт последов-ые, логич, обстоят-ые ответы на мировоззренч ?. Она апеллир не к чувс, не к вере, а к разум.Сущ 3 типа фил-го мировоз:1космоцентризм-в центр-осмыслен Косм как всесис-го начала, основы, зако-на, определяющего все сущее в прир, жиз чел-а и общ-ва.2.теоцентризм- сущ-ие и развит бытия и всех его составных частей опред-ся сущ-ем и волей Бога.3.антропоцентризм- в центре чел, его сущ-ть, возмож-ти, устремлен, предназначен в мире.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 274.