Информационно-предметный блок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные проблемы:

1. Политическая власть: понятие, структура, функции.

2. Механизм осуществления политической власти.

3. Эффективность и легитимность власти.

Основные понятия: кратология, власть, господство, авторитет, политическая власть, легитимность, легальность, типы легитимного господства (традиционное, харизматическое, легальное), основания власти, ресурсы власти, уровни легитимности (идеологический, структурный, персональный).

Кратология (тр. kratos власть logos учение) - наука о власти.

Власть - один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Необходимость В. обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Ее основные свойства: всеобщность (В. функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (В., проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).

Существует несколько исторических форм В.: анонимная В., "распыленная" среди членов примитивного общества; индивидуализированная В., возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности; институализированная В., опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. В современной политической науке выделяется еще одна форма В. - "надгосударственная" В., представленная законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются па территорию и население более десятка европейских стран.

В политологической литературе выделяют три аспекта В.: директивный - господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы; функциональный - способность и умение практически реализовать функцию общественного управления; коммуникативный - общение, определенный "язык", который понятен всем сторонам властного общественного отношения.

В структуру В. входит ее источник, субъект - объект, функции, основания и ресурсы. Источник В. - властное первоначало. В качестве источников В. могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знание, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д. Субъект В. (индивид, организация, социальная общность и др.) воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти; 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. Объектом В. может быть отдельный индивид, социальная группа, класс и т.д. Функциями В. являются: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д. Под основаниями В. понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы В. - это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой В. и ее оснований.

В. бывает экономической, политической, правовой, духовной, семейной и т.д. Субъектами В. выступают руководители предприятий, фирм, политических партий и профсоюзов, видные церковные иерархи, функционеры государственной администрации и т.д. Для регулирования отношений между управляющими и управляемыми используется понятие "этос власти", под которым понимается поле руководящих начал, правил, образцов, эталонов регуляции и инспирации групповой жизни на основе силовых механизмов и волевых (принудительных, побудительных) решений, которые вытекают из чьих-л. интересов, проводят, отстаивают их, отвечают им.

Господство - понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата. М. Вебер, различая власть и Г., отмечал, что последнее предшествует власти. В понятии Г. подчеркивается вероятность того факта, что властный приказ встретит повиновение объекта. Согласно Веберу, существуют три типа Г.: 1) традиционное, обусловленное традициями, нравами, привычкой к определенному поведению, - геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего; 2) харизматическое Г. (см. Харизма); 3) легальное Г. (рационально-бюрократическое), основанное на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Легальное Г. возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа Г. являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники - бюрократия. Авторитет (лат. auctoritas власть, влияние) - 1) общепризнанное значение, влияние; тот, кто пользуется общим признанием, влиянием; 2) одна из форм осуществления власти, основанная на общепризнанном влиянии какого-л. субъекта (личности, группы, организации). По М. Веберу, власть А. гарантируется традициями, рационально обоснованной законностью (легальностью) и харизмой. А. не всегда связан с властью, его наличие возможно и без наделения властными полномочиями его обладателя, последний в таком случае является наиболее уважаемым человеком (политическим субъектом). В зарубежной политологии слова authority (англ, авторитет) и power (англ, власть) нередко употребляются как синонимы.

Власть политическая - отличительными признаками В.п. являются: а)легальность в использовании силы и др. средств властвования в пределах страны; б) верховенство, обязательность решений В.п. для всего общества и, соответственно, для всех др. видов власти; в) публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона); г) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, напр., от власти экономической); д) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и др.). В.п. подразделяется на государственную и общественную власть. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

Легитимность ( лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный) - определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом.

История понятия "Л." восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Л. преимущественно трактовалась как право верховных должностных лиц. поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти.

В научный обиход термин "Л." ввел М. Вебер, указавший, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Этот термин часто переводится как "законность", что не совсем точно, т.к. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия.

В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию Л., которая дает возможность измерить Л. эмпирическим путем.

Д. Истон и его последователи утверждают, что условием Л. политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Л. в их представлении - это "степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки". Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую Л.

Диффузная Л., согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идей и принципов политической власти, независимо от результатов ее деятельности.

Специфическая Л. ситуативная, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует. В 80-е гг. в политической науке наряду с диффузной и специфической Л. были введены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфически-диффузная, с помощью которых можно точнее измерить Л. власти, политического режима или его отдельного института.

В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии Л. Французский политолог Ж. Л. Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора - управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется, прежде всего, относительно них. Т.о., она должна ее ответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая Л.) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая Л.).

Демократическая Л. - это перенос на все общество механизма Принятие решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная свободная коллективная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм - мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально - как для выбора представителей народа, так и для сования законов или принятия решений в рамках исполнительных коллегиальных структур. Однако в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали подтверждению авторитаризма и тоталитаризма.

Технократическая Л. связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип Л. может иметь свои "извращения", когда к власти приходит "компетентная, элита, культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство".

Кроме того, согласно Ж. Л. Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая Л.) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая Л.).

Идеологическая Л. основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения.

Онтологическая Л. - это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Она измеряется уровнем соответствия "тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно, но которому он может противостоять".

В политологической литературе выделяются также три уровня Л. власти:

1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности - идеологические ценности;

2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности, установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности - специфические политические структуры;

3) персональный: в основе - одобрение данного властвующего лица; источник легитимации - личный авторитет правителя.

Для поддержания Л. власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения Л. власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.

Показателями Л. власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Л. политического явления не означает его юридически оформленной законности. Л. не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Легальность ( лат. legalis законный) :- понятие, выражающее формально-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, политическая деятельность. Л. устанавливается и гарантируется властью. Л., в отличие от легитимности (которая может быть, напр., харизматической, иррациональной), рациональна. Форма легализации власти - законодательство (акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента и т.д.). Для граждан Л. состоит в повиновении законам и их исполнении.

Типы легитимного господства (традиционное, харизматическое, легальное): см. господство.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 215.