Преступления, посягающие на отношения по охране и
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рациональному использованию вод и атмосферы

Загрязнение вод

(ст. 250 УК РФ)

Часть 1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

Часть 2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Часть 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.

       Объект преступления – отношения в сфере экологической безопасности, а, также, по охране и рациональному использованию вод.

       Предмет преступления – вода как элемент природной среды. Под водами следует понимать воды рек, озер, прудов, водохранилищ, каналов, подземные воды, ледники, источники питьевого водоснабжения.

       Сравнительный анализ ст.ст. 250 и 252 УК РФ позволяет сделать вывод, что не являются предметом рассматриваемого преступления воды внутренних морей и территориальные воды РФ (см. далее).

       Воды хранилищ, не имеющих экологического значения (отстойники, бассейны, резервуары, колодцы и т.д.), не относятся к предмету рассматриваемого преступления. Их загрязнение, отравление, истощение в зависимости от характера деяния может образовывать состав диверсии (ст. 281 УК РФ), преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ), нарушения санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ), нарушения правил охраны труда (ст. 143 УК РФ). Отношения по охране вод регулируются:

- Законом РФ «Об охране окружающей среды» [17];

- Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [19];

- Водным кодексом РФ [11];

- иными законами РФ, законами субъектов РФ и многочисленными подзаконными правовыми нормативными актами, которые должны применяться в соответствии с Водным кодексом РФ, в частности, Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнений (Санитарные правила и нормы № 4630-38. Минздрав СССР, 1988 г.); Правила охраны поверхностных вод, утвержденных Госкомприроды СССР; Положения об охране подземных вод (Мингеология СССР, 1984 г.) и др.

       Конкретные нормативы предельно допустимых концентраций выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

       За пределами допустимых уровней загрязнения оно становится опасным и влечет уголовную или административную ответственность (ст. 8.13 КоАП РФ) [16].

       Объективная сторона преступления выражается в загрязнении, засорении, истощении поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения, либо ином изменении их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

       Под загрязнением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают их использование, либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.

       Источники загрязнения водоема и вид загрязнения значения не имеют: промышленное, коммунальное, бытовое, сельскохозяйственное, диффузное (т.е., через поверхность земли и воздух). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 05 ноября 1998 г. [65] разъяснил, что по ст. 250 УК РФ должна квалифицироваться эксплуатация промышленных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями или устройствами, либо их отключение, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Вид загрязняющего вещества также значение не имеет: сточные воды, отбросы, отходы, горюче-смазочные материалы, химические вещества, мусор, смеси и т.п. Радиоактивные вещества также могут служить средством загрязнения воды. При этом, если в действиях виновного имеются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 220 УК РФ, деяние следует квалифицировать по ст.ст. 250 и 220 УК РФ по совокупности.

       Под засорением понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование объектов.

       Под истощением вод понимается устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (ст. 1 Водного кодекса РФ [11]).

       Под иным изменением природных свойств вод понимается любое другое изменение их физических, химических или биологических свойств.

       При определении степени загрязнения, засорения или истощения водного источника необходима ссылка на соответствующие нормативы.

       Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.08.92. № 545 [44], а конкретно для водных объектов - Постановлением правительства РФ от 19.12.96.«О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты» [61].

       Обязательным признаком, характеризующим объективную сторону рассматриваемого преступления, является причинение указанного в законе вреда. Состав сконструирован как материальный. Преступление окончено с момента наступления указанных в законе последствий. Загрязнение воды, не повлекшее заболевания людей, гибели скота, рыбы, причинения ущерба сельскому и лесному хозяйству, растительности водоемов и прибрежных земель, содержит состав административно наказуемого деяния (ст. 8.13 КоАП РФ [16]).

       Между загрязнением водной среды и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

Вопрос о признании вреда существенным решается в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств дела. При этом, в частности, следует учитывать:

- количество погибшей рыбы (включая молодь) или других водных животных, растительности, лесных деревьев, сельскохозяйственной продукции (посевов, насаждений, скота и птицы);

- экологическую значимость водоема (питьевой источник, место отдыха, нерестовое место, обиталище водоплавающих, особо охраняемый природный объект и т.п.);

- стоимость утраченного или поврежденного в денежном выражении и по соответствующим таксам;

- площадь распространения загрязняющих веществ.

       Так, существенный вред сельскохозяйственному производству означает гибель посевов на значительных площадях, падеж скота, усыхание лесов, повреждение береговых насаждений, мест выпаса скота.

       Последствия преступления охватывают и вред, причиненный диким или домашним водоплавающим пушным зверям, птице, гибель кормовых запасов, мест обитания животных, нерестилищ, зимовальных ям, нагульных площадей, существенное изменение вкусовых качеств рыбы и утраты ею значения продукта питания.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 250 УК РФ) предусматривает ответственность за деяния, указанные в ч. 1 статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных; совершенные на территории заповедника или заказника, либо в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.

       Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 250 УК РФ) образуют деяния, указанные в ч.ч. 1, 2 ст. 250 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть человека (одного или нескольких).

       Под вредом здоровью в данной статье понимается причинение хотя бы одному лицу легкого, средней тяжести или тяжкого вреда.

Под массовой гибелью животных понимается гибель рыбы на значительных площадях и в больших количествах (включая молодь), либо значительного числа диких и домашних животных, птицы, популяции водных живых организмов.

       Понятие «зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации» идентично рассматриваемым в ст. 247 УК РФ. Применительно к водным объектам оно также дается в ст. 116 Водного кодекса РФ [11].

       Понятия «заповедника» и «заказника» идентичны рассматриваемым в ст. 262 УК РФ.

       С субъективной стороны данное преступление может быть как умышленным, так и неосторожным. Отношение виновного к смерти человека (ч. 3 ст. 250 УК РФ) может быть только неосторожным.

       Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое лицо. Ответственность наступает с 16-летнего возраста. Лица, использующие свое служебное положение при совершении преступления, при наличии признаков состава, отвечают по ст.ст. 201 и 250, или 285 УК РФ по совокупности.

                       

Загрязнение атмосферы

(ст. 251 УК РФ)

Часть 1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.

Часть 2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека.

Часть 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.

       Непосредственный объект преступления – отношения в сфере экологической безопасности, охраны и рационального использования атмосферы.

       Дополнительный объект - жизнь и здоровье человека.

Предмет преступления – атмосфера. С практической точки зрения необходимо отметить, что ответственность за загрязнение воздуха производственных помещений при наличии признаков преступления возможна по ст. 143 УК РФ за нарушение правил охраны труда.

       Отношения по охране атмосферы регулируются:

- Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [19];

       - ФЗ РФ от 04.05.99. «Об охране атмосферного воздуха» [18];

       - Постановлением Правительства РФ от 24.05.95. № 526 «О первоначальных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой» [62];

- рядом других нормативных актов РФ, ее субъектов, министерств и ведомств.

       С объективной стороны преступление состоит в нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушения эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.

       Под выбросом понимается выход в атмосферу загрязняющих веществ от какого-либо источника загрязнения.

       Под загрязнением понимается насыщение воздуха различными веществами (продуктами горения, газами, пылью и др.).

Под иным изменением природных свойств воздуха понимается физическое, химическое, биологическое, радиационное изменение качества атмосферного воздуха в результате совершения указанных в законе действий, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую природную среду и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, сельскохозяйственному производству и иной экономической деятельности человека, генотипу человека, растений и животных.

       Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов может заключаться в:

- превышении установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- превышении нормативов физических воздействий;

- выбросе загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов;

- вредом физического воздействия на атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов;

- вредном физическом воздействии на атмосферу без разрешения такого органа, когда получение его необходимо в соответствии с законодательством РФ;

- неиспользовании установленных сооружений, оборудования, аппаратуры, предназначенной для очистки и контроля выбросов в атмосферу. 

       По смыслу ч. 1 ст. 251 УК РФ, преступление считается оконченным, если нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации указанных выше объектов повлекло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Таким образом, состав сконструирован как материальный, само загрязнение воздуха или изменение его свойств – есть последствие. Однако при подобной конструкции, в случае выброса вредных веществ не усматривается никакого различия между преступлением и административно наказуемым деянием (ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ [16]). Различие усматривается лишь при нарушении правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов. Проступок окончен, если деяния создали угрозу загрязнения воздуха, а преступление – когда загрязнение произошло. Такой же недостаток был свойственен и ст. 223 УК РСФСР (прежнего УК РФ). Чтобы разграничить каким-то образом эти правонарушения, Пленум ВС СССР в постановлении «О практике применения судами законодательства об охране природы» от 07 июля 1983 г. [67] указывал, что в ответственность за загрязнение воздуха наступает в случаях, когда концентрация загрязняющих веществ в атмосфере, а также уровень вредных физических воздействий на атмосферный воздух превышает установленные нормативы, в результате чего причинен или мог быть причинен вред здоровью людей.

       Подобный подход необходимо использовать и при толковании ст. 251 УК РФ. Преступление по ч. 1 ст. 251 УК РФ следует считать оконченным, если загрязнение создало реальную опасность причинения вреда здоровью людей и эти последствия не наступили лишь благодаря какой-то случайности (ветер отнес облако выброса в сторону от населенного пункта, развеял его) или вовремя принятыми мерами (например, население было оперативно эвакуировано). Если в результате загрязнения или иного изменения свойств воздуха причинен вред здоровью человека, содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 251 УК РФ, а в случае смерти человека – по ч. 3 ст. 251 данной статьи. Эти составы материальные.

       Реальную опасность причинения вреда здоровью населения и окружающей среде создает экстремально высокое загрязнение атмосферного воздуха, на критерии которого следует ориентироваться при решении вопроса об уголовной ответственности. Критериями его, согласно, реально применяемым на практике положениям постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" [63]  
являются содержание одного или нескольких веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию ПДК):

- в 20-29 раз при сохранении этого уровня более 2 суток;

- в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;

- в 50 и более раз.

       К визуальным и органолептическим признакам экстремально высокого загрязнения воздуха относятся:

- появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;

- обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека (резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднительное дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и др. (одновременно у нескольких человек));

- выпадение окрашенных дождей и других атмосферных осадков, появление у осадков специфического запаха или несвойственного вкуса.

       Под причинением вреда здоровью человека понимается причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью хотя бы одному лицу. Между нарушениями правил и наступившими последствиями необходимо установить причинную связь.

Если загрязнение атмосферы сопряжено с уничтожением или повреждением лесов, причинением вреда особо охраняемым природным территориям, уничтожением критических мест обитания для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, содеянное, помимо ст. 251 УК РФ, следует квалифицировать соответственно по ст.ст. 259, 261, 262 УК РФ по совокупности, поскольку указанные последствия выходят за рамки состава загрязнения атмосферы.

       С субъективной стороны деяние, наказуемое по ч. 1 ст. 251 УК РФ, может быть как умышленным, так и неосторожным, а по ч. 2 и 3 ст. 251 УК РФ – только неосторожным.

       Субъект преступления – лицо, ответственное за эксплуатацию установок, очистных или иных сооружений и объектов, или допустившее нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ. Субъектами могут быть должностные лица и иные работники государственных организаций и предприятий, а также работники негосударственных структур. Ответственность наступает при достижении 16 летнего возраста.

                       


Загрязнение морской среды

(ст. 252 УК РФ)

Часть 1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

Часть 2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам.

Часть 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.

       Объект преступления – экологическая безопасность и отношения в сфере охраны вод и живых ресурсов моря.

       Безопасные условия пользования морскими водами зафиксированы в ряде международных договоров, участниками которых является Россия;

- Женевской конвенции об открытом море 1958 г. [68];

- Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. [69];

- Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. [70];

- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва-Вашингтон-Лондон-Мехико 1972 г.) [71] и др.

       В соответствии с ними страны – участники соглашений установили в национальном законодательстве перечни запрещенных к сбросу в океан веществ, нормы их допустимой концентрации в сбрасываемых смесях и ответственность за загрязнение вод внутренних и иных морей. В РФ защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря регламентируются также ст.ст. 32-38 ФЗ от 31.07.98. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» [35] , Законом РФ «Об охране окружающей среды» [17] и др. актами.

       Местом совершения преступления является морская среда: внутренние моря РФ, территориальное море, открытое море.

       Под открытым морем понимается часть моря, на которую не распространяется юрисдикция никакого государства. Оно не входит ни в территориальные воды, ни во внутренние воды какого-либо государства. Режим его использования определяется нормами международного права.

       Понятия внутренних морских и территориальных вод определены в ст. 5 Закона РФ от 01.04.93. «О Государственной границе Российской Федерации»[36] и ст.ст. 14,15 Водного кодекса РФ [11].

К внутренним морским водам относятся внутренние моря, морские воды портов, заливов, губ, лиманов и проливов, ограниченные пределами, определенными системой отсчета, указанной в ст. 5 названного Закона.

       Под внутренними морями понимаются моря, глубоко вдающиеся в сушу и сообщающиеся с океаном или прилегающими к морю проливами. В зависимости от гидрологического режима они делятся на межматериковые (Средиземное, Красное) и внутриматериковые (Черное, Белое, Балтийское). Внутренние моря не следует путать с озерами, которые вследствие большой величины зачастую обозначают, как «море» (Каспийское, Аральское) или водохранилищами (Московское «море»).

       Под территориальными водами РФ понимаются прибрежные морские воды шириной, по общему правилу, 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. В отдельных случаях, ширина территориальных вод устанавливается международными договорами.

       Предмет преступления – воды внутренних морей, территориальные воды, воды открытого моря, а, также, живые ресурсы моря: рыбы, млекопитающие, планктон, растительность и др.

       С практической точки зрения важно уяснить, что предметом данного преступления не могут быть иные воды: рек, озер, водохранилищ и т.д. (см. ст. 250 УК РФ).

       В качестве источников загрязнения выступают береговые источники, транспортные средства, возведенные в море сооружения. Береговые источники – это промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные, портовые и иные предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности, и любые другие источники загрязнения, находящиеся на суше. Если из находящегося на суше источника загрязнена река, впадающая в море, и, как следствие, воды моря, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности ст.ст. 250 и 252 УК РФ.

       Под транспортными средствами понимается любое морское транспортное самоходное или буксируемое (баржа) средство (грузовое, пассажирское, военное, научно-исследовательское и иное);

       Под другими плавучими средствами понимаются технические передвижные устройства, предназначенные для выполнения отдельных видов морских и иных работ (бурильные установки, подъемные краны, плавучие доки, гидронасосы, землечерпальные машины и т.д.); воздушные суда (летательные аппараты любого типа и назначения, пролетающие над морскими водами, либо совершающие на них посадку).

       Под искусственно возведенными в море сооружениями понимаются стационарные технические сооружения, предназначенные для работ в море (платформы, буровые установки), а, также, причалы, маяки и т.п.

       Ответственность за загрязнение вод открытого моря распространяется только на российские суда и иные указанные в законе технические объекты и сооружения.

       Объективная сторона преступления выражается в действии (незаконный сброс или захоронение загрязняющих веществ с перечисленных в законе источников) или бездействии (непринятие мер по предотвращению сброса загрязняющих веществ).

       Под загрязнением понимается сброс или поступление иным способом в море, а также, образование в его водах вредных веществ, которые ухудшают качество вод моря, ограничивают использование или негативно влияют на состояние его обитателей, растительности, дна и берегов. В качестве средств загрязнения в законе названы вредные для здоровья людей и живых ресурсов моря, либо способные воспрепятствовать правомерному использованию морской среды вещества и материалы. Сброс считается оконченным, если в море утапливаются вещества и материалы, сброс которых не допустим ни при каких обстоятельствах, либо иные вещества в количестве, превышающем допустимые нормы, либо на расстоянии от берега менее установленного предела, либо в местах, запрещенных для сброса, либо без соответствующей защиты.

       Постановлением Правительства РФ от 10.03.00. были утверждены Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых концентраций вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации [64].

       В качестве загрязняющих веществ следует рассматривать и радиоактивные материалы в твердом или жидком состоянии. В случае, если они перед этим незаконно приобретались, хранились, использовались, кому-либо передавались или разрушались, содеянное следует также квалифицировать по совокупности со ст. 220 УК РФ.

       Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов, в том числе при их захоронении, изложены в общей форме в ст.ст. 48, 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» [17].

       Под захоронением, в отличие от сброса, понимается погружение в воду вредных веществ и материалов, предварительно помещенных в какую-либо емкость (контейнер, бочку, затапливаемое судно, либо закапывание их в недрах морского дна, либо помещение в складки рельефа дна – щели, впадины, каньоны и т.п.).

       Под воспрепятствованием правомерному использованию морской среды понимается, например, загрязнение зон отдыха, пляжей нефтью, уничтожение, повреждение мест выращивания моллюсков, уничтожение рыбных запасов, порча вкусовых качеств рыбы, препятствующая использованию ее в пищу, повреждение или уничтожение плантаций морских промысловых водорослей и тому подобные деяния, делающие невозможным, либо затрудняющие пользование морской средой.

       Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 252 УК РФ считается оконченным с момента загрязнения морской среды. Состав преступления формальный, наступление последствий для квалификации его как оконченного не требуется. Фактически они могут иметь место, но не должны относиться к разряду существенного вреда.

       Квалифицированные виды преступлений, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 252 УК РФ, содержат материальные составы. Между деяниями и наступившими последствиями необходимо установить наличие причинное связи.

       Под существенным вредом понимается возникновение хотя бы одного из заболеваний людей, которые от носятся к разряду тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, массовую гибель рыбы или иных живых ресурсов моря, такое загрязнение зон отдыха, мест обитания и разведения животных, которое делает невозможным их дальнейшее использование без существенных затрат на восстановление качества природной среды. Оценивая размеры вреда, необходимо учитывать стойкость загрязнения, вид загрязняющего вещества, площадь загрязнения, количество погибших живых организмов, ценность загрязненных участков в экологическом отношении (заповедник, заказник, нерестовое место), объем материальных затрат, необходимых для ликвидации загрязнения, и т.п.

       Методики подсчета ущерба, применяющиеся при оценке вреда, идентично рассматриваемому в ст. 250 УК РФ.

       С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 252 УК РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, а предусмотренные ч. 3 этой статьи, – только по неосторожности.

       Субъектом преступления могут быть капитаны и другие члены экипажа российского или находящегося в водах РФ иностранного судна или иного плавучего средства, либо работники платформ или иных искусственно сооруженных в море конструкций, в чьи служебные обязанности входило недопущение сбросов в море вредных веществ, командиры воздушных судов, а, также, работники береговых предприятий, учреждений, независимо от формы собственности, и иные лица, по чьей вине произошло загрязнение морской среды. Ответственность законом предусмотрена с 16 лет.

       Ответственность недолжностных лиц не исключается и в тех случаях, когда они, выполняя распоряжение должностного лица либо руководителя негосударственной организации, сознавали, что ими причиняется вред природной среде, а отданное распоряжение незаконно. Должностные лица или руководители коммерческих или негосударственных организаций, выполняющие управленческие функции, которые дают распоряжения о сбросе или захоронении вредных веществ в море, при наличии в их действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями и полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в негосударственной организации, несут ответственность за загрязнение вод моря и, соответственно, по ст. 185 или 201 УК РФ.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 260.