Дискуссия.
Проблема соотношения морали и политики в истории политической мысли
Что общего и в чем различая между политикой и моралью? Дилемма «политика — мораль»: совместима ли политика с Нравственностью? Может и должна ли политика быть нравственнее? Актуальность этих «вечных» вопросов для современной России: какой ценой должен быть оплачен переход к свободе?
Подходы к проблеме соотношения морали и политики в истории политической мысли:
Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль — частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж.Ж. Руссо призывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон: искусство управления состоит в искусстве быть честным.
Политика и мораль автономны. Н. Макиавелли: мораль — сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы».
М. Вебер «примирял» мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»).
Проблема связи нравственности с политикой и свободой человека: свободен ли человек или нет, имеет ли он свободу нравственного выбора в своих действиях, в том числе в действиях политических, может ли человек быть нравственным, будучи несвободным?
Средства политики и нравственность. Между Сциллой «нравственных» целей и Харибдой «безнравственных» средств (Макиавелли, Кант, Гегель). «Цель оправдывает средства». Категорический императив И. Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Политическая этика.
Семинар.
«Идеальное государство» и «идеальное управление» в истории политической мысли
1. Проекты идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и особенное.
2. Принципы политической деятельности главы государства в концепции Н. Макиавелли.
3. Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка.
Коллоквиум.
Идейные истоки политологии
Политическая мысль классической древности и средневековья. Политико-правовые взгляды Конфуция. Проекты идеальной организации общества в «Государстве» Платона. Классификация политических режимов Аристотелем. Выделение Аристотелем понятия устойчивого государственного строя наряду с идеальным. Функции государства в «Политике» Аристотеля. Учение Цицерона о государстве и праве.
Христианская политическая доктрина (Августин Блаженный «О граде Божьем»: разграничение морально-религиозной и политической сфер, функций церкви и государства). Политическая философия Фомы Аквинского.
Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени. Переход от религиозной к светской политической теории. Республиканские взгляды Н. Макиавелли. Зарождение теории государственного суверенитета в учении Ж. Бодена. Т. Гоббс об общественном договоре и абсолютности государственной власти. Развитие Дж. Локком теории естественного права и общественного договора. Учение Ш. Монтескье о разделении властей. Формирование радикально-демократического направления политической мысли (политическая теория Ж.Ж. Руссо). Политические идеи Т. Джефферсона и А. Гамильтона в период борьбы США за независимость. Политические концепции Э. Берка, Дж. С. Милля, А. де Токвиля. Утопический социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Политическая доктрина социализма.
Контрольно-оценочный блок.
Контрольный тест .
Укажите, какие из приведенных ниже понятии и определений соответствуют друг другу:
Понятия:
а) макиавеллизм;
б) охлократия;
в) олигархия;
г) деспотизм;
д) теория «общественного договора»;
е) аристократия;
ж) тирания;
з) полития.
Определения:
1) правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом;
2) концепция, объясняющая природу и смысл государства в контексте соглашения заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естественных прав;
3) неограниченное и жестокое правление одного человека;
4) образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленных политических целей;
5) власть немногих;
6) власть толпы;
7) власть лучших;
8) абсолютная и беззаконная власть, произвол, самодурство.
Контрольные вопросы:
1. Основное содержание античных проектов политического устройства общества.
2. Концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории политической мысли (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.).
Темы рефератов:
1. Принцип справедливости в «идеальном государстве» Платона.
2. Учение Аристотеля о наилучшем устройстве общества.
3. Мораль и политика в учениях Конфуция и Н. Макиавелли.
4. Идеи Ш. Монтескье о разделении властей.
Тема 3. Русская политическая мысль XIX — начала XX века.
Цель занятия: рассмотреть особенности и основные направления русской политической мысли, трактовки в ней проблем власти и государства.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 361.